Инстинкты (бессознательное)




Билет 2

1)Мифология и религия-первые исторические формы мировоззренческого постижения мира(сходства и различия)
Мифология-форма мировоззрения, которая совмещает в себе как фантастическое,так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия-форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окр мир
Характерные черты мифологии:
1)миф основан на эмоционально-образном восприятии мира
2)формируется стихийно
3)синкретизм(слитность,нерасчленненость)нет четкого различия между естественным и сверхъестественным
4)Антропоморфизм-перенесение присущих человеку особенностей на внешние силы природы и приписывание мифическим существам
Основная функция мифологии-социализация личности
Характерные черты религии:
1)Опирается на образно-эмоциональную форму восприятия мира
2)В религии отсутствует размышление человека над своими взглядами,состояниями итд.
3)Важнейшими составляющими религии является Вера и Культ. Вера-это способ осознания мира религиозным сознанием. Культ-это система ритуалов, показывающий связь со сверхъестественным
4)Догматизм-способ мышления, оперирующий положениями, которые не могут быть подвержены критике
5)Центральное место в религии занимает образ или идея Бога.
В отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное. Для религии характерно признания духовного над телесным,чего нет в мифологии.

2) Проблема человека в русской философии
Зеньковский, выявил особенности отечественной философии, отличительная черта это антропоцентризм.
В Материалистическом направлении русской философии человек понимался как существо деятельное, самоценное. Человек с точки зрения религии существо духовное, поэтому он всегда выступает субъектом действий, а не объектом.

3) Проблема истины в философии: концепции, критерии и свойства истины
Цель познания-истина. Критерии:
1)критерий соответствия суждения фактам
2)критерий логической полноты и непротиворечивости. Если все суждения вытекают одни их других,не противоречат друг другу, то они истины
3)Прагматический критерий(если эффективно действует, значит истинно)
4)Критерий практики(соответствие между знаниями и практическими навыками)
5)Герменевтический критерий(способность людей понимать друг друга и договариваться)
Свойства истины:
1)Как процесс движения от относительного к абсолютному знанию
2)Как процесс преодоления заблуждений в структуре теорий
Концепции:
Объективность-субьективность,абсолютность-относительность,всеобщность-конкретность.

Задача 2. Философия – это учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и самому себе, учение о ценностях. Философии как особой форме познания присущи следующие особенности: универсальность, системность, плюралистичность, критичность, рациональность, персоналистичность, рефлексивность.
Ответьте на вопросы:
Какое из перечисленных свойств философского знания выражает обращенность философского мышления не только на объект, но и на процессы его изучения? (Ответ- Рефлексивность)
Какое из свойств философии обуславливает неоднозначность решения фундаментальных философских проблем? (ответ- плюралитичность)
• Универсальность -философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принципов бытия и познания.
• Системность -философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире и человеке.
• Плюралистичность -многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем.
• Критичность -специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критического отношения к опыту предшественников.
• Рациональность:философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логической аргументированности и обоснованности.
• Персоналистичность:философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальности философа.
• Рефлексивность -философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процессы его изучения.

Билет 3

1) Специфика философского сознания: предмет, особенности и проблемы философии
Философия-это учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и самому себе, учение о предельных ценностных основаниях человеческого бытия.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности,котрые касаются: основ бытия,назначении человека.
Особенности:
• Универсальность -философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принципов бытия и познания.
• Системность -философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире и человеке.
• Плюралистичность -многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем.
• Критичность -специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критического отношения к опыту предшественников.
• Рациональность:философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагает эти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логической аргументированности и обоснованности.
• Персоналистичность: философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальности философа.
• Рефлексивность -философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процессы его изучения.

2)Проблема человека в западной философии
В западной культуре проблема человека стала развиваться в древнегреческими философами. Поворот к антропологическим проблемам осуществили Сократ и софисты.
Софисты изучали роль разума, миропонимания человека
Сократ же изучал проблемы нравственного поведения, счастья, заботы о душе, а не о теле.
Так же Кант осмыслил вопросы о нравственном поведении человека,Маркс сформулировал идею о сущности человека, как совокупности общественных отношений (человек утверждает себя в труде)
Шопенгауэр считал человека эгоистичным,Ницше верил в творческую силу человека. Создатели философской антропологии 20 века- Шеллер, Плеснер, Гелен и тд.

3) Категории диалектики их методологическое значение для медицины
Категории диалектики – это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности. К основным категориям диалектики относят: сущность и явление, форма и содержание, целое и часть, причина и следствие, единичное,особенное, общее, возможность и действительность
1)категория сущность и явление. Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все его остальные стороны и признаки. Явление – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления.
2)категория форма и содержание. Содержание- это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма - это структура, организация содержания, причем она не является чем-то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща.
3)категория целое и часть. Категория целое- характеризует предмет в определенной связи составляющих его частей и обладающим в силу этого интегративными свойствами.Категория часть- характеризует такой компонент содержания, без которого предмет не может существовать как целое.
4)категория причина и следствие. Явление, которое вызывается действием причины, называется следствием. Причина всегда предшествует следствию, однако следование во времени не является достаточным признаком причины
5)категория единичное и общее. Единичное – категория, отражающая в предмете только ему присущие, неповторимые свойства и признаки. Общее – категория, характеризующая в предмете те его признаки, свойства, которые объединяют его с множеством других предметов. Особенное - категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и всеобщего.

Задача 3. Соотнесите перечисленные ниже понятия восточной философии и заполните ими таблицы, отделив идеи буддизма от идей кофуцианства: правильное сосредоточние, этикет, долг, отрицание правил и ритуалов, ахимса, жэнь, ботхисатва, знание судьбы.

Буддизм Конфуцианство
правильное сосредоточние Жэнь
отрицание правил и ритуалов Этикет
Ахимса Долг
Ботхисатва знание судьбы

Билет 4

1)Структура и функции философии
Структура философии:
1)Онтология-учение о бытие
2)Гносеология-учение о познании
3)методология-учение о способах и методах познания
4)Аксиология-учение о ценностях, задающих направленность человеческой жизни,деятельности
5)Социальная философия-изучает особенности общественной формы существования индивидов
6)философия истории-решает вопросы, о конечном смысле человеческой истории
7)философская антропология-учение о человеке
Функции философии:
1)Мировоззренческая-формирование обобщенного образа мира, месте человека в нем
2)Гносеологическая-философия является учением о законах, источниках, сущности познания
3)Методологическая- философия является учением о методах и способах познания
4)аксиологическая-учение о ценностях, их значимости в жизни человека
5)критическая

2)Проблема познания в истории философии
Познание-процесс общественно-исторической деятельности людей, направленный на получения знания и освоения действительности.
Основные понятия для обозначения познания являются знание и незнание. Знание-объективная реальность, данная в сознания человека,который в своей деятельности отражает объективные связи реального мира. Любое знание появляется из незнания.Формой выражения незнания является вопрос, границей между знанием и незнанием является проблема.
Если знание есть результат познания, то суть познания –метод.Метод определяет путь поиска, стратегию исследования.

3)Философия о смысле и цели жизни: основные концепции
Смысл жизни-определенная идея, содержащая в себе цель жизни человека, необходимость самоопределения, придание жизни какой то значимости и цели. Осмысленность бытия означает ответственное существование, утверждение себя как особого, ограниченного, в процессе самоидентификации.
Все относятся по разному, так например, представители материализма обращаются к рассмотрению реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистический направлений-к Богу, разуму,идеям.
В общем смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, всестороннем самосовершенствовании

Задача 4. В философии Конфуция одной из важнейших целей является воспитание «благородного мужа». Ниже приведены характеристики, отражающие суть различия между благородным мужем и низким человеком. Распределите их, заполнив таблицу:

Благородный муж Низкий человек
Следует долгу и закону Думает лишь о своей выгоде
Ему легко услужить, но трудно доставить радость, ибо он радуется лишь должному Ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость
Уважает великих людей и слова мудрецов Презирает великих людей и не обращает внимания на слова мудрых
Боится велений Неба Не знает велений Неба и не боится его
Можно доверить великие дела Нельзя доверить великие дела
Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними
Требователен к себе Требователен к другим
Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства Кончает жизнь самоубийством в канаве

Билет 5

1)Философия и наука: сходства и различия.Роль философии в науке
Философию традиционно связывают с наукой. И философия и наука-это формы рационального знания, для них характерны логическая аргументация, обоснованность, системность изложения. Так же они ориентированы на познание причин, сущности и закономерностей мира.
Отличия:
1)Философия всегда направлена на целое жизни, а наука на ее частности.
2)наука рассматривает мир в форме объекта. В философии человек нацелен на понимание мира с позиции идеалов и ценностей.
3)Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но и опровергнуть,она равнодушна к отдельным фактам, чего нельзя сказать о науке, поэтому наука нуждается в контроле со стороны философии.

2) Проблема сознания в истории философии: основные концепции
Сознание-это особое состояние активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.
Проблему сознания относят к фундаментальным философским и научным проблемам. Источником сознания является объективная и субъективная реальность, отражаемое человеком. В философии условно выделяют 2 подхода к пониманию сознания:
1)монистический
2)дуалистический
Дуализм признает равноправное существование 2-х субстанций материи и сознания.
Материалистическая и идеалистическая концепции сознания.
Идеализм-направление, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считают сознание, Материя в рамках этого понятия представляет собой деградирующее сознание, не активное
Материализм-направление, сторонники которого считают, что в отношениях материи и сознания, первичной является материя.
При всех различных вариантах, сознание понимается как субстанция, остальное ее производное. В рамках материализма сознание –это лишь функции, субстанция, сознание есть производное материи.

3) Философские категории и понятия медицины:жизнь,смерть,здоровье,болезнь,норма,патология.Системный подход к медицине.
Боль-психофизиологическое состояние,возникающее у человека при определенных дисфункциях.
Жизнь-специфическая форма организации материи, характеризующаяся единством 3-х компонентов.
1)наследственность
2)обмен веществ
3)самовоспроизведением.
Здоровье-это состояние, полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физический дефектов
Норма-понятие,отражающее представление общества о состоянии условного здоровья
Патология-понятие, отражающее представление общества о состоянии выходящего за пределы и подлежащего коррекции со сотороны врача и общества.

Задача 5. Соотнесите высказывание с его автором.
«Все течет, все меняется»- Гераклит
«Все произошло из вещества, обладающего свойствами воды»-Фалес
«Все тела состоят из атомов»- Демокрит
«Все есть число»-Пифагор
«Вещи-тени идей»-Платон
«Быть и мыслить – одно и тоже»-Парменид
«Человек – это общественное (политическое) животное»-Аристотель
«Я знаю, что ничего не знаю»-Сократ
«Человек – мера всех вещей»- Протагор

 

Билет 6

1)Специфика древнеиндийской философии, Веды, Упанишады
Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее неразрывная связь с религией. Одним из первых источников информации о жизни древнеиндийского народа, является ведическая литература.
Веды-это сакральные тексты индийской культуры, включающей собрание священных гимнов,жреческих формул, а также-тексты Брахман, Араньяк,Упанишад.
Упанишады-философская часть Вед, в основе которой-учение о природе мировой души, о единстве брахмана и атмана, о растворении индивидуальной души в мировой.

2)Закономерности развития науки.
В развитии науки выделяют следующие закономерности:
1)Аккумуляция знания. Новые факты и опыты присоединяются к уже достигнутому знанию, вводятся в его текст и контекст
2)революционный характер развития науки. Это понятие было изложено в книге Куна «структура научных революций».Кун исходит из чередования в развитии наук революций.
3)Конкуренция научно-исследовательских программ как закономерность развития науки.
4)Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
5)Ускоренное развитие науки
6)Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма
7)Диалектизация науки-внедрение идеи развития

3)Смысл и направленность исторического процесса. Основные модели истории
Философия истории-это часть философии,пытающаяся решить вопроос о конечном смысле человеческой истории.Центарльными вопросами является вопросы о смысле,направленности,движущей силе единства исторического процесса.
Основные модели:
1)Циклическая-различные общества проходят одни и те же замкнутые циклы рождения, подъема, упадка, гибели и тд.
2)Линейная-общество развивается от низших к более совершенным формам жизни
3)Спиралевидная-это синтез линейной и циклической моделей.Она также представляет общество как прогресс, но основывается на диалектическом понимании,в котором каждый этап является одновременно отрицанием и сохранением предыдущих этапов развития
4)Постмодернистская и нелинейная модели. Постмодернистская, в ней общество лишается единой цели своего развития.Нелинейная модель формирует представление об истории как о процессе неопределенном,хаотичном

Задача 6.
1)Человек, по Августину, сотворён Богом, который наделил его телом, душой, разумом и свободной волей. Для человека нравственным долгом, по мнению Августина, является следование Божественным заповедям и максимальное уподобление Христу. Поэтому познание человека связано с чувством и производит любовь к Богу.Ф.Аквинский придерживается «двойственности истины»: главной задачей науки, разума является открытие того, что есть в вещах, познание отдельных сторон, свойств, но он также отрицает, что достоверная информация считается лишь деятельностью человеческого разума.
2)Согласно Фоме, интеллект не обеспечивает человека непосредственным знанием умпостигаемых идей. Душа, являясь духовной субстанцией не отделена от тела. Соединённая с телом душа становится его формой и лишается способности непосредственного созерцания бытия. Получить достоверные знания она может лишь посредством чувств: в процессе чувственного восприятия душа соприкасается не только с материей вещи, но и с её формой. Аквинат ставит истину выше разума, но вместе с тем она не противоречит ему.
3)«Двойственная теория истины»

Билет 7

1)Общая характеристика древнеиндийской философии.Джайнизм и буддизм.
Важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее неразрывная связь с религией. Одним из первых источников информации о жизни древнеиндийского народа, является ведическая литература
Джайнизм-религиозно-философское учение, возникшее в Индии в 6 в до н.э. одновременно с буддизмом. Основоположник –Махавира
Концепция джайнистов носит этический характер.В центре доктрины ставилась проблема бытия личности, с точки зрения джайнистов право на спасение определяют личные качества и усилие людей, а не происхождение. Сущность человека материальна(аджива) и духовна(джива), поэтому учение джайнистов характеризуют как дуализм. Добродетель заключается в 5 основных правилах:
1)ахимса (ненасилие над жизнью)
2)милосердие и правдивость речи
3)честное поведение
4)воздерженность в слове,мысли и делах
5)самоотречение от всех земных интересов
Буддизм-религиозно-философское учение, основателем был Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой. Центром практической доктрины является «спасение» или «освобождение», в основе которой лежит 4 благородные истины
Первая истина о наличии страдания в любой форме жизни
Вторая истина-причина страданий-это наши желания
Третья истина-избавься от желаний и ты избавишься от страданий
Четвертая истина-относительно пути,ведущего к прекращению страдания, достижение этого состояния есть нирвана

2)Объект и субъект познания, специфика их взаимосвязи
Важнейшими категориями в гносеологии являются субъект и объект познания. Субъект –источник и носитель активного отношения к объекту,это прежде всего человек,социальная группа, общество и тд.
Объект-то,что противостоит субъекту в его познавательной и практической деятельности,но объектом может быть и сам человек.
Субъект всегда предполагает объект, и наоборот. Как парные категории, субъект выражает единство противоположностей.

3)Формационный подход к анализу исторического процесса.
В рамках формационного подхода формируется материалистическое понимание истории. Главным понятием является «общественно-экономическая формация» -это исторически сложившийся тип общества,в основе которого лежит определенный способ производства материальных благ-К.Маркс
Достоинства формационного подхода: история понимается как процесс, протекающий по объективным закономерностям,раскрытие материальных оснований общественного развития
Недостатки: не учитывает другие факторы развития общества, чрезмерная схематичность.

Задача 7. В 11 веке возникла борьба между номиналистами и реалистами. Реалисты утверждали реальное существование общих понятий- как неких духовных сущностей, прообразов вещей. Общие понятия (универсалии) существуют до вещи и порождают их. ТО есть причина возникновения и развития материи- духовный мир идей или Бог.

Номинализм и его представители Реализм и его представители
Ориентация на опыт. Инструмент познания- только разум
Противопоставление субъекта и объекта познания Приоритет веры над знаниями
приоритет практически-нравственного начала- перед теоретическим. Связь с платонизмом.
  Универсалии- идеи в божественном разуме.

Билет 8

1)Особенности Древнекитайской философии ее основные направления, конфуцианство.
Основные черты:
1)Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира как единого универсума, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии. Вопросы которыми занималась китайская философия: как жить, каково место человека в мире.
2) Практичность, ориентировочность на поддержание реальности такой какая она есть.Все теории должны ориентировать народ на поддержание порядка.
3)Употребление в письменную речь образно-символических знаков-иероглифов.
4)Авторитет мудрости-это эталон, который укрепляет консервативный традиционализм китайцев.
5)Древнекитайская философия была мало системна, т.е. она была слабо связана с другими науками,какие существовали в Китае.
6)Стабильность философии в Китае, основой этой стабильности был китайский способ мышления.
7)Ритуальность культуры Древнего Китая, это было призвано организовывать взаимоотношения и поведение людей с раннего возраста
Специфика китайской философии в том,что она носит этико-политический характер. Основные проблемы-проблемы управления людьми, страной,нормы и правила поведения.
На базе философский идей Книги Перемен сформировался ряд основных школ:
1)школа инь ян
2)школа конфуцианцев
3)школа моистов
4)школа имен
5)школа легистов
6)школа пусти и силы(даосизма)
Конфуцианство-этико-политическая философия Китая, центром которой было воспитание доброжелательного, самостоятельного,самокритичного человека, живущего по принципам человеколюбия, долга, верности и добродетели.
Конфуций создает новое этическое направление, в центре которого было поставлено Дао-нравственный закон. Основные понятия его этики:» золотая середина», человеколюбие, взаимность и долг.
На этом основывается деление Конфуцием всех людей на благородных мужей и низких простолюдинов. Благородный муж поступает так, как ему велит долг, думает о морали, а низкий простолюдин думает о том,как бы получше устроиться.
Выделяют ряд правил земного Дао:
1)Жень-этот принцип требует скромности,справедливости, сдержанности, достоинства и тд. Помогай другим достичь того, чего хотел бы сам,чего не желаешь себе, того не делай другим.
2)Принцип И-долг. Каждый должен следовать тем моральным обязательствам, которые он возлагает на себя сам.
3)Чжен-верность и искренность
4))Ли-внешний этикет и добродетели

2)Понятие материи, развитие представлений о материи истории философии
В философии сформировалось несколько подходов к понятию материя:
1)Материалистический подход-материя есть основа бытия, а все бытийные формы –порождение материи
2)объективно-идеалистический подход-материя существует как порождение идеального духа
3)субъективно-идеалистический –материи как самостоятельной реальности не существует, она лишь продукт субъективного духа
4)позитивистский-понятие материя ложно,т.к. его нельзя полностью доказать, изучить.
Материя-это категория для обозначения объективной реальности,существующей независимо от человеческого сознания.
Свойства материи: несотворима, неуничтожима,вечна, имеет способность к самоорганизации,движение, пространство и время.

3)Современные проблемы философии человека
Тема человека является ключевой для всей философской проблематики. В истории философии появляется концепция человека, в основе которой лежит представление о том,что его истинная сущность имеет духовную природу.
Античные философы рассматривали человека как прообраз Космоса. Платон выделил в человеке единство духовного и телесного.
Для средневековой философии человека понимали как творение Бога. В философии 19-20 века проблема человека становится разнообразной,представители этого времени считали, что природа человека необъяснима, стихийна и неуправляема и не может быть объяснена научным способом
Сущность человека-представляет собой нечто уникальное, единственное,присуще только ему. «Сущность человека не есть абстакт, присущий отдельному индивиду. В совей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.» -К. Маркс

Задача 8. Соотнесите перечисленные ниже понятия философии нового времени и имя философа, использовавшего их:

Френсис Бэкон Рене Декарт
индукция дедукция
Новый органон рационализм
эмпиризм Рассуждение о методе
Учение об идолах Врожденные идеи

Билет 9

1)Общая характеристика Древнекитайской философии, философия даосизма
Основные черты:
1)Специфической чертой китайской философии был принцип рассмотрения мира как единого универсума, все элементы которого взаимосвязаны и находятся в динамичном равновесии. Вопросы которыми занималась китайская философия: как жить, каково место человека в мире.
2)Практичность, ориентировочность на поддержание реальности такой какая она есть.Все теории должны ориентировать народ на поддержание порядка.
3)Употребление в письменную речь образно-символических знаков-иероглифов.
4)Авторитет мудрости-это эталон, который укрепляет консервативный традиционализм китайцев.
5)Древнекитайская философия была мало системна, т.е. она была слабо связана с другими науками, какие существовали в Китае.
6)Стабильность философии в Китае, основой этой стабильности был китайский способ мышления.
7)Ритуальность культуры Древнего Китая, это было призвано организовывать взаимоотношения и поведение людей с раннего возраста
Специфика китайской философии в том,что она носит этико-политический характер. Основные проблемы-проблемы управления людьми, страной,нормы и правила поведения.
На базе философский идей Книги Перемен сформировался ряд основных школ:
1)школа инь ян
2)школа конфуцианцев
3)школа моистов
4)школа имен
5)школа легистов
Конфуций создает новое этическое направление, в центре которого было поставлено Дао-нравственный закон. Основные понятия его этики:» золотая середина», человеколюбие, взаимность и долг.
На этом основывается деление Конфуцием всех людей на благородных мужей и низких простолюдинов. Благородный муж поступает так, как ему велит долг, думает о морали, а низкий простолюдин думает о том, как бы получше устроиться.
Выделяют ряд правил земного Дао:
1)Жень-этот принцип требует скромности,справедливости, сдержанности, достоинства и тд. Помогай другим достичь того, чего хотел бы сам,чего не желаешь себе, того не делай другим.
2)Принцип И-долг. Каждый должен следовать тем моральным обязательствам, которые он возлагает на себя сам.
3)Чжен-верность и искренность
5)Ли-внешний этикет и добродетели
Даосизм-философское учение о дао,согласно которому только соблюдение естественных законов жизни позволяет человеку сохранить целостность своей природы.
Основным принципом даосизма является увей(принцип не деяния)-подчинение естественному процессу, направленное на гармонию Дао. Для даосов Дао-первооснова, первоначало всего существующего, естественный принцип жизни и развития мира.

2)Материя: пространство, время, движение
В философии сформировалось несколько подходов к понятию материя:
1)Материалистический подход-материя есть основа бытия, а все бытийные формы –порождение материи
2)объективно-идеалистический подход-материя существует как порождение идеального духа
3)субъективно-идеалистический –материи как самостоятельной реальности не существует, она лишь продукт субъективного духа
4)позитивистский-понятие материя ложно,т.к. его нельзя полностью доказать, изучить.
Материя-это категория для обозначения объективной реальности,существующей независимо от человеческого сознания.
Свойства материи: несотворима, неуничтожима,вечна, имеет способность к самоорганизации,движение, пространство и время.
Формами существования материи являются пространство и время,которые представляют единое целое.Пространство характеризует ее протяженность, структуру.Время определяется такими свойствами как длительность,необратимость, однородность.
Движение-способ существования материи. Движение внутренне присуще материи.
Основные принципы классификации форм движения материи(по Энгельсу)
1)Принцип развития
2)принцип связи каждой формы движения с определенным материальным носителем
3)принцип генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими. Каждая высшая форма материи содержит низшую, но в тоже время их нельзя равнять.

3)Личность и социальные ценности
Личность-устойчивая система социально значимых черт,посредством которых индивиды включаются в систему социальных отношений и видов деятельности.
Человека делает личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Социализация-процесс усвоения индивидом определенной системы знаний,норм и ценностей, позволяющих ему осуществить свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом
Первым переходом от ренессансной философии к философской мысли Нового времени осуществил Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) – английский мыслитель и политический деятель. Основным предметом размышления он сделал науку, научное знание, в которых видел главное средство решения социальных проблем и развития производства.
Цель науки он видит в том, чтобы "познать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, способные улучшить его жизнь и приумножить власть над природой". Бэкону принадлежит знаменитый тезис:"Знание сила".
В основных произведениях "Восстановление наук", "Новый Органон", "Новая Атлантида" английский философ разрабатывает классификацию наук, определяет предметное поле и структуру философии, ее место в системе научного знания. Предметом философии, по его убеждению, выступают Бог, природа и человек. Соответственно этому, в структуре философского знания выделяются: естественная теология, призванная дать интеллектуальное толкование Бога; естественная философия, исследующая природные процессы, связи и причины; и учение о человеке, рассматривающее его душу, тело и дающее представление о нем как о члене общества.
Философия отныне должна обобщать данные наук и служить практике.

Задача 9. Философия эмпиризма Ф.Бэкона: идолы познания, три пути познания, метод как главный инструмент познания, индукция.
Первым переходом от ренессансной философии к философской мысли Нового времени осуществил Ф. Бэкон (1561-1626 гг.) – английский мыслитель и политический деятель. Основным предметом размышления он сделал науку, научное знание, в которых видел главное средство решения социальных проблем и развития производства.
Цель науки он видит в том, чтобы "познать причины и скрытые силы вещей и дать человеку полезные изобретения и открытия, способные улучшить его жизнь и приумножить власт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: