Методические рекомендации. Лебедева П. Д.




Лебедева П. Д.

Л 33 Волшебные точки. Учимся писать. — СПб.: КАРО, 2005 — 96 с.: ил. — (Серия «Коррекционная педагогика»)

ISBN 5-89815-529-5

В пособии представлена система графических упражнений для подготовки ребенка к письму, а также упражнения для формирования графомоторных навыков написания строчных и прописных букв. Каждому графическому упражнению и упражнению в написании буквы отведено по одной странице (кроме букв и, й, е, ё, ь, ъ; которые даны по две на страницу). Автор предлагает обучать школьников написанию буквы, не расчленяя графику на элементы, т. е. давать целостный моторный алгоритм написания буквы с опорой на светлую линию, пронумерованные точки и обозначения закруглений. Порядок изучения букв дан в соответствии с программой обучения грамоте в первом классе коррекционной школы VIII вида. Предложенная система обучения написанию букв включает описание всех этапов работы (см. Методические рекомендации). Пособие может быть полезно педагогам, родителям, психологам, логопедам.

УДК 376 ББК 74.3

Лебедева Полина Дионисьевна

ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ. УЧИМСЯ ПИСАТЬ

Ответственный редактор М.О. Вайполина

Художник В.Н. Семеренко

Технический редактор В. Шашев

Дизайн обложки Е.В. Усова

Лицензия ЛР № 065644

Подписано в печать 13.05.2005. Формат 60 х 88 1/s. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12. Тираж 3000. Заказ № 4.18

Издательство «КАРО» 195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 88

Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии «КАРО»

СОДЕРЖАНИЕ

Графические упражнения для подготовки к письму.......................1-34

Упражнения для формирования навыков написания

строчных и прописных букв...............................................................35-93

Методические рекомендации.............................................................34-96

Книги издательства КАРО можно заказать:

в Санкт-Петербурге: ул. Бронницкая, 44 тел./факс: (812) 317-94-60,320-84-79 e-mail: karo@peterstar.ru в Москве:ул. Краснобогатырская, 31 тел./факс: (095) 964-02-10, 964-08-46 e-mail: moscow@karo.net.ru, www.karo.spb.ru

О Лебедева П. Д., 2005

©КАРО, 2005

Все права защищены

З З

З

Методические рекомендации

В данных методических рекомендациях описывается коррекционная работа по следующим направлениям:

• игровые упражнения для формирования графомоторных навыков с использованием пронумерованных опорных точек;

• подготовительные графические упражнения к письму букв с использованием пронумерованных опорных точек;

• упражнения для формирования моторного алгоритма письма строчных и прописных букв с использованием пронумерованных опорных точек.

Первый этап Обучение умению программировать направление движения с опорой на пронумерованные точки

Обучение письму детей с тяжелой речевой патологией необходимо начинать с формирования психических процессов, коррелирующих с письмом. Целесообразно

начать работу по развитию высших психических функций с игр, включающих движения всего тела.

Эти игры удобнее всего проводить на асфальте или на полу, на котором мелом нарисована «дорога», кружочками отмечены «остановки» по ходу движения,

каждая остановка пронумерована, повороты обозначены знаком (7\.

Педагог объясняет:

а) движение всегда начинается от точки «1»,

б) «остановки» пропускать нельзя,

в) «приехав» на «остановку», надо громко ее объявить (назвать цифру),

г) дойдя до знака /7\, объявить «закругление». Ученик, который «не заблудится», получает поощрение. При объяснении маршрута движения педагог может указывать направление движения, но от учащихся этого требовать не надо, т.к. сложный алгоритм, требующий координации зрительно-моторных и речевых процессов, на данном этапе детям недоступен. Затем можно переходить к рисованию «дороги» на доске или на листе бумаги. Направление движения задается с помощью цифр около каждой точки, закругления обозначаются знаком над точкой.

Алгоритм

Инструкция для ученика Рекомендации для педагога Примечание
Назови цифры. Найди точку «1». Покажи «дорогу». Нарисуй «дорогу». Педагог следит за тем, чтобы ученик не забывал, дойдя до «остановки», назвать цифру; а дойдя до знака /7\, назвать цифру и объявить «закругление». Разрешается проводить линию прямо по дуге ^Г\, т.к. производить закругления ребенку на I этапе сложно.

Второй этап Обучение элементарным графомоторным навыкам в пространстве рабочей строки

Формирование элементарных графомоторных навыков проводится на материале графических упражнений, в которых используется уже полученное

учащимися на I этапе умение программировать направление движения с опорой на пронумерованные точки.

Упражнение 1 формирует у ребенка умение видеть верхнюю и нижнюю линии рабочей строки и навык соединения вертикальной линией точек «1», «2».

Упражнение 2 вырабатывает у школьника навык движения руки по горизонтали от точки «1» к точке «2».

Упражнения 3, 4, 5 формируют у ученика навык переключения при письме горизонтальных и вертикальных линий.

Упражнения 610 помогают сформировать навык письма вертикальных и горизонтальных линий на счет «1,2,3» с образованием прямого угла в точке

«2». К чередованию вертикальных и горизонтальных линий добавляется разворот горизонталей вправо или влево.

Упражнения 1113 выполняются под счет «1,2,3» с образованием острого угла в точке «2», расположенной вверху или внизу, или поочередно.

Упражнения 1418 выполняются на счет «1,2,3,4». Фигуры упражнений 14, 15 состоят из двух вертикалей и одной горизонтали с разворотом вверх и

вниз. Фигуры упражнений 1618 состоят из двух горизонталей и одной вертикали с разворотом влево и вправо.

Таким образом, упражнения с 1 по 18 направлены на формирование навыков письма горизонтальных и вертикальных линий и графических фигур,

состоящих из горизонталей и вертикалей с различным взаимным расположением их в пространстве рабочей строки.

Упражнения 19, 20 выполняются на счет «1,2,3» с включением закруглений вверху или внизу.

Упражнения 2126 включают уже усвоенные графические фигуры в простейшие орнаменты, в которых 8 или 9 опорных точек. Упражнения 21, 22 состоят из

прямых линий, упражнения 2326 включают в себя закругления. Упражнения 23, 24 представляют собой орнамент из однородных элементов.

В упражнениях 25, 26 —чередование прямых линий с закруглениями вверху или внизу. Эти упражнения рассчитаны на то, что ученик сможет продолжить

орнаментальное письмо до конца строки самостоятельно без опорных точек.

Упражнения 2730 выполняются на счет «1,2,3,4,5», где точками «2», «3», «4» обозначены закругления, а точками «1», «5»—начало и конец письма. Точки

«1», «5» могут быть расположены вверху или внизу и определяют направление движения руки сверху или снизу.

Упражнения 3134 позволяют отработать навык письма петельных линий и орнаментов, состоящих из этих линий. Письмо петельных линий представляет

значительные трудности для учащихся, т.к. петля - это перекрест линий, при письме которых рука движется сначала наклонно слева направо затем, при

письме закруглений справа налево и затем — вниз и снова—слева направо при письме закругления внизу. Такие сложные «виражи» требуют хорошей

реципрокной зрительно-моторной координации.

Третий этап Упражнения для формирования моторного алгоритма письма строчных и прописных букв с использованием пронумерованных опорных точек

Обучение письму букв проводится на материале прописи. Работа начинается со светлого изображения буквы большого размера в верхней правой части страницы,

на котором обозначены опорные точки с нумерацией и с закруглениями. Справа дано то же самое изображение буквы, но без светлой линии. Сначала ученик

вслед за учителем воспроизводит «дорогу», ориентируясь на пронумерованные опорные точки и светлую линию. Затем школьник воспроизводит маршрут

движения только по пронумерованным опорным точкам, которые даны на листе наверху справа. После этого учащийся переходит к письму буквы ниже на

широкой строке и на следующей более узкой.

В данном пособии порядок изучения букв дан в соответствии с программой обучения грамоте в 1 классе коррекционной школы VIII вида: а, у, м, М, А, У, о, О, с,

С, х, X, ш, Ш, л, Л, ы, н, Н, р, Р, к, К, п, П, т, Т, и, И, з, 3, в, В, ж, Ж, б, Б, г, Г, д, Д, й, ь, е, Е, е, Е, я, Я, ю, Ю, ц, Ц, ч, Ч, щ, Щ, ф, Ф, э, Э, ъ.

Исходя из нейропсихологических особенностей умственно отсталых учащихся целесообразно знакомить детей сразу с целостной системой, «составляющей

единую кинестетическую мелодию». Учитель не расчленяет графему на элементы, а сразу же дает целостный моторный алгоритм письма буквы с опорой на

пронумерованные точки. Ученики успешно справляются с программированием движения при письме букв, опираясь на пронумерованные точки. Делают они

это достаточно самостоятельно, в подходящем для каждого темпе. Успешная работа всегда вызывает положительный эмоциональный настрой, что в свою

очередь способствует закреплению навыка письма.

В соответствии с программными требованиями обучению письму должно предшествовать обучение чтению и работа по развитию фонематического восприятия -

выделение соответствующего звука из звукового ряда, из обратного и прямого слога, из начала слова. Работа по закреплению звуко-буквенных связей важна для

профилактики дисграфических ошибок. У многих учащихся с дисграфией отмечается нарушение моторного компонента письма - смешение букв, имеющих

кинетическое сходство: О - а, б - д, и - у, У - Ч, п - т, П - Т, л - м, Л - М, х - ж, ч - ъ, Г- Р, н - ю, и - ш, л - я, Н - К, а - д.

При проведении коррекционной работы с этими учащимися важно опираться не только на анализ сходства и различия смешиваемых графем, но и на целостный

моторный алгоритм письма буквы с использованием пронумерованных опорных точек. Необходимо довести моторный алгоритм письма буквы до автоматизма.

Систематическая работа по закреплению связи звука и его графического изображения—основа профилактики кинетических ошибок. В формировании

целостного образа графемы моторная память компенсирует недостаточность зрительно-пространственной ориентировки и зрительного анализа и синтеза.

Общие рекомендации

1. Занятия по обучению письму учащихся с тяжелой речевой патологией могут быть индивидуальными или проводиться в небольших группах, желательно 2-3 раза в неделю.

2. Обучение письму может быть частью коррекционного занятия или целым уроком.

3. На всех занятиях отрабатываются навык правильной посадки при письме и умение правильно держать ручку.

4. Обучение письму на всех этапах сопряжено с коррекционной работой по развитию высших психических функций.

5. Каждое занятие целесообразно начинать с упражнений развивающей кинезиологической программы.

6. По возможности на всех этапах коррекционно-развивающей работы необходимо включать игровые и занимательные упражнения.

7. Занятия проводятся на материале прописи, где представлена система подготовительных графических упражнений к письму, а также упражнения для формирования графомоторных навыков письма строчных и прописных букв.

8. Каждому графическому упражнению и упражнению в написании буквы отведено по одной странице. Справа наверху каждой страницы с упражнением в написании буквы дано светлое изображение буквы большого размера с пронумерованными точками и обозначением закруглений. Далее справа приводится то же самое изображение, но без светлой линии. Верх страницы предназначен для совместной работы педагога с учащимися. Низ страницы дан для самостоятельной работы учащегося. Ученику предоставляется возможность первые несколько букв написать с опорой на светлую линию и пронумерованные точки.

9. При обучении написанию буквы педагог не расчленяет графему на элементы, а сразу дает целостный моторный алгоритм написания буквы с опорой на светлую линию и пронумерованные точки и обозначения закруглений.

10. Процесс письма на всех этапах обучения должен сопровождаться проговариванием того, что делает учащийся, для закрепления навыка сознательного программирования и ритмизации движений при письме.

11. В соответствии с программными требованиями изучение каждой буквы должно быть сопряжено с работой по развитию фонематического восприятия и закрепления звуко-буквенных связей.

12. На всех этапах обучения письму необходимо проводить работу по профилактике дисграфических ошибок и учитывать особенности работы с леворукими детьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: