Понятие и определение корня четной степени из неотрицательного числа




Домашнее задание №4.6-№4.11(в,г)

«Понятие и определение квадратного корня из натурального числа»

Мы до­воль­но долго не знали, что такое ко­рень n-ой сте­пе­ни из дей­стви­тель­но­го числа, и умели об­хо­дить­ся без этого по­ня­тия, но потом по­яви­лись слу­чаи, в ко­то­рых обой­тись без него уже невоз­мож­но.

Рас­смот­рим несколь­ко про­стей­ших при­ме­ров.

При­мер 1:

Ре­ше­ние:

Спо­соб 1, ана­ли­ти­че­ский. Пе­ре­не­сем все члены в левую часть урав­не­ния так, чтобы спра­ва остал­ся : . Далее раз­ло­жим на мно­жи­те­ли: .

Каж­дый мно­жи­тель при­рав­ни­ва­ем к нулю:

По­лу­ча­ем ответ:

Спо­соб 2, гра­фи­че­ский. По­стро­им кри­вую и пря­мую (рис. 1). По­лу­чим и в точ­ках пе­ре­се­че­ния гра­фи­ков.

Рис. 1. Гра­фик урав­не­ний и

Ответ. , .

Для ре­ше­ния этой за­да­чи нам не по­тре­бо­ва­лось ни­ка­ких новых ме­то­дов.

При­мер 2:

Ре­ше­ние:

Спо­соб 1. . Раз­ло­жим на мно­жи­те­ли: . Каж­дый мно­жи­тель при­рав­ни­ва­ем к нулю:

По­лу­ча­ем ответ:

Спо­соб 2, гра­фи­че­ский. По­стро­им гра­фик для си­сте­мы (рис. 2), где пер­вое урав­не­ние – левая часть за­дан­но­го вы­ра­же­ния (), вто­рое – пра­вая ():

От­ве­та­ми будут точки пе­ре­се­че­ния гра­фи­ков, т. е. и .

Рис. 2. Гра­фик урав­не­ний и

Ответ: , .

После ре­ше­ния двух задач нужды в новом слове не об­на­ру­же­но.

При­мер 3: x2=3

Ре­ше­ние:

Спо­соб 1, ана­ли­ти­че­ский. . Пы­та­ем­ся раз­ло­жить на мно­жи­те­ли, но ни­че­го не вы­хо­дит. По­про­бу­ем дру­гой спо­соб.

Спо­соб 2, гра­фи­че­ский. По­стро­им гра­фик для си­сте­мы (рис. 3), где пер­вое урав­не­ние – левая часть за­дан­но­го вы­ра­же­ния (), вто­рое – пра­вая ():

Рис. 3. Гра­фик урав­не­ний и

Видим, что гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся, а зна­чит, от­ве­ты все же есть. На­зо­вем их ко­рень квад­рат­ный из 3 и минус ко­рень квад­рат­ный из 3:

Ответ: ,

Опре­де­ле­ние:

Квад­рат­ный ко­рень из трех – это ир­ра­ци­о­наль­ное число, при­бли­жен­ное к де­ся­тич­ной дроби (). Так как , в даль­ней­шем будем счи­тать его ариф­ме­ти­че­ским кор­нем.

Те­перь нам нужно опре­де­лить ко­рень n-ой сте­пе­ни из дей­стви­тель­но­го числа.

Рас­смот­рим еще один при­мер.

При­мер 4: , где ,

Рис. 4. Гра­фик функ­ций и

Урав­не­ние имеет 2 корня: и .

Понятие и определение корня четной степени из неотрицательного числа

Опре­де­ле­ние:

Кор­нем n-ой сте­пе­ни из неот­ри­ца­тель­но­го числа а на­зы­ва­ют такое неот­ри­ца­тель­ное число, ко­то­рое при воз­ве­де­нии в сте­пень n дает в ре­зуль­та­те число a.

Т. е. если , то . Из этого сле­ду­ет тож­де­ство .

На­пом­ним, что у любой функ­ции, в том числе и у дан­ной, есть 2 за­да­чи: пря­мая (по дан­но­му х найти у) и об­рат­ная (по дан­но­му у, в дан­ном слу­чае рав­но­му а, найти х). Если зна­че­ние а по­ло­жи­тель­ное и n чет­ное, то зна­че­ние у до­сти­га­ет­ся при двух зна­че­ни­ях ар­гу­мен­та – по­ло­жи­тель­ном и от­ри­ца­тель­ном. По­ло­жи­тель­ное зна­че­ние ар­гу­мен­та на­зы­ва­ет­ся кор­нем n-ной сте­пе­ни из а, или ариф­ме­ти­че­ским кор­нем n-ной сте­пе­ни из а.

Пе­рей­дем к нечет­ным сте­пе­ням. Нач­нем с .

Рис. 5. Гра­фик функ­ции , где

Свой­ства функ­ции (рис. 5) от­ли­ча­ют­ся от преды­ду­щих. На­пом­ним, что функ­ция нечет­ная, гра­фик ее сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат; она при­ни­ма­ет все зна­че­ния от до , а зна­чит, любое свое зна­че­ние у при­ни­ма­ет при един­ствен­ном зна­че­нии х. На­при­мер, ; ; ; ; . По гра­фи­ку функ­ции (рис. 5) на­хо­дим ре­ше­ния.

Итак, урав­не­ние имеет един­ствен­ный ко­рень. Если этот ко­рень неот­ри­ца­тель­ный, он на­зы­ва­ет­ся ариф­ме­ти­че­ским кор­нем, в про­тив­ном слу­чае – минус ариф­ме­ти­че­ским кор­нем.

Если n – любое нечет­ное число, гра­фик функ­ции имеет тот же вид и те же свой­ства, что и : функ­ция нечет­ная, гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат, об­ласть зна­че­ний от до , любое зна­че­ние, в том числе и от­ри­ца­тель­ное, функ­ция при­ни­ма­ет при един­ствен­ном зна­че­нии ар­гу­мен­та.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: