Изобразительное искусство Древней Греции
В историю мировой культуры Древняя Греция вошла и благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. К сожалению, время сохранило ничтожно малое количество греческих подлинников. Большинство доступных нам произведений — это лишь копии, выполненные позднее римскими мастерами. А некогда скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений. Если верить Плутарху (ок. 45 — ок. 127), который, возможно, слегка преувеличивал, то в Афинах было больше статуй, чем живых людей.
Изобразительное искусство архаики
Скульптура
Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений — это куросы и коры, созданные в эпоху архаики. Мужские фигуры куросов (юношей), достигавшие значительных размеров (до 3 м), устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов. Эти изваяния обнаженных фигур, наглядно воплощавшие идеал мужской красоты, молодости и здоровья, получили название «архаических Аполлонов». Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз, полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок, волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. Куросы напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненность.
Фигуры кор (девушек) — воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях! Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. И еще одна характерная деталь: у всех на лицах загадочная улыбка.
|
Рельеф
Высочайшего совершенства греческое искусство достигло и в рельефе. Особенность греческого рельефа состоит не в правдоподобии и передаче внешнего сходства, а в умении мастеров находить именно те формы и тот линейный ритм, которые предельно точно отражают суть сюжета и соответствуют архитектурному стилю. Эволюцию рельефа от занимательной пестроты архаики к простым формам классики, строгим и человечным, можно проследить на примере дорического храма в разные периоды развития греческой культуры.
Уже метопа храма Афины, в Селинунте (VI в. до н. э.) демонстрирует потрясающее стилистическое созвучие рельефа и тяжеловесной архитектуры, свойственной архаике. На метопе изображен Персей, который при поддержке Афины поражает горгону Медузу.
Персею, сыну 3евса и Данаи, было приказано добыть голову горгоны Медузы. На помощь герою явились посланник богов Гермес и Афина. Афина дала Персею блестящий медный щит, в котором все отражалось как в зеркале, а Гермес – острый меч и крылатые сандалии. Персей, глядя в щит, отрубил голову Медузе и отдал Афине, которая поместила ее на свою эгиду – нагрудник из козьей шкуры.
Вазопись
Греческое изобразительное искусство представлено главным образом вазописью. Известно, что к гончарному ремеслу греки относились не только как к средству создания необходимой в быту посуды, но прежде всего, как к искусству. Древнейшие из сохранившихся до наших дней произведений — вазы из Дипилона(по названию некрополя в Афинах) — относятся к VIII в. до н. э. Огромные вазы, достигающие в отдельных случаях высоты в 1,5 м, устанавливались в качестве надгробных памятников вблизи греческих поселений. Поверхность ваз покрывалась орнаментом в виде кругов, треугольников, квадратов или ромбов. Вот почему этот вид орнамента получил название геометрического. Абстрактные изображения фигур воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм кругового движения, подчиненного форме гончарного изделия.
|
Амфора из Дипилона — это одно из наиболее выразительных произведений вазописи. В величавом и торжественном облике сосуда, его простой и благородной форме художник сумел лаконично воплотить свой замысел. Поверхность вазы разделена на горизонтальные ленты, каждая из которых заполнена геометрическим узором. В самой широкой части вазописец изображает сцену оплакивания умершего в окружении фигур плакальщиков с воздетыми к небу руками. Их тела уподоблены треугольникам, руки обозначены прямыми, ломающимися линиями. Все призвано выразить экспрессию чувств, подчеркнуть мысль о бренности человеческого бытия.
К VI в. до н. э. повсеместно утверждается чернофигурный стиль вазописи. Изображения с обозначенным контуром стали наносить густым черным лаком на глиняную поверхность. Естественный цвет глины нередко подкрашивали охрой, так что после обжига она приобретала ровный оранжево-красный тон. На таком фоне особенно четко выделялись силуэты людей и животных. Орнамент органично сочетался с многофигурными сценами, свободно размещенными на стенках сосудов. Вазы становятся меньше, строже и изящнее по форме, их выразительный декор все более тяготеет к условности и плоскостности изображения, на смену ритуальным геометрическим символам приходят мифологические сюжеты.
|
Крупнейшим мастером чернофигурной керамики был Эксекий (третья четверть VI в. до н. э.). Свои произведения он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Любимыми темами его росписей были мифологические сюжеты, в особенности подвиги Геракла, битвы греков с легендарными амазонками, сцены гомеровской «Илиады». Каждое произведение мастера отличают глубокая гармония росписи с формой вазы, лаконичность и строгость манеры письма, ярко выраженная внутренняя экспрессия.
Подлинным шедевром среди творений Эксекия является чернофигурная амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости. Внешне простая композиция, на которой представлены два увлеченных игрой воина, построена с редким мастерством. Спины героев почти смыкаются в большой полукруг, символически ограничивая внутреннее пространство, в котором происходит мучительный выбор между жизнью и смертью. Они так увлечены своим занятием, что совсем забыли о продолжающейся войне между троянцами и ахейцами. А между тем Эксекий красноречиво намекает, кто именно из них одержит победу: один из воинов (Ахилл) сидит, даже не сняв с головы коринфского шлема с высоким султаном, голова другого (Аякса) ничем не защищена.
Изобразительное искусство классического периода
Вазопись
В период ранней классики особого расцвета достигла вазопись краснофигурного стиля. Свободные от изображений части вазы покрывались черным лаком, а фигуры обводили контуром и оставляли не закрашенными. Внутри красного силуэта тонкой кисточкой или птичьим пером прорисовывали линии, передающие черты лица, прическу, складки одежды. Такая техника позволяла лучше передавать свободу движений фигур в сложных ракурсах. При обжиге лак приобретал зеркальную поверхность с красивым оливковым отливом, а светлые фигуры особенно отчетливо выступали на таком фоне. На смену мифологическим сюжетам пришли реалистичные жанровые и бытовые сцены.
Замечательную композицию «Прилет первой ласточки» создал мастер Евфроний, запечатлевший на вазе диалог зрелого мужчины, юноши и мальчика. Художник вводит нас в круг обыденной, повседневной жизни людей. Взоры персонажей обращены вверх, к летящей ласточке —вестнице весны. Но как по-разному переданы чувства каждого из них! Надписи, сопровождающие изображение, выведены пурпуром, они помогают передать очарование и поэтичность сцены. «Смотри, ласточка!» — восклицает юноша. «Правда, клянусь Гераклом!» — подтверждает бородатый мужчина. «Вот она!» — радостно кричит мальчик. Мастер добавил: «Наступает весна».
Скульптура
В период классики широкое распространение получила и скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н. э.). Время не сохранило ни одного подлинного произведения этого автора, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о его высоком мастерстве.
Впрославленном шедевре «Дискобол» в образе юноши-атлета переданы черты гармонически развитого человека, в котором красота и пропорциональность тренированного тела сочетаются с внутренним достоинством и благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. Вдинамичной позе атлета сконцентрирована не только физическая, но и высочайшая эмоциональная сила. Глядя на эту фигуру, создается впечатление, что скульптора интересовало не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа. Через секунду он расправится, как пружина, метнет диск, но пока внешне он остается спокойным и сдержанным. Тело юноши сильно напряжено, свободная левая нога опирается на пальцы, грудь и лицо развернуты анфас, взгляд сосредоточен и направлен на диск. Широкий размах рук напоминает согнутый лук, из которого вот-вот вырвется и полетит стрела. Мастерски запечатленное мгновение делает это произведение вечным памятником искусства.
Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н. э.). Излюбленный образ античного мастера — стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры». Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение «Дорифор» — образец совершенного Человека, в котором сочетаются физическая красота и одухотворенный облик. Юный атлет держит на плече тяжелое и длинное копье. Свободно и уверенно стоит он на земле. Юноша погружен в собственные мысли, его лицо спокойно и благородно, осанка естественна и величава. С удивительным мастерством художнику удалось передать пластику здорового мускулистого тела копьеносца. В этой скульптуре использован хиазм — основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя. Плечи атлета развернуты, но левое плечо (с копьем в руке) приподнято чуть выше другого. Вес тела приходится на правую ногу, а левая свободно опирается на землю кончиками пальцев. Колени оказываются на разном уровне, симметрия правой и левой сторон тела нарушается. Такое изображение позволяет передать контраст напряжения и расслабления мышц.
Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Вот некоторые результаты его математических вычислений, которые будут использованы художниками будущих поколений. Голова человека должна составлять V7 всего роста, лицо и кисть руки — 1/10, ступня — 1/6. Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон», из которого, к сожалению, до наших дней сохранилось только два фрагмента.
К концу V в. до н. э. в искусстве высокой классики произошли значительные перемены. Монументальные героические образы уступили место миру чувств и переживаний человека. Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовст во и отчаяние, страдание и горе становятся главными темами творчества известных скульпторов: Скопаса (420 — ок. 355 гг. до н. э.), Праксителя (ок. 390—330 гг. до н. э.), Лисиппа (370—300 гг. до н. э.) и Леохара (середина IV в. до н. э.).
Рельеф
По мере тoгo как дух рационализма преодолевал сопротивление материи и храм приобретал более сухие, четкие очертания, живописный эффект крупного теневого узора утрачивал значение. греки нашли более oдуxoтвopeнные формы рельефа, взаимодействие которого с архитектурой стало легче и тоньше. Каждый рельеф передает драматическое действие, и выражением eгo является простое движение, жест. К примеру, метопы храма 3евса в Олимпии (нaчало V в. до н. э.) периода ранней классики украшена сценой предпоследнего подвига геракла, связанного с обретением золотых яблок Гесперид – яблок вечной молодости.
Дойдя до крайнего запада, где находился сад Гесперид и титан Атлант держал на своих плечах небесный свод, Геракл предложил ему на время помощь в благодарность за три золотых яблока из сада eгo дочерей. Атлант же хотел перехитрить героя, отдав свою ношу навечно. Но когда Атлант вернулся с чудесными плодами, Геракл. сделав вид, что хочет подложить подушку себе на спину, попросил простодушного титана вновь, но только на минутку подержать небо.
Способность греческого искусства создать цельный образ становится очевидна в рельефах метоп ионического фриза Парфенона – творениях великого Фидия. Движения становятся более эмоциональными.
Изобразительное искусство эллинизма
Скульптура
На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание, обостренный интерес к внутреннему миру человека, динамике его образа. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и трагизм переживаний, переданных почти натуралистически, и в то же время элегичность и мечтательность персонажей, их гармоническое совершенство и торжественность — вот главное в скульптурных произведениях этого периода.
Среди скульптурных шедевров эллинизма прежде всего следует назвать «Венеру Милосскую» Агесандра, скульптурные группы, выполненные для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме.
Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская» неизвестного автора — одно из самых совершенных скульптурных произведений Античности. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя.
Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня, запечатленная в легком, стремительном шаге вперед, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Драпировка ее тонкой одежды дробится на множество мельчайших развевающихся складок. В сочетании с могучими крыльями за спиной складки одежды создают ощущение полета, словно срывающего фигуру с каменного постамента корабля. Полный экспрессии образ открывал зрителю возможность еще и еще раз пережить радость победы, ощутить силу встречного ветра и безбрежность морских просторов.
Скульпторами Агесандром, Афинодором и Полидором была создана замечательная группа «Лаокоон с сыновьями», сюжет которой заимствован из легендарных сказаний о падении Трои.
После безуспешной осады города греки оставили под его стенами огромного деревянного коня, где спрятались воины. Жители Трои уже собрались ввести коня в город, но жрец Лаокоон предупредил их о грозящей опасности. Богиня Афина, покровительствующая грекам, наслала из пучины моря на Лаокоона и его сыновей две огромные змеи.
С виртуозным мастерством показывают скульпторы бессилие умирающего сына Лаокоона, задушенного змеями. Он еще взывает о помощи, но дыхание покидает его тело. В образе другого юноши, пытающегося сбросить с ноги кольца змеи, скульпторы оставляют последнюю надежду на спасение.
В центре композиции могучая фигура Лаокоона, воплощающая героическую борьбу человека с роковыми, не зависящими от него обстоятельствами. Его тело напряженно изогнуто, голова запрокинута в нестерпимой муке, из полуоткрытого рта вырывается предсмертный крик отчаяния. Римский поэт Вергилий (70—19 гг. до н. э.) во второй песне «Энеиды» так описывает этот трагический поединок:
...змеи напавши
Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,
Чрево и грудь дважды выю его окружили
Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами. Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки —
Черный яд и пена текут по священным повязкам;
Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звездам он подъемлет... (Перевод В. А. Жуковского)
Рельеф
Дисгармония души человека эллинизма, его стремление доводить всё до аффекта – страх до ужаса, силу до грубости – обусловили появление такого трагического, с надрывом произведения, как рельеф фриза алтаря Зевса в Пергаме На нижнем фризе алтаря изображена «Гигантомахия» - битва богов– олимпийцев со смертными гигантами, имевшими вместо ног змеиные хвосты, которая могла закончится успешно, если на стороне богов выступит герой, что и произошло, благодаря вмешательству Геракла.
Вопросы и задания
1.Каковы основные этапы развития древнегреческой скульптуры? Что было характерно для каждого из них?
2.Какими произведениями изобразительного искусства представлена эпоха архаики? Опишите некоторые из них. Как вы думаете, что могло скрываться за «улыбкой» кор? Что различает творческую манеру художников архаики и крито-микенской культуры? Существовала ли между ними какая-то связь? Аргументируйте свой ответ.
3.Каковы основные стили греческой вазописи? В чем проявилось особое мастерство их создателей? Что вы можете сказать о ее пластике, сюжетах и особенностях композиции?
4.В чем заключается непреходящее значение творений выдающихся мастеров греческой скульптуры классического периода?
Творческая мастерская
1.Подготовьте радиопередачу о творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона или Скопаса.
2.Попробуйте выполнить эскизы росписей ваз или других предметов обихода в традициях древнегреческих мастеров.
3.Как вы думаете, почему лица ранних древнегреческих статуй были лишены индивидуальности, не отражали эмоций? Сопоставьте произведения древнегреческих ваятелей со скульптурными произведениями Древнего Египта. Какие различия между ними вы могли бы отметить? Какое миропонимание стоит за этими различиями?
4.Сравните фризы Парфенона и Большого алтаря Зевса в Пергаме. Попробуйте выявить существующие между ними отличия.
5.Какими художественными средствами передан трагизм в скульптурной группе «Лаокоон с сыновьями» Агесандра, Афинодора и Полидора? Сравните описание гибели Лаокоона поэтом Вергилием со скульптурной композицией. Сопоставьте эти произведения с картиной «Лаокоон» испанского художника Эль Греко.