Фондовый рынок - это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг. Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов: субъекты рынка; биржевой, внебиржевой фондовые рынки; органы государственного регулирования и надзора; саморегулирующиеся организации;
Инфраструктура рынка: а) правовая, б) информационная, в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть, д) регистрационная сеть.
Субъектами рынка ценных бумаг являются:
1. эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;
2. инвесторы (или их представители, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг) - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав (население, промышленные предприятия, институциональные инвесторы - инвестиционные фонды, страховые компании и др.);
3. профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг (дилерская, брокерская и др. виды деятельности).
Существуют 3 модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:
1) Небанковская модель (США) - в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.
2) Банковская модель (Германия) - посредниками выступают банки.
3) Смешанная модель (Япония) - посредниками являются как банки, так и небанковские компании.
Виды фондовых рынков.
Любой фондовый рынок делится на первичный и вторичный.
Первичный рынок объединяет фазу конструирования нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение.
Вторичный рынок - это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги. В свою очередь вторичный фондовый рынок подразделяется на организованный и неорганизованный рынки. Кроме того, фондовые рынки можно классифицировать по другим критериям: по территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки), по видам ценных бумаг (рынок акций и т.п.), по видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок и т.д.), по эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т.п.), по срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг), по отраслевому и другим критериям.
Прибыль коммерческой организации, ее формирование и распределение.
Прибыль - разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении). Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.
Система распределения и использования прибыли должна стимулировать дальнейшее развитие данного вида деятельности и освоение новых, материально заинтересовывать в увеличении прибыли. Действующий порядок распределения прибыли соответствует нынешнему этапу становления рыночных отношений, т. е. предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами. В законе «О предприятиях в Российской Федерации» в статье 62 записано: «Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли если иное не предусмотрено Уставом». Государственное воздействие на выбор направлений использования чистой прибыли осуществляется через налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции.
Формы и виды кредита.
кредит – экономическая категория. Это система перераспред-х отнош м\д владельцами временно своб-х ден-х рес-сов, кот м.б. кредиторами и юр и физ лицами, желающие получить эти ресурсы в свое распоряжение(заемщиками).
Появление кредита возможно лишь в том случае, когда в экон появ-ся временно своб-е ден ср-ва, к-е нужно нарастить путем предоставл-я их на условия платности, срочности и возвратности. Кредит может предоставл-ся в форме: 1.кредта, 2.заема.3.ссуда. 1и2 соверш-ся в ден форме, а ссуда м.б. в ден и в натур.
Виды:
- коммерческий к(предприятия-продавцы товаров(услуг) и п.-покупатели в виде отсрочки платежа за поставленные товары либо предоплаты),
- банковский (кредит.орг. и проч юр. Лица и граждане – денежные средства),
- потребительский (конечные потребители товара(физ.лица) предприятия розничн.торговли или кредитн.организации – в виде отсрочки платежа за купл-е товары либо в денежн. форме),
- государственный (муниципальный) – гос-во или муниципалитеты и физ и юр лица – в денежной форме,
- международный кредит-международные фин-кредитн. Организации в денежной форме)
Ф-и: перераспред-я, контрольная, воспроизв-я.
после исчезновения СССР и перехода России на рыночные начала сформировалась след кредитная сист РФ: 1. ЦБ, 2.банковская сист(коммерч банки и сбербанк). 3.спец небанковские кредитные институты(стах компании, инвестиц фонды и т.д.). к концу 94г в Росии насчитывалось 2400 коммреч банков, более 2000 стах компаний и др. появились новые кредитно-фин-е институты:1.ЦБ, 2банковская сист(коммерч банки, сбербанки, ипотечные банки). 3.специализированные небанковские кредитно-фин-е институты(стах компании, инвестиц-е фонды, ПФ, финансово-строит-е компании).