Сравнительный анализ традиционных и активных методов обучения




Практическое занятие № 1

Тема: История становления и общая характеристика методов активного социально-психологического обучения

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Расскажите об истоках возникновения активных методов обучения:

- Мишель Монтень (подготовить сообщение)1 регламент 5 минут

- Иоганн Генрих Песталоцци (подготовить сообщение)2 регламент 5 минут

- и другие ученые (подготовить сообщение) 3

2. Отметьте особенности развития активных методов обучения на рубеже XIX–XX вв.:

- эксперимент НорманаТриплетта*;

- социально-психологическая концепция В.М.Бехтерева «Коллективная рефлексология»**;

- М. М. Бирштейн (подготовить сообщение).

3. Расскажите о становлении МАСПО в связи с появлением социально-психологического тренинга за рубежом и в России.

4. Определите кризис системы образования и причины появления активных методов.

5. Расскажите о взаимосвязи МАСПО с другими науками.

 

Самостоятельная работа:

1. *Подготовить сообщение «Влияние присутствия других на эффективность труда» ** Подготовить сообщение на тему «Основные тезисы социально-психологической концепции В.М.Бехтерева «Коллективная рефлексология»»

Дополнительные задания (выполняются письменно):

1. Графически покажите связь методов активного социально-психологического обучения с другими науками о человеке.

Практическое занятие № 2

Тема: Понятие и сущность методов активного социально-психологического обучения

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте определение понятию «традиционное обучение». Раскройте особенности традиционных методов обучения.
  2. Дайте определение понятию «методы активного социально-психологического обучения».
  3. Раскройте содержательно смыслообразующие характеристики МАСПО. Расскажите об исследовании американского преподавателя Эдгара Дейла**.
  4. Определите что общего и принципиально различного в традиционных и активных методах обучения*.
  5. Определите отличительные особенности методов активного социально-психологического обучения.
  6. Обозначьте основные цели и задачи, решаемые посредством МАСПО.
  7. Раскройте практическое значение МАСПО.

 

 

Самостоятельная работа:

1. **Познакомьтесь с источником https://www.openlesson.ru – Открытый урок - О профессоре ДЕЙЛЕ, его «конусе опыта» и «пирамиде обучения», предложенной его последователями. Приготовьте доклад аудитории об исследовании американского преподавателя Эдгара Дейла. Разработайте раздаточный - наглядный материал для участников практического занятия.

Дополнительные задания (выполняются письменно):

 

1. Проанализируйте следующие определения: «активные групповые метолы», «активные методы обучения» и «методы активного социально-психологического обучения», в чем, по вашему мнению, данные понятия схожи, и какое имеют различие.

2. * Законспектируйте сравнительный анализ традиционных и активных методов обучения (Приложение 1)

 

 

Приложение 1

Сравнительный анализ традиционных и активных методов обучения

 

№ пп Критерии Традиционное обучение Активные методы обучения Активное социально-психологическое обучение
  Позиция учащегося. Участие формальное. Подчеркиваются обязанности учащихся в выполнении правил и заданий. Участие частично формальное. Добровольность участия. Поддерживается тенденция принятия других. Присутствует эмоциональная поддержка и взаимное доверие.
  Позиция педагога. Постоянное доминирующее эмоциональное воздействие личности учителя. Преобладает односторонняя коммуникация. Чувства учащихся подавляются и игнорируются. Педагог стремится строить субъект-субъектные отношения, но не всегда имеет возможность учитывать эмоциональную сторону общения. Преобладает двусторонняя коммуникация; занятия строятся на основе партнерского общения. Нормой является открытое и честное выражение чувств. Постоянная рефлексия того, что происходит в группе.
  Мотивация учащихся. Пассивное накопление знаний, их репродуктивное воспроизведение, получение положительной оценки, одобрения "значимых других". Рост поведенческой и профессиональной успешности в определенных ситуациях, заданных примененным методом. Рост поведенческой и профессиональной успешности, гибкость мышления, самопознание, адекватная самооценка, успешное профессиональное самоопределение.
  Соотнесение целей занятий с целями учащихся. Учащиеся часто принимают навязанные цели и не связывают их со своими индивидуальными потребностями. Отсутствует учет индивидуальных особенностей учащихся, осуществляется "усредненный" подход. Цели выработаны педагогом, учащиеся подстраивают свои цели под цели обучения, согласованность между групповыми и индивидуальными целями частичная. Цели ясны и выработаны совместно, существует согласованность между групповыми и индивидуальными целями.
  Распределение ответственности за результаты. Ответственность за результаты несет педагог. Ответственность за результаты несет педагог. Ответственность за результаты несет как педагог, так и участники группы.
  Степень активности. Пассивность или видимая активность учащихся. Отсутствие самостоятельности, слабая речевая двигательность. Вынужденная активность, частичная самостоятельность, неравномерность в привлечении к активной деятельности всех участников образовательного процесса. Проявление как внешней, так и внутренней активности всеми участниками образовательного процесса.
  Возможности коммуникаций в учебном процессе. Учащиеся изолированы от общения друг с другом, а общение с преподавателем строго регламентировано. Процесс общения проходит эпизодически, с ограничениями. Происходит полноценный процесс общения между всеми участниками группы.
  Учет эмоционального состояния учащихся в сложившейся ситуации. Реализация психологического принципа "здесь и теперь". В большинстве случаев игнорируется. В большинстве случаев игнорируется. Учитываются процессы, происходящие в группе в данный момент, переживаемые чувства, появляющиеся мысли и суждения.
  Степень внутренней мыслительной активности и проявления рефлексии у учащихся. В большинстве случаев мышление репродуктивное, пассивное, редкое проявление творчества и инициативы. Отсутствие рефлексии. Частично происходит процесс осознания, отдельные проявления творческой инициативы и продуктивного мышления. Глубокая рефлексия, развивается гибкость мышления, поощряются инновации, оригинальные способы самовыражения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: