Этимология слова «логистика»
-Основная функция логистики-удовлетворение спросов в опред. месте и времени.
-Предназначение логистики-обеспечить получение продуктов и услуг там, где они необходимы и когда необходимы.
Логистика охватывает и объединяет такие разнообразные виды деятельности как
-обмен информацией,
- транспортировку,
- управление запасами,
-складское хозяйство,
-грузопереработку,
-упаковку и т.д.
Корни слова логистика:
Древнегреческие-счетное искусство, искусство рассуждения, вычисления.
Французские-квартировать, делать
В античной науке под логистикой понимали совокупность известных в то время вычислительных и измерительных алгоритмов.
В Древних Афинах в структуре логистерии было должность логиста-чиновника общественного самоуправления, в чьи обязанности входила проверка отчетов других чиновников.
В Древнем Риме логисты распределяли продовольствие.
Логистика как математическая логика.
Готфрид Лейбниц стал употреблять слово «логистика» в значении исчисления умозаключения.
Смысловые значения математического направления развития логистики:
Этап в развитии математической логики
Архаический синоним термина «математическая логика»
Совокупность известных в античной математике вычислительных и измерительных алгоритмов (в отличие от развивающейся путем содержательных рассуждений теоретической математики).
Основные вехи военной логистики.
Македонский.
Запретил использовать повозки. Создал спец. обученные отряды интендантов, которые шли впереди войска и закупали провиант. Старался подойти к землям во время урожая. Для сохранения боеспособности склады с провиантом располагались на расстоянии 8 дневного перехода.
|
Ганнибал
Перевел армию через понтонные мосты. Перебросил боевые припасы и армию с помощью боевых слонов.
Цезарь
Рассчитал, что оптимальный вес поклажи для пехотинцев 70фунтов. Проводил нормирование запасов. Построил сеть мощеных дорог.
Лев Мудрый
Определил основные военные дисциплины: стратегия, тактика, архитектоника (наука о строительстве военных лагерей), военная медицина, логистика (наука о структуре войска, снабжении, нормах продолжительности движения и отдыха).
Связь логистики и военного дела.
Мировые логистические революции.
Развитие городов и межрегиональных экономических связей в мире в период с 10-20в. можно представить в виде 4 революций:
11-16 век Северная Европа.
Возобновление старых торговых путей и возможность передвижения через Европу и Азию. Ослабление торговых барьеров.
16-19 век Испания
Период географических открытий. Расширяется география торговли. Рост производства.
18 век Англия
Развитие транспортных средств: пароходы, паровозы.
20 век Япония, Швецария,Зап.Германия,Швеция.
Характеристика «дологистического» этапа развития логистики.
В дологистический период, до 50-х годов прошлого века, управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. На практике это означало, что транспортный отдел нередко рассматривался как инородный, даже «паразитирующий элемент» в организационной структуре компании, как придаток оптовой торговли.
|
Ответственность за данный участок деятельности в масштабах фирмы возлагалась на одно из низших звеньев управленческой вертикали. Поэтому не случайно транспортировку и материально-техническое обеспечение довольно часто называли «Золушкой» компании.
Происходившее в дологистический период быстрое развитие нерельсового транспорта, особенно автомобильного, заметно повысило его роль в товародвижении. В качестве критерия эффективности последних выступали минимальная цена за перевозку грузов транспортом общего пользования и минимальные транспортные затраты за перевозку собственным подвижным составом.
Вследствие этого функцию управления грузопотоками сначала выполняли специалисты по тарифам и маршрутам, а затем в их обязанности был включен выбор вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных услуг. Соответственно возникла необходимость контроля за перевозками и экспедированием грузов, проверки грузовых счетов, упаковки, взвешивания, погрузочно-разгрузочных работ и т.д. Начиная с 40-х годов работа управляющего грузовыми перевозками стала более разносторонней. Это наряду с изложенными выше факторами заложило фундамент для развития логистики.
В своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и неизвестным практике. Проблема наиболее рационального движения материалов, сырья и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, где центральное место стало занимать управление процессами товародвижения.
|
- Во-вторых, новизна логистики состоит в использовании комплексного подхода к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства. При фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных подразделений фирм.Логистика же, опираясь на комплексный подход, предполагает согласование процессов, связанных с материальными потоками, производством и маркетингом.
- В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм.
Все это вместе взятое позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать такой общий результат деятельности, который превосходил сумму отдельных эффектов.