Тема 2. Методы исследования функций программирования и контроля произвольных форм деятельности




Проба на реакцию выбора. Предусматривает оценку возможности подчинять свои действия речевой инструкции, регулировать их, оттормаживая непосредственные реакции, противоречащие инструкции. Предлагается вариант, предусматривающий выбор правой или левой руки на 1 или 2 стука.

Процедура: Психолог сидит напротив испытуемого. Предварительно уточняется, где у испытуемого правая, а где левая рука, затем предлагается инструкция: «Сейчас я буду стучать. Если я стукну один раз – ты (Вы) хлопнешь правой рукой, если я стукну два раза – то левой рукой». Стимулы предъявляются в спокойном темпе в следующем порядке:

1 2 1 2 1 2 2 2 1 2 1 2 1 2 1 1 1

При необходимости инструкция может быть предложена повторно (всего за процедуру исследования не более двух раз)

Параметры оценки: 1) усвоение инструкции: 2 – с первого предъявления; 1 – со второго предъявления; 0 – недоступно; 2) правильность выполнения: 4 – безошибочно; 3 – одна ошибка с самокоррекцией; 2 – 1-2 ошибки без коррекции; 1 – постоянные сбои; 0 – инертный стереотип; 3) темп выполнения: 2 – быстрый или нормальный, 1 – замедленный, 0 – очень медленный; 4) наличие уподобления: 0 – нет уподобления, 1 – встречается уподобление.

Практикум: студенты разбиваются на пары и отрабатывают процедуру проведения пробы с обязательным протоколированием и последующей оценкой.

Пробы на исследованиесвободных и направленных ассоциаций позволяют исследовать способность к активному извлечению слов, способности к переключению с одного слова на другое и различению и отбору слов нужной грамматической или лексико-семантической категории. Проба включает три серии: свободные ассоциации, называние действий и актуализацию названий растений. Непосредственное отношение к оценке состояния функций программирования контроля имеют отношения две первые серии, третья в большей степени направлена на исследование номинативной функции речи, т.е. успешность ее выполнения обусловлена в первую очередь состоянием «задних» функций.

Процедура: Психолог засекает время по секундомеру. Инструкция для первой серии: «Сейчас я засеку 1 минуту, а ты (Вы) закрой глаза и называй любые слова, которые тебе придут в голову. Начали».

Инструкция для второй серии: «А сейчас называй любые действия, что можно делать?» Если ребенок или больной не понимает инструкции можно помочь следующим образом: «Что можно делать?...бегать, прыгать…». Если испытуемый отвечает фразами или предложениями, следует уточнить, что отвечать нужно одним словом.

Инструкция для третьей серии: «Называй(те) любые растения».

Ответы испытуемого протоколируются (включая паузы) или записываются на диктофон. Низкая продуктивность в первых двух сериях, «считывание» деталей обстановки и наличие неадекватных слов указывает на трудности программирования и контроля. Обилие повторов может указывать на слабость слухоречевой памяти, использование словосочетаний, неологизмов в сочетании с трудностями актуализации названий растений свидетельствует о дефиците 2 блока мозга.

Параметры оценки: 1) Продуктивность – общее количество слов в каждой из трех серий за исключением повторов, речевых инноваций и неадекватных слов, однокоренные слова засчитываются за 0,5 слова, названия растений, состоящие из нескольких слов (анютины глазки), засчитываются как одно слово; 2) Количество ответов словосочетанием при назывании глаголов (например, учить уроки, играть в футбол и т.д);
3) Количество повторов слов; 4) Количество неадекватных ответов при назывании глаголов и растений (листок, клумба, ветка, грядка); 5) Количество редких наименований при назывании растений.

Для стандартизированного варианта предлагается балльная оценка продуктивности в ассоциативном эксперименте. Свободные ассоциации: школьники 4б – более 31 слова; 3 б – от 24 до 30 слов; 2 б. – 17–23 слова; 1 б. – 11–16 слов; 0 б. – 10 и менее слов; дошкольники 4 – 17,5 и более; 3 – 17–11,5; 2 – 11–5: 1 – 4,5–0,5; 0 – 0.

Глаголы: школьники 4 б – более 20 слов; 3 б – 16–19 слов; 2 б – 11–15 слов; 1 б – 6 – 10 слов; 0 б – 5 и менее слов; дошкольники 4 – 10,5 и более; 3 – 10–6,5; 2 – 6-3,5; 1 – 3–0,5; 0 – 0.

Растения: школьники 4 б – более 20 слов; 3 б – 15–19 слов; 2 б – 10–14 слов; 1 б – 6–9 слов; 0 б – 5 и менее слов; дошкольники 4 б – 11 и более; 3 – 10,5–7,5; 2 – 7–4; 1 – 3,5–0,5; 0 – 0.

Практикум:

1. Студенты работают в группах по два человека для освоения процедуры проведения пробы.

2. Обработка протоколов (балльная оценка и интерпретация)

Ира С. (1 класс)

Свободные ассоциации: ведро, клубника, стол, пол, доска, мел, лифт, стекло, ручка, пенал, парта, цветок, стена, карандаш, стул, тетрадь, пропись, ящик, полка, линейка, сито, палка, гриб, дерево.

Действия: рисовать, делать аппликацию, заниматься, готовить, играть, ползать, скакать, кидать, подпрыгивать, наливать.

Растения: липа, цветок, трава, елка, виноград, арбуз, вишня, яблоня, груша, лимон, апельсин, хрен, облепиха, земляника, петрушка, укроп, слива.

Маша А. (7 лет)

Свободные: штаны, футболка, ручка, окно, стекло, сумка, стол, стул, стол.

Действия: зубы чистить, играть в футбол, уроки делать.

Растения: трава, цветы, кактус, дерево, роза, мак, листики, человек

Никита Ч. (8 лет)

Свободные: столь, талелька, ковель, стуль, стена, лямпа, потолек, лядильник (холодильник), скаф.

Действия: …. скакать, ходить……скакать, бегать, усить, улёки усить, игать, делать.

Растения: четок (цветок), пельсин….клумника…четок, клумба..

Пробы на исключение лишнего понятия позволяют судить о сформированности вербально-логических операций классификации и обобщения.

Процедура: для детей (6–9) лет предлагается проба на исключение пятого лишнего (Переслени, Чупров, 1989). Инструкция: «Я назову 5 слов, одно из них лишнее. Какое? Почему?» При необходимости задание можно прочесть дважды.

1) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

2) река, озеро море, мост, пруд;

3) Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля;

4) курица, петух, орел, гусь, индюк;

5) стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

Учащимся старших классов и взрослым предлагается другой вариант (Переслени, Фотекова, 2001):

1. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

2. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

3. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

4. Секунда, час, год, вечер, неделя.

5. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

Параметры оценки: 1) Количество правильно исключенных слов: 1 б – правильное выполнение с правильным объяснением с первой попытки, 0,5 б – со второй попытки, либо лишнее понятие сразу же найдено, но выбор необоснован или обоснован неправильно;

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Фотекова Т. А. Ахутина Т. В., 2007). Это многофункциональная проба, которая позволяет судить о состоянии не только Ш, но и П блока мозга. Для оценки функции программирования и контроля используются критерии смысловой адекватности и возможности программирования высказывания. Можно использовать картинки «Лягушка и аист» или серию Х. Бидструпа (приложение 1).

Процедура: перед испытуемым выкладываются в произвольном порядке сюжетные картинки. Инструкция: «Разложи(те) картинки по порядку, чтобы получилась история и составь(те) рассказ». Рассказ дословно с учетом пауз, повторов и других особенностей выполнения задания протоколируется или записывается на диктофон.

Параметры оценки: 1. Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения; 3 б – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего; 2 б – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе; 1 б – при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов, или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий; 0 б – невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи. 2. Критерий возможности программирования текста: 3 б – рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения; 2 б – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов; 1 б – тенденция к фрагментарности текста, однотипные повторяющиеся грамматические конструкции или повторяющиеся непродуктивные слова, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 б. – невозможность самостоятельного построения связного текста.

Практикум: оценивание рассказа по серии картинок первоклассниками с разными вариантами развития:

Ира С. 7 лет. Картинки разложены самостоятельно.

Шел дед с мусором. И увидел он ведро большое, куда выбрасывают мусор, и высыпал туда мусор. И все? - И сам на себя выбросил.- Почему это произошло? - Ветер.

Саша Т., 8 лет. Картинки разложены самостоятельно.

Один дядя пошел с ведром относить его. Подошел и размахнулся./ Потом взял ведро и на край поставил около бака и выбросил… – И больше ничего не произошло? – Стал грязным. – Почему? – Потому что ведро сломалось. – Посмотри внимательнее? – А, ветер был.

Саша Б., 7 лет. Картинки разложены с организующей помощью.

Сначала он пошел с ведром. Потом он стал выкидывать камни... Потом выкинул в бак. Потом стоит грязный. - Почему он грязный? - Там взорвалось.

Ярослав К. (ОНР). 7 лет. Картинки разложены с помощью наводящих вопросов.

Он поставил ведро. Он делал это ведро. Рассыпал там песок.

Пересказ текста (Фотекова Т. А., Ахутина Т. В., 2007). Эта проба имеет тоже значение, что и предыдущая и оценивается сходным образом.

Процедура: Испытуемому зачитывается рассказ «Галка и голуби». Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе (Вам) рассказ, послушай(те) внимательно и приготовься (тесь) пересказывать.

Галка и голуби.

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее.. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько понят смысл ситуации:

- Почему галку не признали свои?

- Зачем она побелилась в белый цвет?

- Понравилась ли тебе галка и почему?

- Какая мораль у этой истории?

Первые три вопроса предназначены для старших дошкольников и младших школьников, последний – для учащихся средних и старших классов и взрослых.

Параметры оценки: 1 Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения: 3 б – правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего; 2 б – неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов; 1 б – правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов; 0 б – искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи. 2. Критерий возможности построения текста: 3 б – пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения; 2 б – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих звеньев; 1 б – фрагментарность текста, тенденция к перечислению деталей и событий, неоднократные необоснованные повторы слов и грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта; 0 б – невозможность построения связного текста даже в условиях помощи.

Ира С. 8 лет

Услыхала галка, что голубей очень хорошо кормят и оделась в белый цвет и полетела. Голуби ее не узнали и приняли. Галка не утерпела и закричала по-галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. К своим она полетела и ее не приняли.

- Почему галку не признали свои? – Она белая была.

- Зачем она побелилась в белый цвет? – Чтобы не узнали ее.

- Понравилась ли тебе галка и почему? – Нет. Она обманывала.

Света Н. 8 лет

Галка увидела, что голубей хорошо кормят, вымазалась в белый цвет и полетела к ним. Голуби сначала не узнали ее, но потом галка не удержалась и закричала по-галочьи. И голуби все узнали и прогнали ее. А потом она прилетела к своим, но галки тоже не узнали и выгнали.

Почему свои галку не узнали? – Она вымазалась белым.

- Зачем она побелилась в белый цвет? – Чтобы поесть.

Понравилась ли тебе галка? –. Нет, она все наврала. Надо что дают, то и дают.

 

Саша. Б. 7 лет (текст предлагался дважды, вопросы после текста не задавались, т.к. пересказ отсутствует)

Галка хотела улететь к своим. Вдруг галка встретила ворону. И спросила…? не знаю.

Илья С. 8 лет

Она узнала, воробьев хорошо кормют. Она пикасилась в воробья и полетела к ним. Они сначала не поняли и приняли ее. Потом она не выдержала и закричала по-галки. Воробьи ее выгнули. Она своим хотела. Но свои тоже не узнали.

Почему галку не признали свои? – Она белая стала.

- Зачем она побелилась в белый цвет? – Чтобы к ним пролезть.

- Понравилась ли тебе галка и почему? – Нет. Она предатель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: