Учителя начальных классов
Кузнецова Евгения Александровна
Владарчук Татьяна Александровна
2014 год
В практике реализации Федерального государственного образовательного стандарта мы сталкиваемся с различными вопросами, требующими особого внимания и специальной подготовки учителя начальных классов. Один из таких важных аспектов при введении ФГОС является оценка результатов внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности должна происходить на трех уровнях:
• представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объедения, системы мероприятий, лагерной смены и т. п.);
• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
• качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности на основании суммирования индивидуальных результатов обучающихся.
Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:
· комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных и предметных результатов);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур оценки достижений обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы внеурочной деятельности;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации программы при интерпретации результатов педагогических измерений.
Однако, учитель в своей работе сталкивается с отсутствием чёткого инструментария для такой оценки, с отсутствием потребности различных школьных «институтов» в результатах такой оценки, с отсутствием «границ» в самой оценке достижений результатов внеурочной деятельности.
Формы представления таких результатов обычно определяются локальными актами учебного заведения. Есть такой раздел и в ООП НОО МОУ лицей.
Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном празднике (мероприятии) в форме творческой презентации, творческого отчёта и пр.
Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений.
Нам представляется, что в практике работы МОУ лицей, есть необходимость и возможность проведения мониторинга эффективности внеурочной деятельности. Опыт нашей работы по этому вопросу был обобщён на школьном методическом объединении учителей начальных классов МОУ лицей и одобрен педагогами.
Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Объекты мониторинга: все участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).
Предмет мониторинга: состояние управления процессом организации внеурочной деятельности.
Задачи мониторинга:
· получение комплексной информации об уровне управления процессом организации внеурочной деятельности в лицее;
· отбор программ внеурочной деятельности с положительной динамикой результатов, изучение и представление опыта работы их руководителей;
· организация оперативного реагирования на негативные тенденции в системе внеурочной деятельности;
· подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга;
· подготовка методических рекомендаций для организации внеурочной деятельности.
Основные принципы организации и проведения мониторинга:
· использование информационных данных и системы мониторинговых показателей, наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление;
· осуществление мониторинга в течение более или менее длительного срока с определенными интервалами сбора информации;
· взаимосвязь мониторинговых исследований на всех уровнях.
Критериии мониторинговых исследований:
· личностный рост обучающихся (рост социальной активности, мотивации к активной познавательной и социальной деятельности; коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня воспитанности – усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
· сформированность детского коллектива в рамках секции, кружка, объединения (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.);
· качественное повышение уровня организации внеурочной деятельности.
Мониторинг предполагает примерные показатели определения результативности реализации программы:
Ø рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
Ø удовлетворенность участников внеурочной деятельности уровнем и качеством образовательных услуг;
Ø востребованность форм и мероприятий внеурочной деятельности;
Ø расширение познавательных интересов, образовательных запросов обучающихся в рамках учебной и внеурочной работы;
Ø положительная динамика участия школьников в творческих коллективах, студиях системы дополнительного образования школьного/ городского/всероссийского уровней;
Ø положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках и т.п. школьного /городского/всероссийского уровней;
Ø успешность участия школьников в проектах различного уровня (победители в % к общему количеству школьников);
Ø расширение спектра образовательных программ внеурочной деятельности, взаимодополняющий и интеграционнный характер их содержания;
Ø повышение эффективности применения педагогами продуктивных технологий в воспитании, используемых внеаудиторных форм деятельности и активное формирование банка авторских образовательных программ, методических разработок;
Ø расширение социально-педагогического партнерства;
Ø общественная экспертиза внеурочной деятельности школы (публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, благодарности и т.п.);
Ø расширение использования материально-технического и ресурсного обеспечения внеурочной деятельности лицея;
Ø сохранность контингента всех направлений внеурочной работы.
Для оценки эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности мы предлагаем использовать карту достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям. Конечно, в этой карте мы использовали опыт наших коллег. Для представления результатов достижений используются также такие формы, как выставка достижений учащихся, самооценка, педагогический мониторинг, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.