Анализ государственной политики в сфере здравоохранения




Государственная политика в области здравоохранения направлена на создание таких условий для системы здравоохранения, которые позволяют осуществлять санитарное просвещение населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание медицинской помощи гражданам, проводить научные исследования в области здравоохранения и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать материально-техническую базу системы здравоохранения.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

Конституция РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Охрана здоровья граждан в России -- это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В целях обеспечения охраны здоровья населения и развития системы здравоохранения принимаются федеральные и региональные целевые программы в области здравоохранения.

Так был принят в 2006 году Национальный проект "Здоровье", задачей которого являлось улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.

В рамках реализации национального проекта "Здоровье" выделялось три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Благодаря проекту впервые в новейшей российской истории удалось стабилизировать численность населения страны. За последние пять лет естественная убыль населения сократилась почти в 3,5 раза, ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на три с половиной года и достигла в 2009 году 69 лет. Используя данные приложения В, отразим как изменялась продолжительность жизни.

Рисунок 2-Ожидаемая продолжительность жизни

В ходе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в состоянии здоровья населения наметился ряд положительных тенденций. В 2009 году смертность в России снизилась на 65,4 тыс. человек по сравнению с 2008 годом, а число родившихся увеличилось на 47,8 тыс. человек. Данные численности родившихся и умерших представлены в Приложении Б.

Рисунок 3 -Динамика численности родившихся и умерших

На 1 января 2011 года открыто 176 центров здоровья для детей

Среднемесячная начисленная заработная плата работников здравоохранения возросла на 161 % с 5,9 тыс. рублей в 2005 г. до 15,4 тыс. рублей в 2010 г.

Благодаря проведению мероприятий в рамках проекта "Здоровье":

- уровень обеспеченности населения высокотехнологичными видами медицинской помощи вырос с 20 % (2005 год) до 72,4 % (2010 год);

- с 2007-2010 закуплено 16786 единиц дорогостоящего оборудования;

- в эксплуатацию ведено 15 перинатальных центров;

- сумма материнского капитала увеличена до 312 тысяч в 2009 году;

- программой родовых сертификатов в России охвачено более 92 % беременных женщин и новорожденных;

- На развитие донорства и служб крови в регионах России в 2009 году выделено 4,2 миллиарда рублей.

- детские пособия увеличены с 1 января 2009 года на 8,5 %.

Во исполнение Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года будет осуществляться реализация проектов "Формирование здорового образа жизни" и "Сохранение и укрепление здоровья населения, развитие здравоохранения", целевой программы "Модернизация системы медико-биологического и медико-санитарного обеспечения спорта высших достижений на 2011-2013 годы", целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)".

С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", направленный на совершенствование системы обязательного медицинского страхования.

Закон устранил недочеты действующей системы. Главные его нововведение затрагивают, прежде всего, финансирования системы ОМС, в частности, вводится ее централизация и обещанное с 2008 года одноканальное финансирование, переход с 2013 года на полный тариф, введение обязательных платежей регионов за неработающее население. Эти изменения должны позволить существующим на бумаге нормам -- а именно свободное обращение полиса ОМС на всей территории России, выбор застрахованным медицинского учреждения -- реально заработать.

Федеральным законом устанавливаются основные принципы осуществления обязательного медицинского страхования, в том числе обеспечение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи застрахованному лицу в рамках программ обязательного медицинского страхования (на всей территории Российской Федерации в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования, а также в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования, оказываемой на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования), доступность и качество оказываемой медицинской помощи); определен правовой статус и полномочия фондов ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования; их права, обязанности и ответственность, а также права и обязанности застрахованных лиц и страхователей.

В целях обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи ежегодно разрабатывается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Проект Постановления Правительства РФ от 3 августа 2010 г. "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год" определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам России на территории РФ бесплатно.

В Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи включен раздел "Критерии доступности и качества медицинской помощи", в соответствии с которым в субъектах Российской Федерации устанавливаются целевые значения критериев доступности и качества, позволяющие оценить эффективность реализации территориальных программ государственных гарантий.

Реализацию политики Российской Федерации в области здравоохранения на период до 2020 года предполагается осуществлять путем:

- дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, в т.ч. в сфере налогового права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики, с учетом мер по реализации политики в области здравоохранения, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы стимулов в сфере здравоохранения;

- включения задач и мероприятий, призванных улучшить ситуацию в здравоохранении, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

- учета задач политики в области здравоохранения при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач политики в области здравоохранения, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

- методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление процессами в здравоохранении;

- постоянного мониторинга и анализа процессов в здравоохранении и корректировки на их основе конкретных мер политики в области здравоохранения;

- развития научных исследований в сфере здравоохранения.

В результате реализации мероприятий предполагается снизить больничную летальность, смертность от заболеваний, управляемую мерами здравоохранения, обеспечить повышение качества услуг и удовлетворенность населения.

С 2015 года работодатели будут перечислять в среднем за одного работника 14 тысяч рублей, регионы - 7,3 тысячи. При этом втрое вырастут расходы на программы ОМС. В 2011 году - 540 миллиардов рублей. К 2015 году они достигнут 1,4 триллиона. Правда, и тратиться деньги будут более широко. К примеру, в ОМС к этому времени войдет "Скорая помощь". Система распределения средств будет иной. Сейчас самые бедные регионы получают дотации, а после того, как система заработает, все средства будут стекаться в федеральный фонд ОМС, а из него уже пропорциональными долями, согласно нормативам, распределяться по территориям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: