ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ




(ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО | ВОСПРИЯТИЯ, ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА. | ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ)

 

 

Часто нарушения звукопроизношения и невнятность речи у детей с ОНР обусловлены недостаточно сформированным фо­нематическим слухом. В результате этого ребенок не различает на слух акустически похожие фонемы и произносит их непра­вильно, заменяя на созвучные парные глухие либо мягкие звуки, пропускает, переставляет звуки в словах. Нарушения фонема­тического слуха в дальнейшем является серьезным препятстви­ем в овладении навыками чтения и письма. Поэтому развитие фонематических функций является обязательной частью работы по формированию произносительной стороны речи, предупре­ждению нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР.

Для развития фонематического слуха применяются упраж­нения на выработку умений слышать и узнавать звук, выделять его из потока речи, различать в сочетаниях с другими звуками, дифференцировать смешиваемые звуки. Дети учатся узнавать звуки в ряду гласных, анализировать звуковой ряд из двух— трех гласных фонем, воспроизводить различные сочетания из двух—трех слогов, называть звуки, составляющие слог, слово, определять их последовательность и т. д.

Подготовительный этап работы по формированию фонема­тических функций — развитие пространственной ориентировки (впереди — сзади, низко — высоко, близко — далеко, спра­ва — слева, первый — последний), чувства ритма (отстукива­ние, отхлопывание, воспроизведение ритмических рисунков по гласным звукам). Также вырабатывается умение детей распо­знавать и отличать неречевые и речевые звуки. Это способству­ет развитию слухового внимания и слуховой памяти. Упражне­ния лучше выполнять с закрытыми глазами, опираясь только на слух, используя зрительный образ объекта только во время знакомства с его звучанием.

Затем на фонемах, простых в артикуляции (а, у. и. ы, о, э, м, н, т, д) формируются тонкие акустические дифференцировки: гласные — согласные, мягкие — твердые, звонкие — глухие звуки. Работа ведется по следующим направлениям1:

1. Фонематическое восприятие:

· дифференциация слогов, различающихся одной из парных согласных (па — 6а, та — да);

• дифференциация гласных (а, о, у, и, ы, э);

• дифференциация изолированных пар согласных (п — б, т — д);

• дифференциация слов-квазионимов (бочка — почка, ко­за — коса);

• исправление ошибок во фразе (На лугу щиплет травку коса);

• повторение слогов с оппозиционными звуками из 2—3 сло­гов (та — да, та — да — та);

' дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (уточка — удочка, бочка — почка);

• дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (миска — мишка, коса — коза).

2. Фонематические представления:

• отбор картинок, названия которых содержат заданный звук (определить, слышится или нет заданный звук в словах);

• подбор слов, содержащих определенный звук (М — маши­на, мыло, дом);

• выделение слов с заданным звуком из текста (Же ня же­вал ежевику).

3. Звуковой анализ:

• выделение первого и последнего ударного гласного звука (Аня, кино);

• выделение первого и последнего безударного гласного зву­ка (ананас, каша);

       
 
 
   

определение общего звука в словах (облако, ослик, окна, Оля);

• выделение последнего согласного звука (кот);

 

• выделение первого согласного звука в словах со стечением и без стечения согласных (крот, банка);

• определение места звука в слове (начало, конец, середина);

• определение последовательности звуков в слове (дом — д, о, м);

• определение количества звуков в слове (дом — 3 звука);

• добавление звука к слову (Аня — баня);

• замена звука в слове (мак — цак).

4. Звуковой синтез[1]:

' составление слова из звуков, данных в правильной после­довательности ([м] [а] [к] — мак);

•составление слова из звуков, данных в нарушенной после­довательности ([д] [м] [о] — дом).

Формирование операций звукового анализа и синтеза прово­дится в определенной последовательности[2]:

• выделение звука в ряду фонем, в слогах, словах;

• звуковой анализ и синтез сочетаний из 2-х гласных звуков ау, у а;

• звуковой анализ и синтез сочетаний из 3-х гласных звуков ауи, эуы;

• звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов типа ам, ин, ох, ма, ну, ми;

• звуковой анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов из 3-х звуков типа уха;

• звуковой анализ и синтез двусложных слов из открытых слогов из 4-х звуков типа вата, кино, губы;

• звуковой анализ и синтез трехсложных слов из открытых слогов из 6-и звуков типа ладони, радуга;

• звуковой анализ и синтез односложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков типа дом, бык;

• звуковой анализ и синтез двусложных слов с одним закры­тым слогом из 5-и звуков типа каток, веник, лимон;

• звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков типа каска, жатва, пачка, щучка,

' звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков типа плита, трава;

•звуковой анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом типа котенок, табурет;

■ звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в начале слова из 4-х звуков типа стон, знак, стоп;

• звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова из 4-х звуков типа мост, куст.

На занятиях осуществляется практическое знакомство де­тей с понятиями «звук», «буква», «слово», «слог», «предложе­ние», «ударение» (предполагается взаимосвязь с программным материалом по образовательной области «Обучение грамоте»). Параллельно с этим у детей формируются умения нахождения картинок (предметов) на заданный звук, подбора слов на задан­ный звук, определения общего звука в словах (предложениях, стихах); деления слов на слоги; выделения ударного слога, со­ставления слов из слогов, предложений из слов.

Для успешного развития звуко-слоговой аналитико-синтети-ческой деятельности у детей с ОНР весьма эффективным являет­ся применение различных графических символов и схем. Поэтому на занятиях для выполнения детьми операций звукового анализа и синтеза используются карточки в виде схем, звуковых линеек, схематичных изображений каких-либо объектов («Паровозик», «Домик», «Птичка», «Рыбка», «Самолет», «Подводная лодка» и т. д.), а также фишек красного (гласные), синего (твердые со­гласные) и зеленого (мягкие согласные) цветов, соответствующих общепринятым обозначениям звуков (см. прил. 3).

Каждый звук во время изучения обозначается своим гра­фическим символом и в дальнейшей работе соотносится с ним. Графический символ может отображать профиль звука и вызы­вает у ребенка ассоциацию с его произнесением. Графические картинки помогают детям различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам. Например, со звуком [а] соот­носится большой красный кружок, символизирующий широко открытый рот, звук [у] — маленький красный кружочек; звук [м] обозначается графическим изображением коровы, [м'] — телен­ка и т. д. (см. прил. 4).

Для обозначения звонкости-глухости согласных звуков также подбираются графические символы, в дальнейшем они помогают в их дифференциации. Например, для обозначения звонкости используются графические картинки «Колокольчик», «Кнопка нитка», «Звонок велосипеда» и т. п.

 

 

Примерное перспективное планирование

 

м м/н Содержание работы
  Закреплять умение воспринимать на слух неречевые звуки: шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки. Закреплять4 умение воспроизводить ряд прямых, обратных сло­ит с общим согласным; с общим гласным
  Закреплять умение воспроизводить ряд закрытых слогов; пря­мых и обратных слогов с твердыми и мягкими согласными
  Закреплять умение воспроизводить ряд слогов со стечениями со­гласных. Закреплять умение выделять первый ударный гласный звук [а] в словах
  Закреплять умение выделять первый ударный гласный звук [у] в словах. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез сочета­ний из 2-х гласных звуков
  Закреплять умение выделять первый ударный гласный звук [и] в словах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочета­ний из 3-х гласных звуков
  Закреплять умение выделять последний ударный гласный звук [ы] в словах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочета­ний из 3-х гласных звуков
  Закреплять умение дифференцировать гласные звуки [и]—[ы]. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочета­ний из 3-х гласных звуков
  Закреплять умение выделять первый и последний гласный звук [о] в ударной позиции в словах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочета­ний из 3-х гласных звуков

 

№ п/п Содержание работы
  Закреплять умение выделять первый гласный звук [э] в ударной и безударной позиции в словах. Закреплять умение дифференцировать гласные звуки. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез сочета­ний из 3-х гласных звуков
  Закреплять умение дифференцировать гласные и согласные звуки. Закреплять умение выделять последний согласный звук [м] в словах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез обрат­ных слогов
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [м]—[м'] по твердости—мягкости. Закреплять умение выделять первый согласный звук [м] в словах со стечением согласных. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез пря­мых слогов
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [н]—[н'] по твердости—мягкости. Закреплять умение выделять первый согласный звук [н] в словах без стечения согласных. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез обрат­ных и прямых слогов
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки fx]—fx'] по твердости—мягкости. Закреплять умение выделять последний согласный звук [х] в словах. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез обрат­ных и прямых слогов; двусложных слов из открытых слогов из 3-х звуков
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки |д]—[д'] по твердости—мягкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двус­ложных слов из открытых слогов из 4-х звуков
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [т]—[т'] по твердости—мягкости, [т]—[д] по глухости—звонкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двус­ложных слов из открытых слогов из 4-х звуков
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [б]—[б'] по твердости—мягкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов из открытых слогов из 4-х звуков

 

 

Mi и/и Содержание работы
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [п]- [п'] твердости—мягкости, [п]—[б] по глухости—звонкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных слов из открытых слогов из 4-х звуков
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [в]—[в'] по твердости—мягкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложпьтх слов из открытых слогов из 6-и звуков
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [ф]— ф'] по твердости—мягкости, [ф]—[в] по глухости—звонкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов из открытых слогов из 6-и звуков
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [к]—[к' по твердости—мягкости. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трех­сложных слов из открытых слогов из 6-и звуков
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [г]—[г' по твердости—мягкости. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных и трехсложных слов из открытых слогов
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [к]— [г]—x]. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных и трехсложных слов из открытых слогов
  Закреплять умение дифференцировать согласные звуки [п]- [т]- [к]Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
  Формировать умение определять место согласного звука [с] в слове (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [с]—[с'] по твердости—мягкости. Закреплять умение определять место звука в слове (начало, ко­нец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
  Формировать умение определять место согласного звука [з] в сло­ве (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов с закрытым слогом из 3-х звуков
№ п/п Содержание работы
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [з]—[з'1 по твердости—мягкости. Закреплять умение определять место звука в слове (начало, ко­нец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [с]—[з] и [с']—[з'] по глухости—звонкости. Закреплять умение определять место звука в слове (начало, ко­нец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
  Формировать умение определять место согласного звука [ц] в слове (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ц]- [с], [ц]- [т'] Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов с одним закрытым слогом из 5-и звуков
  Формировать умение определять место согласного звука [ш] в слове (начало, конец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
  Формировать умение определять место согласного звука [ж] в слове (начало, середина); определять последовательности зву­ков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ш]— [ж] по глухости—звонкости. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [с]—[ш]. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов со стечением на стыке из 5-и звуков
и/и Содержание работы
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [з]—[ж]. Скреплять умение определять последовательность и количество ну кои в слове. Нормировать умение проводить звуковой анализ и синтез двухсложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
  Формировать умение определять место согласного звука [ч] в слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звvков в слове. Нормировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ч]—[т']. Закреплять умение определять последовательность и количество туков в слове. Закреплять умение определять место звука в слове (начало, ко­нец, середина). Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез двхсложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
  Формировать умение определять место согласного звука [ш] и слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез дву­сложных слов со стечением в начале слова из 5-и звуков
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ч]—[щ]. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трех­сложных слов с закрытым слогом
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [ш]— [щ], [щ]-[с']. Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трех­сложных слов с закрытым слогом
  Формировать умение определять место согласного звука [л] в слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез трехсложных слов с закрытым слогом
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [л]- [л']по твердости—мягкости. Закреплять умение определять место звука в слове (начало ко­нец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов со стечением согласных в начале слова
  Формировать умение определять место согласного звука [р] в слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов со стечением согласных в начале слова
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [р]- [р'] по твердости—мягкости. Закреплять умение определять место звука в слове (начало ко­нец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов со стечением согласных в начале слова
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [л]- [р], [л']- [р'] Закреплять умение определять место звука в слове (начало ко­нец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов со стечением согласных в конце слова
  Формировать умение определять место согласного звука [й] в слове (начало, конец, середина). Закреплять умение определять последовательность и количество звуков в слове. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов со стечением согласных в конце слова
  Формировать умение дифференцировать согласные звуки [л']—[й] Закреплять умение определять место звука в слове (начало ко­нец, середина) Закреплять умение определять последовательность и количество туков в слове. «Нормировать умение проводить звуковой анализ и синтез односложных слов со стечением согласных в конце слова
  Формировать умение дифференцировать йотированные звуки. Формировать умение проводить звуковой анализ и синтез одно­сложных слов со стечением согласных в конце слова
     

 

Для формирования фонематических процессов к использова­нию па занятиях рекомендуются дидактические игры:

«Послушай, повтори» — проговаривание 2—3 слогов за педагогом

«Повторялка» — проговаривание 2—3 звукосочетаний за педагогом.

«Подскажи словечко» — договаривание пропущенных слов г, стихах, подбор рифм.

«Длинный—короткий» — различение на слух длинных п коротких слов.

«Отгадай звук» — а) выделение и узнавание неречевых зву­ков; б) дифференциация гласных звуков по шепотному произ­несению.

«Назови правильное слово» — выделение правильного на­звания предмета из ряда слов.

«Четвертый лишний» — исключение лишнего слова по наличию или отсутствию в нем определенного звука (сом, сок, дом, суп).

«Что не подходит?» — выделение на слух лишнего звука, слога, слова (и-и-ы-и; ма-па-ма-ма; ток-ток-ток-сок).

«Выдели первый звук» — выделение первого звука в словах; «Придумай слово на звук» — подбор слов на определенный

звук.

«Выдели звук из ряда» — выделение звука из ряда звуков.

«Гласный—согласный» — дифференциация звуков на слух.

«Твердый—мягкий» — дифференциация звуков по твер­дости—мягкости на слух.

«Звонкий—глухой» («Звенит—шумит») — дифференциа­ция звуков по звонкости—глухости на слух.

«Составь слово из звуков» — составление слов из последо­вательно названных звуков в правильном или нарушенном по­рядке ([ж] [у] [к] — жук).

«Исправь предложение» — исправление деформированного предложения (Ваня, школу, в, идет).

«Послушай, посчитай, назови» — определение количества и порядка слов в предложении; звуков, слогов в слове.

«Закончи слово» — подбор к началу или концу слова необ­ходимого звука, слога {этажи, чижи, моржи).

«Скажи наоборот» — дифференцированное преобразование слогов (ча-тя/тя-ча).

«Назови ласково» — дифференцированное произнесение зву­ков [и]—[ы] в процессе образования уменьшительно-ласкательной формы существительных (сады — садики, коты — котики).

«Один—много» — дифференцированное произнесение зву­ков [и]—[ы] в процессе образования множественного числа одно­сложных существительных (кот — коты, бык — быки).

«Подбери признак» — подбор слов-признаков к предметам, предметным картинкам к занятию на звук [й] (красивый, низ­кий, широкий).

«Жадина» — согласование притяжательных местоимений с существительными мужского, женского, среднего рода, отра­ботка звука [й], йотированных гласных (мой енот, моя елка, мое яблоко).

«Слова-родственники» — подбор родственных слов парал­лельно с отработкой изучаемого звука (чай, чайник, чайная) и др.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫСЛОВА

 

Несформированность слоговой структуры слова является од­ним из наиболее тяжело поддающихся коррекции проявлением ОНР у детей и характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава, что проявляется в нарушении порядка слогов в слове, пропусках или добавлении новых слогов, звуков, невозможности воспроизведения стечений согласных. Сте­пень нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР коле­блется от незначительных трудностей произношения слов слож­ной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых проявлений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Это опреде­ляет важность систематической работы над слоговой структурой слова на разных видах занятий с дошкольниками (в том числе — на занятиях по формированию произносительной стороны речи), с одной стороны, и необходимость индивидуального подхода, с учетом речевых возможностей детей, с другой стороны.

Насколько успешно ребенок с ОНР будет овладевать слого­вой структурой слова зависит и от состояния фонематического восприятия, и от его артикуляционных возможностей. Поэто­му коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов включает развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Существует также тесная взаимосвязь между нарушениями слоговой структуры слова и особенностями развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (С. Е. Большакова). В связи с этим подготовительная работа по формированию сло­говой структуры слов осуществляется параллельно с развитием слухового внимания и ведется по следующим направлениям:

ü усвоение ритмической стороны (восприятие, воспроизве­дение, сравнение ритмических рисунков);

ü развитие пространственно-временной ориентировки (ори­ентировка в понятиях: начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний; впереди, сзади; слева, справа);

ü развитие двигательной сферы (координация речи с общей и мелкой моторикой).

Коррекционная работа на данном этапе тесно переплетается с формированием начальных навыков по развитию фонематиче­ского слуха и восприятия.

Далее ведется основная работа на речевом материале. Осно­ванием для определения последовательности работы по фор­мированию слоговой структуры слов на речевом материале яв­ляется классификация слов по степени их слоговой трудности, предложенная А. К. Марковой. Работа по формированию слого­вой структуры слова выстроена следующим образом:

· отработка слоговой структуры в играх со звукоподража­ниями (му-у-у, га-га-га, ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ку);

· упражнение в передаче ряда прямых и обратных слогов с общим согласным; с общим гласным (ма-мо-му: ма-на-па; ат-от-ут-ит);

· формирование умения различения на слух длинных и ко­ротких слов (мак — погремушка, кот — велосипед);

· упражнение в передаче ряда закрытых слогов; прямых и обратных слогов с твердыми и мягкими согласными (мак-мок-мук-мык; кап-пап: тук-мук: ба-бя; ап-апь);

· упражнение в передаче слогов со стечениями согласных (пна-апн; мна-мно-мну-мны; та-пта);

· двусложные слова, состоящие из открытых слогов (Аня, вата, мама);

· трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (куби­ки, сапоги);

· односложные слова с закрытым слогом (кит, мак);

· двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слогов (банан, диван);

· двусложные слова со стечением согласных в середине сло­ва и открытым слогом (банка);

· двусложные слова с закрытым слогом и стечением соглас­ных в середине слова (бантик);

· трехсложные слова с закрытым слогом (магазин, коте­нок, чемодан):

· трехсложные слова со стечением согласных (комната, ба­бочка);

· трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (кузнечик, волчонок);

· трехсложные слова с двумя стечениями согласных (хлеб­ница, скамейка, матрешка);

· односложные слова со стечением согласных в начале сло­ва, в конце слова (стол, мост);

· двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, птичка);

· четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (витамины, пианино);

· четырехсложные слова со стечением согласных (холо­дильник);

· ' пятисложные слова со стечением согласных (велосипе­дист, микроволновка, скороговорка);

· слова со сложными стечениями согласных: три и более со­гласных рядом (экскурсовод, верблюд).

Четырехсложные, пятисложные слова и слова со сложными стечениями согласных вводятся на заключительном этапе фор­мирования слоговой структуры слова и зависят от индивидуаль­ной степени подготовленности детей.

Предлагаемый в пособии речевой материал (раздел «Пример­ное календарное планирование») подобран с учетом изучаемых звуков для их дополнительной автоматизации. Однако он может дополняться словами как содержащими, так и не содержащими необходимый звук. Обязательно проводится словарная работа с новым, незнакомым для детей лексическим материалом. Рече­вой материал корректируется и подбирается учителем-логопедом в соответствии с учетом речевых возможностей детей.

Продолжительность отработки слоговой структуры слов (ко­личество занятий) напрямую зависит от уровня готовности детей группы (подгруппы) к переходу на следующий, более сложный этап.

Процесс отработки слоговой структуры слов корректируется и дополнительно отрабатывается на индивидуальных занятиях, при этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка.

Примерное перспективное планирование

 

№ п/п Содержание работы
  Закреплять5 умение воспроизводить звукоподражания. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова
  Совершенствовать умение различать на слух длинные и корот­кие слова

 

5 Задача коррекциоиной работы определяется в зависимости от ре­чевых возможностей и уровня подготовленности детей.

 

№ п/п Содержание работы
  Совершенствовать умение различать на слух длинные и корот­кие слова
  Закреплять умение воспроизводить двусложные слова, состоя­щие из открытых слогов
  Закреплять умение воспроизводить трехсложные слова, состо­ящие из открытых слогов
  Закреплять умение воспроизводить односложные слова
  Закреплять умение воспроизводить односложные слова
  Закреплять умение воспроизводить двусложные слова, состоя­щие из одного открытого и одного закрытого слогов. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с фонем, которые отлича­ются несколькими признаками
  Закреплять умение воспроизводить двусложные слова, состоя­щие из одного открытого и одного закрытого слогов. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с фонем, которые отлича­ются несколькими признаками
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова со сте­чением согласных в середине слова и открытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с фонем, которые отлича­ются несколькими признаками
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова со сте­чением согласных в середине слова и открытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова со сте­чением согласных в середине слова и открытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова с за­крытым слогом и стечением согласных в середине слова. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем отличающиеся одним признаком

 

 

№ п/п Содержание работы
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова с за­крытым слогом и стечением согласных в середине слова. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова с за­крытым слогом и стечением согласных в середине слова. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с за­крытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с за­крытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с за­крытым слогом. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных. Формировать умение различать слова, близкие по длине и рит­мической структуре, начинающиеся с оппозиционных фонем, отличающиеся одним признаком

 

№ п/п Содержание работы
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
  Формировать умение воспроизводить трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
  Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова. Формировать умение заменять согласный звук в начале слова
  Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова
  Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в начале слова
  Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в конце слова
  Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в конце слова
  Формировать умение воспроизводить односложные слова со стечением согласных в конце слова
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова с дву­мя стечениями согласных
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова с дву­мя стечениями согласных
  Формировать умение воспроизводить двусложные слова с дву­мя стечениями согласных
  Формировать умение воспроизвод


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: