Омский Государственный Академический театр драмы




Студия при театре КС

Доклад Яны лилант

15.04.20

 

Омский Государственный Академический театр драмы

Здание Омского академического театра драмы – достопримечательность Омска. Оно появилось в самом начале XX в. и было третьим по счету, специально построенным для театра. Прежние здания были деревянными.

 

 

Идея постройки стационарного каменного здания обсуждалась в среде городской интеллигенции несколько десятилетий. В 1898 г. Омская городская дума объявила конкурс среди омских архитекторов на проект здания городского театра. Победителем конкурса в 1899 г. стал известный в городе гражданский инженер и архитектор И. Г. Хворинов.

Основные работы на здании театра были завершены к 1902 г., но отделка деталей, установка отопления и электрического освещения, оборудование сцены затянулось до середины 1905 г

В 1915 г. фасады оштукатурили и украсили барельефами и скульптурами. На главном фасаде, на уровне второго этажа, в нишах установили бюсты двух великих русских писателей – А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. На специальной площадке позади фронтона главного фасада установили аллегорическую фигуру «Крылатого гения», олицетворяющего Славу. Архитектурные элементы стилей барокко и классицизма в свободном смешении придали зданию европейский лоск. Сейчас фронтон театра украшает крылатая женская фигура с лирой в поднятой руке (скульпторы С. А. Голованцев и Л. И. Семенов).

 

Торжественное открытие нового здания театра состоялось 24.09(7.10).1905 г. В 12 часов дня в присутствии акмолинского военного губернатора Л. Я. Романова и других военных, представителей печати, местной интеллигенции и всего состава актеров театр был освящен. После церемонии присутствующим предложили шампанское и завтрак. Вечером публике показали гоголевского «Ревизора» в исполнении труппы приезжего антрепренера Е. М. Долина.

 

 

Зрительный зал был рассчитан на 829 человек и включал в себя партер, бенуар, бельэтаж, два яруса балконов. Зал опоясывала галерея. На втором этаже здания располагалось праздничное фойе, выходящее на широкий балкон главного фасада, и еще 26 различных помещений служили для нужд публики, артистов и музыкантов. Главным украшением зала был купол с декоративным решетчатым плафоном и люстрой. Верхние ярусы балконов были рассчитаны на публику более низких сословий. Для нее были предусмотрены боковые изолированные входы в театр, отдельные гардероб, буфет и уборные.

С 1905 по 1908 год в новом театре работала труппа антрепренера Е.М. Долина и режиссера И.И. Белоконя, приверженцев метода Московского Художественного театра. В репертуаре их труппы – М. Горький и А. Чехов, Ф.Шиллер и Ф. Достоевский, А. Толстой и Л. Толстой. Последним антрепренером на омской сцене стал П.П. Медведев (1918 – 1920 годы). В репертуаре: «Анна Каренина» и «Живой труп» Л.Н. Толстого; «Без вины виноватые», «Гроза», «Таланты и поклонники» А.Н. Островского; «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя.

В феврале 1920 года в соответствии с декретом Совнаркома «Об объединении театрального дела» Омский драматический театр был объявлен национальным достоянием. За три сезона он трижды менял название: в 1919 – 1920 годах – Большой театр (в отличие от Малого); 1920 – 1921 годы – Первый государственный советский театр; 1921 – 1922 годы – Сибирский государственный театр.
Наиболее интересна деятельность Сибирского государственного театра. Он объявил себя "академическим" и видел свою задачу в культурно-просветительской работе среди населения. Омск в это время являлся административным, политическим и культурным центром Сибири, и Сибирский государственный задумывался как художественно-показательный театр для всех сибирских городов. В творческий коллектив театра входили не только драматические артисты, но и артисты балета, хор и солисты. В театре шли оперы и драматические спектакли. С перемещением административного центра Сибири из Омска в Новониколаевск он перестал существовать.

С 1931 по 1941 годы главным режиссером Омского театра был заслуженный артист РСФСР В.Ф.Торский. Он фактически стационировал свой театр, труппа которого в основном состояла из актеров бывшего московского театра Корша. В ней были вокалисты, оркестр, хор, балетная труппа и театральное училище. Торский организовал на базе театра курсы (Теуч – школа театрального ученичества), где преподавались: «речь, постановка голоса, ритмика, пластика, танец, сценическая практика». Курсы предшествовали Театральному училищу и имели большой успех.

 

С началом Великой Отечественной войны труппа изменилась. Возглавили ее Л.С.Самборская, художественный руководитель театра, блистательная актриса и прекрасный организатор, и Н.И.Шевелев, главный режиссер.
Омский театр этого времени – театр самобытных актеров.

В 1945 – 1952 годы в театрах России синонимом реалистического искусства стало правдоподобие, сложные жизненные ситуации подменялись схематизмом, отрицательную роль играла «теория бесконфликтности». Выход из творческого кризиса Омский театр искал, обращаясь к классике.

25 лет (с 1962 по 1987гг) театром управлял уникальный театральный директор М.Н. Ханжаров. Именно в ханжаровскую эпоху Омский драматический был отмечен многочисленными наградами, свидетельствующими о высоком творческом уровне. В 1974 году коллектив театра был награжден орденом Трудового Красного знамени. В 1973 году Государственной премией РСФСР им. К.С. Станиславского был удостоен спектакль «Солдатская вдова» Н. Анкилова (Госпремия была присуждена автору пьесы Н.П.Анкилову, режиссеру Я.М.Киржнеру, актерам Б.М.Каширину, Т.А. Ожиговой, В.И.Прокоп. В 1983 году омскому драматическому театру было присвоено звание «Академический». К этому времени он стал одним из ведущих творческих коллективов России. В 1985 году событием стал спектакль «У войны – не женское лицо» С.Алексиевич в постановке Г.Р.Тростянецкого (Государственная премия РСФСР имени К.С.Станиславского была присуждена режиссеру Г.Р.Тростянецкому, актрисам Е.И.Псаревой, Н.В.Надеждиной, К.Г.Барковской, Н.И.Василиади).

Однако в 1987 году покидает пост директора театра М.Н.Ханжаров (занимал эту должность с 1962 года), в Москву уезжает Г.Тростянецкий. Многие мастера сцены уходят из жизни. Необходимы были колоссальные усилия, чтобы удержать и художественный уровень и зрителя.

 

В 1991 году большой репетиционный зал реконструировали в малую сцену. В память о народной артистке РСФСР Татьяне Ожиговой Камерная сцена названа ее именем.

Если раньше театр показывал свои спектакли на гастролях в Москве (в 1958, 1970, 1974, 1982 годах) и других городах страны, то с 90-х годов Омский драматический выезжает на многие престижные международные фестивали, часто гастролирует за рубежом.

Взаимодействие с другими культурами обогащает омский театр, дает ему новое дыхание, возможность познать себя, расширяет кругозор зрителей. В театре проводятся творческие вечера ведущих актеров, прощания со спектаклями, уходящими из репертуара; устраиваются выставки. На омском телевидении есть постоянная передача о театре «Семнадцатый тост». С начала 90-х издается театральный журнал «Письма из театра».

 

В 2001 году директором Омского академического театра драмы становится Виктор Лапухин. В марте 2002 года был создан Попечительский совет театра во главе с Губернатором Омской области Л.К.Полежаевым.

В начале двухтысячных театр ежегодно участвовал в Национальном театральном фестивале «Золотая маска». В 2002 году специальный приз Жюри драматического театра и театра кукол получила народная артистка России Наталья Василиади за исполнение роли Матери в спектакле «Приглашение на казнь» (режиссер – Олег Рыбкин). В 2003 году на «Золотую маску» был номинирован спектакль «Брат Чичиков» (режиссер Сергей Стеблюк), в 2004 – «Дачники» (режиссер Евгений Марчелли), в 2005 - «Король умирает» (режиссер Вячеслав Кокорин), в 2006 – «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли» (режиссер Евгений Марчелли). Омский драматический - неоднократный участник показа спектаклей в рамках внеконкурсной программы «Маска-PLUS», «Золотая маска» в провинции».

В 2008 году состоялся первый Международный театральный фестиваль «ACADEMIA». Фестиваль проходит каждые два года и становится ярким событием для всех омичей, которые получили уникальную возможность увидеть лучшие образцы европейского современного театра. Фестиваль стал своеобразной Академией Театра, где главным действующем лицом может быть любое значимое театральное явление – актерская роль, режиссерская работа, спектакль в целом, независимо от того в каком жанре, на каком языке это создано.

В 2012 году Омский государственный академический театр драмы в числе 15 ведущих творческих и образовательных коллективов страны (в том числе четыре театра из регионов) стал получателем Гранта Президента Российской Федерации в области театрального искусства.


Омский театр драмы ведет активную гастрольную и фестивальную деятельность. Театр участвует в российских театральных фестивалях «Реальный театр», «Ново-Сибирский транзит», «Пять вечеров», «Островский в доме Островского», Российском театральном фестивале имени Максима Горького, и других.

В 2019 году наш театр участвовал в фестивале «Золотая маска» с двумя спектаклями: «Время секонд хэнд» С.Алексиевич (режиссер Дмитрий Егоров) и «Отец» А.Стриндберга (режиссер Павел Зобнин). Одна из 9 номинаций принесла победу: народная артистка России Валерия Прокоп стала лауреатом «Золотой маски» в номинации «Драма/Женская роль второго плана» за спектакль «Время секонд хэнд» С.Алексиевич.. Это седьмая «Золотая маска» Омского академического театра драмы. А всего за 25 лет существования «Золотой маски» 13 спектаклей Омского академического театра драмы были представлены в 46 номинациях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: