Перелом клиновидной кости у основания позвоночника — травма довольно редкая, но очень серьёзная. Изолированный перелом крестца встречается не более чем в 20% всех случаев травм в этом сегменте. Во всех остальных ситуациях крестец повреждается вместе с костями тазового кольца.
Среди самых частых причин перелома — падение на ягодицы с высоты, сдавление тазовых костей в результате бытовой или производственной травмы, и иногда — тяжёлые роды.
В этом случае переломы позвонков проявляются болью в пояснице и паховой области. Особенно в положении сидя. Пострадавшие также жалуются на проблемы с мочеиспусканием, ограниченность в движениях и онемение кожи в области поясницы.
Перелом копчика случается по аналогичным причинам, как и перелом крестца. К тому же среди дополнительных предрасполагающих для этого факторов — систематическая сильная тряска в процессе езды и катание с горки на пластмассовых гладких ледянках.
Заподозрить перелом можно по сильной продолжительной боли, отёку и гематоме в области копчика, затруднённой и болезненной дефекации. В некоторых случаях последствия только консервативного лечения без операции приводят к хроническим запорам, частым мигреням на фоне смещения костного мозга, подагре и воспалению нервного сплетения в копчике.
При проведении транспортной иммобилизации надо соблюдать следующие правила:
· шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома;
· шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-либо тканью;
· создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;
· при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный, тазобедренный).
Профилактика травматического шока и других общих явлений во многом обеспечивается правильно произведенной фиксацией поврежденного органа, т. е. фиксацией его в положении при котором возникает меньше всего болевых ощущений. Крайне неблагоприятно действуют на больного излишня суетливость, громкий и резкий разговор, обсуждение при пострадавшем имеющейся травмы и его состояния. Охлаждение предрасполагает к развитию шока, поэтому больного необходимо тепло укрыть. Благоприятное действие оказывает дача небольших количеств этилового спирта, водки, вина, горячего кофе и чая. Уменьшить боли можно назначением 0,5—1 г амидопирина, анальгина. При возможности необходимо ввести обезболивающие средства.
Транспортировать больного в лечебное учреждение лучше на специальной санитарной машине, при отсутствии ее можно использовать любой вид транспорта. Больных с переломами верхних конечностей можно перевозить в положении сидя. Пострадавших с переломами нижних конечностей следует транспортировать на носилках в положении лежа на спине. Конечность должна быть уложена на что-нибудь мягкое в несколько приподнятом положении. Транспортировка и особенно перекладывание больного должны быть чрезвычайно щадящими. При этом необходимо учитывать, что малейшее смещение отломков причиняет сильную боль. Кроме того, костные отломки могут сместиться, повредить мягкие ткани и тем самым привести к новым тяжелым осложнениям.
При ушибе повреждаются мягкие ткани с разрывом кровеносных сосудов и кровоизлиянием, однако целостность кожных покровов сохраняется. При этом образуются кровоподтеки (при пропотевании крови в ткани), кровяные опухоли (гематомы) при скоплении крови в тканях в больших количествах.
При ушибах наблюдаются боль, припухлость, нарушение функции, кровоизлияние в ткани. Для обнаружения припухлости иногда требуется сопоставление симметричных областей поврежденной и неповрежденной сторон.
Первая помощь при ушибах направлена на уменьшение боли и кровоизлияния в ткани. Сразу после ушиба применяют холод и давящую повязку. На ушибленную область накладывают холодную примочку или на повязку флягу с холодной водой, кусочки льда. Ушибленной части тела необходимо обеспечить покой и приподнятое положение.
Чтобы ускорить рассасывание кровоизлияния, спустя двое - трое суток после ушиба применяют согревающие компрессы и массаж.
Ушибы груди, живота и головы могут привести к травматическому шоку. В результате сильного травмирующего воздействия на область груди и живота могут произойти разрывы и размозжения внутренних органов, сопровождающиеся внутренним кровотечением.
При действии ударной волны взрыва на значительную поверхность тела человека наступает контузия.Контузии приводят к сотрясению или ушибу головного мозга. Первая помощь включает введение обезболивающего средства и срочную эвакуацию пострадавших в медицинские части (учреждения).
Закрытые повреждения легких. В случае разрыва легких происходит скопление в полости плевры крови и воздуха, что приводит к нарушению дыхания и кровообращения. Состояние пострадавшего тяжелое, обычно наблюдается шок. Дыхание поверхностное, учащенное и болезненное, лицо бледное, пульс частый. Отмечается выраженный кашель, кровохарканье. Первая помощь включает введение обезболивающего средства и бережную эвакуацию пострадавших в полусидячем положении.
Закрытые повреждения органов живота могут сопровождаться разрывами селезенки, желудка, печени. Вследствие выраженной боли и кровоизлияния в брюшную полость, как правило, развивается шок. Пострадавший бледен, у него слабый частый пульс, нередко тошнота и рвота (может быть с кровью). Вследствие рефлекторного сокращения брюшных мышц живот становится твердым, как доска. Раненого следует срочно эвакуировать в положении лежа в медицинское учреждение для проведения безотлагательного оперативного вмешательства.
При подозрении на повреждения органов живота пострадавшему запрещается давать пить или есть. Разрешается лишь прополоскать рот чистой водой. В ходе эвакуации необходимо следить, чтобы пострадавший, находящийся в бессознательном состоянии, не задохнулся вследствие западения языка или попадания в дыхательные пути рвотных масс.
Для иммобилизации переломов костей применяют стандартные шины различных образцов. Кроме них используют подручные средства, годные для иммобилизации (доска, палка, куски фанеры, картона, лыжи и т. п.).
Табельные шины (фанерные, сетчатые, лестничные и транспортные), как правило, применяют только медицинские работники, так как они должны иметь специальные комплекты, предназначенные для оказания помощи пострадавшим.
К подручным средствам прибегают в условиях, когда на месте происшествия нет медицинских работников со средствами оказания помощи. Такие случаи встречаются значительно чаще, чем возможность оказания немедленной помощи медицинскими работниками. Поэтому умение приспособить различные материалы для иммобилизации переломов имеет большое практическое значение, особенно в полевых условиях, в наряде по охране границы.
Техническое оснащение: шина Дитерихса.
Техника иммобилизации. Дистракционную шину Дитерихса накладывают в следующем порядке. Подготовка шины заключается в раздвигании браншей на такую длину, чтобы наружная половина, упираясь верхним костылем в подмышечную область, а внутренняя- в промежность пострадавшего, выступали за край стопы на 10-12 см. подогнав шину по длине конечности, фиксируют достигнутое положение браншей, вставив шпенек одной половины каждой бранши в соответствующее отверстие другой половины и связав их между собой на уровне шпенька бинтом.
Область голеностопного сустава покрывают толстым слоем ваты и прибинтовывают к стопе, обращая внимание на прочную фиксацию пятки.
Прикрепляют шину к туловищу специальными лямками или ремнями, матерчатой тесьмой или косынкой. Осторожным потягиванием за стопу производят вытяжение конечности до тех пор, пока ось поврежденной конечности не будет исправлена, а поперечные перекладины браншей не упрутся в пах и подмышечную впадину. В этом положении стопу фиксируют закруткой к нижней поперечной перекладине. Наиболее прочная фиксация требуется на уровне туловища, бедра и голени. При необходимости очень длительной эвакуации в этих местах накладывают гипсовые кольца. При отсутствии шины Дитерихса можно использовать и лестничную шину.
Шина лестничная (Крамера) представляет собой металлическую рамку в виде прямоугольника из проволоки диаметром 5 мм, на которую в поперечном направлении в виде лесенки с промежутком 3 см натянута более тонкая проволока диаметром 2 мм (рис. 32). Лестничные шины выпускаются длиной 120 см, шириной 11 см, весом 0,5 кг и длиной 80 см, шириной 8 см, весом 0,4 кг. Шина легко моделируется, дезинфицируется, обладает высокой пластичностью.
Моделирование - это процесс изменения формы шины соответственно форме и положению той части тела, на которую эта шина будет наложена.
Лестничные шины необходимо заранее подготовить к применению. Для этого шина на всем протяжении должна быть укрыта несколькими слоями серой компрессной ваты, которая фиксируется на шине марлевым бинтом.
Техника применения. Подбирают подготовленную к применению шину нужной длины. При необходимости укоротить шину ее подгибают. Если же необходимо иметь более длинную шину, то две лестничные шины связывают друг с другом, наложив конец одной на другую. Затем шину моделируют соответственно поврежденной части тела, прикладывают к ней и фиксируют бинтами.