Исчисление размера таможенных платежей




Исчислению подлежат все виды таможенных платежей, уплачиваемых при перемещении конкретной партии товара через таможенную границу Таможенного союза: таможенные пошлины, налоги, сборы. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза (ст. 75 ТК ТС). Объектом взимания таможенных сборов являются юридически значимые действия таможенных органов по выпуску товаров, их хранению и сопровождению.

Субъекты исчисления таможенных платежей:

· • плательщики таможенных платежей — по общему правилу;

· • должностные лица таможенных органов — в случаях, установленных таможенным законодательством: при взыскании таможенных платежей (п. 2 ст. 75 ТК ТС), при перемещении товаров физическими лицами для личного пользования (п. 1 ст. 360 ТК ТС), при отказе декларанта скорректировать недостоверные сведения о таможенной стоимости и произвести перерасчет таможенных платежей (п. 3 ст. 68 ТК ТС), если в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не требуется подача таможенной декларации (п. 1 ст. 316 ТК ТС).

Общие признаки исчисления таможенных платежей:

· • самостоятельность исчисления таможенных платежей плательщиками (п. 1 ст. 76 ТК ТС);

· • производство контроля правильности исчисления таможенных платежей и достоверности исходных сведений должностными лицами таможенных органов;

· • исчисление сумм таможенных платежей ведется в соответствии с законодательством и в валюте государства — члена Таможенного союза, на территории которого производится декларирование и выпуск товара (п. 3 ст. 76 ТК ТС);

· • для расчета таможенных платежей применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации;

· • для пересчета сумм таможенных платежей применяется курс иностранной валюты к валюте государства — члена Таможенного союза, установленный на день регистрации таможенной декларации (ст. 118 Закона о таможенном регулировании);

· • установление ограничений максимального размера взимания таможенных платежей: для ввозных таможенных пошлин и налогов — не более суммы, взимаемой при помещении товара под процедуру внутреннего потребления (без учета льгот, пеней и процентов) (п. 6 ст. 76 ТК ТС); для таможенных сборов — не более примерной стоимости затрат таможенных органов, за совершение действий по которым установлен сбор (п. 3 ст. 72 ТК ТС);

· • при помещении товара под процедуру таможенного транзита исчисление таможенных платежей производится в соответствии с законодательством государства — члена

Таможенного союза, где был произведен выпуск товара, а в случае установления нахождения выпущенного товара на территории другого государства — члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством этого государства (п. 2 ст. 84 ТК ТС).

Правила исчисления таможенной пошлины в Российской Федерации устанавливаются гл. 10 ТК ТС и гл. 12 Закона о таможенном регулировании. Сумма таможенных пошлин определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.

Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные ЕТТ, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза1. Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств — членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый ЕЭК (ранее - КТС)2.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок может быть:

— таможенная стоимость товара в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по адвалорным ставкам, при этом способе таможенная пошлина рассчитывается по формуле:

где Тп — размер таможенной пошлины; Тс — величина таможенной стоимости товара; Си — размер адвалорной ставки таможенной пошлины в процентах;

физическая характеристика товара в натуральном выражении (количество, масса, мощность и т.д.) в отношении товаров, облагаемых таможенной пошлиной по специфическим ставкам, при этом способе таможенная пошлина рассчитывается по формуле:

где Тп — размер таможенной пошлины; Кт — количество товара; Сп — размер специфической ставки таможенной пошлины.

Таможенная стоимость товара — это цена сделки, фактически уплаченная за товар (либо подлежащая уплате) на момент пересечения им таможенной границы. Субъектами исчисления таможенной стоимости по общему правилу являются декларант, его представитель. В отдельных установленных законом случаях исчисление таможенной стоимости производят должностные лица таможенных органов.

Заявляемая таможенная стоимость должна опираться на достоверные документально подтверждаемые сведения.

Глава 8 ТК ТС посвящена вопросам декларирования и контроля таможенной стоимости. Статья 64 ТК ТС разделяет предметы ведения в области установления таможенной стоимости, согласно которой:

· • при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза в целях применения ЕТТ таможенная стоимость товара определяется в соответствии с международным Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза";

· • при вывозе товара с таможенной территории Таможенного союза таможенная стоимость товара определяется в соответствии с национальным законодательством: Законом РФ "О таможенном тарифе" и Законом о таможенном регулировании.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Для определения таможенной стоимости товара используются методы, которые согласуются с общемировой практикой и основываются на принципах по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ 1994).

При ввозе товаров на таможенную территорию используется шесть методов определения таможенной стоимости импортируемого иностранного товара, указанные в статьях Соглашения "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". Первый метод является основным, остальные альтернативными и применяются последовательно при невозможности применения предыдущих.

Метод 1 (ст. 4 Соглашения) позволяет определить таможенную стоимость по стоимости сделки ввозимого товара.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в польз}' продавца. При этом товар должен реализовываться на территории Таможенного союза свободно, на рыночных условиях. К цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:

· • вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам;

· • расходы на тару и упаковку;

· • расходы по перевозке (транспортировке, погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;

· • расходы на страхование грузоперевозок;

· • лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.

Метод 2 (ст. 6 Соглашения) аналогичен методу 1, но основывается на использовании размера стоимости сделки не с оригинальными, а с идентичными товарами.

Идентичные товарытовары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации, произведенные в той же стране, что и оцениваемые, имеющие небольшие отличия вешнего вида.

Стоимость сделки с идентичными товарами может приниматься за основу расчета таможенной стоимости, если идентичные товары были проданы для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и ввезены не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых товаров.

Метод 3 (ст. 7 Соглашения) аналогичен методу 1, но основывается на использовании размера стоимости сделки не с оригинальными, а с однородными товарами.

Однородные товарытовары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов (материалов), что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. Так же, как и в предыдущем методе, однородный товар должен быть ввезен не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых. Оцениваемый и однородный товар должны иметь одну страну-изготовителя.

Метод 4 (ст. 8 Соглашения) основывается на цене продажи оригинальных, идентичных или однородных товаров на единой таможенной территории Таможенного союза. При этом из продажной стоимости товара вычитают вознаграждение посреднику, обычные расходы на осуществленные перевозку и страхование и иные связанные с такими операциями расходы, таможенные платежи и налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и продажей товаров на территории государства Таможенного союза.

Метод 5 (ст. 9 Соглашения) основан на определении расчетной стоимости оцениваемого товара путем сложения:

· • расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство и иные операции, связанные с производством оцениваемых товаров;

· • суммы прибыли, коммерческих и управленческих расходов, эквивалентных величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса (вида), что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза;

· • вознаграждения посредникам (агентам) и брокерам, расходов на тару и упаковку товара;

· • расходов по перевозке (транспортировке, погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций) товаров до места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза;

· • расходов на страхование грузоперевозок, лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности и иные подобные платежи.

Метод 6 (ст. 10 Соглашения) является наименее точным по сравнению с вышеуказанными методами определения таможенной стоимости товара, носит резервный характер и используется в последнюю очередь. По методике расчета он согласуется со всеми предыдущими методами определения таможенной стоимости, но допускает отступления от обязательных требований и ограничений, свойственных каждому из пяти ранее рассмотренных методов. Например, использует для расчета идентичные товары, произведенные в ином государстве, чем оцениваемые товары, либо товары, изготовленные из отличающихся материалов, либо товары, ввезенные ранее чем за 90 дней и т.д.

На основании положений ст. 14 Закона РФ "О таможенном тарифе" порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ, устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации" утверждены Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации. Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется с помощью пяти методов, по своей природе схожих с методами определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Последовательно применяются метод по стоимости сделки с вывозимыми товарами, метод по стоимости сделки с идентичными товарами, метод по стоимости сделки с однородными товарами, метод сложения, резервный метод определения таможенной стоимости.

Таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости товаров как до, так после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками. В процессе таможенного контроля таможенные органы могут принять заявленную таможенную стоимость либо принимают решение о корректировке таможенной стоимости. Порядок проведения контроля таможенной стоимости устанавливается решением ЕЭК (в настоящий время это решение КТС от 20.09.2010 № 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров"). Для ускорения перемещения иностранного товара и защиты прав участников ВЭД в процессе проведения таможенными органами контроля таможенной стоимости товара законодательством предусмотрена система правовых гарантий:

· • таможенные органы не вправе до выпуска товаров корректировать таможенную стоимость при наличии сомнений в правильности ее исчисления, кроме оснований, указанных в ч. 6 ст. 112 Закона о таможенном регулировании;

· • допускается отложение момента определения точной величины таможенной стоимости товаров, если она не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета;

· • закреплена возможность выпуска товара до окончания проведения дополнительной проверки таможенной стоимости при предоставлении декларантом суммы обеспечения уплаты таможенных платежей;

· • декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений;

· • таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости товаров. При проведении указанных консультаций таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости.

Практика судебного контроля решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров вскрывает ряд системных проблем в дайной области, связанных как с несовершенством таможенного законодательства, так и с нарушениями, совершаемыми должностными лицами таможенных органов в рамках административного процесса по контролю таможенной стоимости товаров. Большинство оспариваемых решений, принятых должностными лицами таможенных органов по корректировке таможенной стоимости товаров, признается незаконным по причине необоснованности отмены избранного декларантом метода определения таможенной стоимости, нарушения должностными лицами последовательности и условий применения методов корректировки таможенной стоимости и нарушений процедур се проведения1.

При исчислении размера таможенных платежей учитывается наличие льгот, которые предоставляются в виде (ст. 74 ТК ТС):

· • тарифных преференций;

· • тарифных льгот (льготы по уплате таможенных пошлин);

· • льгот по уплате налогов;

· • льгот по уплате таможенных сборов.

Тарифная преференцияэто тарифная льгота, предоставляемая государством в отношении товаров, происходящих из отдельных стран. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Россия имеет национальную систему преференций1 (ст. 36 Закона РФ "О таможенном тарифе") и является участницей единой системы тарифных преференций в рамках Таможенного союза с обязательством по предоставлению льготы в отношении отдельных товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Согласно ст. 62 ТК ТС для целей использования тарифной преференции при ввозе товаров па таможенную территорию Таможенного союза таможенным органам представляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. Предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.

Тарифная льгота (льгота по уплате таможенной пошлины)предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении конкретного товара, перемещаемого через таможенную границу Таможенного союза. Тарифные льготы устанавливаются в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов Таможенного союза. Тарифные льготы применяются независимо от страны происхождения товаров в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины (ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании").

Названное Соглашение устанавливает перечень товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы. Предоставление тарифных льгот по иным видам товаров осуществляется исключительно на основании решений ЕЭК (ранее — КТС), принимаемых консенсусом.

Пункт 1 ст. 6 Соглашения устанавливает, что при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств — членов Таможенного союза от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:

· • транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также припасы к ним;

· • продукция морского промысла государств — членов Таможенного союза;

· • товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, имеющими право на беспошлинный ввоз;

· • цепные бумаги и валюта государств — членов Таможенного союза, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей);

· • товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

· • товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами;

· • товары, ввозимые физическими лицами для личного пользования;

· • товары, подлежащие обращению в собственность государств — членов Таможенного союза, и др.

Льготы по налогам и таможенным сборам — это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Эти льготы могут предоставляться в форме освобождения от уплаты налогов и сборов либо снижения размера. Льготы по уплате налогов и таможенных сборов являются разновидностью таможенных привилегий и устанавливаются законодательством государств — членов Таможенного союза. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Исчисление НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, происходит в соответствии с законодательством и ставками налога, установленными государством — членом Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Если будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств — членов Таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства — члена Таможенного союза, применяются ставки и законодательством этого государства — члена Таможенного союза. Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК ввоз товаров на таможенную территорию России представляет собой объект налогообложения по НДС. При ввозе товаров на таможенную территорию России НДС выступает в качестве таможенного платежа, поэтому в отношении таких операций наряду с нормами гл. 21 НК действуют нормы таможенного законодательства.

НДС в отношении товаров, облагаемых ввозными таможенными пошлинами и акцизами, исчисляется по следующей формуле:

где НДС — размер НДС; Тс — величина таможенной стоимости ввозимого товара; Тп — размер ввозной таможенной пошлины; А — сумма акциза; Си — ставка НДС в процентах.

Если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию России товаров присутствуют как подакцизные, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

ТК ТС и ст. 150 ПК определяют перечень товаров, в отношении которых предусмотрена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты НДС либо возврата ранее уплаченного налога1. Среди льготных категорий товаров -следующие:

· • товары, помещаемые под льготные таможенные процедуры, предусматривающие освобождение от налогов (таможенный транзит, временный ввоз, временный вывоз, переработка на таможенной территории);

· • товары, ввозимые для гуманитарных целей и целей технической помощи, медицинской помощи.

Общая таможенная стоимость товаров, ввозимых в адрес одного получателя от одного отправите, и по одному транспортному документу, не превышает 200 евро.

Налоговая база для исчисления акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию России определяется в соответствии со ст. 191 НК.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки, налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. При этом размер акциза исчисляется по формуле:

где А — размер акцизов; Кт — количество товара в натуральном выражении; Са — величина специфической ставки акциза.

При ввозе подакцизных товаров, по которым установлены адвалорные налоговые ставки, налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости подакцизного товара и таможенной пошлины, подлежащей уплате. При этом размер акциза исчисляется по формуле:

где А — размер акциза; Тс — таможенная стоимость подакцизного товара; Тп — размер таможенной пошлины; Са — величина адвалорной ставки акциза в процентах.

Налоговая база должна определяться налогоплательщиком по каждой ввозимой на таможенную территорию России партии подакцизных товаров отдельно.

В отношении отдельных товаров ТК ТС международными договорами и ст. 185 НК предусмотрены льготы по уплате акцизов в виде освобождения от уплаты акциза. К подобным товарам относятся:

· • товары, помещаемые под льготные таможенные процедуры, предусматривающие освобождение от налогов (таможенный транзит, временный ввоз, временный вывоз, переработка на таможенной территории);

· • товары, ввозимые в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает 200 евро;

· • подакцизные товары, предназначенные для официального использования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, и т.д.

Порядок исчисления таможенных сборов, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза. Часть 1 ст. 130 Закона о таможенном регулировании устанавливает, что основанием для исчисления величины таможенного сбора являются ставки таможенных сборов, которые определяются Правительством РФ.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов применяются ставки:

· • действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом — при исчислении таможенных сборов за таможенные операции;

· • действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом — при исчислении таможенных сборов за таможенное сопровождение;

· • действующие в период храпения товаров на складе временного хранения — при исчислении таможенных сборов за хранение.

В табл. 10.1 указаны величины ставок таможенных сборов в зависимости от вида таможенного сбора:

Таблица 10.1

Вид таможенного сбора Величина ставки таможенного сбора
Сбор за таможенные операции Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 тыс. руб.
Сбор за таможенное сопровождение Каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: o а) до 50 км включительно — 2 тыс. руб.; o б) от 51 до 100 км включительно — 3 тыс. руб.; o в) от 101 до 200 км включительно — 4 тыс. руб.; o г) свыше 200 км — 1 тыс. руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6 тыс. руб.; за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна — 20 тыс. руб. независимо от расстояния
Сбор за хранение На складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день; в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день (неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день — к полному)

Закон о таможенном регулировании в ст. 131 предусматривает широкий перечень случаев освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции при перемещении отдельных категорий товаров:

· • товаров, относящихся к безвозмездной помощи;

· • товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;

· • товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования;

· • товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;

· • товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в качестве припасов;

· • транспортных средств международных перевозок, в том числе выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в качестве транспортных средств международных перевозок;

· • товаров, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, и продуктов их переработки, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

· • товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями в соответствии с международными договорами PCD, и т.д.

Таможенные сборы за хранение не взимаются при помещении таможенными органами товаров на склад временного хранения таможенного органа и в иных случаях, определяемых Правительством РФ. Правительство РФ вправе определять случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: