От Советского информбюро




Нелегкий путь домой

 

Курс на национальное примирение, практические шаги, предпринятые правительством ДРА для его реализации, пробудили в тысячах афганцев, оказавшихся за пределами своей страны, надежды на скорое возвращение на родину, на жизнь в условиях мира и спокойствия. Каждый день множит число семей, возвращающихся из‑за рубежа в родные города и кишлаки.

В Кабуле сведущие люди мне рассказали: контрабандисты берутся сейчас переправить в Афганистан семью беженцев через пакистанские воинские кордоны и душманские заслоны за 20 тысяч афгани. Несколько лет назад эта такса действовала при вывозе обманутых контрреволюцией людей в обратном направлении.

Правительство ДРА вступило в контакт с правительствами двух стран‑соседей, предложив создать условия для добровольного возвращения на родину афганцев, находящихся в этих странах, в частности, для доставки беженцев в ДРА самолетами афганской авиакомпании «Бахтар». Однако такое развитие событий, как видно, не входит в расчеты пакистанских и иранских властей, которые пытаются использовать пребывание на их земле афганских беженцев в своих узкокорыстных политических интересах.

Откровенно враждебные политике национального примирения меры предприняло правительство Пакистана. Оно объявило о решении создать в Северо‑Западной пограничной провинции объединенное командование, призванное собрать в единый кулак подразделения армии, полиции и вооруженные группы афганской контрреволюции для пресечения попыток беженцев отправиться на родину. Один из крупнейших лагерей беженцев в Пешаваре был расформирован после налета авиации одной из сторон конфликта. Очевидцы говорят о гибели десятков американских граждан, работавших там в качестве военных специалистов. Утверждается, что десятки трупов были покрыты флагами США перед погрузкой в самолеты, следующие в Америку.

Как сообщила кабульская газета «Хакикате инкилабе саур», правительство Пакистана отдало приказ блокировать 255 лагерей беженцев. Большое число афганских семей, направляющихся в Афганистан, задержали в приграничье иранские власти. Эти акции, пишет газета, вызвали волну возмущения в лагерях.

В Кабул поступают сведения о том, что не менее двух третей афганских эмигрантов в Пакистане и Иране хотели бы немедленно вернуться домой.

Об этом своем настойчивом желании заявили, например, 5 тысяч обитателей лагеря «Сурхаб» в Белуджистане. Пакистанские власти разоружили кланы Исмаилхейль и Мандузай, препятствуя их возвращению в ДРА. В лагерях установлена слежка за теми, кто продает имущество, готовясь в путь на родину. Беженцев пытаются остановить лживой пропагандой и угрозами.

 

«Правда» от 18 февраля 1986 г., соб. корр. В. Окулов

 

 

Глава четвертая

Доверяй, но проверяй

 

На войне людям, с которыми бок о бок работаешь каждый день, доверяешь безо всяких скидок, полностью. Потому что иначе с ума можно сойти – местным не доверяешь, душманам не веришь, даже в погоде сомневаешься, а если еще своим проверки начнешь учинять, точно плохо кончишь.

Но, тем не менее, перед каждым вылетом проводишь особый ритуал – проверяешь работу техника, который готовил твой самолет. Это все по инструкции надо выполнять, тут нет никакой отсебятины: встаешь перед самолетом, смотришь внимательно, что у него и как, нет ли крена или не болтается ли что. Важно, чтоб стекло было целым, чтоб у лазера защитная крышка не битая, чтоб лючок у пушки закрытый был.

Потом идешь вокруг самолета, начиная с левой стороны. Бывает, что забывают какой‑нибудь лючок закрыть, ну и воздухозаборники обязательно надо проверить насчет посторонних предметов. Еще важно осмотреть сопла двигателей, убедиться, что тормозной парашют установлен. Проверяешь, как бомбы и ракеты висят, – иногда забывают подсоединить электровзрыватели, тогда, конечно, вместо атаки получится пшик. Пару минут такой осмотр занимает, после чего забираешься в кабину.

И тут важно не переборщить, потому что техник, конечно, тоже за тобой наблюдает, и, если ты начинаешь как‑то излишне бдительно все осматривать, он решит, что ты что‑то такое ему демонстрируешь, вроде как он в чем‑то провинился.

Но если совсем не проверять, могут случаться грустные коллизии. У меня такая случилась, и было очень стыдно, хотя моей вины в той ошибке не было.

В общем, нашла наша наземная разведка укрепленную базу в горах под Кандагаром. Не просто укрепленную, а размещенную в целой сети пещер, а сами пещеры начинались в ущелье, в которое еще не каждый летчик сможет залететь – очень сложный рельеф плюс мощная ПВО вокруг.

Думали у нас в штабе над этой задачей долго, думали и придумали. У нас как раз тогда появились на складе очень мощные бомбы, объемно‑детонирующие, ОДАБ‑500П. Маркированы они как 500‑килограммовые, но на самом деле по мощности они втрое больше, чем полутонные фугасы.

Принцип действия там такой – ОДАБ падает на цель, и сначала из контейнера бомбы выходит особый газ, который тяжелее воздуха. Он заполняет любой бункер – душманы же там не герметично замурованные сидят, воздухом дышат.

А после небольшой паузы происходит подрыв заряда, вмонтированного в контейнер. И все – амба. Газ взрывается по всему заполненному объему, выжигает живую силу плюс создает отрицательное давление, так что, кто не сгорит, умрет от баротравмы. Просто разрывает людей изнутри. Ужас, в общем.

И мне предложили этот ужас на тот самый укрепленный бункер под Кандагаром сбросить. Очень ответственное дело предстояло – с земли давно не могли эту базу взять, пехоты много положили, а толку нет.

Пошли звеном в четыре самолета, я иду ведомым, причем ведут меня в качестве главной ударной силы – под каждым крылом моего «СУ‑25» висит по три ОДАБ‑500П. Такой вот летающий апокалипсис надвигается на поганую душманскую базу. А остальные самолеты в звене для прикрытия – им важно меня на цель вывести и ПВО озадачить, пока я по бункеру работаю.

Маршрут прошли без приключений, выходим на цель, я включаю главный тумблер «оружие». И вдруг такой характерный писк раздается, будто прошел сигнал на сброс бомб. Я, конечно, удивляюсь, проверяю, что у меня там под крыльями, – и точно! Слева висят, как висели, три штуки, а справа одной не хватает.

Интересное кино, думаю. Хорошо, что над вражеской территорией идем, – бомба хотя ушла на невзрыв, но все равно неприятно это, когда полтонны с пяти километров на тебя сваливаются.

Докладываю командиру звена:

– Товарищ командир, у меня одна бомба сошла.

– АБ‑500?! Как сошла?

– Вот так – сошла. Как включил главный на «оружие», так и сошла.

– Проверь прицел, что‑то неладное у тебя творится.

Проверяю прицел. Только нажал тумблер «контроль прицела», опять сходит бомба. Причем снова справа – самолет конкретно крениться начинает, все‑таки разница веса в тонну нешуточное дело.

Докладываю командиру, тот в полном изумлении, говорит, чтоб я больше ничего не проверял, а сбрасывал бомбы над целью. Бомбы, между прочим, дорогущие, жалко их просто так сбрасывать.

Зашел на цель, работаю в основном режиме, а у меня ни одна из бомб больше не сходит. А ведь я должен был стать главной ударной силой всей атаки!

Ну остальные штурмовики поработали по цели, но, конечно, никого там не достали. А я начинаю делать фигуры высшего пилотажа в надежде растрясти систему сброса – может, думаю, заклинило там чего. Пикирую, кручусь, бочки делаю – все без толку, не сходят бомбы.

В отчаянии пошел на цель с включенным аварийным сбросом. И тут одна бомба, наконец, сошла – опять правая и опять на невзрыв. Это был кошмар – разница в подвесе уже полторы тонны, самолет идет с таким креном, что сесть нереально, плюс с ОДАБ‑500П инструкция запрещает садиться в принципе, они же, если что, весь аэродром разнесут к чертовой матери.

А тут еще ветер поднялся северный – поддувает мне в задранное левое крыло, и я лечу, как инвалид, раскорякой.

Доложили, конечно, на аэродром, там срочно технику всю перегнали подальше от ВВП, лишних людей всех отослали, ждут меня и молятся, чтобы я с тремя бомбами на одном крыле сел без приключений.

Я в результате сел без повреждений, хотя там была пара моментов, когда должно было меня раскрутить и развернуть. Но обошлось.

Выруливаю на стоянку аккуратно, глушу моторы, вытираю пот со лба. На трясущихся ногах вылезаю из кабины, спускаюсь на бетонку. А там Руцкой стоит, на меня смотрит. Нехорошо так смотрит. Потом подходит ближе и цедит сквозь зубы:

– Почему не выполнил задание?

Ну я докладываю, как положено: «Товарищ майор, три ОДАБ‑500П не сошли, а те, что сошли, ушли на невзрыв».

Руцкой достает офицерский кортик, бросает на меня очередной сердитый взгляд и кричит всем, кто подбежал вместе с ним:

– Стоять! К машине никто не подходит!

А сам идет к моему самолету.

Подходит он к левому крылу, выковыривает пиропатрон – а он стреляный, и там внутри у него все сгоревшее. Механик халатно отнесся к своим обязанностям, не заменил отработанные пиропатроны, как положено. Плюс неверно подсоединил электровзрыватели. Это был не мой механик, я с ним раньше дела не имел. Но перед вылетом самолет проверял, как привык. Но, конечно, пиропатроны не вытаскивал – это уже крайняя степень недоверия к механику, просто как пощечина.

А выходит, что следовало бы проверить, – тогда и душманскую базу бы накрыли, и тысячи народных рублей не пропали бы так бездарно.

Руцкой вытащил все остальные пиропатроны, зажал в руке и кричит на весь аэродром:

– Начальника вооружений эскадрильи ко мне!

Через минуту подбегает бравый капитан, помню, очень тщательно одетый, модный такой. Руцкой ему молча пиропатроны показывает, а тот задорно отвечает:

– Товарищ майор, да вы не волнуйтесь, сейчас разберемся!

Ну Руцкой, конечно, за такой ответ ему без раздумий в лоб закатал. Красавец наш и упал красиво, только лакированные ботиночки на солнышке сверкнули.

– На гауптвахту его!

Потом майор ко мне пошел, но уже по‑другому смотрит, по‑доброму.

– Спасибо, – говорит, – Саня, что посадил самолет. А то была мысль приказать тебе катапультироваться. Но потом мы решили, что ты справишься.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: