Градация товаров (класс, сорт)- категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим тоже самое функциональное применение, но различные требования к качеству.
Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всем показателям. По окончании этого сравнения будут выявлены стандартные и нестандартные товары.
Стандартами будут считаться товары, которые соответствуют по показателям установленным требованиям стандарта.
К нестандартным будут относиться товары, которые не соответствуют одному или нескольким показателям установленных требований, но эти не соответствия не являются критическими, т.е. опасными.
Брак - товар, с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или нескольким показателям. Бывают устранимые или неустранимые.
Отходы – это товары с неустранимыми дефектами. Они бывают:
А) ликвидные (кожи, шкурки)
Б) не ликвидные – товары загнившие, поврежденные.
В результате выявления соответствия или не соответствия требованиям стандарта все товары делят:
1 класс – товары пригодные к использованию;
2 класс – товары условно пригодные к использованию (промпереработка, продажа по сниженным ценам)
3 класс – опасные товары; не пригодные к использованию (не ликвидные отходы).
Дефекты товаров
Основной задачей оценки качества товаров является выявление несоответствий, или дефектов.
Дефекты товаров – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а так же требования к безопасности. Дефекты бывают:
Критические дефекты – несоответствия, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу людей и окружающей среде (загнившие яблоки употреблять нельзя т.к. содержат вредные вещества).
Значительные – дефекты, существенно влияющие на использование товаров (ушибы, проколы, повреждения вредителями).
Малозначительные – дефекты, которые не оказывают существенного влияния на свойства товаров (отклонения от формы, цвета, размера).
Явные – дефекты, которые можно сразу увидеть (бомбаж).
Скрытые – дефекты, которые можно обнаружить только в лаборатории.
Устранимые – дефекты, после устранения которых можно будет использовать товар по назначению (подгнившие яблоки можно отправить на переработку).
Не устранимые – дефекты, которые невозможно или экономически не выгодно устранять (гнилые плоды и овощи).
Технологические – дефекты, вызванные недостатками при проектировании и разработке продукции.
Предреализационные – возникают при транспортировке, хранении, подготовке к продаже или реализации товара (бой, порча).
Послереализационные – возникают при хранении, эксплуатации или использовании товаров потребителем.
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Листок с заданием №1
Необходимо устно ответить на поставленные вопросы по результату № 2:
1. Что означает градация товаров?
2. Какие товары являются стандартными и не стандартными?
3. Какой товар считается браком?
4. Что такое отходы? Какие они бывают.
5. На какие классы делят товары по качеству?
6. Что такое дефект?
7. Назовите виды дефектов?
8. Товары с какими дефектами можно реализовать?
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
План занятия 10
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к выполнению заданий | Доска |
Практическая работа обучающихся по изучению нормативно-технической документации | Выдает карты-задания обучающимся, объясняет ход выполнения задания. Оказывает помощь, отвечает на вопросы обучающихся. | Выполняют задания индивидуально, проявляют творческую самостоятельность | Листок с заданием №1 |
Отчет по практической работе | Задает вопросы по практической работе | Отвечают на вопросы, показывают выполненные задания | |
Подведение итогов занятия | Оценивает работу обучающихся по критериям оценки деятельности | Оценивают ценность полученных умений и навыков. Заполняют дневник занятия | Дневник занятия |
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Листок с заданием №1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3
Тема: Ознакомление с нормативно-технической
документацией
Цели:
- ознакомиться с основными видами нормативно-технической документации;
- изучить основные разделы стандартов.
Оснащение: литература из библиографического списка: [4], сертификаты.
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочтите цели работы.
2. Запишите дату, тему и цели работы.
3. Прочтите задание.
4. Запишите условие к каждому заданию и, согласно указаниям, проведите необходимую работу.
5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы в конце работы.
Задание 1.
Используя образцы сертификатов на продукцию (см. Приложения 5-10), изучите 2-3 сертификата и запишите в тетрадь, что должно в сертификате указываться обязательно.
Задание 2.
Изучите 2-3 стандарта на продукцию и запишите основные его разделы в тетрадь. Выявите общность и различия стандартов.
Ответьте на контрольные вопросы:
1. Что обозначают последние две цифры в номере стандарта?
2. Какие последствия ожидают производителей за несоблюдение требований стандарта?
3. Кем утверждается стандарт?
4. Что такое сертификат?
5. Чем отличается добровольная сертификация от обязательной?
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
План занятия 11
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к выполнению заданий | Доска |
Практическая работа обучающихся по изучению оценки качества потребительских товаров | Выдает карты-задания обучающимся, объясняет ход выполнения задания. Оказывает помощь, отвечает на вопросы обучающихся. | Выполняют задания индивидуально, проявляют творческую самостоятельность | Листок с заданием №1 |
Отчет по практической работе | Задает вопросы по практической работе | Отвечают на вопросы, показывают выполненные задания | |
Подведение итогов занятия а | Оценивает работу обучающихся по критериям оценки деятельности | Оценивают ценность полученных умений и навыков. Заполняют дневник занятия | Дневник занятия |
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Листок с заданием №1
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Тема: Оценка качества товаров органолептическим методом
Цели:
- приобрести знания и умения по оценке качества товаров органолептическим методом;
- закрепить теоретические знания в области качества товаров.
Оснащение: литература из библиографического списка: [4], обучающие карты, натуральные образцы товаров.
Порядок выполнения:
1. Внимательно прочтите цели работы.
2. Запишите дату, тему и цели работы.
3. Прочтите задание.
4. Запишите условие к каждому заданию и, согласно указаниям, проведите необходимую работу.
5. Проверьте знания, письменно ответив на контрольные вопросы в конце работы.
Задание 1.
Используя обучающие карты (см. Приложение 11), изучите правила определения качества товаров органолептическим методом. Основные этапы запишите в тетрадь.
Задание 2.
Используя стандарты на продовольственные товары, произведите органолептическую оценку качества предложенного образца товаров. Сравните данные со стандартом. Результаты оформите в виде таблицы.
№ п/п | Наименование показателя | Характеристика показателя | Заключение о качестве товара |
1. | Вкус и запах | ||
2. | Цвет и т.д. | ||
3. | ……………………. | ||
4. | ……………………. |
Ответьте на контрольные вопросы:
1. Что такое качество товара?
2. Для чего необходимо знать правила определения качества товаров?
3. Кто проводит оценку качества товаров в торговых предприятиях?
4. Какие последствия ожидают руководителя предприятия, если был принят товар ненадлежащего качества?
5. Какими документами необходимо пользоваться при оценке качества товаров?
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
План занятия 12
Содержание занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Учебные пособия |
Приветствие, организация группы. | Сообщение целей и задач занятия | Слушают, готовятся к восприятию нового материала | Доска |
План: 1. Количественная характеристика потребительских товаров | Объясняет. Раздает обучающий материал. | Слушают, работают с раздаточным материалом, конспектируют. | Раздаточный материал №1,2 |
Применение новых знаний (диагностический контроль) | Задает вопросы по изученному материалу | Отвечают на вопросы устно | Листок с заданием № 1 |
Подведение итогов занятия | Оценивает работу обучающихся | Заполняют дневник занятия | Дневник |
Название модуля: Теоретические основы товароведения
Результат 2: Опишите товароведные характеристики в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Раздаточный материал №1