С точки зрения мозговой организации переработка слуховой информации делится на два вида – переработка речевой слуховой информации и переработка неречевой слуховой информации. Первый вид преимущественно связан с функциями левого полушария, второй – правого.
Пробы на воспроизведение ритмических структур. Состоит из неакцентированных и акцентированных ритмических структур. Успешность выполнения зависит от качества переработки слуховой информации и от серийной организации движений.
Процедура проведения: психолог выстукивает ритмическую структуру прикрывая стучащую руку экраном, листом бумаги, чтобы исключить опору на зрительное восприятие. Инструкция: «Сейчас я буду стучать, послушай, а потом по моей команде постучи также».
II II II III III III III III III (быстро) II II II (быстро) II*** I** **I ***II
* – тихие удары I – громкие удары. Каждая структура предъявляется по 2–3 раза.
Пробы на оценку ритмических структур. Пробы исследуют сформированность процессов обработки неречевой слуховой информации.
Процедура: проба выполняется после пробы на воспроизведение ритмов. Инструкция: «А сейчас я снова буду стучать, нужно определить по сколько раз я стучу, по 2, по 3 или иначе»
II II II III III III II II II (быстро) III III III (быстро)
Ритмы по инструкции исследуют состояние функций программирования и контроля и серийной организации, поэтому учитываются при анализе этих функций.
Процедура: проба выполняется после пробы на воспроизведение ритмов. Инструкция: «А сейчас постучите так, как я скажу» по 2 раза; по 3; 1 громко и 2 тихо; 3 тихо и 2 громко.
Параметры оценки: Для каждой серии отдельно подсчитывается количество правильно выполненных проб с 1 попытки.
|
Методы исследования переработки речевой слуховой информации.
Практикум:
1. Выполнение пробы в парах поочередно с последующей оценкой.
2. Обработка протокола.
а) воспроизведение ритмов по образцу
II II II III III III III III III II II II II… I.... I … II
+; +; +; III III III; беспор. стук; 11..; +; беспор. стук
б) оценка ритмов
II II II III III III II II II быстро III III III быстро
шесть?; +; +; по 3,+; не знаю
в) выполнение ритмов по инструкции
по 2 по 3 1 громко и 2 тихо 3 тихо и 2 громко
+ + П.... беспорядочный стук
Проба на запоминание двух групп по три слова позволяет оценить особенности обработки слухоречевой информации: фонематического восприятия и памяти этой модальности. Первое воспроизведение свидетельствует о состоянии непроизвольной слухоречевой памяти, третье воспроизведение позволяет оценить объем памяти этой модальности, отсроченное воспроизведение дает возможность проверить долговременное хранение и устойчивость к интерференции. В качестве стимульных слов предъявляются детям дошкольного возраста: 1) дом, лес, кот; 2) ночь, игла, пирог; школьникам и взрослым: 1) холод, рама, клин; 2) гость, риск, дождь. Слова подобраны таким образом, что провоцируют семантические и фонематические ошибки, кроме того, использованы низкочастотные слова (риск, клин).
Процедура: психолог дает инструкцию внимательно послушать слова, после чего называет слова первой группы, испытуемый повторяет их, психолог называет слова второй группы, испытуемый повторяет. Затем психолог просит повторить все слова, какие испытуемый запомнил. После этого дается инструкция: «Послушайте еще раз и постарайтесь все запомнить». Психолог вновь называет слова первой группы, испытуемый повторяет, ему предлагаются слова второй группы – он повторяет их, а затем воспроизводит все, что запомнил. Такая процедура повторяется еще раз (т.е всего три раза). После третьего воспроизведения испытуемого переключают на выполнение счетных действий (счет в прямом и обратном порядке в неупроченной ситуации, сложение, вычитание, отсчет от 50 по 3; от 100 по 7 с учетом возраста). Затем испытуемого снова просят вспомнить слова, которые он запоминал (без предварительного предъявления).
|
Параметры оценки: 1–4) Показатели продуктивности 1–4 воспроизведения. В объем засчитываются правильно воспроизведенные слова, а также слова с одной звуковой заменой (риск – рис; холод – голод; клин- Клим); 5) Количество звуковых замен во всех воспроизведениях; 6) Количество искажений стимульных слов; 7) Количество вербальных замен на основе семантической близости (рама – окно; дождь – снег); 8) Количество вплетений посторонних слов или контаминаций; 9) Количество горизонтальных повторов (повтор слова в пределах одного воспроизведения); 10) Количество вертикальных повторов слов (инертный повтор допущенной ошибки в последующих воспроизведениях); 11) Количество пропущенных слов во всех воспроизведениях; 12) Количество нарушений порядка следования слов; 13) Количество переходов слов в другую группу.
Практикум:
1. Отработка процедуры и ведения протокола.
2. Обработка протоколов.
Больная В. (58 лет)
1 повторение: 1 воспроизведение
+ + +; голод – –;
+ + + +, дождь, –.
2 повторение 2 воспроизведение
|
+ + +; + + –;
+ + +. + + +.
3 повторение 3 воспроизведение
+ + +; + + +;
+ + + + + +.
Отсроченное воспроизведение:
+ + рана;
+, дождь, риск.
Вадим П. 1 класс.
1 повторение: 1 воспроизведение
+ + клим; +, рис, дождь
гвоздь + + – – –
2 повторение 2 воспроизведение
+ + климт; + – –;
+ + + грист, криск, –.
3 повторение 3 воспроизведение
+ рам, климт; + + крись;
грость+ дож. вись, – –.
Отсроченное воспроизведение:
рама, ветер, гриск;
– – –.
Понимание слов, близких по звучанию. Это задание из «Методики оценки речи при афазии» (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981). Проба направлена на исследование фонематического слуха и слухоречевой памяти ребенка.
Материалом являются 10 картинок, изображающих предметы, названия которых близки по звучанию: точка – дочка, почка – бочка, трава – дрова, коса – коза, миска – мишка. (Приложение 4)
Процедура: Испытуемому предъявляют 2 листа с 10 картинками, психолог предварительно называет их. Инструкция: «Я буду называть предметы на картинках, а ты (Вы) – их показывать в том же порядке. Смотри(те) на меня». (Последняя инструкция дается с тем, чтобы испытуемый не мог находить нужные картинки во время предъявления слов). Если испытуемый все равно смотрит на листы их нужно закрыть. Слова предъявляются четко и без пауз. Если испытуемый начинает проговаривать слова, ему предлагают продолжить задание молча.
- Точка мишка коса.
- Трава дочка миска.
- Коза дрова почка мишка.
- Точка миска бочка дрова.
Понимание слов, близких по значению. Это также задание из «Методики оценки речи при афазии» (Цветкова, Ахутина, Пылаева, 1981).
Материалом являются 10 картинок, изображающих людей, выполняющих действия, близкие по значению: ставит, кладет, вешает, несет, держит, крутит, катит, тянет, ведет, бросает (Приложение 5).
Процедура: Испытуемому предъявляют 2 листа с 10 картинками, психолог предварительно называет их. Инструкция: «Я буду называть действия, а ты (Вы) – их показывать в том же порядке. Смотри(те) на меня». Слова предъявляются четко и без пауз. Если испытуемый начинает проговаривать слова, ему предлагают продолжить задание молча.
- Кладет, ведет, тянет.
- Держит, ставит, катит.
- Бросает, вешает, несет, кладет.
- Ставит, крутит, ведет, тянет.
Параметры оценки (Фотекова Т. А., Ахутина Т. В., 2007): 1 б – правильное выполнение; 0,5 б – переспрос, увеличение латентного времени выбора картинки; 0,25 б – изменение порядка слов; 0 б – пропуски, замены, добавления слов.
Практикум:
1. Освоение процедуры проведения проб.
2. Обработка протоколов обследования.
а) понимание названий предметов:
точка мишка коса + + коза
трава дочка миска + почка, дочка, +
коза дрова почка мишка + +, бочка, –
точка миска бочка дрова +, – + –
б) понимание названий действий:
кладет ведет тянет ставит + +
держит ставит катит несет + +
бросает вешает несет кладет 1, 2, – ставит
ставит крутит ведет тянет кладет, катит + +
Пробы на называние предметов и действий проверяют номинативную функцию речи.
Процедура: испытуемому поочередно предъявляют листы с картинками, изображающими предметы и действия (по 5 средне- и по 10 низкочастотных согласно словарю Э. Штейнфильдт) (приложения 6–7).
Предметы. Инструкция: «Называй(те) одним словом, что тут нарисовано»
- часы, пальто, очки, кровать, лестница;
- сито, карандаш, руль, колесо, лопата;
- крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос.
Действия. Инструкция: «называй(те) одним словом, что делает человек?»
- одевает, кормит, плавает, плачет, строит;
- копает, гладит, рисует, вяжет, рубит;
- подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает (набирает).
В протоколе фиксируются ответы, паузы, поиски слов.
Параметры оценки: 1 б – точное наименование; 0,5 б – поиск с нахождением правильного наименования, или ответ словосочетанием; 0,25 б – близкая вербальная замена, искажение звуковой структуры слова; 0 б – отказ, далекая словесная парафазия, замена глагола на существительное и наоборот.
Практикум:
1. Отработка процедуры проведения пробы в группах по два человека с протоколирование результатов.
2. Обработка протокола.
Предметы:
часы, пальто, очки, кровать, лестница; +; халат, плащ; +; +; ступеньки.
сито, карандаш, руль, колесо, лопата; ситка; +; ……+; +; +.
крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос. тигр; +; щепилка; скоровода; +
Действия:
одевает, кормит, плавает, плачет, строит; делает, +; есь дает; +; терет глаза,+; делает.
копает, гладит, рисует, вяжет, рубит; +; +; +; шьет, вяжет; делает.
подметает, причесывается, трет, привязывает, черпает (набирает). метет; расческой делает; терет; вешает; делает.
Рассказ по серии сюжетных картинок. Для оценки качества переработки слухоречевой информации и номинативной функции речи может быть использован критерий лексического оформления текста: 3 б. - адекватное использование вербальных средств: 2 б. – поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены; 1 б. – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо выгнали, примули вместо приняли и т.д.); 0 б. - далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Пересказ также позволяет оценить номинативную функцию речи. Для этого также используется критерий лексического оформления текста с той же, что и для рассказа, системой оценки.