Классификация государственных и муниципальных займов




Функции государственного кредита

1. Распределительная функция – через эту функцию ГК осуществляет

формирование централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований и равномерно распределить во времени (налоговое бремя) платежи по основному долгу и платежи процентов между настоящим и будущими поколениями.

Источники финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением ГК, зависят от направлений использования средств:

-в случае производительного вложения мобилизованных через ГК средств, построенный объект после вступления в действие начинает приносить выручку, за счет которой погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит;

-при непроизводительном использовании мобилизованных капиталов (например, финансировании социальных, военных расходов) источником их погашения становятся бюджетные средства или новые займы.

2. Регулирующая функция имеет две стороны: экономическую и социальную.

Экономическая сторона проявляется прежде всего в регулировании воспроизводственных, отраслевых и территориальных пропорций путем выделения целевых кредитов и финансирования целевых программ.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг регулирует обращение денежной массы и ликвидность коммерческих банков.

Социальная сторона ГК связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы, создания рабочих мест, регулирования размеров заработной платы и социальных пособий.

3. Контрольная функция – означает контроль за целевым и рациональным

использованием средств, привлекаемых и размещаемых государством.

В случае дефицита бюджета дополнительно привлекаемые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.

При положительном бюджетном сальдо мобилизованные через ГК средства используются на финансирование экономических и социальных программ, лежащих за пределами бюджетных расходов, или на рефинансирование старой задолженности.

Как способ финансирования расходов правительства государственный кредит обладает рядом преимуществ и имеет существенно меньшие негативные последствия по сравнению с традиционными приемами:дополнительной денежной эмиссией и увеличением доходов бюджета за счет прямого повышения налогов. Преимущество и особенность государственного кредита и в том, что, как источник финансирования правительственных расходов, он исключает дополнительную нагрузку на традиционные доходы государственного бюджета, текущее потребление и позволяет равномерно распределить долговую нагрузку между нынешним и будущими поколениями и соблюсти принцип справедливости в распределении рисков между держателями государственных ценных бумаг и прочим населением.

Особым элементом публичных финансов является муниципальный кредит. Он законодательно оформлен Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», закреплен в Бюджетном кодексе РФ и предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ. По основным признакам он совпадает с государственным кредитом, но имеет другой уровень публичности и порядок его формирования, распределения и использования; ответственность по подобным обязательствам определяется местными органами власти.

Таким образом, кредитное финансирование государства и местных органов:

а) представляет собой один из гибких инструментов регулирования макро- и микроэкономических процессов, увязки доходов и расходов государства;

б) позволяет равномерно и в известной мере справедливо распределить ответственность за принятые финансовые решения между нынешним и будущими поколениями;

в) выступает реальным фактором ускорения темпов социального и экономического развития страны.

 

Классификация государственных и муниципальных займов

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

4) государственным гарантиям РФ;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) государственным ценным бумагам субъекта РФ;

2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;

3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

4) государственным гарантиям субъекта РФ.

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Государственные ценные бумаги – это обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%.

Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает:

· облигации,

· казначейские векселя,

· казначейские ноты и т. п.

Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации.

Облигация (от лат. obligatio — обязательство ) — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ.

Облигационные займы классифицируются по различным признакам:

1. по виду эмиссии — на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);

2. по виду выплат дохода:

- на процентные – доход выплачивается в форме процентов путем оплаты купонов или единовременно при погашении займа;

- беспроцентные облигации - доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым займам — телефонным, жилищным и т. п.);

- дисконтные – доходом является разница между номиналом и ценой реализации.

3. по характеру обращения — на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);

4. по характеру держателей ценных бумаг — на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;

5. по срокам погашения:

- краткосрочные (срок погашения до одного года);

- среднесрочные (до пяти лет);

- долгосрочные (свыше пяти лет);

- бессрочные, или рентные, облигации, в от ношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;

6. по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей на счетах депо);

8. в зависимости от эмитента — облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами.

Муниципальные облигации бывают двух типов:

- общего долга

- доходные.

По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение — финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались,— эстакад, мостов, жилых домов и т. п. Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.

Казначейский вексель — основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев с целью покрытия кассового дефицита бюджета (в США, например, они эмитируются на срок от нескольких недель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом и являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги(процентные векселя). Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

Особое место в системе государственных займов занимают ценные бумаги, гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступают структуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумаг могут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банков жилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральной железной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества -«Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.

Государственными признаются ценные бумаги, которые эмитируются или гарантируются государством. Этим обусловливается не только их место и роль в общественном производстве, но и особенности эмиссии, обращения и регулирования.

От имени государства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг, обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета; в России — это Министерство финансов. Эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципальных образований являются соответствующие органы субъекта РФ и местного самоуправления.

В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами конкретного выпуска государственных бумаг. Он же либо по его усмотрению иная уполномоченная организация выполняют функции депозитария, включая функцию по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет прав различных организаций на эти облигации. Функции субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «депо» депонентов (инвесторов).

Таким образом, облигационные заимствования можно расценивать как реальный инструмент финансирования федерального, регионального и муниципального развития, особенно при усилении их инвестиционной ориентации. В то же время нельзя не учитывать и существование такого конкурентного финансового инструмента, как прямые, реальные инвестиции. Необходимо найти оптимальные пропорции в использовании всех этих инструментов привлечения денежных средств.

 

7.3. Основные виды государственных ценных бумаг и особен­ности их обращения

Государственные краткосрочные облигации (ГКО)

– именные дисконтные облигации, доходом является разница между ценой реализации и ценой покупки,

- выпускаются с мая 1993г.,

- бездокументарные, учет облигаций ведется в виде записей на счетах владельцев в депозитариях,

- каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в ЦБ РФ,

- срок обращения – 3,6,12 месяцев,

- эмиссия осуществляется периодически в форме отдельных выпусков,

- владельцами могут быть – юридические, физические лица, в т.ч. нерезиденты. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на круг потенциальных владельцев. Владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при оплате приобретаемых ГКО следующего выпуска,

- номинал – 1 млн. неденоминированных рублей (1000руб.),

- решение о выпуске ГКО принимает Минфин РФ по согласованию с ЦБ РФ,

- сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее, чем за 7 дней до начала размещения. Выпуск считается состоявшимся, если было продано не менее 20% количества предлагавшихся к выпуску.

ЦБ РФ является агентом Минфина по обслуживанию выпуска ГКО. Увеличению емкости и ликвидности рынка ГКО способствовало введение в 1996г. Банком России операций по купле-продаже ГКО с обратным выкупом (операция репо) и ломбардного кредитования под залог ГКО.

До кризиса 1998г. ГКО были главным инструментом государственных заимствований и давали 4/5 всех поступлений от реализации ценных бумаг государством. Однако с каждым годом все большая часть средств от продажи ГКО направлялась на погашение предыдущих выпусков:

в 1993г. – 15% выручки,

1994г. – 55%,

1997г. – 79%,

1998г. – 88%.

После финансового кризиса Минфин РФ возобновил размещение ГКО только в апреле 2000г. В настоящее время рынок ГКО восстановлен.

Облигации федерального займа (ОФЗ)

Это среднесрочные государственные облигации, которые выпускаются в бездокументарной (электронной) форме с изменяемым купоном, выплачиваемым поквартально. Срок их обращения – 1-5 лет.

ОФЗ были введены в июне 1995г. Это первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в РФ. Выпуск данной бумаги был связан с желанием Минфина РФ удлинить сроки государственных заимствований, расширить спектр инструментов государственного заимствования.

ОФЗ, также как ГКО, продаются ниже номинала, а погашаются по номиналу, обеспечивая тем самым доход по ним. Кроме того, выплачивается купонный доход.

Владельцем облигаций могли быть как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов выступал ЦБ РФ.

Величина купонного дохода рассчитывалась отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее, чем за 7 дней до начала даты его размещения. По следующим купонам, включая последний, не позднее, чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

К настоящему времени на РЦБ обращались следующие виды ОФЗ:

-ОФЗ с переменным купоном (ОФЗ-ПК),

-ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД),

-ОФЗ с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД),

-ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД).

ОФЗ-ПК – обращались на рынке с июня 1995г. и использовались с целью покрытия дефицита федерального бюджета.

Основные характеристики ОФЗ-ПК:

-бездокументарная ценная бумага,

-именная,

-среднесрочный период обращения (от 1 года до 5 лет),

-номинал - 1 млн. неденоминированных рублей (1000руб.),

-проведение эмиссии в форме отдельных выпусков,

-переменный купонный доход определялся как средняя доходность по другим государственным ценным бумагам (прежде всего по ГКО). Выплата купонного дохода осуществляется Банком России путем перечисления на торговые счета дилеров до начала торгов или аукциона,

-частота выплат по купону – 2 или 4 раза в год.

ОФЗ- ПД – условия выпуска и обращения утверждены Минфином 28 июня 1996г.

Основные характеристики ОФЗ-ПД:

- бездокументарная ценная бумага,

-именная,

-купонная, частота выплат по купону – 1 раз в год,

-среднесрочный период обращения (3 года),

-номинал - 1 млн. неденоминированных рублей (1000руб.),

Разновидностью ОФЗ-ПД являются облигации, выпущенные с нулевым купонным доходом, которые использовались для погашения просроченной задолженности перед федеральным бюджетом (включая пени и штрафы), образовавшуюся по состоянию на 01.07.1998г. Взаимозачет долгов происходил по номиналу при рыночной стоимости этих облигаций 57-60% от номинала. Но, несмотря на привлекательный дисконт, ажиотажа вокруг этих облигаций не было, так как налоговые органы провели реструктуризацию долгов по иной схеме на 10 лет (Постановление Правительства РФ от 03.09.99г. №1002).

Также ОФЗ-ПД могли использоваться для оплаты участия в уставном капитале коммерческих банков (но не более 25% уставного капитала).

ОФЗ-ФД – основные характеристики:

- бездокументарная ценная бумага,

-именная,

-купонная, частота выплаты по купону – 4 раза в год,

-срок обращения 4 и 5 лет,

-номинал - 10 и 1000руб.,

-выпуск 12 равными траншами,

-начисление купонного дохода начиная с 19.08.1998г., размер которого установлен еа уровне: первый год после 19.08.1998г. – 30% годовых,

второй год после 19.08.1998г. – 25% годовых,

третий год после 19.08.1998г. – 20% годовых,

четвертый год после 19.08.1998г. – 15% годовых,

пятый год после 19.08.1998г. – 10% годовых.

Начиная со второго купона выплаты доходов производятся каждые три месяца.

ОФЗ-АД – сравнительно новая облигация, выпущена Правительством РФ 22.05.2002г. Главная особенность состоит в том, что погашение номинальной стоимости облигации предусматривается частями в течение двух последних лет обращения, при этом проценты начисляются на оставшуюся сумму долга.

Несмотря на то, что купон в полной сумме выплачивается эмитентом тому лицу, которому они принадлежат на дату выплаты, каждый предыдущий владелец также имеет право на получение дохода пропорционально сроку владения. Это достигается тем, что при приобретении облигаций их покупатель должен выплатить прежнему владельцу помимо собственно цены («чистой» цены) облигаций также и величину купонного дохода.

Основные характеристики ОФЗ-АД:

- бездокументарная ценная бумага,

-именная,

-купонная, частота выплаты по купону – 4 раза в год,

-срок обращения 4 и 5 лет,

-номинал - 10 и 1000руб.

 

Выпуск ГКО-ОФЗ действительно сыграл важную роль в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета. Если в 1994г. путем размещения на внутреннем рынке разного рода государственных ценных бумаг было покрыто только 19.4% дефицита федерального бюджета, то в 1995г. этот показатель вырос до 60,1%, в 1996г. он составил 50,3% и в 1997г. – 44,5%. Однако неспособность властей справиться с дефицитом бюджета привела, в конечном счете, к непомерному разбуханию рынка ГКО-ОФЗ, который в тот период на деле превратился в хрупкую финансовую пирамиду. Что же касается ГКО, то их с 2004г. не стало на рынке вовсе.

Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

- выпущена в обращение в 1991г.,

- документарная, именная,

-купонная (15% годовых), частота выплат по купону – 1 раз в год,

-номинал – 100руб.,

-срок обращения – 30 лет,

- размещение – через кредитные организации (внебиржевой рынок).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: