Прагматизм,феноменология,неотомизм,коализм,фрейдизм.





Прагматизм -философ-ское течение, возникшее в США в 70-е гг. XIX в. Зарождение прагматизма связано с именем Ч. Пирса, изложившим основные идеи нового учения в двух статьях, долгое время остававшихся незамеченными. Прагматизм обязан своим распространением чрезвычайной популярности амери-канского философа и психолога У.Джемса, которому удалось не только развить идеи Пирса, но и систематизировать их в стройную теорию. Впоследствии к новому направлению примкнули Д. Дьюи, Дж. Г. Мид и другие. Основным понятием прагматизма является человеческое действие, которое, представляя собой форму существования (жизни) человека, обладает чертами сознательности и целенаправленности.

Практика
Прагматизм и является доктриной, занимающейся изучением мысли-тельных и иных структур, обеспечи-вающих успешность, полезность и продуктивность человеческих действий. По «принципу Пирса», понятие обо всех следствиях, вытекаю-щих из практических действий ис-следователя с объектом и есть пол-ное понятие этого объекта. Основываясь на идеях Пирса, Джемс развивает свою теорию истины. В отличие от аристотелевской школы, мерилом истины для Джемса служит не соответствие идеи объективному положению дел в мире, а успешность и полезность результата, до-стигнутого при ее практическом осуществлении. Для Дьюи важен прежде всего социальный опыт человечества. Задачу прагматизма он видит в разработке метода, служащего целям совершенствования социальных отношений. Дьюи предлагает экспериментальный метод «проб и ошибок», однако настаивает, чтобы при этом использовались средства, адекватные поставленным целям. В общем и целом прагматизм имел большое влияние на философию и социологию XX в. Среди мыслителей, использовавших в своих теориях идеи прагматизма, можно назвать Дж. Г. Мида, Ф. К. С. Шиллера, Дж. Папини и др.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
 

одно из ведущих направлений в философии XX в. Родоначальником ее был Эдмунд Гуссерль, поставивший проблему философии как строгой и точной науки. Результатом его усилий в этом направлении явилось создание учения, которое Гуссерль разрабатывал в течение всей жизни. Основная тема феноменологии — взаимодействие сознания, ego и окружающего его мира вещей. Гуссерль с самого начала исключает психологический и историцистский подходы к этому вопросу. Психологизм и ис- торицизм оперируют фактами, а факт, по Гуссерлю, не обладает и не может обладать абсолютной ценностью. Концепция сознания и мира строится Гуссерлем на основе понятия интенциональности (направленности сознания на объект), введенного его учите-лем, психологом Брентано. Однако Брентано исходил из реального, фактического существования ego и мира; Гуссерль посредст-вом феноменологической редукции трансцендирует от реального факта к феномену. В гуссерлиан- ской интерпретации феномена отождествляются явление, сущность и само бытие объекта. Задача сознания — проявлять, «делать более явным». Исток познания редуцированного к феномену мира вещей — первоначальная, не-посредственная интуиция, которая, по Гуссерлю, есть абсолют-ная очевидность сущности. Мир раскрывается сознанию ego во взаимодействии, определяемом Гуссерлем как «конституирова- ние». Это — конституирование системы переживаний, посредством которых для ego существует мир. Каждое переживание мотивировано другими; конституирование есть «трансцендентальный генезис». Он имеет временную структуру и является историей. Феноменология Гуссерля оказала большое влияние на всю последующую философию. Ведущие

мыслители XX в. использовали основные понятия и методы гуссерли- анского учения. М. Хайдеггер, а позже Ж. П. Сартр применяют феноме-нологический метод для исследования фундаментальных понятий бытия, времени, человеческого суще-ствования и свободы; М. Шелер — для развития идей философской ан-тропологии и аксиологии; М.Мер- ло-Понти — для анализа сознания и восприятия в концепции «феноме-нального тела». Идеи Гуссерля развивали Н. Гартман, Р. Ингарден и др

ФРЕЙДИЗМ

— в расширительном понимании подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З.Фрейда в том виде, как оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Фрейдизм, таким образом, выступает в качестве теоретической основы психоанализа как психотерапевтического метода, а также в качестве теоретического источника современных психоаналитических концепций. Представи-тели классического психоанализа и поныне сохраняют приверженность основным положениям Фрейда, в отличие от представителей нео-фрейдизма, частично отбросивших, частично переосмысливших многие из них.
ФРОММ Эрих (1900—1980) — психолог, философ, социолог, один из основоположников неофрейдизма. Вместе с М. Хоркхаймером, Т. Адорно и Г. Маркузе стал создателем Франкфуртской школы.
В своей первой крупной работе «Бегство от свободы» (1941) Фромм рассмотрел феномен тоталитаризма в рамках проблемы свободы. Он различает «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную). Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической за-щиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновид-ности невротического характера. Первый выражается в мазохист-ской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неу-держимой тяге к насилию, жесткости, разрушению.
Выход Фромм видит в таком реформировании общества, которое открыло бы простор «свободе на» («Душевно здоровое общество», 1945; «Искусство любить», 1956). Главная задача в построении душевно здорового общества — это воспитание в людях про-дуктивного характера. Непродуктивность — это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы ак-тивности. Фромм описывает четыре исторически возникших типа непродуктивной ориентации характера: рецептивный, эксплу-ататорский, накопительский и рыночный. Продуктивность —

это, напротив, способность человека любить, использовать свои силы, способность к самореализации. Наиболее подробно основные принципы, на которых должно строиться душевно здоровое общество, Фромм изложил в книге «Иметь или быть?» (1976). Там он призывает заменить доминирующую ныне в характере человека установку на обладание установкой на бытие.
Важной темой творчества Фромма является религия («Психоанализ и религия», 1950). Он понимает под религией любую систему коллективных взглядов и действий, которая дает индивиду систему ориентации и объект поклонения. Религии подразделяются на авторитарные и гумани-стические. Авторитарная религия основывается на признании высшей силы, требующей от человека подчинения и поклонения. В религии гуманистической главным выступает не доктрина, а отношение к человеку. Бог здесь — символ собственных сил человека.
ФУКО Мишель (1926—1984) — французский философ, автор работ «История безумия в классическую эпоху» (1961), «Слова и вещи» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975) и др., которые послужили теоретическим источником постструктурализма. В качестве предпосылок он постулирует критику метафизики (понятий истины, субъекта, личности, причинности) и теории знака. В целом для постструктурализма характерен глобальный релятивизм, нигилизм и установка на теорети-ческий хаос: он существует как проблемное поле и способ мышления, а не как набор истинных постулатов. Задача философского исследования по Фуко — реконструкция мыслительных привы-чек, способов мировосприятия людей разных эпох. Полагая, что вне текста культуры ничего нет, он привлекает к рассмотрению самые разнообразные тексты и все виды социальных практик — «дискурсивные практики», про-являющие историческое культурное бессознательное и объясняющие социальное поведение. Историк, однако, всегда имеет дело с формами субъективности настоя-щего, он философ современности, описывающий возможный опыт и создающий онтологию присутствия. Для Фуко индивидуальное сознание — фикция, так как представленный как глобальный текст мир производит интер- текстуализацию личности, принуждая ее оперировать эпистема- ми. Эпистема — это совокупность научных и культурных сведений той или иной эпохи, представленная в речевой практике в виде предписаний и запретов, обусловливающих мышление и поведение людей; это смерть или децентрация субъекта, диктат интертекста культурной традиции. В традиционном смысле прогресса нет — есть череда состояний

мысли, схем конвенций, так как эпи- стемы сменяют друг друга скачкообразно. Фуко констатирует маргинальное состояние человека в исто- рико-культурном процессе и видит свою задачу в критике структур, ок-ружающих человека и доминирующих благодаря механизмам массовых стереотипов. Одна из таких структур — власть, она мифологи-зирована и дисперсна, рассеяна в знаковых механизмах и закреплена в поведенческих практиках. Фуко раз-личает постоянные отношения господства и временные отношения власти. Выявляя дискурсивность власти и знания как результата борьбы за власть, маргиналы оспаривают власть, сохраняя ее прозрачность и непостоянство. Необходимо пре-пятствовать осуществлению власти, противостоять опустошению и ни-велировке, используя «искусство жизни», индивидуальные этики и техники существования. Он создает археологию мысли и герменевтику субъекта, позволяющую проследить традиции интерпретации структур в языке.





Читайте также:
Новые русские слова в современном русском языке и их значения: Менсплейнинг – это когда мужчина что-то объясняет...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Образование Киргизкой (Казахской) АССР: Предметом изучения Современной истории Казахстана являются ...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.