Тема урока: Христианская семья и ее ценности.




Основы религиозных культур и светской этики.

(записать тему урока в тетрадь)

Тема урока: Христианская семья и ее ценности.

1. Понятие семья, христианская семья.

Учитель:

Христианская семья –
Это семь важнейших «я».
С ними надо подружиться,
Чтобы с Богом жизнь прожить.
В этот брачный день, друзья,
Приглашаем мы семь «я».

Ученик 1 ЛЮБОВЬ:
Я - всем известная любовь.
Не будь меня, и не было б семьи.
Я проникаю в душу, в тело, в кровь
Я все во всем и нет вас без любви.
Вы без меня – звенящая лишь медь,
Кимвал звучащий, звук пустой, обман.
Я призываю вас любить сильней,
Придите ко Христу, я буду там.
Я вас наполню дивной красотой,
Я закреплю ваш созданный союз.
Я буду вашей жизнью и душой,
Я сохраню взаимность ваших чувств.

Ученик 2 ТЕРПЕНИЕ:
А я терпением зовусь.
В пренебрежении я многими сегодня.
Но Господин мой – любящий Иисус.
И я живу по воле лишь Господней.
В семье я людям так нужна,
Я средство верное от злобы и скандала.
Потерпит муж, потерпит и жена,
Я от погибели уже не раз спасала.
Терпением лишь души спасены.
И Бог терпеть давно всех призывает.
А славное сокровище семьи,
Где есть терпенье, там и мудрость пребывает.

Ученик 3 ЧЕСТНОСТЬ:
Я – честность, сторож веры и любви.
Я, честность, призываю всех к себе.
Я – зеркало и молодость души,
Я – сил хранитель в жизненной борьбе.
Муж и жена, я – ваша навсегда.
Скрепляю ваш союз своей рукой.
Не думайте, что я невелика.
Сам Бог меня послал в ваш мир людской.

Ученик 4 ВОЗДЕРЖАНЬЕ:
Я - воздержание, но не хочу молчать
На этом празднике. Послушайте меня.
Воздерживайтесь от мирского зла,
Святую кротость и терпение храня.
В семье молчанье ценится тогда,
Когда один споткнулся и упал.
Другой не заругался, промолчал,
В молитве лишь пред Богом воздыхал.
Не надо зло срывать и упрекать.
Ведь вы – одно отныне и навек.
Но помогать друг другу, поучать,
Чтоб не один не соблазнился человек.

Ученик 5 СМИРЕНИЕ:
Я высоко себя не ставлю,
Ведь я – смирение, друзья.
И я гордыню в сердце плавлю
Частицей вечного бытья.
Смиренье - не позор пред Богом.
Хотя пред миром так смешно.
Ведет Господь Своей дорогой,
Где не смиренному тесно.
Пусть с вами в христианской жизни
Мне будет по пути всегда.
Смиритесь! Следуйте к Отчизне.
Да будет крепкою семья!

Ученик 6 ТРУДОЛЮБИЕ:
Я – трудолюбие. Пришла сегодня к вам.
Вы без меня не сможете прожить.
Трудитесь, чтоб питать себя,
И чтоб другим могли вы уделить.
Сам Бог с великой радостью глядит
На души добрые, живущие в труде.
В семье такой ребенок будет сыт,
Одет, обут, и гость доволен будет.
И места нет нужде.
Трудитесь и на ниве Божьей вы.
Преумножайте тот талант, что Бог вам дал.
Чтобы душа имела все в себе,
Что надо ей для жизни во Христе.

Ученик 7 РАДОСТЬ:
А я последняя осталась.
Я – ликование, я – радость!
Когда меня в жилище нет,
То меркнет даже солнца свет.
Я к вам пришла, чтобы просить
Принять меня в свою семью.
Я – радость вечная, мне жить и жить.
Я буду здесь и там, в раю.
Я – радость, данная Христом,
Что на кресте за нас страдал.
Меня послал Он в каждый дом,
Чтоб лампы свет не угасал.

Я хочу познакомить вас с одной книгой. Это книга М.Кравцовой, Е.Ямковской «Царский венец», в которой описывается жизнь последнего русского царя Николая II и его семьи.

- Эта семья является образцом не только супружеских отношений, но и примером воспитания детей. Семья была многодетной. В ней было пятеро детей.

- Давайте представим царский дворец. Как вы думаете, чем занимались царские дети, что они носили, к чему их приучали? (Ответы детей.)

- Царь Николай II был примером благородства, искренности и долга. Дети видели в нём любящего отца, почитающего их мать. Однако основным воспитанием занималась мать Александра Фёдоровна. Она делала всё, чтобы дети выросли чистыми даже в помыслах, а также получили отличное образование. Царские дети воспитывались в простоте и строгости. Они спали не на пуховых перинах, а на жёстких походных кроватях. Не были неженками, каждое утро принимали холодную ванну. Кушали не заморские блюда, а самые простые. Наряжаться не имели привычки, платья носили простые, одинаковые, и даже донашивали их друг за другом. Царевны сами гладили бельё, прибирали в комнатах, пололи сорняки в огороде. Они вели скромную жизнь, были просты в обращении и не придавали значения своему царскому положению. Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей.

- Сейчас семья Николая II причислена к лику святых

2. Работа в тетради(нарисовать цветок и подписать лепестки цветка), составление цветика-семицветика.

Давайте вспомним все ценные качества жениха и невесты и составим из них цветик-семицветик

Любовь – на красном;

Терпение – на синем;

Честность – на голубом;

Воздержанье – на бирюзовом;

Смирение – на зеленом;

Трудолюбие – на желтом;

Радость – на оранжевом.

 

 

3. Таинство Венчания

Для людей православной культуры семья – это Малая церковь. Такая семья рождается во время Таинства Венчания, этот брак совершается на небесах. (просмотр слайдов)

Знаете, что означает слово «невеста»? – неведение греха, непорочность, т.е. духовная и телесная чистота.

Значение символов Венчания

Обручение кольцами идет из глубокой древности: на кольце была личная печать, и когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему безоговорочно доверяет.

Общая чаша: в древности говорили о том, что чаша, которая испивается, представляет собой человеческую судьбу до самого дна.

Венцы: любящие должны выдержать испытание жизни во всей ее сложности.

Хождение со свечами вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие: Христос в центре того шествия, которое представляет собой человеческая жизнь.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении Таинства Венчания означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

4. Знакомство с понятием ценностей христианской семьи.

Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека. (Работа в тетради: запись понятия).

В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям.

Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

Любовь к детям:

Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, то есть не требует ничего взамен, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе

Любовь детей к родителям:

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них "добро" – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: "Хорошо нам быть здесь!" Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".

В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью. (Запись понятия в тетрадь).

Совсем недавно в России появился праздник – «День семьи, любви и верности». Символом этого праздника стала ромашка. Этот простой, но такой родной цветок символизирует чистоту, любовь, тепло и уют. Праздник приходится на 8 июля, когда Православная Церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских.

Про Петра и Февронию муромских или краткая история вечной любви

Наверно, каждый из нас слышал имена Петра и Февронии, Муромских чудотворцев, которые своей историей вечной любви стали символом супружеской жизни. Они смогли воплотить в ней идеалы христианских добродетелей: кротости, смирения, любви и верности.

Муром уже несколько столетий хранит сказание о жизни и смерти чудотворцев Петра и Февронии. Они провели на Муромской земле всю свою жизнь. И там же хранятся сейчас их мощи.

История их необычной жизни, с течением времени, была приукрашена сказочными событиями, а имена стали символом супружеской преданности и подлинной любви.

Сказание о Петре и Февронии, было увековечено в шестнадцатом веке, иноком Еразмом, известном в мирской жизни под именем Ермолая Прегрешного. Он создал прекрасную повесть, посвященную настоящей вечной любви, прощению, мудрости и истинной вере в Бога.

После того, как церковь приняла решение о канонизации князей, митрополит Макарий распорядился увековечить их имена на бумаге. В результате чего была написана «Повесть о Петре и Февронии».

Это произошло в 1547 году, когда на церковном соборе были канонизированы святые муромские супруги.

История князя Петра

Петр был меньшим братом благоверного Павла, который княжил в то время в Муроме. Как-то раз в их семье приключилась беда: блудный змей, обернувшись Павлом, повадился ходить к супруге князя. И наваждение это длилось долго.

Бедная женщина не смогла противостоять силе демона и уступила ему. После чего рассказала князю о свиданиях со змеем. Павел приказал жене узнать у дьявольского посланника секрет его смерти. Оказалось, что демон погибнет от плеча Петра и Агрикова меча.

Павел поделился с братом тайной змея, после чего Петр задумался, как ему погубить супостата. И лишь одно останавливало его: не знал он, о каком мече идет речь.

Петр всегда любил ходить в одиночестве по церквям. И вот однажды, решил он сходить в церковь, находившуюся за городом, в женском монастыре. Во время молитвы, явился к нему отрок и предложил показать Агриков меч. Князь же, желая убить змея, ответил, что хочет знать, где хранится меч и последовал вслед за ним. Отрок подвел князя к алтарю и указал на трещину в стене, где и лежало оружие.

Обрадованный Петр забрал меч, а после отправился к брату, чтобы рассказать ему о чуде, которое с ним произошло. С того самого дня ждал он подходящего момента, чтобы рассчитаться со змеем.

Вот однажды, зашел Петр в опочивальню к супруге Павла и застал там змея, принявшего обличие его брата. Удостоверившись в том, что это не Павел, Петр вонзил в него меч. Змей умер, приняв свой истинный образ, но его кровь попала на тело и одежду Петра. С тех самых пор, начал князь болеть, а тело его покрылось ранами и язвами. Он пытался исцелиться у разных врачей на своей земле, но никому из них, не под силу оказалось избавить князя от болезни.

Жизнь святой Февронии

Петр смирился со своей болезнью, отдавши свою судьбу в руки Всевышнего. Господь же, любя раба своего, направил его в земли Рязани.

Однажды, отрок князя оказался в селе Ласково. Подошел он к одному из домов, но никто не вышел его встречать. Он прошел в дом, но опять не увидел хозяев. Пройдя дальше, в горницу, отрок был поражен необычным зрелищем: девушка работала над полотном, а перед нею прыгал заяц.

Увидев вошедшего юношу, она посетовала, что плохо, если в доме нет ушей, а в горнице очей. Отрок, не понял, загадочных речей девушки, и спросил ее о хозяине дома. Ее ответ поразил его еще больше, она сказала, что мать и отец ушли, чтобы поплакать взаймы, а брат отправился в глаза смерти смотреть. Молодой человек опять не понял слов девушки и сказал ей об этом, попросив разъяснить загадочные речи.

Удивившись тому, что он не может понять столь простых слов, девушка объяснила ему, что будь у нее пес, он бы услышал, что кто-то идет и предупредил об этом, ведь собака — это уши дома. Очами же, она назвала ребенка, который мог бы увидеть гостя и также предупредить девушку. Отец же с матерью, как оказалось, ушли на похороны оплакивать покойника, чтобы, когда они умрут, пришли оплакивать их. Вот и есть плачь взаймы. А брат, будучи древолазом, пошел собирать мед. Ему придется лазить по высоким деревьям и смотреть себе под ноги, чтобы не упасть. Вот и получается, что он смерти в лицо глядит.

Подивился отрок мудрости девушки и спросил, как ее зовут. «Февронья», — ответила девушка.

Юноша рассказал ей о беде, постигшей князя Петра, сказав, что направил его Господь в эти земли искать исцеления. Вот он и приехал по приказу князя узнать о врачах здешних, чтобы найти того, кто князя вылечить возьмется.

Выслушав отрока, девушка велела привезти князя к ней, предупредив, что излечиться он сможет, только если верен своим словам и добр сердцем.

Знакомство святых

 


Петр уже не мог сам ходить. Потому, когда привезли его к дому, он попросил слугу узнать, кто возьмется за лечение. Того кто его излечит, пообещал он наградить щедро.

Феврония сказала, что она сама хочет его лечить, и награда ей не нужна. Но если хочет он исцелиться, то должен жениться на ней, а иначе не станет она ему помогать. Князь решил обмануть Февронию, пообещав жениться, а после излечения отказаться от своего обещания.

Девушка взяла закваску из хлеба, дунула на нее и отдала князю, велев сходить в баню, а после смазать этой смесью все язвы, а одну оставить.

Князь же решил проверить мудрость девушки. Он передал ей маленькую связку льна, велев за то время, пока он будет в бане, соткать ему платок и сорочку. Слуга передал девушке этот пучок вместе с княжеским приказом.

Феврония же попросила слугу принести небольшое полено, после чего отрубила от него щепку и передала князю. Вместе со щепкой, она дала Петру наказ, сделать из этой деревяшки станок и все оснащение, для того, чтобы она смогла соткать для него одежду на этом станке. И сделать его нужно за то время, что она лен будет драть.

Слуга отдал князю щепку от поленца, передав ответ девушки. Петр же отправил слугу обратно к девушке, сказав, что невозможно сделать из куска щепки станок. Выслушав ответ князя, Феврония ответила: «А как можно из маленького количества льна за такое короткое время, сделать одежду для мужчины?»

Слуга передал ответ девушки князю, Петр же удивился ее мудрости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: