Тема: ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Цели:формирование представления обиосоциальной природе человека; выявление особенностей процесса формирования личности; ознакомление с понятиями «социальный статус» и «социальная роль»; анализ стадий и форм социализации личности.
План:
1. Теории развития личности
2. Социальный статус и социальная роль
3. Социализация личности
Литература:
- Бабосов, Е. М. Общая социология: учебн. пособие для студентов высших учебных заведений / Е. М. Бабосов. – Минск: Тетра Системс, 2010. – 603 с.
- Бабосов, Е. М. Социология личности, стратификации и управления / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006. – 410 с.
- Беляева, Е. В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну / Е.В. Беляева // Социология. – 2008. – № 4. – С. 70–76.
- Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс; пер. с англ. – 2-е изд., полностью перераб. и доп. –: М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632 с.
- Гуцаленко, Л.А. Вернуться к человеку, но к какому? / Л.А. Гуцаленко // Социология. – 2009. – № 4. – С. 19–28.
- Данилова, Е. А. Социодинамика ценностей молодежи Республики Беларусь / Е. А. Данилова // Социология. – 2008. – № 4. – С. 99–107.
- Кравченко, А. И. Социология: учебник для вузов / А. И. Кравченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. – 383 с.
- Левицкая, И. В. Ценностное сдерживание девиантизации современного белорусского общества / И. В. Левицкая // Социология. – 2009. – № 3. – С. 120–134.
- Социология: учеб. пособие / А. Н. Данилов [и др.]; под науч. ред. А. Н. Данилова. – Минск: РИВШ, 2012. – 396 с.
- Сурмач, М. Ю. Поведение молодежи: от демографических угроз к национальной безопасности: монография / М. Ю. Сурмач. – Минск: Право и экономика, 2009. – 265 с.
- Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. Г. Ротман и [и др.]; под ред. Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2009. – 231 с.
- Черняк, Ю. Г. Социальные риски в молодежной среде и их последствия / Ю. Г. Черняк // Социология. – 2008. – № 3. – С. 100–105.
|
ВНИМАНИЕ! Задание состоит из двух частей – основных вопросов и дополнительных заданий. Основные вопросы обязательны для изучения всеми студентами группы. Дополнительные задания предназначены для тех студентов, которые захотят получить вторую оценку за семинар. Эти задания нужно выполнить письменно и сдать на занятии (либо прислать на e-mail: eliseeva_mb@mail.ru).
Основные вопросы
1. В чем состоит отличие понятий «человек» и «личность»? Каким образом эти понятия связаны друг с другом? Всякий ли человек становится личностью?
2. Что представляют собой социальные качества личности? Охарактеризуйте основные социальные качества личности. Объясните, как эти социальные качества взаимодействуют друг с другом.
3. Что такое статус личности? Какие статусы вы можете обнаружить у себя, у своих родителей и друзей?
4. В чем заключается разница между предписанным и достигаемым статусом? Приведите примеры.
5. Что такое статусный набор личности? Приведите примеры несовпадения статусов в статусном наборе одной личности.
6. Что такое социальная роль? Приведите примеры исполнения личностью разных социальных ролей. В чем причины статусно-ролевых конфликтов личности?
7. Что такое социализация личности? Объясните, как человек становится творцом общества, его создателем? Как это можно согласовать с противоположным по смыслу утверждением, согласно которому человек есть творение общества?
|
8. Охарактеризуйте сущность ненаправленной и направленной социализации. Приведите примеры из жизни, фильмов, литературы, которые подтверждают существование в обществе обеих форм социализации.
9. Дайте описание различных этапов социализации личности (младенчество, раннее детство и т.д.). Объясните, почему социализация продолжается не только в младенческом и подростковом возрасте, но протекает на протяжении всей жизни человека?
10. Какое значение в социализации личности имеет ее «самость», т.е. ее индивидуальная самобытность, непохожесть на других людей? Что такое десоциализация и ресоциализация личности?
Дополнительные задания (для студентов, желающих улучшить результаты своей работы в рамках курса «Социология»)
1. Некоторые статусы являются настолько яркими, что превращаются в ведущие независимо от того, каков набор статусов у данного индивида. К ним относятся статусы бывшего заключенного, чемпиона мира. Назовите еще 3-4 подобных примера.
2. Составьте статусный портрет членов своей семьи по следующему плану: пол, возраст, здоровье, раса, национальность, брачно-семейно-родственный статус, экономический статус, профессия, политический статус, религиозный статус, территориальный статус.
3. Опишите права и обязанности произвольно выбранного статуса (например: студент, бойфренд, отец, заключенный, друг, турист и др.).
4. Определите, к какому виду статусов (социальному, личному, достигаемому, приписываемому, смешанному) принадлежат следующие позиции: безработный, жадина, инвалид, домохозяйка, эмигрант, чемпион мира, член профсоюза, теща, православный, руководитель завода, школьник, китаец, наркоман, душа компании, сестра, трус, эгоист, турист, мачеха, американец, детдомовец.
|
5. Проверьте на совместимость статусов следующие ситуации:
- депутат выполняет функции министра;
- представитель власти входит в преступную группировку;
- врач выполняет функции судьи;
- выпускник инженерного вуза работает юристом;
- домохозяйка работает врачом;
- студент баллотируется в мэры;
- священник участвует в выборах в Парламент.
6. Ниже приведены примеры статусных наборов. В каждом случае надо решить, могут ли они принадлежать одному человеку:
- директор банка, научный сотрудник, депутат, рабочий;
- председатель профкома, мужчина, инженер, член общества филателистов, спортсмен-любитель, русский;
- женщина, мать, сестра, врач, москвичка, беженка;
- школьница, дочь, выпускница, спортсменка, подруга;
- священник, православный, мужчина, русский, аристократ, музыкант.