Диагностика уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста




 

Н. Н. Поддьяков указывал, что критериями формирования операций логического мышления являются сами операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение [28, с. 112]. Показатели:

· анализ - является умение выделять из целого части;

· синтез - умение объединять части, свойства и действия в единое целое;

· сравнение - умение устанавливать сходства и различия между предметами, явлениями, признаками;

· обобщение - умение объединять предметы и явления по существенным свойствам;

· классификация - умение распределять предметы по группам.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить диагностический инструментарий, включающий комплекс диагностических методик, дополняющих друг друга и направленных на определения уровня сформированности логического мышления:

1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой) [23, с.84].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

3. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой) [5, с.212].

Обратимся к характеристике указанных методик исследования.

1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой).

Цель: диагностика интеллектуального развития ребенка, уровня развития абстрактного мышления, понимания условности ситуаций, умения классифицировать предметы по определенным признакам.

Руководство: испытуемые должны объединять картинки по сходным признакам с указанием найденного сходства.

Экспериментальный материал: набор карточек размером 4х8, на каждой карточке изображено по два предмета (наподобие детского домино). На 29-ти карточках изображено 58 различных предметов: растения, люди, животные и т.д. Картинки выполнены в цвете.

Ход исследования: В опыте участвуют двое испытуемых детей. Они усаживаются за стол один напротив другого. Перед каждым из них выкладывается 14 карточек (один набор). Испытуемый должен к некоторому предмету, изображенному на картинке, подобрать из числа имеющихся у него картинок предмет, в чем-то схожий с первым и обосновать свой выбор.

Инструкция экспериментатора перед началом игры: «Перед вами, ребята, лежит карточка, на которой нарисованы две картинки (трактор и олененок). Вы должны подобрать к какой-нибудь из этих двух картинок любую, из имеющихся у вас в наборе. Причем подобрать надо так, чтобы выбранная вами картинка и картинка, лежащая на кону, имели что то общее, сходное, одинаковое. При этом вы должны объяснить, почему был сделан такой выбор. Ходить надо поочередно. Следующий из вас будет подбирать свою карточку уже к двум крайним картинкам, находящимся на кону (объяснение, для большей ясности, сопровождается демонстрацией). Если кто-нибудь из вас не найдет нужной картинки или не сможет объяснить свой выбор, то он должен будет пропустить ход. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки».

Выводы по эксперименту: в качестве основных категорий, используемых детьми при сопоставлении объектов, были выделены следующие:

- «внешнее сходство» - ребенок указывает на общность цвета, формы и т. д.; иногда в качестве такого признака указывается величина предмета;

- функциональный признак - когда выделяется либо сходный функциональный признак у сопоставимых предметов («елка растет и цветок растет»), либо сравниваемые предметы увязываются между собой посредством указанного действия («в чайнике и в кружке воду держат»);

- категориальное соотнесение - когда сопоставление объектов производится путем их отнесения к одной группе, категории («это растения», «они живые») и т.д. [23].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

Цель: определение уровня развития логического мышления и сосредоточенности ребенка.

Руководство: тест содержит 15 рисунков предметов, у каждого предмета недостает какой-либо детали. Ребенок за 15 секунд должен заметить, какого элемента не хватает. Все предметы известны детям, однако последние из них построены так, что для решения требует логических умозаключений, знаний.

Инструкция перед началом эксперимента: «Я сейчас покажу тебе несколько картинок, в которых не хватает деталей. Я хочу, чтобы ты внимательно посмотрел на каждую и сказал мне, чего там не достает».

Условия проведения теста:

1. Каждую картинку нужно предъявлять с вопросом: «Чего же не достает на этой картинке?».

2. Можно помочь, если испытуемый не справляется с задачей на первой или второй картине.

3. На третьей не надо помогать!

4. Если указывается на какую-нибудь несущественную деталь, скажите: «Да, но какой более важной части здесь нет?». Каждая картинка предъявляется 15 секунд.

Выводы по эксперименту: ответ считается правильным, даже если испытуемый не знает правильного названия отсутствующей детали, но употребляет синонимы или правильно описывает ее. Прекращение теста: 4 неправильных ответ подряд [5].

1. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой).

Цель: Методика направлена на выявление уровня развития логического мышления.

Стимульный материал: ребенку предъявляют карточку, на которой изображено 7 различных ваз. Задача состоит в том, чтобы найти две одинаковые вазы среди множества ваз, отличающихся формой и орнаментом.

Условия эксперимента: фиксируется время, которое требуется ребенку для выбора, а также его правильность. Не рекомендуется забирать у ребенка карточку сразу после получения ответа. Необходимо дать ему еще несколько секунд для рассматривания карточки и проследить, что он станет с ней делать дальше. Некоторые дети сразу откладывают карточку в сторону, считая работу законченной. Однако бывают случаи, когда дети продолжают рассматривать картинку и находят ошибку, если она была ими допущена.

Оценка результатов:

- низкий уровень развития логического мышления - более 50 сек;

- средний уровень развития логического мышления - 30-50 сек;

- высокий уровень развития логического мышления - менее 30 сек. [5].

Таким образом, исследования показывают, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников недостаточно развиты мыслительные операции, такие как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание, способность рассуждать, лежащих в основе логического мышления. Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников [6, с.30].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить диагностический инструментарий, включающий комплекс диагностических методик, дополняющих друг друга и направленных на определения уровня сформированности логического мышления:

1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой) [23, с.84].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

3. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой) [5, с.212].

Данные методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Приемы логического мышления – сравнение, обобщение, классификация и сериация позволяют систематизировать знания ребенка, развивать его умственные способности.

Анализ научной литературы позволил изучить особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:

- различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно – образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга; мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных);

- старший дошкольник может подходить к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

- старший дошкольный возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация. Результаты исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.З. Зака, Н.Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым;

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить диагностический инструментарий, включающий комплекс диагностических методик, дополняющих друг друга и направленных на определения уровня сформированности логического мышления:

1. «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинниковой) [23, с.84].

2. «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

3. «Найди такую же» (Г.М. Угаровой) [5, с.212].

Данные методики позволяют получить достаточно объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.

Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем дошкольном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: