Инфляция (от лат. inflatio – вздутие) представляет собой обесценивание денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному:
как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценивание по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени;
как любое обесценивание бумажных денег;
как повышение общего уровня цен;
как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране (нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков).
В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Это вызвано не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими.
Различают следующие виды и формы проявления инфляции.
1. По степени проявления:
ползучая инфляция – инфляция, выражающаяся в постепенном длительном росте цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет 5-10 %;
галопирующая инфляция – инфляция в виде скачкообразного роста цен, когда среднегодовой темп прироста цен составляет от 10 до 50 %;
|
гиперинфляция – инфляция с очень высоким темпом роста цен, когда рост цен превышает 100 % в год (МВФ за гиперинфляцию принимает 50 %-ный рост цен в месяц).
2. По способам возникновения:
административная инфляция – инфляция, порождаемая «административно» управляемыми ценами;
инфляция издержек – инфляция, проявляющаяся в росте цен на факторы производства (в частности, ресурсы), вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на производимую продукцию;
инфляция спроса – инфляция, проявляющаяся в превышении спроса над предложением, что, безусловно, ведет к росту цен;
инфляция предложения – инфляция, проявляющаяся в росте цен, обусловленном увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов;
импортируемая инфляция – инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
кредитная инфляция – инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией.
3. По формам проявлений инфляция бывает:
открытой, т. е. инфляцией за счет свободного (открытого) роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов;
скрытой (подавленной), когда инфляция возникает вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государства удержать цены на прежнем уровне. В этом случае происходит «вымывание» товаров на открытых и переток их на теневые, «черные» рынки, где цены, безусловно, растут.
|
Регулирование инфляции.
Регулирование инфляции обеспечивается через конкретные меры тех видов макроэкономической политики, которые позволяют ослабить действие инфляционных факторов.
Денежная политика предусматривает регулирование денежной массы и совершенствование ее структуры. «Монетарное правило» М. Фридмена состоит в том, что ежегодный прирост денежной массы должен составлять 35%.
Валютная политика имеет своей целью поддержание валютного курса, отвечающего интересам национальной экономики. Оптимальной является та динамика изменения курса, которая совпадает с показателями инфляции.
Кредитная политика - комплекс мер в области кредита, который призван способствовать развитию экономики, росту товарного предложения. Принципиально задача - установление положительной (т. е. превышающей ожидаемый темп инфляции) ставки процента.
Бюджетная политика в аспекте регулирования инфляции предполагает достижение сбалансированности расходов и доходов, либо доведение бюджетного дефицита до возможного минимума.
Ценовая политика - прямое и косвенное вмешательство государства в рыночное ценообразование. При прямом вмешательстве особую опасность для инфляции имеет установление государством минимальных цен на уровне существенно выше равновесных. В этом случае для поддержания минимальных цен государство нередко должно выступать в роли покупателя. (Например, в ЕС в рамках сельскохозяйственной политики устанавливаются государственные минимальные закупочные цены, имеющие своей целью поддержку фермерских хозяйств). Установление минимальных цен подрывает стимулы к снижению издержек для производителей. Государственные закупки могут потребовать дополнительной эмиссии платежных средств.
Структурная политика, содействующая регулированию инфляции, предполагает ликвидацию (сокращения до минимума) убыточных и малорентабельных государственных предприятий; в отраслевом аспекте - преимущественное развитие предприятий, ориентированных на потребительский сектор экономики, наукоемких производств, машиностроения. Тем самым сокращаются потребности в эмиссии, формируются возможности для снижения издержек и цен.
Антимонопольная политика предполагает установление государственного контроля над издержками и ценами монополий (олигополии), сочетаемое с наблюдением за объемами производства; пресечение уголовными, административными, налоговыми средствами проявлений монопольного ценообразования; фиксирование цен естественных монополий.
Внешнеторговая политика осуществляется на основе использования таможеннотарифных и нетарифных инструментов. Таможенные пошлины обусловливают непосредственно повышение цен импортируемых товаров, поскольку выступают разновидностью косвенных налогов. Нетарифное ограничение импорта имеет те же ценовые последствия, что и таможенные пошлины. В результате происходит сокращение предложения импортируемых товаров, что ведет к повышению цен товаров на национальном рынке. Возросший уровень цен требует приспособления к нему величины денежной массы.
В зависимости от того, какой тип инфляции преобладает в стране на определенном этапе развития, используется тот или иной комплекс мер регулирования. Если инфляция спроса, то решающее значение приобретают меры по ограничению последнего (прежде всего, использование инструментов денежной, валютной, кредитной, бюджетной политики). При преимущественном значении инфляции издержек особую значимость приобретают меры по ограничению заработной платы, сдерживанию роста цен на энергию, сырье, материалы, оборудование. 78
Конкретными, специально разработанными методами регулирования инфляции являются: политика доходов, политика «дорогих денег», политика налогового стимулирования производства, политика замедления скорости обращения денег.
|
Политика доходов предполагает «замораживание» заработной платы или определение пределов ее роста. Такая фиксация заработной платы ограничивает спрос на потребительские товары. Однако данная политика неэффективна - с отменой фиксации цены вновь начинают расти.
Политика «дорогих денег» представляет собой ограничение денежного спроса через денежнокредитный и налоговый механизмы (уменьшение денежной массы через повышение процентной ставки, усиление тяжести налогообложения, снижение государственных расходов). В этом случае происходит структурная перестройка экономики. Предприятия, имеющие малую рентабельность, не выдерживают налогового пресса, не могут возвратить дорогие банковские кредиты и останавливают производство, что приводит к их банкротству. В экономике остаются лишь те фирмы, которые отвечают сложившимся рыночным условиям.
Политика налогового стимулирования производства включает меры как по прямому стимулированию бизнеса путем значительного снижения налогов, налагаемых на предприятия, так и по косвенному стимулированию сбережений физических лиц (снижение налогов с населения).
Политика замедления скорости обращения денег. Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он сочетается с замедлением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики.
Наибольшую опасность для существования социально экономической системы представляет гипер инфляция. Если ее не удается устранить средствами макроэкономической политики, прибегают к чрезвычайному методу регулирования инфляции - денежной реформе.
К денежным реформам, стабилизирующим денежное обращение, относят:
- девальвацию;
- ревальвацию;
- деноминацию;
- нуллификацию.
Девальвацией во времена существования золотого стандарта называли официальное снижение золотого содержания денежной единицы. В настоящее время девальвацией называют снижение официального курса национальной валюты по отношению к иностранной (в России - прежде всего к доллару США и евро).
Если в стране нарастает инфляционный процесс, то обесценивается национальная денежная единица и начинает повышаться спрос на иностранную твердую валюту (например, на доллар или евро). В ответ на растущий спрос Центральный банк вынужден выбрасывать на валютные торги все большее количество твердой валюты для поддержания устойчивого валютного курса. Поскольку валютный запас Центрального банка ограничен, в условиях увеличивающегося спроса на доллары США и евро их курс резко возрастет, т. е. происходит девальвация национальной валюты.
Суть девальвации как анти инфляционной меры заключается в том, что в условиях открытой экономики не только темпы инфляции влияют на рост курса иностранной валюты, но и повышение курса иностранной валюты, в свою очередь, воздействует на темпы инфляции, поскольку от него зависит цена на импортные товары, а последняя определяет общий уровень цен.
Суть девальвации как анти инфляционной меры проявляется также и в другом. Резкий рост цен на импортные товары на какоето время делает отечественную продукцию более конкурентоспособной (за счет ценового фактора) и, следовательно, «оживляет» отечественное производство. А расширение производства, влекущее за собой снижение издержек на него, и наполнение рынка товарами всегда является фактором, стабилизирующим денежное обращение.
Однако расширение производства только за счет девальвации имеет ограниченный потенциал, который в скором времени может быть исчерпан.
Противоположная денежная реформа - ревальвация (или реставрация) национальной валюты при существовании золотого стандарта означала восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы, а в настоящее время означает рост курса национальной валюты по отношению к иностранным (прежде всего к доллару США и евро). Ревальвация является показателем уменьшения инфляции и укрепления национальной денежной единицы, т. е. Центральный банк держит курс иностранной валюты искусственно завышенным для оказания протекционистской поддержки отечественным товаропроизводителям.
8. Финансы - как экономическая категория. Сущность, содержание и функции финансов.
Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Длительный процесс развития товарно-денежных отношений изменил содержание явления финансов.
Сегодня финансы – это экономические общественные отношения, предметом которых являются процессы накопления, распределения и использования денежных средств в процессе использования общественного продукта и доходов. С одной стороны, это явление выступает экономической категорией, а с другой – субъективным стоимостным инструментом деятельности.
Финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Финансы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реализации создаются фонды денежных средств. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, – децентрализованными.
Финансы как субъективный стоимостный инструмент функционирования экономических субъектов образуют конкретный механизм принятия решений по поводу процессов формирования и использования денежных фондов.
Объектом финансов являются финансовые ресурсы, представляющие собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, домашних хозяйств, т. е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Следовательно, объем финансовых ресурсов зависит от величины ВВП и НД. Финансовые ресурсы, их формирование и использование находят отражение в сводном финансовом балансе РФ. Источниками финансовых ресурсов выступают:
– на уровне хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизация, доходы от продажи ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;
– на уровне населения – заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;
– на уровне государства, органов местного самоуправления – доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
Таким образом, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют основные функции – распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.
1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:
– через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;
– вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.
2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:
– контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
– контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов. Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.
Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.
Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.
Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.
Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства.
Финансы являются системой экономических отношений, которая возникла и используется при операциях с денежными ресурсами экономических объектов (государства или предприятий), отсюда следует, что содержание финансов зависит от отличий товарно-денежного оборота и особенностей производственных отношений в определенном обществе.
Одним из важных признаков финансов является денежный характер их отношений, так как главным признаком существования финансов являются деньги. Отсюда следует, что содержание финансов заключается в том, что им всегда принадлежит денежный способ выражения. Таким образом, стоит сказать, что система финансов является объединением методов и форм использования и распределения денежных фондов государства, предприятий, населения. Финансовая система отражает движение денег и объектов, их заменяющих (ценные бумаги, акции, безналичный расчет и другое). Однако, отдельно взятые деньги не являются сущностью финансов, не открывают полностью их внутреннего содержания и общего назначения. Не все денежные отношения являются финансовыми. Система денежных отношений гораздо шире. Сущность же финансов отражается в определенной специфике производственных отношений отдельного экономического объекта.
Если говорить о содержании финансов государства, то, в первую очередь, оно состоит из исследований, за счет чего пополняются денежные фонды и финансовые ресурсы, а также, куда используются эти средства. Чаще всего источниками являются налоговые сборы, страховые отчисления, продажа ценных бумаг, получение кредитов и др. Финансовые ресурсы государства могут быть централизованными и децентрализованными. Первые находятся в государственном бюджете страны, пенсионном и страховом фонде. Децентрализованные же ресурсы будут в распоряжении различных предприятий и организаций. Для увеличения финансовых ресурсов важным условием является рост национального дохода государства.
Финансы предприятия или организации, в свою очередь, являются звеньями в общей экономической цепи финансовых отношений. Особенности финансов предприятий обусловлены тем, что они действуют в системе материального производства, где необходимо гармоничное объединение всех уровней процесса. Можно подытожить, что финансы предприятия образуют собой совмещение денежных и экономических отношений, которые возникли в результате производства и использования определенного продукта, вырабатывающегося на предприятии.
Чтобы понять сущность финансов, необходимо помнить об их функциях. Обычно финансам присущи следующие функции: распределительная, контролирующая и формирующая.
Распределительная функция используется для распределения продукта производства и полученного дохода. С помощью финансов происходит и контроль за этими операциями. Формирующая функция финансов обычно обозначает формирование денежных средств экономическим объектом.
Таким образом, подводя итог, нужно сказать, что материальное содержание финансов заключается в фондах денежных средств, которые представляют собой финансовые ресурсы объектов (объектом может быть государство, крупные производственные предприятия, малый бизнес, частное лицо).