Развитие логического мышления у старших дошкольников




Уважаемые родители предлагаем Вам провести

Онлайн родительское собрание.

Темы повестки дня:

1. «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста». (консультация прилагается)

2. Питание ребёнка в весенний период. (консультация прилагается)

3. Безопасность в ДОУ (пропускной режим). Соблюдение БДД (безопасность дорожного движения) - консультация.

4. Скоро выпускной! (назначить ответственных)

 

Решение:

1. По возможности самостоятельно своими руками совместно с ребёнком изготовить развивающую дидактическую для пополнения предметно пространственной среды в группе. (ответственные – родители, срок март-апрель 2021г.)

2. Разнообразить питание детей фруктами и овощами, которые содержат большое количество витаминов группы А; В; С; Е. (ответственные родители, срок – постоянно)

3. Соблюдать пропускной режим в ДОУ. Предъявлять пропуск при посещении ребёнком ДОУ. (ответственные родители, срок- постоянно)

Соблюдать правила безопасного дорожного движения на улице.

4. Подготовится к выпускному. Выбрать ответственных за подготовку праздника. (ответственные родители, срок - март, апрель, май)

 

Воспитатели: Егорова А.А.

Южанинова И.В.

 

Развитие логического мышления у старших дошкольников

Категория: Дошкольное образование

Развитие логического мышления детей является важным показателем общего уровня интеллектуальной подготовки ребенка к школе. Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны обращать внимание на формирование у детей логических приемов (операций) умственной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения строить простейшие умозаключения на основе причинно-следственных связей. Одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познавательного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. К наглядно-действенному мышлению старшие дошкольники обращаются, как правило, только в случаях решения задач, которые невозможно решить без действенных проб. К концу дошкольного периода при правильном руководстве со стороны взрослых наглядно-образное мышление может достигать весьма высокого уровня. Его развитие стимулирует использование моделей, схем, опора на словесно зафиксированные образы свойств, связей и отношений между объектами действия. Наряду с интенсивным развитием образного мышления в старшем дошкольном возрасте начинают закладываться основы логического мышления.

Рассуждать - это, значит, связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед человеком вопрос, решить мыслительную задачу. В процессе рассуждений идет последовательный анализ условий задачи, выясняя, что известно, что неизвестно и как можно на основе известного прийти к неизвестному. Рассуждения используются не только в подобных ситуациях. Они составляют главное содержание мышления. В процессе рассуждения используется понятие о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях. Результаты любых мыслительных действий - получение нового знания, в логическом мышлении – новых понятий. Понятия - средства логического мышления, а способами их использования при решении мыслительных задач служат рассуждения, выполняемые по определенным правилам логики [32, с.45].

Операция - это система движений, связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение его цели. От характера мыслительных операций: анализа и синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения и конкретизации, как показали исследования Менчинской Н.А., зависит уровень усваиваемых знаний [16, с.23].

В дошкольном возрасте активно развиваются логические операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация и др.

«Сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов». С накоплением опыта у ребенка возрастает способность воспринимать все больше свойств объектов и явлений. Происходит развитие способностей улавливать все более отдаленное сходство и все более тонкие различия. Происходит постепенное преодоление одностороннего характера сравнения. Вначале ребенок замечает либо сходство, либо различие, но по мере накопления опыта у ребенка развивается умение не только устанавливать и сходства и различия, но и выяснять причину. С помощью сравнения выявляется тождество и различие вещей. Более глубокое проникновение в суть вещей осуществляется помощью синтеза и анализа. При этом анализ – это дробление целого на части, а синтез - обобщение, группировка целого. «Анализ и синтез, - писал Л.С.Рубинштейн, - общие знаменатели всего познавательного процесса». Анализ и синтез неразрывно связаны между собой, это две стороны единого мыслительного процесса: анализируем мы всегда то, что синтетически целое, а синтезируем то, что аналитически расчленено [32, с. 160].

«Обобщение - объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. В процессе обобщения, с одной стороны, происходит поиск и обозначение одним словом некоторого инварианта в многообразии предметов и их свойств, с другой – опознание предметов данного многообразия с помощью выделенного инварианта» [19, с.123].

Классификация способствует пониманию того, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них; первоначально развивается на основе практических действий группирования, объединения. Возможность обозначения группировок помогает ребенку упорядочить представления об окружающем.

Сериация включает выявление и упорядочивание различий. При этом ребенок должен устанавливать двойную зависимость между объектами (или ситуациями, или действиями), а именно сравнивать предмет с каждым другим и затем определять его место расположение в ряду.

Первоначально данные операции совершенствуются в процессе овладения детьми практических действий: группировки, сортировки, объединения, разбиения (Ж.Пиаже). По мере их интериоризации к старшему дошкольному возрасту (по Ж.Пиаже к 10 годам) ребенок приобретает способности оперировать логическими операциями. Более успешно дети справляются с заданиями на классификацию, обобщение, сериацию предметов по сенсорным признакам (цвет, размер, форма). С расширением опыта познания, развитием обобщений, формированием обобщенных представлений к старшему дошкольному возрасту начинают развиваться данные логических операций и формироваться элементарные понятия. На основе развития данных операций к старшему дошкольному возрасту совершенствуются такие формы мышления, как суждение, умозаключение, обеспечивающие установление закономерностей [19, с.128].

Суждение рассматривают как форму мышления, отражающего связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. В старшем дошкольном возрасте дети осваивают операцию отрицания установление отсутствия признака предмета. Умозаключение трактуется как форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод [19, с.132].

Еще одной формой мышления, активно осваиваемой в старшем дошкольном возрасте, является понятие как форма, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженное словом или группой слов [24]. Относительно детей ряд понятий формируется к старшему дошкольному возрасту на основе обобщения опыта в ходе разнообразных действий; для дошкольников характерно формирование элементарных понятий (в то время как научные понятия формируются в более старшем возрасте).

Важность и необходимость целенаправленного формирования мыслительных операций показана в ряде педагогических исследований. Так работы Зака А.З. показали, что умение анализировать объекты, обобщать и классифицировать являются условием систематизации знаний и условием освоения системных знаний. Развитие мыслительных операций обеспечивает успешное освоение понятийного словаря, творческих речевых умений, а, следовательно, подготовку к школьному обучению [10, с.55].

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах К.Д.Ушинского Он много внимания уделял анализу роли логики в обучении; считал, что логика ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы. Логика, по его убеждению, должна стоять в преддверии всех наук. Научить ребенка логически мыслить - первая задача обучения.

К.Д.Ушинский выделил о ступенях сравнительной деятельности мышления: «Первая ступень - предметы сравниваются сами непосредственно; вторая – посредником сравнения двух предметов служит третий, более или менее знакомый предмет; третья ступень – несколько посредствующих предметов; но чаще я чувствую сходство, а потом уже подыскиваю посредников». Он показывает, что «сравнение вовсе не какой-нибудь исключительный, неважный, стоящий особняком акт мышления; это есть самый существенный акт сознания, без которого самое сознание, а следовательно, и вся сознательная жизнь человека невозможны. Без современного ощущения двух или нескольких ощущений... невозможно сравнение; без сравнения невозможно различение, без различения нет сознания». Развитие операций осуществляется поэтапно в процессе накопления опыта действий [34, с.213].

Логическое мышление начинает развиваться в дошкольном возрасте. Когда при переходе от первой ко второй половине дошкольного детства внутренняя позиция как возрастное новообразование становится условной. Следствием превращения внутренней позиции в условную, выступает отрыв от конкретной действительности, раздвоение деятельности на саму деятельность и ее внутренний план. Внутренний, или умственный план, план деятельности преобразует ее в планируемую и оцениваемую. Образность, как таковая, отходит на задний план, уступая место словесной регуляции поведения. А проблема связности и противоречивости суждений выступает здесь на первый план. В связи с этим данный вид мышления называют логическим.

Таким образом, развитие логического мышления происходит в две стадии: на первой, начиная с 5 лет, преобразование одной внутренней позиции в другую совершается естественным образом или с посторонней помощью, а на второй осуществляется самостоятельно.

Большое влияние на развитие логического мышления оказывает речь, которой ребенок пользуется при действительном, так при образном решении задач на всех уровнях развития. Н.Н. Поддъяков специально изучал, как идет у детей дошкольного возраста формирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста [28, с.241]:

1. Ребенок еще не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.

2. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно – действенном плане. Ребенком уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Возникает элементарная форма рассуждения вслух не отдельного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе – память и опыт, накопленный в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно – действенном плане с целью подкрепить наглядный в уме ответ и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.

Для того, чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребенок должен усвоить выработанные человеком понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. По мере формирования логического мышления ребенок все больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности, ко все более глубокому его определению и приходит ко все более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи ее различных моментов, сторон, ее сущности. Точнее ребенок не столько все глубже познает действительность, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Наиболее существенной особенностью развития логического мышления в старшем дошкольном возрасте является то, что его первые обобщения связаны с действием. Ребенок мыслит «действуя». А так же ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личностного опыта или наблюдений за другими людьми [12, с. 48].

Поскольку в старшем дошкольном возрасте внутренняя, познавательная мотивация учения только еще формируется, и воля еще недостаточно развита, целесообразно поддерживать максимальное многообразие мотивов учения при обучении детей. Нужно вызывать у детей самую разную мотивацию - игровую, соревновательную, престижную. Такой максимальной полимотивированности целесообразно придерживаться до конца пребывания детей в детском саду. Только к концу дошкольного возраста, к 7 годам, появляется возможность организовать учение с опорой в основном на внутреннюю, учебную мотивацию. Пока же он дошкольник - опираться следует на значимые для этого возраста мотивы, прежде всего - игровые. Это важное условие для того, чтобы программа взрослых стала программой и для самого ребенка.

Таким образом, способность отделять значимое от несущественного, находить общее и приходить к определенным выводам, уметь доказывать и опровергать, быть вдумчивым и основательным – вот что значит логическое мышление. На протяжении жизни человек не единожды пользуется этим качеством, тем неменее большинство людей в наше время думают шаблонно и не стремятся развивать логику. А ведь ее нужно тренировать, причем делать это следует с самого раннего возраста. Важно только знать, по каким правилам осуществляется развитие логического мышления у детей, а также понимать принцип действия этих правил. Совсем маленькие детки еще не могут думать абстрактно. Для них характерно наглядно-действенное, а чуть позже – наглядно-образное мышление. Все, что им нужно, – это трогать и видеть, они «думают руками». В старшем дошкольном возрасте у детей развивается словесно-логическое мышление. Этот этап считается вершиной развития, с этого момента логика совершенствуется на протяжении всей последующей жизни. Для ребенка перестает быть важным созерцание или ощупывание того, о чем он думает или говорит. Со временем, уже став взрослым, он научится оценивать задачи, поставленные перед ним, а также ставить цели, планировать и искать способы решения проблем. В современном исследовании логическое мышление рассматривается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В исследованиях отмечена взаимосвязь операций и содержательных компонентов мышления, взаимодействие чувствительной и логической ступени познания и указывается на возможность и необходимость логического развития детей в дошкольном возрасте.

Анализ исследований показывает, что логическое мышление осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, и в ходе их формирования осуществляются разнообразные логические операции (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация). В старшем дошкольном возрасте происходит существенные изменения как во взаимосвязи чувственно-логической ступени познания, так и преобразовании практических действий в логические операции.

ВЫВОДЫПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

 

Мышление - познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит за его пределы. Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Для того, чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

 

 

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается вместе с потребностями ребенка. В игре присутствуют многие предметы, окружающие ребенка. Играя, с этими предметами он изучает их свойства. Например, используя для игр песок, камни, воду, дошкольники узнают об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются.

Игровая деятельность, как доказано Н.Я.Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит ребенка играть, знакомит с общественно-сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам...). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации [17, с. 25].

Таким образом, игра носит развивающий эффект. При освоении способов и средств познания, происходит интеллектуализация познавательных процессов, образующих в итоге функциональную систему. У ребенка складываются познавательные мотивы, формируется понимание условности ситуации, а также умение принимать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней, самоконтроль, произвольность внимания и поведения, соподчинение мотивов на основе выполнения правил, дифференцированная самооценка.

В играх и упражнениях детям предоставляется возможность:

- повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

-оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, размера, цвета и др.); ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

-делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

-соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и т.д.).

Отмечая роль игры в развитии интеллекта, в психолого-педагогических работах используется разнообразный материал. Данный материал должен обеспечивать разнообразную практическую деятельность, накопление чувственного опыта, возможность организации вариативной деятельности с ним. Ориентиром могут служить материалы Ф.Фребеля, М.Монтессори, Б.П.Никитина, В.В.Воскобовича.

В народной педагогике отбирались средства, способные развитию логических операций (вкладыши, пирамиды, матрицы), которые позволяют развивать операции сериации, классификации.

В «дарах» Ф.Фребеля предусматривалось накопление опыта самой деятельности (конструирование, преобразование, воссоздание форм) в процессе работы с материалом. В материалах М.Монтессорри предусматривалось развитие различных анализаторов, накопление сенсорного опыта. Данные игры позволяли накапливать практический опыт, являющийся основой развития логического мышления.

В связи с этим для развития логического мышления используются развивающие и дидактические игры. В исследованиях Б.П.Никитина, З.А.Михайловой, в разработках Воскобовича отмечена эффективность использования развивающих игр в материале на развитие логических операций (анализ, сравнение, обобщение) и познавательных качеств (сообразительность, любознательность и другие). Так в процессе освоения игр Б.П.Никитина (Сложи узор, Куб – Хамелеон, Пирамида, Чудо-куб и другие) дети, придумывая постройки и выкладывая их по образцу, осваивают сравнение, анализ, умение соотносить детали, воспринимают их расположение в пространстве [18, с.128].

В современных исследованиях изучались возможности использования полифункциональных материалов с целью развития логического мышления (Блоков Дьеныша, материалов для экспериментирования). Игры с обручами согласно исследованиям Столяра А.А., Носовой Е.А. обеспечивают развитие логических операций [12, с. 49]: удерживать и выделять основание для сравнения, анализировать объект на наличие-отсутствие признака, обобщать по нескольким признакам. В процессе игры создается ситуация, требующая обследования блока, осуществление анализа, сравнения, соотнесение с другими блоками, их объединение в группу.

Еще одним средством эффективного развития логического мышления является использование логических задач для дошкольников. В связи с этим уточняется понятие «логическая задача»: «Логическая задача» трактуется как вид текстовой задачи: описание на естественном языке определенной ситуации, для решения которой необходимо построение математической модели и установление зависимости (закономерностей). В современных исследованиях представлены различные технологии развития логического мышления на основе использования логических задач.

З.А.Михайлова изучала возможности развития сообразительности, познавательной активности, в процессе освоения дошкольниками игр на плоскостное моделирование, головоломок с лучинами. Обнаружила необходимость развития анализа образца, условия задач для ее решения, создания проблемной ситуации [18, с. 128].

А.З.Зак разработал последовательность усложняющихся упражнений для развития интеллектуальных способностей. В программе предусмотрено развитие способности комбинировать, рассуждать, анализировать, планировать. С этой целью используются последовательность логических задач. Ребенку предлагается проанализировать представленные в тетради задачи (представить, что произойдет, если осуществить ход фигурой; сравнить, чем сходны – отличаются изображения; установить простые закономерности). Следует отметить, что все преобразования ребенок осуществляет в умственном плане, что не совсем соответствует возрастным возможностям старших дошкольников. Задания несколько однообразны. Сам процесс объяснения носит дидактический характер [11, с.15].

В.Г.Гоголева определила систему упражнений, логических задач по развитию логического и конструктивного мышления. Предлагает знакомить детей 4-6 лет со способами действий на преобразование объекта; их обозначением, что способствует формированию более обобщенных действий, осознанию детьми преобразований. Детям предлагается осуществить анализ фигуры, зрительно выделить ее части, представить способ ее изменения, преобразования. В разработках представлено усложнение заданий за счет: нарастания степени сложности фигур, способов деления, самостоятельности детей. Однако использование заданий предусматривающих зрительный анализ, с детьми 4 лет сложно [7, с.33].

В разработках Кралиной М.В. предусматривается развитие логических операций (сравнение, анализ, обобщение, классификация и другие) в ходе выполнения детьми разнообразных игр, упражнений. Задания представлены в игровой форме, позволяют сочетать наглядно-образный и логический уровень решения. Однако не всегда включают принцип системности. Обобщенный анализ исследований позволил выделить ряд педагогических условий развития логического мышления [14]:

- формирование системных знаний в единстве с развитием логических операций;

- сочетание практических действий с познанием, обеспечивающим взаимодействие чувственного и логического этапа познания;

- ведущая роль взрослого, обеспечивающего целесообразное построение педагогического процесса;

- постановка ребенка в субъектную позицию, что способствует более эффективному развитию логических операций, развитию интереса к установлению закономерностей, зависимостей.

За счет использования проблемных ситуаций, активизация субъектной позиции детей, косвенных приемов привлечения к ним, и помощи в их решении («подсказок», необычного расположения материала, намеренных ошибок, объединение детей с разным уровнем развития).

Г.А.Урунтаева утверждала, что «образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике, и т.о. самостоятельно продвигаться в выбранной области знаний» [33, c.74].

Для того чтобы вызвать у детей активную мыслительную деятельность, необходимо знать возможности каждого ребенка. Надо сформулировать так вопросы, чтобы они требовали от ребенка умственной активности и вместе с тем привели их к пониманию и решению поставленной задачи. Поэтому, в области развития логического мышления и вместе с тем для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что развитие логического мышления у ребенка играет большую роль в дальнейшем обучении его в школе. Эта работа очень кропотливая и сложная. Но несмотря ни на что очень интересная работа. Ведь самые незначительные результаты приносят неизмеримую радость и желание работать, зажигать детские глаза и выбирать различные эффективные средства для всестороннего развития каждого ребенка.

Внедрение в дошкольную практику целенаправленного развития логического мышления - задача далеко не решённая. Она требует тщательного анализа научной литературы по проблеме развития мышления, основ современных наук, и на этой базе разработки программно-методического и дидактического и психологического обеспечения всей системы дошкольного образования. Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей.

Анализируя процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы сходятся во мнении, что исходя из специфичности и значимости данного этапа в жизни индивида, мышление необходимо рассматривать в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника [8, с. 40]. Дошкольный возраст, по мнению психологов - это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: