Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите его в исправленном виде.




ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ) НОРМЫ

Изучите грамматические (морфологические нормы)

I ОСОБЕННОСТИ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ИМ. П. МН. Ч. И РОД. П. МН. Ч.

 

Им. п. мн. ч.

 

-Ы(-И) -А (-Я)
Инженеры, шофёры, бухгалтеры, редакторы, лекари, лекторы Директора, инспектора, профессора, фельдшера, сторожа, учителя
Клапаны, тракторы, торты. Веера, катера, клевера, корма, короба, кузова, невода, стога, шомпола, якоря.
Выборы договоры, приговоры. Отпуска, паспорта.
Почерки. Штемпеля.
Прииски, фронты, цехи. Флигеля, хлева.

 

Род. п. мн. ч.

 

НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ -ОВ
Слова мужского рода
  апельсинов, баклажанов, мандаринов, помидоров, томатов, абрикосов
ботинок, сапог, погон, валенок, сапог, чулок носков
основа на –Н, -Р с основой на другие буквы -ОВ:
армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, цыган, башкир, болгар НО негров калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов.   НО: турок, бурят.
ампер, ватт гектаров; граммов, килограммов
без числительных с числительными
солдат, партизан, гусар, драгун, улан 10 гусаров, 5 гардемаринов, 6 гусаров, 7 уланов
Слова женского рода
барж, басен, вафель, домен кочерег, оглобель свадеб, усадеб яблонь, вишен простынь туфлей, долей, кеглей пригоршней, саклей свечей, НО: (игра стоит свеч)  
Слова среднего рода
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ -ЕВ-, -ЕЙ-, -ИЙ-
яблок, блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец. -ев: верховьев, низовьев, устьев, платьев; болотцев, копытцев, лохмотьев -ей: коленей, будней, граблей, яслей -ий: захолустий, побережий, сна́добий.
парные существительные, имеющие только мн. ч.
  -ОВ
  джинсов, очков
     

II. ОКОНЧАНИЯ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА

 

При выборе окончаний предложного падежа следует учитывать литературную норму и разговорный вариант: в цехе, в отпуске (лит.) – в цеху, в отпуску (разг.), в лесу (лит.) – в лесе (разг.).

 

III. ОСОБЕННОСТИ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,

ПЕРЕШЕДШИХ ИЗ ПРИЧАСТИЙ

 

Существительные, перешедшие из причастий, требуют творительного падежа: управляющий (чем?) департаментом, заведующий (чем?) кафедрой, библиотекой.

 

IV. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

1) бойче, звонче, слаще, хлестче.

2) нельзя употреблять: более лучший, более худший (см. способы образования простой сравнительной и составной сранительной степени прилагательных).

 

КРАСИВШЕ, ДЕШЕВШЕ, ДЛИНЬШЕ

V. ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

 

Высунь, выставь, высыпь, почисть, не порть, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь.

Взгляни, выйди, положи, не кради.

Лягте, ляг.

VI. УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНОГО МЕСТОИМЕНИЯ

ИХ

 

ИХНИХ

VII. ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

 

один, как прил. два-четыре двести-четыреста 5-20 (как сущ. 3 скл.)
  ед. ч. мн. ч.   только ед.   только мн.  
И. один одни два двести пять
Р. одного одних двух двухсот пяти
Д. одному одним двум двумстам пяти
В. один одни два двести пять
Т. одним одними двумя (четырьмя) двумястами пятью
П. об одном об одних о двух о двухстах о пяти

 

50-80, 500-900

50-80 (изменяются обе части как сущ. 3 скл.) 500-900 (изменяются обе части: первая – как сущ. 3 скл.)
И. пятьдесят пятьсот
Р. пятидесяти пятисот
Д. пятидесяти пятистам
В. пятьдесят пятьсот
Т. пятьюдесятью пятьюстами
П. о пятидесяти о пятистах

Сорок, девяносто, сто

 

И. В. сорок девяносто сто
Р. Д. Т. П. сорока девяноста ста

Полтора

 

И. В. полтора
Р. Д. Т. П. полутора

 

Оба-обе

 

оба обе
И. оба обе
Р. обоих обеих
Д. обоим обеим
В. обоих обеих
Т. обоими обеими
П. об обоих об обеих

 

- Если идет речь о лицах мужского и женского пола, употребляется форма числительного оба.

- В количественном числительном изменяется по падежам каждое слово (двухсот восьмидесяти семи), в порядковом – только последнее слово (в две тясячи пятнадцатом году, с тясяча девятьсот пятьдесят шестого года).

- Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. употребляются только в следующих случаях:

а) с сущ., называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое прохожих (нельзя сказать: «двое девушек»);

б) с сущ. дети, ребята, люди, лица (в значении «человек»): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц.

в) с сущ., употребляющимися только во мн. ч: двое саней, трое суток, четверо щипцов (начиная с числительного пятеро обычно употребляется количественное числительное: пять ножниц, шесть суток.

г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро.

При смешанном арифметическом числе сущ. управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процента (а не процентов).

 

VIII. УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

 

Способы образования деепричастий

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД СОВЕРШЕННЫЙ ВИД
основа глаг. несов. в. наст. вр. + -а- (-я-) основа глагола неопреде-лённой формы + -в- -вши(-сь) -ши(-сь)

Деепричастия сов. в. образуются только от глаголов сов. в.; деепричастия несов. в. – от глаголов несов. в.!

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите его в исправленном виде.

 

1) двумястами предметами килограмм помидоров смотрев вперед по их желанию красивейший пейзаж Ответ:   2) в двухтысяч пятом году прополощи белье хорошие доктора несколько мандаринов о полутора часах Ответ:
3) эта ручка длиньше четырьмя стами студентами две пары ботинок обоих студентов наисложнейший вопрос   Ответ:   4) ряд критериев повеселее более позднее пара полотенец поезжай быстрее   Ответ:
5) не пророняя ни слова килограмм яблок положи на полку полки для кухонь красивее дочери   Ответ:   6) пара яблок мощные компьютера в тысяча девятисотом году вместе с детьми заведующий библиотекой   Ответ:
7) молодые бухгалтеры килограмм вафель в две тысячи пятом году красивше двух татар   Ответ:   8) искомый ответ около пятиста фотографий пара носков ихней работой дамских туфлей   Ответ:
9) много вишен более резкое движение две седьмых спелых абрикосов ехайте быстрее Ответ: 10 семьюдесятью семью врачами щекочешь самый яркий ляжьте на пол полощущий белье Ответ:
11) нет консервов семеро смелых в двух тысяч первом году более красивый лягте на спину   Ответ: 12) менее семьдесят пяти рублей день именин вымыв руки обоих родителей интереснейший   Ответ:
13) серьезнейшее замечание табор цыган две пары ботинок шестьюстами строчками более позднее   Ответ:   14) почетные титулы менее слаще около пятиста километров взвесьте фрукты засолка помидоров   Ответ:  
15) менее четкий самый интереснейший пара сапог в две тысячи третьем году почисть одежду   Ответ:   16) две седьмых лакомься сладостями длиньше банка сардин любимые профессора   Ответ:  
17) в тысяче девятьсот восемьдесят пятом году доктора шоферы много ботинок более интересный   Ответ: 18) по семьдесят лет слесаря мастера офицеры нет туфлей   Ответ:
19) яблонь блюдцев свечей баклажанов двадцати восьми книг   Ответ: 20) засунь, ляг шестьюдесятью рядами выздоровею полотенец Ответ:

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

I. НАРУШЕНИЕ СВЯЗИ

МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

 

Подл. (сущ. собирательное большинство, меньшинство, ряд, часть и т.п.) с род. п. мн. ч. + сказ. во мн. ч. (предметы одушевл.) и в ед. ч. (предметы неодушевленные).

 

Например:

Большинство учеников (одуш.) хорошо сдали (мн. ч.) выпускные экзамены;

Ряд новых домовстоял (ед. ч.) в конце деревни.

 

Подл. (колич. числ. или счетное слово несколько – сущ. в род. п.) + сказ. во мн. ч.

 

Например:

Десять бойцовбросились (мн. ч.) в атаку;

Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Подл. (много, мало, немного, немало, сколько + сущ. в род. п.) + сказ. (ед. ч.)

Например:

Много птиц, красных, желтых, зеленых, лежало в ветвях.

 

Подл. (назв. литературных произведений с ключевым словом в им. п.) + сказ. (соглас. с ключевым словом)

 

Например:

«Герой (ключевое слово) нашего времени » написан М.Ю. Лермонтовым.

 

Подл. (сложное название) + сказ. со словом, обозначающим более широкое понятие

 

Например:

Песня -романсстала весьма популярной.

Кафе- столовая отремонтирована.

 

Подл. аббревиатура + сказ.

(согласование с ведущим словом в аббревиатуре)

 

Например:

МГУ объявил конкурс (Московский государственный у н и в е р с и т е т).

 

Подл. (сущ. + сущ. в твор. п.) + сказ.

- во мн. ч., если действующие лица равноправны;

- в ед. ч., если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

Например:

Сережа с Петей долго ждали возвращения матери.

Мать с ребенком пошла в амбулаторию.

 

Подл. (мест. кто, некто) + сказ. в ед. ч.

 

Например:

Ктосказал, что Буревестник умер?

СМИ провели однодневную акцию протеста (средства массовой информации)

.

В составе сложного предложения с придаточным предложением посередине. Для установления согласования придаточное предложение можно выбросить.

Например:

Все, кточитал пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.

 

II. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫСУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ

Согласно

Предлоги благодаря + Дат. п.

Вопреки

Наперекор

Например: согласно (чему?) расписанию, благодаря (чему?) хорошей погоде, вопреки (чему?) обстоятельствам).

Большинство производных предлогов – книжные. Многие из них характерны для официально-делового стиля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: