Проба на динамический праксис. Направлена на исследование серийной организации движений, способности к усвоению и автоматизации двигательной программы и переключению с одного движения на другое.
Процедура: психолог сидит напротив испытуемого и показывает образец выполнения двигательной программы «ладонь-кулак-ребро», располагая свою руку по центру относительно ребенка. Программа демонстрируется плавно, в спокойном темпе трижды. Инструкция: «посмотри(те) что я делаю и постарайся(тесь) запомнить, пока ничего делать не нужно, только смотреть». Если первый показ не позволяет испытуемому усвоить программу, образец движений предлагается повторно, в случае неуспеха практикуется совместное выполнение и в качестве последнего вида помощи применяется совместное выполнение с речевым сопровождением «ладонь-кулак-ребро». Если и этот способ не приводит к усвоению программы, ее выполнение прекращается. Если же испытуемый усвоил программу, нужно дать ему возможность выполнить ее 7–10 раз.
Затем предлагается той же рукой выполнить другую программу движений (кулак-ладонь-ребро) по той же схеме. Выполнение пробы может быть ограничено ведущей рукой, однако полный вариант требует повторения описанной процедуры второй рукой, а затем после выполнения других заданий, воспроизведения обеих программ.
Параметры оценки: 1) усвоение программы: 4 – усвоение программы с 1 предъявления; 3 – усвоение программы со 2 показа; 2 – усвоение после совместного выполнения; 1 – необходимость речевой инструкции на фоне совместного выполнения для усвоения программы; 0 – невозможность усвоить программу, уход от программы, потеря программы; 2) автоматизированность выполнения: 4 – плавное выполнение, 3 – от замедленного выполнения или выполнения «пачками» к плавному; 2 – переход от поэлементного выполнения к плавному; 1 – выполнение «пачками»; 0 – поэлементное неавтоматизированное выполнение или сбои при увеличении темпа выполнения; 3) особенности серийной организации: 4 – безошибочное выполнение; 3 – единичные сбои; 2 – более двух сбоев, единичные персеверации, инертное повторение ошибок с самокоррекцией; 1 – эпизодическое расширение или сужение программы движений; 0 – наличие инертного стереотипа в выполнении, т.е устойчивое расширение или сужение; 4) наличие внешнего опосредования (компенсаторные приемы): 0 – нет; 1 – речевое опосредование; 2 – опосредование местом, в этом случае каждый элемент программы выполняется на отдельном месте стола.
Выполнение двигательной программы позволяет также оценить состояние энергетического блока. О снижении тонуса свидетельствуют вялость, неполное сжатие или разжимание кулака, недоведение «ребра» до вертикального положения: повышенный тонус проявляется в напряженном с излишней силой выполнении.
Практикум:
1. Студенты в группах по два человека поочередно отрабатывают процедуру обследования.
2. Обработка протоколов обследования
Лена С., 8 лет
П. Р. | Л. Р. | |
ЛКР | 1) ЛККвР, ЛККвР поэлементно | 1) ЛКР поэлементно с единичными сбоями |
2) ЛКР с единичными сбоями | 2) ЛКР поэлементно | |
3) ЛКР пачками | 3) ЛКР поэлементно | |
КЛР | 1) ЛКР поэлементно | 1) КЛР поэлементно с единичными сбоями |
2) КЛР с единичными сбоями | 2) КЛР поэлементно | |
3) КЛР плавно, но замедленно | 3) КЛР поэлементно |
Игорь К., 7 лет
П. Р. | Л. Р. | |
ЛКР | 1) поэлементно со сбоями | 1) ЛКР поэлементно с единичными сбоями |
2) с единичными сбоями | 2) ЛКР поэлементно | |
3) + | 3) + | |
КЛР | 1) пачками | 1) поэлементно |
2) + | 2) + |
Проба на графо-моторную координацию. Проба позволяет оценить возможность графомоторной и зрительно-моторной координации, построения графической двигательной программы, ее автоматизации и способности к переключению от одного элемента к другому.
Процедура: испытуемому предлагается на чистом нелинованном листе формата А4 нарисовать по образцу серию чередующихся графических элементов, размером 0,8–0,9 на 0,6–0,7 см. В качестве образца предлагается две «пачки» серии. Инструкция для ребенка: «Посмотри, какой заборчик я рисую, продолжи его до конца листа, нельзя отрывать фломастер от листа бумаги» Инструкция взрослому: «Продолжите последовательность элементов, не отрывая руку от листа бумаги». Выполнять задание лучше фломастером, это позволяет увидеть имевшиеся по ходу выполнения паузы и остановки. Время выполнения фиксируется по секундомеру.
Образец:
Рис. 1
Образец слишком крупный, он должен быть 0,8–0,9 на 0,6–0,7 см
Параметры оценки: 1) особенности серийной организации: 6 – правильное выполнение; 5 – наличие расподобления элементов; 4 – уподобление элементов или замена вертикальных линий пологими; 3 – остановки по ходу выполнения; 2 – наличие «площадок» при переходе от одного элемента к другому; 1 – расширение программы; 0 – инертное повторение упрощенной программы; 2) показатель скорости выполнения одной «пачки»: вычисляется как отношение общего затраченного времени к количеству выполненных «пачек». Для оценки скорости выполнения одной «пачки» использовались разные шкалы. Для младших школьников: 4 – затраченное время составляет 4,5 сек. и менее; 3 – от 4,6 до 6,0 сек.; 2 – 6,1–7,5 сек.; 1 – 7,6–9 сек.; 0 – 9,1 секунды и более. Для старших школьников и взрослых: 4 – 2,7 сек и менее; 3 – 2,8–3,4; 2 – 3,5–4,1; 1 – 4,2–4,8; 0 – 4,9 и более. Для дошкольников: 4–5 сек. и менее; 3 – 5,1–9,3; 2 – 9,4–13,5; 1 – 13,6–17,9; 0 – 18 сек. и более. Для дошкольников: 4–5 сек. и менее; 3 – 5,1–9,3; 2 – 9,4–13,5; 1 – 13,6–17,9; 0 – 18 сек. и более; 3) ошибки, свидетельствующие о нарушениях тонуса: 0 – размер элементов и нажим стабильны; 1 – ослабление или усиление нажима к концу строки; 2 – наличие микро- (снижение тонуса) или макрографии (повышение тонуса); 3 – увеличение количества ошибок или появление грубых ошибок к концу строки, незавершение строки.
Практикум:
1. Выполнение пробы студентами с фиксацией времени
2. Анализ выполнения пробы испытуемыми
Кристина К. (1класс)
Рис. 2. 1 мин. 9 сек.
Света Т. (1 класс)
Рис. 3. 2 мин. 15 сек.
Вадим П. (2 класс)
Рис. 4. 1 мин. 58 сек.
Дима М. (3 класс)
Рис. 5. 53 сек.
Женя К (1 класс)
Рис. 6. 69 сек.
Катя М. (1 класс)
Рис. 7. 3 мин. 5 сек.
Проба на реципрокную координацию. Позволяет судить о сформированности функции серийной организации движении и межполушарного взаимодействия.
Оценка: 4 – плавное выполнение сразу или после сбоев в нормальном темпе; 3 – выполнение плавное, но медленное, а также переход к плавному выполнению от поочередного; 2 – наличие частых сбоев, отставание одной из рук, самоисправления; 1 – поочередное выполнение; 0 – выполнение с уподоблением движений в обеих руках.
Практикум: студенты в группах по два человека поочередно выполняют пробу с последующей оценкой.
Проба на сформированность слоговой структуры слова проверяет состояние серийной организации на уровне построения послоговой программы высказывания.
Процедура: испытуемому предъявляются на слух слова с инструкцией: «Повторяй(те) за мной»
детям: сковорода аквалангист баскетбол велосипедист термометр | взрослым: баскетбол перепорхнуть аквалангист термометр достопримечательность |
Параметры оценки: 1 б – четкое и правильное воспроизведение слова; 0,5 б – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры; 0,25 б – изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счет пропуска согласного звука при стечении: баскебол, терморметр, перепохнуть) c сохранением общего количества слогов в слове; 0 б – нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов: аклавангист, мометр, велоспист, авкалавандист) или невыполнение.
Эта проба также дает возможность оценить сформированность звуковой структуры слова, которая свидетельствует о функциональных возможностях второго блока мозга и зависит от состояния фонематического восприятия и речевых кинестезий. При оценке серийной организации ошибки, связанные с заменами (бацкетбол, мириционер) и искажениями (случаи замены звука на другой, отсутствующий в фонетической системе русского языка, например горловой звук «р», межзубный звук «с») звуков, не учитываются.
Практикум:
1. Оценка выполнения проб
Скакалка – скакалка
Танкист – танкист
Милиционер – ми-ли-ци-о-нер
Баскетбол – бас-кет –бол
Перепорхнуть – пе-ре-порх-нуть
Аквалангист – ахлавагнис
Термометр – термормертор
Скакалка – какалка
Танкист – кантис
Космонавт – коснонавт
Милиционер +
Лена С. 7 лет
сковорода скорода
кинотеатр киниятор
баскетбол баспебол
перепорхнуть пе-ре-порх-нуть
аквалангист аквандист
термометр теморитни
Оценить состояние серийной организации на речевом уровне позволяют также пробы на проверку грамматического строя речи. Их использование целесообразно при обследовании больных с афазией и детей с отклонениями в развитии (ОНР, ЗПР).
Пробы на составление предложений по картинкам, предложенные Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и Н. М. Пылаевой (1981). Картинки подобраны таким образом, что длина, грамматическая и лексическая сложность составляемых предложений значительно варьирует (Приложение 2). Первые пять наиболее простых картинок предусматривают использование конструкций «подлежащее – сказуемое – простое дополнение».
Процедура: перед испытуемым выкладываются поочередно листы, на каждом из которых по 5 картинок. Инструкция: Посмотри(те) на картинку и постарайся(тесь) составить предложение
- Мальчик моет руки.
- Девочка режет колбасу.
- Мальчик забивает гвоздь.
- Дети лепят снежную бабу.
- Кошка лакает молоко.
Следующие пять картинок гораздо сложнее, поскольку требуют использование предлогов, как простых (в, под), так и более сложных (из-за, из-под).
- Мальчики играют в мяч (в футбол).
- Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).
- Мальчик лезет через забор.
- Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи).
- Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).
Последние пять картинок самые трудные, т.к. предусматривают построение сложных предложений или предложений с прямым и косвенным дополнением, однородными членами, инфинитивной группой. Пробы подобраны таким образом, что возрастает не только синтаксическая, но и лексическая сложность (от частотной лексики в первых пяти фразах, до малочастотной в последних пяти).
- Мужчина и женщина грузят сено на машину.
- Школьница пришла навестить свою больную подругу.
- Мальчик уступает место старушке в трамвае.
- Врач приглашает больную пройти в кабинет.
- Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.
В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.
Параметры оценки: 1 б – правильное выполнение; 0,5 б – неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса; 0,25 б – негрубые аграмматизмы, параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств: Солнце село, а туча ее закрыла), упрощение структуры предложения (Лесенка… несут, чтобы на дерево лезть), использование развернутой помощи в виде нескольких вопросов; 0 б – грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов (Ту место…тетя…дядя).
Практикум:
1. Оценка выполнения проб:
Ира К. 7лет
Мальчик моет руки.
Девочка режет сосиску.
Мальчик стучит гвозди.
Девочка и мальчик строят снеговика.
Кошка из молока пьет.
Мальчики играют в футбол.
Мальчик побежал под дерево.
Мальчик лезет по забор.
Солнце грело, а потом туча ее закрыла. Солнце убегает под тучи.
Тетя корвы затаскивает под кровать.
Дядя и тетя срубили елку и ее увозят? Дрова …Сену вытаскивают.
Мальчик уступает? Бабушке место.
Девочка дарит больной цветы.
Доктор лечит бабушку.
Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей.
Максим С. 7 лет
Мальчик моет руки – Уки мыть
Девочка режет колбасу – Мясу девочка…? басу.
Мальчик забивает гвоздь – Мальчик тук –тук.
Кошка лакает молоко – Киса молоко…? Кушает.
Мальчики играют в мяч – Мальчик мячик
Мальчик бежит под дерево – Эта елка…мальчик.
Солнце выглядывает из-за туч – Сонка… тучка.
Няня стелет коврик около кровати – Диван…баба.
Мужчина и женщина грузят сено на машину – Олка.. машина.
Мальчик уступает старушке место – Ту место.. тетя дядя? Бабушка мальчик «Сидеть!»
Школьница пришла навестить свою больную подруг – Девочка пать
Ира С. 7 лет Мальчики играют в футбол. Мальчик бежит к елке. Мальчик лезет через забор. Солнце прячется за облака. Тетя стелет к кровати коврик. | Антон Ф. 8 лет Дети играют в мячик. Мальчик бегает? на елку. Мальчик лезет? забор. Из горы вылазивает солнце. Девочка убирается? ложит коврик? на кровать |
Таиса Т. 15 лет
Мужчина и женщина загружают сено на машину. – Мужчина и женщина загружают сено на грузовик.
Мальчик уступает старушке место в транспорте. – Мальчик уступает место бабушке.
Школьница пришла навестить свою больную подругу. – Школьница принесла цветы своей подруге, которая лежит в больнице.
Врач приглашает бабушку пройти в кабинет. – Доктор приглашает в зубной кабинет женщину, у которой болит зуб.
Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар. – Мальчик несет лестницу, чтобы снять шарик с ветки.
Кирилл 16 лет:
Девочка и мужчина моют машину? убирают листву на машину.
Мальчик указывает на место на пустое бабушке.
Девочка пришла в больницу к маме.
Врач показывает бабушке на вход.
Маленький мальчик… шар зацепился за ветку, и он попросил дядю снять.
Катя М. 15 лет
Люди убирают сено? На машину
Мальчик уступает бабушке место.
Ученица пришла к подруге в больницу.
Бабушка пришла к зубомну врачу.
Мальчик несет лестницу, чтобы спустить шарик.
Рассказ по серии сюжетных картинок. Проба на составление рассказа по серии картинок проводится один раз, но в силу свой многофункциональности, она может быть использована при анализе нескольких ВПФ, в том числе серийной организации на речевом уровне. Для этого необходимо оценить грамматическое оформление рассказа.
Параметры оценки. Критерий грамматического оформления 3 б – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 2 б – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно. или имеются нарушения порядка слов; 1 б – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы, либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств); 0 б – множественные аграмматизмы.
Практикум: анализируются тексты, приведенные выше.
Пересказ текста. И используется уже имеющийся пересказ текста «Галка и голуби».
Парметры оценки. Критерий грамматического оформления 3 б –пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций; 2 б – пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно. или имеются нарушения порядка слов; 1 б – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы, либо параграмматизмы; 0 б – множественные аграмматизмы.
Практикум: анализируются тексты, приведенные выше