ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
Наименование специальности
Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям)
Квалификация выпускника
Бухгалтер
Уфа, 2018
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации
Задание 1.
- По приходному кассовому ордеру № 107 от 1 ноября 20__г. в кассу ООО «Изобилие» получена выручка от продажи за наличный расчет пиломатериалов Иванову И.И. – 1200 руб.,
- По приходному кассовому ордеру № 108 от 2 ноября 20__г. с расчетного счета получено в кассу – 10000 руб.,
- По расходному кассовому ордеру № 222 от 1 ноября 20__г. выдано из кассы в подотчет товароведу Семенову С.С. на командировочные расходы – 1000 руб.,
- По расходному кассовому ордеру № 223 от 2 ноября 20__г. выдано в подотчет завхозу Егорову О.В. 500 руб.
Выполняя функцию бухгалтера Вам необходимо:
1. Указать основные нормативные документы, отражающие порядок учета кассовых операций.
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"
Указания Центробанка "Об осуществлении денежных расчетов" от 07.10.2013 №3073-У
2. Осуществить подбор и оформление первичных кассовых документов для отражения хозяйственных операций, подготовить первичные документы к передаче в архив.
|
Для документального оформления кассовых операций предназначены:
приходный кассовый ордер (ПКО);
расходный кассовый ордер (РКО);
кассовая книга;
расчетно-платежная ведомость;
платежная ведомость;
книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Подготовка документов к сдаче в архив включает несколько процедур:
первичная экспертиза ценности – определение сроков хранения, выделение бумаг к уничтожению, сортировка;
формирование дел;
оформление дел;
составление номенклатуры;
создание описи.
К каждому сформированному делу составляется опись содержащихся в нем документов с указанием общего количества (лист-заверитель). Все бумаги в деле обязательно нумеруются. На титульном листе папки указывается:
наименование организации;
индекс в соответствии с номенклатурой дел;
дата составления;
номер по описи;
срок хранения.
Опись дел, передаваемых на хранение, составляется при сдаче в архив. По делам, касающихся личного состава, составляется отдельная опись. Всего подготавливают 3 экземпляра: 2 из них остаются в архиве, один – в бухгалтерии.
Архив сдается кассовая книга, ведомости. Максимальный срок хранения кассовых документов, кассовой книги составляет 5 лет. Платежные и платежно-расчетные ведомости хранятся 6 лет, а в случае отсутствия лицевых счетов — до 75 лет. Несоблюдение требований к хранению документов может привести как к штрафам для должностных лиц, так и к их дисквалификации.
|
3. Перечислить основные требования, обеспечивающие сохранность денежных средств в кассе предприятия.
Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельных случаях - в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.
При обнаружении утраты ключа руководитель предприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.
4. Назвать особенности учета денежных документов и переводов в пути.
Счет 57 «Переводы в пути» предназначен для обобщения информации о движении денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм (преимущественно выручка от продажи товаров организаций, осуществляющих торговую деятельность), внесенных в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленные по назначению.
Основанием для принятия на учет по счету 57 «Переводы в пути» сумм (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п.
|
Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывается на счете 57 «Переводы в пути» обособленно.
5. Составить перечень документов, используемых для оформления журнала – ордера №1 и ведомости №1 по счету 50 «Касса». Указать порядок проведения таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов, порядок проведения проверки первичных бухгалтерских документов: формальной, по существу, арифметической.
- Отрывной лист кассовой книги;
-Приходный кассовый ордер;
- Расходный кассовый ордер;
Все первичные документы, поступающие в бухгалтерию, должны подвергаться проверке работниками бухгалтерии. Бухгалтерская обработка документа, поступившего в бухгалтерию организации до записи данных в учетные регистры, проводится в три этапа.
На первом этапе проводится проверка документа по существу. Такая проверка заключается в установлении законности осуществляемых хозяйственных операций, целесообразности их проведения и взаимоувязке отдельных показателей документа.
Документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей, не принимаются к бухгалтерскому учету и передаются главному бухгалтеру для принятия решения. Главный бухгалтер должен поставить в известность руководителя организации о незаконности хозяйственной операции.
На втором этапе проводится формальная проверка документа на наличие обязательных реквизитов, заключающаяся в установлении правильности использования бланка установленной формы, в проверке полноты и правильности заполнения всех необходимых реквизитов документа.
На третьем, заключительном этапе, проводится:
- группировка документов – процесс обработки документов, при котором документы группируются в пачки, однородные по экономическому содержанию документов. Целью группировки документов является подготовка сводных данных по движению отдельных видов имущества и обязательств организации за отчетный период;
- арифметическая проверка, состоит в проверке арифметических результатов итогов и правильности отражения количественных и стоимостных показателей документов;
- таксировка, заключается в переводе натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель. Таксировка проводится непосредственно в первичном документе путем умножения соответствующего количества в натуральном измерителе на цену за одну единицу;
- контировка – процесс проставления в бухгалтерском документе корреспонденции счетов по хозяйственной операции, осуществленной на основании данного документа.
Таксировка проводится непосредственно в первичном документе путем умножения соответствующего количества в натуральном измерителе на цену за одну единицу – в кассовых документах не проводится
Контировка — процесс проставления в бухгалтерском документе корреспонденции счетов по хозяйственной операции, осуществленной на основании данного документа. В кассовых документах стоит автоматически.
Документы, прошедшие проверку и принятые к учету, рекомендуется помечать отметкой, исключающей их повторное использование и формирование повторных бухгалтерских записей. Если первичные документы обрабатываются вручную, на документе проставляется дата записи в учетный регистр, при обработке документа с применением вычислительной техники на документе ставится оттиск штампа контролера, ответственного за обработку документа.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
- По приходному кассовому ордеру № 107 от 1 ноября 20__г. в кассу ООО «Изобилие» получена выручка от продажи за наличный расчет пиломатериалов Иванову И.И. | 90.1 | ||
По приходному кассовому ордеру № 108 от 2 ноября 20__г. с расчетного счета получено в кассу | |||
По расходному кассовому ордеру № 222 от 1 ноября 20__г. выдано из кассы в подотчет товароведу Семенову С.С. на командировочные расходы | |||
По расходному кассовому ордеру № 223 от 2 ноября 20__г. выдано в подотчет завхозу Егорову О.В. |
Журнал - ордер № 1 | ||||||||
за ноября 2020 г. | ||||||||
по кредиту счета 50 "Касса" в дебет счетов | ||||||||
Дата | № 71 | № | № | № | № | № | № | Итого по кредиту |
01.11 | ||||||||
02.11 | ||||||||
Итого | ||||||||
Ведомость № 1 | ||||||||
за ноябрь 2020 г. | ||||||||
по дебету счета 50 "Касса" с кредита счетов | ||||||||
Сальдо на начало месяца по Главной книге0 | ||||||||
Дата | № 51 | № 90.1.1 | № | № | № | № | № | Итого по дебету |
01.11 | ||||||||
02.11 | ||||||||
Итого | ||||||||
Сальдо на конец месяца 9700,00 |
Задание 2.
Расшифровка выписок банка по расчетному счету за ноябрь 20__г.
Остаток на начало месяца на расчетном счете – 153400 руб.
2 ноября
- платежным поручением № 125 перечислено Иглинскому комбинату хлебопродуктов за корма – 59479 руб.
- по чеку № 85805 получено в кассу на хозяйственные расходы – 10000 руб.
5 ноября
- Платежным поручение № 63 получено от ООО «Дон» за товары – 348000 руб.
10 ноября
- По чеку № 85806 получено в кассу на выплату зарплаты – 200000 руб.
20 ноября
- Платежным поручением № 48 получено от ООО «Грант» за сахар – 50000 руб.
22 ноября
- По чеку № 85807 получено в кассу на хозяйственные расходы – 20000 руб.
- Платежным поручением № 126 перечислен транспортный налог – 8100 руб.
- Платежным поручением № 127 перечислен НДС – 50000 руб.
24 ноября
- Платежным поручением № 128 перечислена задолженность по краткосрочному кредиту – 20000 руб.
29 ноября
- Платежным поручением № 132 зачислена выручка от магазина №1 – 37500 руб.
- Платежным поручением № 130 перечислена задолженность по долгосрочному займу - 200000 руб.
30 ноября
- По объявлению на взнос наличными сдана из кассы выручка – 31903 руб.
- Платежным поручением № 131 перечислена задолженность по НДФЛ – 50000 руб. - Платежным поручением № 129 перечислен аванс БАШИНФОРМСВЯЗЬ за услуги связи – 2000 руб.
- Платежным поручением № 132 перечислена задолженность органам пенсионного обеспечения – 50000 руб.
Выполняя функцию бухгалтера Вам необходимо:
1. Составить перечень документов для оформления журнала – ордера №2 и ведомости №2 по счету 51 «расчетные счета»
- Выписка банка;
- Платежное поручение;
- Чек;
- Объявление на взнос наличными
Журнал - ордер № 2 | |||||||||||
за ноябрь 2020 г. | |||||||||||
по кредиту счета 51 "Расчетный счета" в дебет счетов | |||||||||||
Дата | № 50 | № 60 | № 68.8 | №68.2 | №66 | №67 | №68.1 | Итого по кредиту | |||
02.11 | |||||||||||
10.11 | |||||||||||
22.11 | |||||||||||
24.11 | |||||||||||
29.11 | |||||||||||
30.11 | |||||||||||
Итого | |||||||||||
Ведомость № 2 | |||||||||||
за ноябрь 2020 г. | |||||||||||
по дебету счета 51 "Расчетный счет" с кредита счетов | |||||||||||
Сальдо на начало месяца по Главной книге 153400 | |||||||||||
Дата | № 62 | № 50 | № | № | № | № | № | Итого по дебету | |||
05.11 | |||||||||||
20.11 | |||||||||||
29.11 | |||||||||||
30.11 | |||||||||||
Итого | |||||||||||
Сальдо на конец месяца -48776 | |||||||||||
Такого быть на расчетном счете не может!!!!!!!!!!!!!! В условии явно ошибка.
153400+467403-669579 = -48776??????
Сдо н + Доб – К об = Сдо к
2. Определить особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам.
Выдача валюты из кассы производится по письменному заявлению работника или распоряжению руководителя фирмы (п. 6.2 порядка, утв. указанием № 3210-У) и оформляется расходным кассовым ордером (пп. 4–6 указанного порядка), а также записями в кассовой книге (двумя суммами: в инвалюте и в рублях по курсу ЦБ РФ на дату операции).
Можно избежать лишних хлопот, связанных с валютными кассовыми операциями при направлении работника в загранкомандировку. К примеру, выдать аванс из кассы в рублях, а работник уже сам приобретет необходимую валюту в обменном пункте. Или необходимую сумму в рублях можно перечислить на банковскую карту работника – такая ситуация рассмотрена в письме Минфина от 17.07.2015 № 03-03-06/41128.
Бухгалтерский учет валютных операций и валютных ценностей ведется в основном в той же системе счетов, что и учет в рублях. Но активы и обязательства в иностранной валюте необходимо отражать обособленно на специальных субсчетах, открываемых к синтетическим счетам. Некоторую особенность имеет учетное отражение денежных средств в иностранной валюте.
Организации обязаны хранить свободные денежные средства в иностранных валютах на счетах в учреждениях банков, имеющих лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций.
Для открытия валютного счета организация должна представить в банк документы, аналогичные тем, что и при открытии расчетного счета. После проверки всех представленных документов банк оформляет распоряжение на открытие валютного счета, и между банком и организацией заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание.
Организации могут открывать валютные счета и в иностранных банках за границей, но проведение по ним операций требует предварительного разрешения ЦБ РФ.
Каждый валютный счет обычно ведется в одной иностранной валюте, выбранной самой организацией при его открытии. При списании или зачислении на счет валюты, отличной от избранной для счета, банк самостоятельно производит конверсию (согласно условиям, указанным в договоре организации с банком). Конверсия одной валюты в другую производится по действующему на день совершения операции курсу международного валютного рынка. Возникающие курсовые разницы покрываются за счет клиента - владельца счета.
За открытие валютного счета и проведение операций по нему организация платит комиссионное вознаграждение банку в валюте. Кроме того, банк может списывать с валютного счета организации суммы фактически произведенных расходов в связи с совершением валютных операций (оплата почтово-телеграфных расходов, комиссионные вознаграждения зарубежных банков и пр.). Один раз в квартал банк начисляет и проценты по валютным счетам (процентные ставки оговариваются в договоре).
Для учета операций по валютному счету используется активный синтетический счет 52 «Валютные счета». По дебету этого счета отражается остаток иностранной валюты на начало месяца, зачисления сумм в течение месяца и остаток неиспользованной валюты на конец месяца. По кредиту отражается списание валютных средств. Записи операций на валютных счетах ведутся в валюте и в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату зачисления (списания) средств. Основанием для отражения операций по этому счету служат выписки банка (с приложенными к ним расчетно-денежными документами). Если обнаруживаются ошибки в зачислении или списании сумм при проверке выписок банка, их отражают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям».
К синтетическому счету 52 «Валютные счета» открывают отдельные субсчета: «Валютные счета внутри страны», «Валютные счета за рубежом» и т. д.
«Валютные счета внутри страны» и «Валютные счета за рубежом» - это текущие счет
Для определения финансовых результатов (прибыли или убытка) от обязательной продажи валюты используется счет 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета отражается стоимость иностранной валюты по курсу Центрального банка России на день продажи и комиссия банку, а по кредиту - показывается сумма в российской валюте, полученная за проданную иностранную валюту. В бухгалтерском учете операции по обязательной продаже валюты отражаются следующим образом:
- на основании выписки банка с транзитного валютного счета о поступлении выручки от иностранного покупателя:
Д-т 52 «Валютные счета»
К-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- на основании выписки банка - перечисление валюты для
продажи:
Д-т 57 «Переводы в пути»
К-т 52 «Валютные счета»;
- на основании расчета бухгалтерии списание рублевого эквивалента проданной валюты оформляется следующей проводкой:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы »
К-т 57 «Переводы в пути »;
- зачисление рублевого эквивалента валютной выручки:
Д-т 51 «Расчетные счета»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы »;
- оплата комиссионных расходов, связанных с продажей
валюты -
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы »
К-т 52 «Валютные счета»;
- выявление финансового результата от продажи валюты
производится на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Курсовые разницы по валютному счету и счету «Переводы в пути» определяются на этих счетах и относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Свободная продажа валютной выручки производится с текущих валютных счетов и отражается в системе бухгалтерского учета аналогичным порядком.
Но организации могут не только продавать, но и покупать иностранную, валюту; при покупке валюты в системе счетов бухгалтерского учета делаются следующие записи:
- на сумму перечисленных денежных средств на приобретение валюты:
Д-т 57 «Переводы в пути»
К-т 51 «Расчетные счета »;
- на сумму купленной иностранной валюты:
Д-т 52 «Валютные счета», субсчет «Валютные счета внутри страны» или субсчет «Валютные счета за рубежом»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами »;
- на списание рублевого эквивалента купленной валюты:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
К-т 57 «Переводы в пути »;
- начисление комиссионного вознаграждения банку:
Д-т 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
- выявление финансового результата от покупки валюты:
на прибыль:
Д-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами »
К-т 91 «Прочие доходы и расходы ».
на убытки:
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы »
К-т 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Организации могут получать наличные деньги с валютных счетов в банках. Для учета операций с наличной иностранной валютой создается специальная касса. Бухгалтерский учет кассовых операций в иностранной валюте ведется в общем порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Материально ответственным лицом, ответственным за учетное отражение движения валюты, является кассир. С ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Кассам устанавливается лимит в иностранных валютах. Организации получают валютные средства для оплаты служебных командировочных расходов. Выплата и расходование валюты на другие цели запрещается (исключение из общего порядка предусмотрено только для туристических фирм).
Для учета операций с наличной иностранной валютой не открывают отдельную кассовую книгу, так как согласно порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации каждая организация может вести только одну кассовую книгу.
Прием наличной валюты и ее выдача из кассы осуществляются по правильно оформленным приходным и расходным ордерам по видам валют. Учет движения валюты должен вестись в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Датой совершения кассовых операций с иностранной валютой считается дата оприходования или выдачи денежных знаков из кассы организации.
Учет движения наличной валюты ведут в двух оценках - в валюте и в рублях. Определение курсовых разниц может производиться в течение месяца по мере изменения курса иностранных валют либо в общем порядке на даты поступления или выбытия валюты.
Отдельного бухгалтерского счета для учета поступления и расходования валюты не предусмотрено, поэтому к счету 50 «Касса» открывают самостоятельный субсчет «Касса в иностранной валюте».
При наличии иностранной валюты в кассе организации может изменяться курс валюты и возникает необходимость пересчета валюты по изменившемуся курсу с определением курсовой разницы. Отражение курсовой разницы можно оформить бухгалтерской справкой. В случаях роста курса валюты кассир на основании бухгалтерской справки делает запись в кассовой книге в графе «Приход», а при падении курса - в графе «Расход» (бухгалтерские справки прикладываются к отчету кассира вместе с другими оправдательными документами). На счетах бухгалтерского учета эти операции отражаются:
при росте курса валюты -
Д-т 50 «Касса», субсчет «Касса в иностранной валюте»
К-т 91 «Прочие доходы и расходы ».
при падении курса валюты -
Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»
К-т 50 «Касса», субсчет «Касса в иностранной валюте». Но можно избежать отражения в бухгалтерском учете операций по пересчету валюты в кассовой книге. Такого отражения не будет, если выдавать валюту подотчетным лицам в день ее получения из банка и сдавать в банк в день ее возврата в кассу организации.
3. Описать порядок открытия расчетного счета и специальных счетов в банках.
Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
• заявление на открытие счета;
• документ о законности образования организации (решение учредителей о создании организации, заверенное нотариально);
• устав организации (копия, заверенная нотариально);
• справка о регистрации организации;
• справка налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
• справки социальных фондов о постановке на учет;
• карточка с образцами подписи и оттиском печати (2 экземпляра).
Счет открывается по разрешению управляющего банком.
4. Объяснить разницу в применении наличных и безналичных форм расчетов.
Безналичная форма – идет через банк, без ограничения сумма, при оформлении всех необходимых документов и правильного их заполнения.
Наличные расчеты в пределах лимита между юридическими лицами. Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей
5. Объяснить порядок заполнения журнала – ордера №3 по счету 55 «Специальные счета в банках».
В журнале-ордере № 3 отражаются операции по кредиту синтетического счета 55 «Специальные счета в банках» (Письмо Минфина СССР от 08.03.1960 № 63, Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
На этом счете обобщается информация о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.
К счету 55 могут быть открыты субсчета:
55-1 «Аккредитивы»;
55-2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета» и др.
В журнале-ордере № 3 ведется также аналитический учет по счету 55.
Запись операций в журнал-ордер по счету 55 производится на основании выписок банка в разрезе корреспондирующих счетов итогами по однородным операциям.
Задание 3.
В январе 2017 г. ООО «Изобилие» начало строительство хозяйственным способом производственного здания. Здание будет введено в эксплуатацию в ноябре 2018г. В этом же месяце необходимо подать документы на государственную регистрацию. Амортизацию по зданию начнут начислять с декабря 2018г. Расходы на строительство составили – 5000000 руб., из них в 1 квартале 2017г. расходы составили:
- на материалы 232000 руб., в том числе НДС – 32000 руб.
- на зарплату 181000 руб.
На амортизацию оборудования 3000 руб.
Выполняя функцию бухгалтера Вам необходимо:
1. Отразить в бухгалтерском учете хозяйственные операции по строительству здания в 1 квартале.
Операция | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Расходы на строительство на материалы НДС на зарплату страховые взносы На амортизацию оборудования | 08.3 08.3 08.3 08.3 | 60.1 60.1 | |
Начислен НДС по СМР | 68.2 | ||
НДС принят к зачету - по материалам По СМР | 68.2 68.2 |
Страховые взносы 181000*30/100 = 54300
НДС (200000 + 181000 + 54300 + 3000)*20/100 = 87660
2. Раскрыть понятие долгосрочных инвестиций и классифицировать их.
Долгосрочные инвестиции — это затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий (п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций).
К объектам долгосрочных инвестиций относятся основные средства и нематериальные активы.
Долгосрочные инвестиции связаны с:
осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;
приобретением основных средств: зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов или их частей;
приобретением земельных участков и объектов природопользования;
приобретением и созданием активов нематериального характера.
3. Указать способы долгосрочных инвестиций.
Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:
в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;
по приобретаемым отдельным объектам основных средств, земельным участкам, объектам природопользования и нематериальным активам.
При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства, в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.
Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет произведенных капитальных вложений по договорной стоимости.
При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.
4. Объяснить порядок учета синтетического и аналитического учета долгосрочных инвестиций.
Объектами долгосрочных инвестиций являются объекты нематериальных активов и основных средств. Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по субсчетам:
На субсчете 08-1 «Приобретение земельных участков» учитываются затраты по приобретению организацией земельных участков.
На субсчете 08-2 «Приобретение объектов природопользования» учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования.
На субсчете 08-3 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
На субсчете 08-4 «Приобретение объектов основных средств» учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 08-5 «Приобретение нематериальных активов» учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
На субсчете 08-6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» учитываются затраты по выращиванию в организации молодняка продуктивного и рабочего скота, переводимого в основное стадо.
На субсчете 08-7 «Приобретение взрослых животных» учитывается стоимость взрослого и рабочего скота, приобретенного для основного стада или полученного безвозмездно, включая расходы по его доставке.
На субсчете 08-8 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» учитываются расходы, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» — активный.
Сальдо начальное (дебетовое) по счету 08 показывает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада на начало периода.
По дебету счета 08 (дебетовый оборот) — отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
По кредиту счета 08 (кредитовый оборот) — приемка объектов на учет.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в дебет счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы» и др.
Сальдо конечное (дебетовое) по счету 08 отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов, а также формирования основного стада на конец периода.
При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», их стоимость списывается в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:
по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, — по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на:
строительные работы и реконструкцию;
буровые работы;
монтаж оборудования;
оборудование, требующее монтажа;