Быть на (высокой) ступени развития, выяснить (что?) причины, жаловаться (на что?) на несправедливость, заверять (в чем?) в преданности, занимать (что?) позицию (но не: занимать важную роль), затраты на (что) ремонт, коснуться (чего?) проблемы творчества, награжден (чем?) первой премией, оказать (что?) влияние (на кого?) на друга, ожидать (чего?) принятия решений, предать (чему) забвению, предостерегать (от чего?) от ошибок, пример (для чего?) для подражания, уделять внимание (чему?) мелочам, грамотности, удостоен (чего?) премии, указывать (на что?) на недостатки.
ЗАПОМНИТЕ:
играть, исполнять (что?) роль | НО: | иметь (что?) значение |
различать (что?) добро и зло | различать (что?) нормы речи | |
уверенность (в чем?) в победе | вера (во что?) в победу | |
отличать (что? от чего?) добро от зла |
В трудных случаях о способах управления обращайтесь к словарям русского литературного языка (например, «Словарю русского языка» С.И. Ожегова).
Некоторые глаголы обязательно требуют предлога. Например:
Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи. – Мама всегда меня ругает за то, что я разбрасываю свои вещи.
III. НАРУШЕНИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ ВИДО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА
В глагольных формах в одном предложении употребляются глаголы одного вида, числа, времени!
Например:
Князь Андрей в своём желании стать лучше совершил (прош. вр.) много ошибок и судит (наст. вр.) себя за них гораздо строже других.
IV. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
1. Родовое понятие (деревня, село, город и т.п.) в косвенных падежах + географическое название только в им.п.
Например:
Я приехал из города Москва.
2. Согласование родового понятия (деревня, село, город и т.п.) с географическими названиями типа, Бородино, Крюково, Сковородино, Лермонтово, Пушкино согласуется в падеже!
|
Например:
В городе Сковородине началось строительство нового завода.
3.
главное слово (родовое понятие) | ||
роман книга поэма журнал газета картина станция метро | + | наименование в им. п. |
Например:
В книге «Историческая грамматика» Ф.И. Буслаева много интересной информации по истории слова.
На станции «Театральная» вам нужно перейти на другую линию.
Если приложение употребляется без определяемого слова (родового понятия), оно изменяется по падежам. Ср.: В романе «Война мир» – В «Войне и мире».
V. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Не употребляются в качестве однородных членов полная
и краткая форма имени прилагательного.
Например:
Старые липы в аллее перед главным входом в барский дом высоки и раскидистые.
2. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.
Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления.
Например:
Сажать (что?) и ухаживать (за чем) за цветами в саду отнюдь не просто. – Сажать цветы в саду и ухаживать за ними отнюдь не просто.
3. Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия:
Например:
Буду пить чай с сахаром и с папой. – Вместе с папой я буду пить чай с сахаром.
|
4. При двойных (сопоставительных) союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой – при второй.
Например:
Я читаю не только газеты, но и журналы.
НО:
Я не только читаю газеты, но и журналы.
не только – а также (вместо не только, но и)
как – а также (вместо как, так и)
VI. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
1. Ошибка в употреблении действительных и страдательных причастий.
Например:
На берегу лежала лодка, разбившаяся волной. – На берегу лежала лодка, разбитая волной.
2. Ошибочны формы причастий на -ЩИЙ от глаголов сов. в. (со значением будущего времени), так как такой формы причастия не существует (сделающий, вздума- ющий и т. п.).
Например:
Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать. – Ученики, которые напишут слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
3. Формы причастий на -СЯ следует, где это возможно, заменять страдательными формами.
Например:
Сын, воспитывающийся отцом. – Сын, воспитываемый отцом.
4. Причастие в причастном обороте согласуется с определяемым словом.
Например:
Картина изображала корабль (сущ. м.р. ед. ч. вин. п.), оказавшийся (прич. м.р. ед. ч. вин. п.) на гребне морского вала.
5. Нельзя нарушать порядок слов в предложении с причастием или причастным оборотом. При неправильном порядке слов появляется двусмысленность.
Например:
Татьяна ехала в карете с приподнятым задом (из школьного сочинения).
6. Согласование причастия в причастном обороте с определяемым словом.
|
Если определяемое слово выражено словосочетанием, причастный оборот должен присоединяться к главному слову в нем.
Например:
Струя (ж.р. ед. ч. им. п.) пены, отбрасываемой (ж.р. ед. ч. род. п.) кормой корабля, прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней. – Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней.
4. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение.
Например:
Портфель, лежащий на столе, который принадлежит преподавателю. – Портфель, лежащий на столе, принадлежал преподавателю.
VI. НАРУШЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
1. Деепричастие и сказуемое относятся к одному и тому же действующему лицу!
Нельзя сказать: Идя по мосту, у меня слетела шляпа.
2. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией, потому что производитель действия, выраженного сказуемым, и производитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают.
Например:
Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Куйбышева и Горького.
3. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении.
Например:
Подходя к лесу, мне стало холодно.
VII. НАРУШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ
В СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
1. Нарушение границ предложения: в сложноподчиненном предложении нельзя разделять точкой придаточное предложение от главного.
Например:
Иван – очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошее. – Иван – очень добрый человек, потому что видит в людях только хорошее.
2. Несовместимое стечение союзов:
Например:
Он считал, что будто мы его неправильно поняли. – Он считал, что мы его неправильно поняли.
Это же употребление однородных союзов наблюдается и в сложносочиненных предложениях.
Например:
Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. – Сад отцветал, осыпался, но продолжал буйно густеть и темнеть.
3. Нарушение порядка слов при построении сложноподчинённого предложения.
Например:
Ветром встречало нас утро, негаданно дунувшим. – Утро встречало нас ветром, негаданно дунувшим.
4. Нарушение в употреблении придаточного предложения:
Ветер словно помогает спортсмену, чтобы прыгнуть дальше. – Такой способ присоединения придаточного предложения невозможен, так как приводит к нарушению смысла высказывания.
VIII. НАРУШЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НОРМ
В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
В предложениях прямая речь может быть заменена косвенной.
- смешение прямой речи с косвенной.
Например:
Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью, что «Друзья, я потерял день ». – Когда римский император Веспасиан не успевал сделать за день ни одного доброго дела он говорил с горечью, что потерял день.
- в преложениях с косвенной речью, не произведено замены 1 л. на 3 л.
Например:
Пугачёв сказал, что я ничего не разберу в написанном. – Пугачёв сказал, что он ничего не разберёт в написанном.
Задание 18. Проанализируйте типы ошибок в нарушении грамматической (синтаксической) нормы.
1) Большинство возражали против такой оценки его творчества.
2) Мы прогнозируем, что те, кто увлекается историей, с интересом отнесётся к новому проекту.
3) Все, кто безрезультатно выступал раньше против назначения Ермолова, теперь вновь поднял голову.
4) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
5) Никто из присутствующих даже не догадывались о готовящемся заговоре.
6) Елизавета, воспитанная в строгих правилах, очень любила и восхищалась своей матерью.
7) Литературоведение изучает и опирается на законы развития общества.
8) С глубокой древности люди наблюдали и восхищались закатом солнца.
9) Он прибежал домой с друзьями и с температурой.
10) Директор малого предприятия самостоятельно занимался подбором кадров и их руководством.
11) Автор поднимает серьезную и актуальную проблему в наши дни.
11) Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть.
12) Лермонтов в романе показал облик своего современника и раскрывает его внутренний мир.
13) Автор подвергает героя различным испытаниям и этим раскрыл полно его характер.
14) Многие писатели 20 века считали войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывают страшные картины гибели людей.
11) Автор не только раскрывает глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Ильи Обломова, его лень и бездействие.
12) Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
13) В журнале «Собеседнике» напечатана рецензия на недавно вышедший роман известного писателя.
14) В журнале «Непоседе» много интересных заданий для учеников младших классов.
15) В районной газете «Искре» напечатана статья о нашей школе. «Вишнёвый сад» написано А.П. Чеховым.
16) В рассказе «Крыжовнике» А П. Чехова мы видим ещё один вариант «футлярного» существования.
17) По приезду в Сочи мы, как всегда, остановились в гостинице «Жемчужина».
18) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.
19) С детства у неё была склонность простудам.
20) С Ростова я вернулась поздним вечером.
21) Согласно исследований, в Финляндии самая чистая водопроводная вода в мире.
22) Благодаря достижений квантовой механики зарядка для телефона скоро станет не нужна.
23) Куда бы я ни ездил, повсюду встречал памятники архитектуры, нуждающихся в реставрации.
24) На берегу лежала лодка, разбившаяся волной.
25) Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
26) Разделёнными на участки волнорезами пляж тянется на два километра.
27) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
28) Одним из русских прозаиков начала XX века, детально описавших быт русского народа, был Иван Шмелев.
29) Выбирая профессию, прошло немало времени, а он всё колебался.
30) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию.
31) Читая текст, возникает такое чувство….
32) Получив сообщение по электронной почте, было уже поздно вечером.
33) По лицу его я угадал, что насколько ловля была удачна.
34) Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.
35) Марья сказала, что я никогда не бывала не только в Москве, но даже в своём уездном городе.