Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая – обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:
- конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи, включая определение набора медицинских услуг, технологий и лекарственных средств, предоставляемых в рамках реализации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- совершенствование системы медико-экономических стандартов с целью внедрения современных медицинских технологий при лечении наиболее распространенных заболеваний и заболеваний, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;
- планирование средств, необходимых для реализации государственных гарантий, на основе финансовых нормативов, рассчитанных с использованием медико-экономических стандартов и наборов медицинских услуг, технологий и лекарственных средств.
Вторая – создание эффективной модели формирования финансовых ресурсов программы государственных гарантий в связи с принятием Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации»:
|
- осуществление перехода на одноканальное финансирование оказания медицинской помощи на основе обязательного медицинского страхования;
- введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому для всех организаций и работодателей тарифу, независимо от отраслевой принадлежности;
- введение предельного размера годового заработка, на который начисляются страховые взносы;
- установление федеральных требований к размеру взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
- создание эффективной системы выравнивания финансовых условий территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий.
Возможные пути реализации стратегии реформирования здравоохранения представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Пути реализации стратегии реформирования здравоохранения.
На рисунке наглядно видно, что главной задачей реформирования российского здравоохранения является обеспечение качества лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений, а также внедрения эффективных методов медицинской помощи.
Третья – модернизация системы обязательного медицинского страхования на основе Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании Российской Федерации:
|
- повышение ответственности страховых медицинских организаций, которые при введении одноканальной модели финансирования программы обязательного медицинского страхования становятся покупателями медицинских услуг, предоставляемых медицинскими организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности, а также несут соответствующие финансовые риски;
- оплата медицинской помощи на основе обоснованных тарифов, рассчитанных с учетом требований медико-экономических стандартов и включающих все статьи затрат на оказание медицинской помощи;
- создание системы управления качеством оказываемой медицинской помощи;
- формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с акцентом на создание условий для выбора страховщика и медицинской организации самим застрахованным, а также обеспечение доступности информации о деятельности страховщиков и медицинских организаций для облегчения выбора застрахованных лиц.
Четвертая – повышение эффективности системы организации медицинской помощи:
- поэтапная реализация функционального разделения диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий между уровнями оказания медицинской помощи;
- последовательное развитие первичной медико-санитарной помощи, которая может обеспечить лечение 70-80% случаев заболеваний без направления на последующие этапы оказания помощи;
- существенное повышение роли профилактической составляющей в деятельности звена первичной медицинской помощи на основе периодических диспансеризаций, постоянного наблюдения за группами риска, реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни;
|
- формирование правовой базы для защиты прав пациента и персонифицированной ответственности врачей за оказание медицинской помощи при одновременном развитии страхования профессиональной ответственности врачей;
- расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений на основе преобразования большинства бюджетных учреждений в организационно-правовую форму автономных учреждений.
Пятая - улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях:
- организация лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
- определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;
- создание системы государственного регулирования цен на лекарственные средства, предоставляемые гражданам в системе обязательного медицинского страхования.
Шестая – информатизация здравоохранения:
- создание единой информационной системы учета граждан Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования;
- создание защищенной сети передачи данных в системе обязательного медицинского страхования и подключение к ней всех лечебно-профилактических и аптечных учреждений, страховых медицинских организаций;
- создание единой национальной системы электронных историй болезни (в первую очередь с данными первичного звена), включая защищенный обмен персонифицированными учетными данными об оказанных медицинских услугах и лекарственном обеспечении в системе обязательного медицинского страхования;
- создание медицинского информационного и образовательного ресурса.
Седьмая - развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении, повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации к качественному труду:
- определение приоритетных направлений научных исследований в области охраны здоровья;
- формирование целевых научных программ по разработке и внедрению новых эффективных технологий ранней диагностики, профилактики и лечения социально значимых заболеваний, реабилитации больных; поддержанию здоровья населения и формированию здорового образа жизни;
- разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению подготовки врачебных кадров согласно государственным приоритетам;
- разработка и внедрение единого реестра медицинских кадров;
- разработка стандартов подготовки организаторов здравоохранения различного уровня, разработка и реализация образовательных программ для работы в новых условиях;
- внедрение системы непрерывного образования и повышения профессионального уровня врачей и среднего медицинского персонала с акцентом на их постоянное переобучение и освоение передовых медицинских технологий.
Восьмая – создание системы охраны здоровья населения:
- формирование здорового образа жизни и повышение ответственности населения за собственное здоровье;
- создание условий для ведения здорового образа жизни;
- разработка и реализация национальных программ по профилактике алкоголизма и табакокурения;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Девятая – формирование и реализация Государственной программы развития здравоохранения, приоритетными направлениями которой являются:
- развитие Службы крови;
- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий;
- снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний;
- снижение смертности от онкологических заболеваний;
- диспансеризация работающего населения.