Апробация и внедрение результатов исследования.




Седых Ольга Ивановна

 

Педагогические условия присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере

 

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Воронеж 2010

 

 

Работа выполнена в Воронежском институте высоких технологий АНОО ВПО

 

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Мотунова Людмила Николаевна

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических, профессор

Леванова Елена Александровна

 

 

кандидат педагогических наук, доцент

Левченко Юлия Александровна

 

 

Ведущая организация: Волгоградский государственный университет

 

 

Защита диссертации состоится 1 июля 2010 в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.038.11 при Воронежском государственном университете по адресу: 394000, пр-т Революции 24, ауд.312.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Воронежского государственного университета.

 

 

Автореферат разослан 31 мая 2010 г.

 

 

Ученый секретарь

Диссертационного совета И.Ф.Бережная

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Возрастание кризиса в духовной и культурной сферах общества становится первостепенной проблемой во всём мире. Во всех странах, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, духовно–нравственная деградация. Материальный достаток не решает проблем и не устраняет кризиса, корни которого достаточно глубоки. Последствия этого кризиса наиболее заметны в подростковой среде. Подростки, отчуждённые от семейной и школьной жизни, от организованных и социально – значимых форм общественного и духовного воспитания, стали одним из основных источников пополнения криминальной среды.

На современном этапе социальных преобразований в российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания в духе культуры мира и толерантности.

Присвоение духовно-нравственных ценностей актуально именно в подростковом возрасте, так как, с одной стороны, для этого возраста характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, - это этап, предшествующий достижению некоторой зрелости, на котором происходят наиболее важные существенные, с точки зрения дальнейшего развития личности человека, изменения и преобразования. Различные подходы к решению проблем, связанных с подростковым возрастом и разнообразные, часто мало согласующееся друг с другом представления о присвоении духовно-нравственных ценностей в этот период, в значительной степени затрудняет изучение процесса с точки зрения его содержательного наполнения, структуры и динамики.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы духовности, духовно-нравственных ценностей изучаются представителями философии, психологии, педагогики. Духовность рассматривается как специфическое качество человека, характеризующее мотивацию и смысл поведения человека, как позиция ценностного сознания. Проблема духовного развития изучалась в нескольких направлениях: разработка понятий «дух», «духовность», «духовное развитие», «духовное совершенствование», «духовное устремление» (Н.А. Бердяев, Е.И. Рерих и др.), определение смысла духовной жизни человека (С.А. Алексеев, Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих), характеристики духовного самосознания (С.Ф. Анисимов, А.Д. Косичев, Н.О. Платонов и др.), понимание ценности как основы духовной жизни человека (Д.С. Лихачёв, Н.О. Лосский и др.), специфика видов духовных ценностей (Л.М. Архангельский, О.В. Вовченко, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов), взаимообусловленность духовности и национальных ценностей (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьёв).

В зарубежных исследованиях проблема духовного развития личности рассматривается в трудах А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма, Р. Штейнера и др.

Необходимость использования богатого педагогического наследия народов в духовно–нравственном воспитании личности отмечали Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др.

Повышение интереса к теме духовно-нравственного становления личности, столь явственно обозначившиеся в отечественной литературе (О.С.Богданова, А.В. Кирьякова А.В. Мудрик, З.И. Равкин, В.Н. Сагатовский, И.А. Соловцова, В.П. Тугаринов, Т.А. Фомина, В.А. Ядов и др.) в последнее десятилетие не случайно. Погружение личности в мир высших ценностей (религиозных, по С.Л. Франку, культурных - в интерпретации В.Н. Шевченко) не может происходить автоматически, оно есть результат напряженной работы личности над собой.

Проблема ценностей анализируется в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Р.Е. Мироновой, Е.А. Подольской, В.П. Тугаринова, В.Г. Харчевой, В.А. Ядова и др. Авторы данных исследований рассматривают ценности, как важнейший элемент всей внутренней структуры личности, позволяющий ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности.

Проблему взаимосвязи и взаимообусловленности целей и ценностей в учебно–воспитательном процессе исследуют В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин и др. Они обосновывают необходимость ориентации на наиболее значимые общечеловеческие ценности, которые принимает подавляющее большинство людей, придавая при этом первостепенное значение в воспитательном процессе духовно-нравственным ценностям.

В подростковом возрасте закладываются основы системы ценностей личности (Л.И. Божович, Х. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн и др.).

О необходимости присвоения духовно-нравственных ценностей подростками и молодежью писали М.Р. Битянова, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова.

Педагогические проблемы детского загородного лагеря отражены в работах В.П. Бедерхановой, И.Ф. Бережной, Г.П. Будановой, А.В. Волохова, О.С. Газмана, М.И. Журавлева, Е.А. Левановой, А.Н. Лутошкина, В.Ф. Матвеева, В.Ю. Питюкова, Е.М. Рыбинского, С.А. Шмакова, Н.Е. Щурковой и др.

В ходе изучения поставленных проблем были выявлены противоречия между:

- тенденциями возрождения духовности и культуры в России, востребованностью обществом духовно-нравственной личности и недостаточным уровнем практического решения этой проблемы в воспитательной работе с подростками;

- богатством духовно-нравственных ценностей российской культуры и недостаточной разработанностью теоретических основ их присвоения подростками в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений;

- широкими возможностями детского загородного лагеря как социального института в организации процесса присвоения подростками духовно-нравственных ценностей и неразработанностью модели педагогических условий реализации этого процесса.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере.

Цель исследования – разработка модели и выявление педагогических условий присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере.

Объект исследования – духовно-нравственное воспитание подростков.

Предмет исследования – педагогические условия присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере.

Задачи исследования:

- на основе анализа философской, психолого–педагогической литературы уточнить содержание процесса присвоения духовно–нравственных ценностях подростками в детском загородном лагере, определить его структурные компоненты;

- выявить особенности детского загородного лагеря как социального института воспитания, позволяющие активно осуществлять процесс присвоения духовно–нравственных ценностей подростками;

- разработать модель присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере и экспериментально проверить ее эффективность;

- выявить и обосновать педагогические условия присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере.

Гипотеза исследования – успешное присвоение духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере будет осуществляться эффективно, если:

- уточнено содержание процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере, выявлены его содержательные компоненты, способствующие целенаправленности данного процесса;

- выявлены особенности детского загородного лагеря как социального института воспитания, позволяющие более активно осуществлять процесс присвоения духовно–нравственных ценностей подростками;

- разработана модель присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере, включающая: цель, теоретические подходы к процессу, принципы, структурные компоненты, уровни присвоения духовно-нравственных ценностей подростками;

- осуществлен целесообразный отбор таких форм и методов работы, которые стимулируют деятельность подростков, направленную на присвоение ими духовно-нравственных ценностей в детском загородном лагере, а в качестве педагогического средства выступает личностно-ориентированная духовно-нравственная ситуация;

- выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, необходимых для эффективной организации процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- личностно-ориентированный (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), аксиологический (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.), культурологический (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Исаев И.А. Колесникова и др.), деятельностный (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) подходы;

- теория личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.);

- теория культуры (А.Н. Волков, Ю.Я. Жданов, Л.Я. Зорина, Э.В. Ильенков, Н.А. Коваль, Б.Б. Коссо М.К. Мамардашвили, Э.С. Маркарян, В.В. Петухов, Ю.А. Репецкий, Н.С. Розов, В.Н. Тамалинцев, О.М. Штейн, и др.);

- теоретические положения развития духовности (С.А. Алексеев, Н.А. Бердяев, Е.П. Блаватская, А.Ф. Лосев, А. Маслоу, Е.И. Рерих, Н.К. Рерих К. Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма, Р. Штейнера), характеристики духовного самосознания (С.Ф. Анисимов, А.Д. Косичев, Н.О. Платонов и др.);

- теория ценностей (Л.М. Архангельский, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Р.Е. Миронова, Е.А. Подольская, В.П. Тугаринов, В.Г. Харчева, В.А. Ядов и др.);

- положения классиков отечественной педагогики о духовно-нравственном воспитании (Н.В. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.);

- современные концепции воспитания духовности (В.И. Мурашева, И.А.Соловцовой и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, моделирование, анализ педагогической документации, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент с последующим обобщением полученных экспериментальных данных, методы математической статистики.

Научная новизна исследования:

- определены содержательные компоненты процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере;

- выявлены особенности детского загородного лагеря как социального института, способствующие эффективному процессу присвоения духовно–нравственных ценностей подростками;

- разработана модель процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками, включающая цель, принципы, формы, методы, средства, а также уровни присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере;

- обоснована совокупность педагогических условий эффективного присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в теорию воспитания: определены содержательные компоненты присвоения духовно-нравственных ценностей подростками, разработана модель, определены уровни присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере, выявлены педагогические условия, при которых данный процесс осуществляется интенсивно.

Практическая значимость исследования: результаты внедрены в воспитательный процесс детских загородных лагерей «Звездочка», «Кировец», исследование открывает пути практического использования полученных теоретических и экспериментальных данных в организации процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в учреждениях дополнительного образования; представленная в исследовании модель, критерии и показатели, диагностический инструментарий могут быть использованы в разработке программ деятельности загородных лагерей, в подготовке специалистов по организации детского досуга и социальных педагогов, разработанная программа подготовки вожатых к работе в детском загородном лагере реализуется в образовательном процессе Воронежского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап – 2003-2005 – анализ соответствующей литературы, оформление замысла диссертации, выдвижение рабочих гипотез, начало опытно – экспериментальной работы в детском загородном лагере «Звездочка», разработка модели.

Второй этап – 2006-2009 – экспериментальная работа с подростками в детском оздоровительном лагере «Звездочка», апробация результатов исследования в детском загородном лагере «Кировец».

Третий этап – 2009-2010 - обработка данных, уточнение теоретических положений, оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Присвоение духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере – это внутренне детерминированный процесс освоения мировоззренческих ориентиров, духовных идей, установок и отношений, выражающихся в потребности и способности человека воспроизводить и транслировать усвоенные общечеловеческие нормы жизнедеятельности и социального поведения, направленные на действия во благо других и самосовершенствование.

2. Компонентами процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере являются: когнитивный (усвоение знаний о духовно-нравственных ценностях), мотивационно-поведенческий (стимулирование духовно-нравственной мотивации поведения подростков, выработка и проявление нравственной позиции, нравственные поступки); эмоционально-чувственный (проявление позитивных эмоций, переживаний, чуткости, отзывчивости), рефлексивно-оценочный (формирование самостоятельности оценочных суждений, адекватной самооценки, толерантности по отношению к другим).

3. Особенностями детского загородного лагеря как социального института воспитания, позволяющими эффективно организовывать процесс присвоения духовно–нравственных ценностей подростками, являются:

- в организационном плане - расположение лагеря в живописном месте, за городом, что предоставляет возможности для присвоения таких ценностей как здоровый образ жизни, любовь к природе; свобода подростка от учебных нагрузок, которая может быть использована для целенаправленного духовно-нравственного развития; пребывание подростка во временном коллективе, характерными чертами которого является сборность, автономность, изолированность, что способствует присвоению таких важных ценностей как коллектив, общественное мнение, а также таких личностных ценностей как ответственность, самостоятельность, умения работать в коллективе;

- в содержательном плане – включение по выбору в разнообразные виды деятельности, в том числе творческие; насыщенность воспитательного процесса, высокий темп жизнедеятельности, динамизм и интенсивность общения, что создает благоприятные обстоятельства для формирования культуры межличностных отношений, усвоения норм, правил поведения в обществе; скрытая педагогическая позиция вожатого, которая позволяет влиять на процесс присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в большей степени, чем учителю в школе.

4. Модель присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере включает: цель, теоретические подходы к организации процесса присвоения духовно-нравственных ценностей подростками: личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный; принципы данного процесса: доброжелательного отношения, добровольности выбора видов деятельности, учета потребностей и интересов подростков, сотрудничества и сотворчества, сочетания индивидуальных, групповых, коллективных форм творческой деятельности, самоуправления; уровни присвоения духовно-нравственных ценностей подростками (конформистский, ситуативный, устойчивый, творчески-активный). Формами и методами воспитания, способствующими присвоению духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере являются: клубная, кружковая работа, праздники, тематические дни, вечера, общелагерные и отрядные коллективные творческие дела. Педагогическим средством является личностно-ориентированная духовно-нравственная ситуация, в которой подростком переживается духовно-нравственная коллизия, выражается ценностное отношение к культуре, другим людям и самому себе; проявляются и обогащаются личностные смыслы, развивается рефлексия, автономность, ответственность.

5. Педагогическими условиями, способствующими присвоению духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере, являются:

- использование богатого духовно-нравственного потенциала воспитательной среды детского загородного лагеря;

- включение подростков в разнообразные виды деятельности, прежде всего, – творческие, на основе их самостоятельного выбора и имеющих для них личностный смысл;

- вовлечение подростков в коллективные творческие дела;

- поддержка и стимулирование социально-значимых инициатив;

- создание ситуаций успеха и условий для самореализации и самоутверждения подростков;

- готовность вожатых и педагогов детского загородного лагеря к организации процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками;

- отношение вожатых к подростку как к субъекту присвоения духовно–нравственных ценностей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции «Российская школа: история и современность (К 300–летию основания первой государственной школы в Воронеже), 2003; 5-ой регионой межвузовской конференции «Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2005); на заседаниях кафедры педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий, кафедры социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета.

Результаты исследования реализуются в преподавании учебных дисциплин «Основы организации летнего отдыха детей» и «Методика воспитательной работы в детском оздоровительном лагере» в Воронежском государственном педагогическом университете; в опубликованных по исследуемой проблеме научных статьях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены соблюдением методологических требований к научно–теоретическому исследованию: полнотой совокупности источников, чётким формулированием используемых понятий и категорий, взаимодополняющими метоами исследования, соответствующих его целям и задачам, а также спецификой объекта и предмета исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫИССЛЕДОВАНИЯ.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигается гипотеза, раскрываются методологические основы и методы исследовательской деятельности, характеризуются ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, этапы исследования, излагаются положения, выносимые на защиту, содержатся сведения об апробации результатов диссертации, о ее структуре.

В первой главе диссертации – «Теоретические аспекты организации процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере» рассмотрены идеи духовно-нравственного развития личности в философской и психолого-педагогической литературе; уточнено содержание процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере; определены психологические особенности подростка как субъекта присвоения духовно–нравственных ценностей; разработана модель процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что поиск эффективных педагогических условий организации процесса присвоения духовно–нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере обусловлен неоднозначным определением ценностно-целевых и содержательно-процессуальных аспектов образования в современных условиях. В гуманитарной парадигме педагогики ценностно-целевым ориентиром выступает воспитание духовности. Содержательный аспект выражается через «присвоение личностных смыслов, опыта эмоционально-ценностного отношения, опыта творческой деятельности», «становление смысложизненной позиции человека в мире, выявление и реализацию его человеческой сущности» (В.В. Краевский, Т.И. Петракова, И.А. Соловцова); овладение опытом выработки «внутренней системы» регуляторов поведения, выбора культурных смыслов и ценностей, обретения новых свойств и качеств в движении личности к «новому состоянию духа», (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, В.В. Сериков). Следовательно, присвоение духовно-нравственных ценностей личности – внутренне детерминированный процесс развития личности в доминанте духовности, нравственности.

Сущность духовности – в утверждении высших нравственных ценностей. Духовность есть воплощение ценностной стороны природы сознания, его личностная характеристика. Духовность нельзя привить искусственно. Она усваивается в образе жизни. Если она насильственно навязывается извне, то за кратким периодом внешнего ее принятия неизбежно следует процесс отторжения, зачастую сопряженный с явной агрессией. Одно из самых безболезненных и эффективных средств предотвращения негативных социальных явлений – развитие и обогащение духовно–нравственного потенциала личности.

В категории духовности отражается стремление к познанию смысла жизни. Великие и вечные вопросы о сущем и должном, об истине и правде, о назначении своей жизни стоят перед человеческим разумом. И человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.

Ценность, как категория культуры, выступает мерой, значением, важностью объекта или субъекта. Это зафиксированный культурный знак, проверенный, устоявшийся в жизни как человечества, так и отдельной личности. Ценности выражены в убеждениях человека, его вере по поводу того, что такое хорошо, плохо и к чему он безразличен в жизни. Ценность – это то, что приобретает личностный смысл для индивида, коллектива, социальной группы. Следует учесть, что путь присвоения ценностей проходит, прежде всего, через переживания, т.е. тесно связан с эмоциональной сферой. В зависимости от глубины, прочности присвоения ценностей во внутренней картине мира личности меняется сила их мотивационного воздействия на сознание. Однако они выполняют эту функцию лишь в том случае, если становятся внутренним стимулом человеческой жизнедеятельности, то есть переведены во внутренний план действия, присвоены им, являются достоянием личности.

Нравственность в рамках аксиологического подхода - «ценностное отношение к миру, то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно-обусловленное содержание» (А.А. Гусейнов). Нравственность не формируется педагогом «извне», а всякий раз «заново» рождается в опыте индивида, лишь становясь его собственным личностным опытом. Нравственность – «почва, на которой вырастает духовность». В сочетании оба феномена составляют «основу личности, где духовность – вектор ее движения» (Т.И. Петракова, В.В. Сериков). Духовность - качественная характеристика целостной личности (Л.С. Франк); главный отличительный признак человека (В.С. Соловьев); «корень» подлинно человеческого существования (Н.А. Бердяев); «фундаментально-основополагающее качество человека».

На основе анализа литературы мы пришли к выводу, что процесс присвоения духовно-нравственных ценностей подростками – это внутренне детерминированный процесс освоения мировоззренческих ориентиров, духовных идей, установок и отношений, выражающихся в потребности и способности человека воспроизводить и транслировать усвоенные общечеловеческие нормы жизнедеятельности и социального поведения, направленные на действия во благо других и самосовершенствование.

Речь идет не только о знании, а именно об осознании и о том, какой личностный смысл способна приобрести для подростка та или иная ценность (А.Н.Леонтьев). Такое развитие сознания подростка имеет свою последовательность. Сначала подросток под влиянием различных источников информации узнает о тех или иных ценностях и постепенно осознает их. Затем эта ценность должна приобрести для подростка характер личностного смысла: однозначность, максимализм оценок – отличительные особенности подросткового возраста. В зависимости от того, какой личностный смысл приобретает для подростка духовно-нравственная ценность, она становится или не становится для него реальным отношением, т.е. объектом индивидуально-избирательных связей.

Рассматривая содержание духовно-нравственных ценностей подростков, мы выделили четыре группы ценностей, способствующих гармоничному духовно-нравственному развитию личности:

- общечеловеческие духовно-нравственные ценности (добро, красота, любовь, мир, природа);

- духовно-нравственные ценности мировой и национальной культуры (культура, культурное наследие, традиции, знания, эрудиция, образование памятники культуры, искусства, национальные идеи, менталитет);

- ценности, связанные с позитивным отношением к окружающему миру, к Другому человеку (коллектив, общественное мнение, труд, интересы страны, семья, мораль);

- ценности, определяющие процесс формирования позитивной «Я»-концепции, ориентирующие подростков на самопознание, саморазвитие и самореализацию (индивидуальность, неповторимость, нестандартное мышление, уникальность личности, творчество).

Обобщение исследований по проблеме психологических особенностей подросткового возраста показало, что данный возрастной период является наиболее сензитивным для присвоения духовно-нравственных ценностей, поскольку выступает качественно новой стадией духовного развития личности (Э. Шпрангер), периодом «духовного рождения личности» (В.С. Мухина). К психологическим особенностям рассматриваемого возраста относятся:

- развитие эмоциональности, стремление к идеалу, способствующие становлению нравственных, гражданских, эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости на окружающую действительность;

- качественные изменения в интеллектуальной сфере – формирование абстрактного, теоретического, обогащение образного мышления, способствующие развитию самосознания подростков, усвоению общечеловеческих ценностей;

- чувство взрослости, которое при создании определенных педагогических условий способствует развитию самоконтроля, самокритичности, способности к взаимодействию;

- становление «Я»-концепции, позволяющее развить способность к самооценке, самоанализу, рефлексии.

Духовно-нравственное воспитание подростков ведется всеми образовательными учреждениями, но детский загородный лагерь имеет свои специфические педагогические возможности.

Особенностями детского загородного лагеря как социального института воспитания, позволяющими более активно присваивать духовно-нравственные ценности подростками, являются следующие:

- детский загородный лагерь организуется в каникулярное время, т.е. подросток свободен от учебных нагрузок, обязательного расписания и обладает определенной степенью свободы. Это свободное время может быть использовано для духовно-нравственного развития личности ребенка и присвоения духовно-нравственных ценностей;

- детский загородный лагерь расположен в живописном месте, за городом, у реки или моря, что представляет возможности для экологического воспитания, а также физического развития подростка. Складываются наиболее благоприятные обстоятельства для формирования и развития ориентаций на такие ценности как физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, восприятие человека как части природы, охрана и защита природы и животного мира;

- в детском загородном лагере подросток попадает во временный коллектив, характерными чертами которого является сборность, автономность, изолированность. При создании определенных педагогических условий пребывание в таком коллективе способствует присвоению ценностей: коллектив, общественное мнение, а также развитию таких личностных качеств как ответственность, самостоятельность, умение работать в коллективе;

- в детском временном коллективе активно проявляются такие факторы как динамизм и интенсивность общения. Складываются наиболее благоприятные обстоятельства для формирования культуры межличностных отношений, усвоения норм, правил поведения в обществе, другими словами, ценностей межличностного общения;

- скрытая педагогическая позиция вожатого, его круглосуточное пребывание вместе с подростками дают ему возможность узнать их как бы изнутри, выявить действительные их интересы и потребности, увидеть их не только в официальной обстановке или творческой деятельности, но и в быту. В свою очередь это позволяет вожатым влиять на процесс присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в большей степени, чем учителю в школе;

- включение в разнообразные виды деятельности, которые подростки выбирают сами, насыщенность воспитательного процесса представляют для них гораздо больше возможностей для самореализации и самоутверждения, чем в школе. Детский загородный лагерь – это место, где подросток может заниматься творческой деятельностью, развивать свои творческие способности, которые высоко ценятся окружающими. Очень важно, что подросток осваивает такие ценности как личность, индивидуальность, нестандартное мышление.

Нами была разработана модель присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере (рис. 1). Модель включает в себя: цель, теоретические подходы к данному процессу:


Рис. 1 Модель присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере


· личностно-ориентированный – присвоение духовно-нравственных ценностей осуществляется эффективно, если он обращен к личностным смыслам каждого подростка;

· аксиологический – ценностное отношение к миру, процесс ориентирован на освоение общечеловеческих, культурных, национальных ценностей;

· культурологический, присвоение духовно-нравственных ценностей происходит в смысловом поле культуры;

· деятельностный – освоение ценностей происходит в процессе включения в различные виды деятельности.

Принципами присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере являются принцип доброжелательного отношения к окружающему миру, людям, самому себе, добровольности выбора видов деятельности, учет потребностей и интересов подростков, сотрудничества и сотворчества, сочетания индивидуальных, групповых, коллективных форм творческой деятельности, самоуправления. Содержательными компонентами данного процесса выступают: когнитивный (это знания о духовно-нравственных ценностях, общечеловеческих ценностях, ценностях мировой и национальной культуры); мотивационно-поведенческий (духовно-нравственная мотивация поведения подростков, выработка и проявление нравственной позиции во взаимоотношениях с другими людьми, нравственные поступки); эмоционально-чувственный (стимулирование проявления позитивных эмоций, переживаний, чуткости, отзывчивости); рефлексивно-оценочный (самостоятельность оценочных суждений, адекватная самооценка, толерантность по отношению к другим).

В модели обозначены уровни сформированности духовно-нравственных ценностных ориентаций личности подростка:

· конформистский – практическое отсутствие представлений о духовности, нравственности, идеалах, общечеловеческих ценностях, ценностях культуры, отсутствие своего собственного мнения, в поведении - приспособление к окружающим, копирование поведения, неумение оценить свои и чужие поступки;

· ситуативный – фрагментарность знаний, размытые представления о духовности, нравственности, идеалах, общечеловеческих ценностях, ценностях культуры, в то же время зарождение и развитие интереса к этим вопросам, ситуативное высказывание своей точки зрения, в поведении – появление своей линии, проявление нравственного отношения к другим, появление первых умений оценить себя и других;

· устойчивый – достаточный объем знаний, положительное отношение к духовным и нравственным ценностям, освоение и присвоение этих ценностей, сформированная духовно-нравственная позиция в поведение, адекватная самооценка, устойчивые умения адекватной оценки поступков других людей с точки зрения духовно-нравственной позиции,

· творчески-активный – большой объем знаний, постоянное стремление к их пополнению, активное проявление духовно-нравственной позиции, отстаивание и пропаганда идеалов духовности и нравственности, толерантное отношение к другим людям.

Формами воспитательной работы, в которых эффективно происходит процесс присвоения духовно-нравственных ценностей подростками в детском загородном лагере, являются – клубная и кружковая работа: в лагере могут создаваться самые разные клубы, творческие мастерские («гостиные»), к примеру - театральный, танцевальный, авторской песни, психологический, юных журналистов и др. В эти клубы могут входить подростки из разных отрядов, тем самым круг их общения расширяется, и главное, их объединяет общий интерес. Деятельность спортивных секций, участие в которых носит добровольный характер, а направленность занятий определяется самими подростками. Организация праздников в детском оздоровительном лагере – неотъемлемая часть воспитательной деятельности, важно наполнить их духовно-нравственным содержанием (Бал цветов, Русский праздник, Праздник Ивана Купалы, День «белых журавлей»). Проведение тематических дней (к примеру, Дня Берендея, Дня памяти), вечеров (таких как Вечер театра, Литературный вечер), общелагерных и отрядных коллективных творческих дел («Звучащие краски», «Театр - экспромт», «Если с другом вышел путь» и т.д.) предполагают включение подростков в различные виды творческой деятельности и способствуют присвоению духовно-нравственных ценностей подростками.

Педагогическим средством



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: