Логические связи, когда одно утверждение логично вытекает из другого




Лид

 

Термин лид (lead - «выдающаяся, ведущая часть», «нос» сообщения) - первая часть текста, которым является вступление к основному его содержанию.

В газете эта часть текста, выделенная другим шрифтом, называется так же введение, вступление.

Вступление, как правило, из 1-5 предложений в зависимости от его вида и содержит в себе самый важный или самый интересный элемент сообщения. Вступление имеет важную роль и несет на себе до 30% смысловой нагрузки. Лиды, как и заголовки, и подписи к иллюстрациям (помимо самих иллю­страций) являются основными раздражителями для читателя, просматрива­ющего газетную полосу.

Второй и третий абзацы, обычно, раскрывают то, о чем говорится в лиде, подкрепляют его дополнительной информацией.

Задача Лида

* Быстро и четко привлечь внимание читателя, раскрыв ему основные аспекты события.

* Мотивировать его на то, чтобы узнать еще больше доп. подробностей.

* Убедить в том, что у него достаточно оснований прочитать все до конца.

Стоит помнить, что многое из сказаного о принципах построения хэдлайна справедливо и для построения Лида, функция привлечения читателя у них общая.

 

Краткость

СРАЗУ ВВОДИТ В КУРС ДЕЛА

Настроенные на «быстрое» чтение читатели газет стремятся за меньший промежуток времени получить как можно больше информации, и редко дочитывают статьи до конца, ограничиваясь первыми 2-4 абзацами. Как правило, именно они и составляют лид нашего материала.

ДЛИНА ЛИДА

Именно эти соображения легли в основу определения оптимальной длины Лида, которая в новостных жанрах не должны превышать 25-50 слов, то есть 4-5 предложений, но в публицистике и художественной публицистике может быть и значительно больше. Иногда встречаются Лиды длиной более 150-200 слов, однако это особый тип вступлений, имеющий множество иных более сложных задач.

 

Задачей вступления является определение пространственных, тематических и временных рамок сообщения. Формально во вступлении действует

правило "5W": что? кто? где? когда? почему?

Однако, на практике в зависимости от ситуации возможны фрагментарные ответы на какие-то из этих вопросов. Наиболее часто правило "5W" имеет исключение на TV и радио, тогда как вступительный абзац газеты должен обязательно ему соответствовать. Лучшей формой вступления является акцент на значимости события, о котором идет речь, для местной аудитории или определенной категории.

Сообщение должно отделяться от предыдущей статьи, как заголовком, так и вступлением. Зачастую, если новость имеет прямое, непосредственное отношение к аудитории или носит крайне актуальный характер (пример: предупреждение об опасности), желательно выделить отдельно это обстоятельство. При этом вступление должно быть максимально лаконично, так как многословие во вступительной части рассеивает внимание читателя или зрителя и, как правило, обрывает контакт с источником информации. Наиболее неприемлемо для СМИ образное художественное вступление с обилием сравнений, метафор и т.д. Максимальная потребность в дальнейшем контакте с коммуникатором вызывает жесткое вступление, основанное на конкретном указании фактов и явлений.

ЧТО?

Всегда ставится на первое место, если событие носит сенсационный характер и само по себе необыкновенно, значимо или масштабно. Землетрясения, тайфуны и катастрофы, пожары и прочие бедствия сами по себе просятся на первое место, поскольку в самих себе несут ключевое значение. Событие выходит на первый план с определением «впервые», «в последний раз», «единственный» и т.п.

«Единственный концерт Лучино Поваротти пройдет в Большом зале Ленинского меморила»

ГДЕ?

Случается так, что место события столь необычно, что сообщение о нем требуется поместить первое место. Если событие зависит от того места, где произошло, если это место парадоксально, нетипично для такого рода событий, то следует серьезно подумать о том, чтобы начать именно с него. Есть знаковые места, такие как Поклонная гора, Красная площадь Храм Христа спасителя и т.д., проведение мероприятий, в которых носит эксклюзивный, особый характер. Где? всегда ставится впереди в том случае, если мы хотим подчеркнуть, что это и только это имеет особое значение. Как правило, такое построение лида требует пояснить, с чем связан этот интерес или чем вызван выбор столь необычного места. В региональной прессе начальное положение где? позволяет показать близость события к аудитории, подчеркнуть значение, сделать акцент на «местном» его значении, приблизить событие.

«В новой школе встретят первое сентября дети Беслана.»

КОГДА?

Очень часто стоит на первом месте в сообщениях имеющих ключевое слово «сегодня», «вчера», «завтра» а так же если дата имеет самостоятельное значение – памятная, юбилейная, праздничная. Следует помнить, что привязка ко времени при помощи указания даты – активный прием актуализации события. Если мы хотим поставить акцент именно на времени события, отделить его от других аспектов, показать, что время имеет особое значение, то выберем именно такую структуру. Дополнения «накануне», «в ознаменование» и т.д. требуют сначала сказать о времени события.

«8 мая, накануне Дня Великой победы, все ветераны школы получили памятные подарки и поздравления».

КТО?

Популярные актеры, звезды, герои, личности особого социального значения, президенты и т.д. всегда начинают новостной лид.

«Президент России Владимир Путин посетил с неофициальным визитом…» Такое построение вполне объяснимо и не требует дальнейших обоснований. Единственной сложностью здесь бывает именно оценка масштабов личности и других аспектов, но здесь следует руководствоваться интуицией и учитывать социальный контекст.

ПОЧЕМУ?

Причина события должна быть столь необычной или важной, чтобы выйти на первое место, что тогда это обстоятельство очевидно само по себе. Конечно, такая структура крайне редка, но тем не менее, совсем сбрасывать ее со счетов не следует. «Халатность работников водоканала стала причиной массового заражения дизентерией более чем 2500 человек в районном центре Н., в июле этого года.» Такое сообщение сообщает не столько о самом заражении, как ужасающем факте, сколько о ХАЛАТНОСТИ. Акцент, поставленный на причине, делает ее особенно значимой и зачастую требует дополнительного обоснования.

КАК?

Этот вопрос практически никогда не выходит вперед, помогая своим коллегам раскрывать тему. Однако, если способ осуществления или ход события нарушает сложившийся порядок, может случиться и так, что его выдвинут на первое место. Впрочем, подобная структура слегка атракционна и, по всей видимости, занимает место в особых разделах новостей. Иногда именно в обстоятельствах события содержится ключ к его пониманию, самое пикантное или рациональное зерно. Каждый раз следует серьезно подумать, прежде чем поставить обстоятельства на первое место.

Логические связи, когда одно утверждение логично вытекает из другого

Дедуктивная – от общего к частному (Решение о строительстве уже принято. Главный вопрос – это вопрос финансирования и он практически решен. Через пять лет МЖК будет построен)

Индуктивная – от частного к общему (Мэрия готовит проект МЖК, уже выделено финансирование из внебюджетного фонда, готовится соответствующий законопроект, готовы подключиться общественные организации. Проект жилья для молодежи будет реализован через 5 лет)

Хронологические связи, когда одно событие естественно следует за другим. (Вчера мы приняли решение. Сегодня мы выделили средства из внебюджетного фонда, уже в следующем месяце к работе подключатся общественные организации. Через пять лет надеемся на реализацию проекта)

Структурные связи (парадигматические), когда аспекты входят в одну и ту же группу и их единство вполне очевидно (Для реализации проекта МЖК мы получили поддержку общественных организаций, выделили средства из внебюджетного фонда, готовим городской законопроект, привлекли общественные организации)

Иерархические связи, когда устанавливается цепочка от главного к второстепенному (Средства из внебюджетного фонда уже выделены, готовится городской законопроект, получили поддержку общественных организации. Если бы не ухудшающееся финансовое положение города, проект жилья для молодежи мог бы быть реализован не через 5 лет, а гораздо быстрее, уверены в мэрии).

Приведенные примеры ясно показывают, что наличие любого типа связи, в зависимости от ситуации делает лид цельным, монолитным, легко воспринимающимся и убедительным. Нарушение этих правил разрушает единство, делает текст рыхлым, заставляет читателя тратить время на дополнительные вопросы, вызывает недоумение и, в конечном итоге, не выполняет своей функции.

ТИПОЛОГИЯ ЛИДА

Все многообразие лидов принято делить на следующие группы:

* Прямой, развернутый лид (Direct lead).

* Косвенный лид (Indirect lead).

* Лид-цитата лид вопрос (Quote and Question leads).

Это не означает, что других лидов не существует или что они не имеют права на существование, попросту такая типология систематизирует различные лиды, позволяя лучше понять принцип их создания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: