Глава 1
Глаз-алмаз
Физиологическое развитие глаза ребенка заканчивается примерно к двум годам. В этом возрасте глазное яблоко становится таким же, как и у взрослого. Мускулатура, которая осуществляет движение глаз, а также все важные нервные окончания сформированы. Но мы знаем, что ребенку потребуется еще много времени для того, чтобы в совершенстве освоить работу этого биологического механизма. Чтобы эффективно использовать собственное зрение, он должен накопить огромный опыт, который позволит ему правильно и полно воспринимать и понимать все обилие визуальной информации.
Развитие осмысленного видения у детей — важная задача. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ним функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.
В идеальных условиях, в увлекательном окружении и при обилии возможностей для игры, ребенок овладевает способностью тонко дифференцировать зрительную информацию.
Тем не менее многие дети отстают в своем развитии. Родовые микротравмы головного мозга, вызванные недостатком кислорода, могут привести к трудностям, которым особенно подвержены первенцы (в первую очередь мальчики). Ригидные методы воспитания, запугивание или агрессивная среда также отрицательно влияют на развитие осмысленного восприятия. С помощью специальных игр мы можем помочь детям частично наверстать упущенное, развить их зрительную память. Прежде чем перейти к этой теме, кратко опишем важнейшие свойства зрительного восприятия.
1. Острота зрения. Это наше умение замечать мелкие детали движущихся и неподвижных объектов. Нет ничего удивительного в том, что острота зрения при взгляде на движущиеся объекты развивается немного позже, особенно интенсивно это происходит в два периода: между пятью и семью годами и между девятью и двенадцатью годами.
|
2. Предметность зрительного восприятия. Это способность выделять какой-то предмет из его видимого окружения. В возрасте между тремя и четырьмя годами это качество развивается довольно медленно, пиком развития становится возраст между четырьмя и шестью годами.
3. Объемность зрительного восприятия. Это возможность воспринимать предмет трехмерно. Мы можем распознать поверхностную структуру предметов, видим предметы в перспективе. Трехмерность воспринимаемой картины — первая информация, поступающая в головной мозг. Кроме того, даже когда мы закрываем глаза, мы можем представлять объемные предметы. Развитие трехмерного зрения еще не до конца изучено. У детей в возрасте трех-четырех лет часто появляется так называемая ложная трехмерность в оценке размеров вещей. В пять-семь лет количество таких ошибок ощутимо падает. Когда мы просим детей кидать или ловить предметы, мы должны представлять, какие трудности нужно преодолеть малышу, чтобы научиться манипулировать с объектом, движущимся в пространстве. Когда ребенок, к примеру, хочет поймать летящий мячик, то, предупреждая возможные последствия, он сначала предпочитает защититься, слегка отклонив голову. Он смотрит на мяч только одним глазом, и этой «одноглазой» информации ему недостаточно, чтобы скоординировать движения. В полном объеме трехмерное зрение появляется у ребенка в возрасте около двенадцати лет, однако это умение необходимо развивать и впоследствии.
|
В этой главе собраны игры, которые помогают развивать осмысленное видение. Мы предлагаем разнообразные упражнения, которые вызывают у детей любопытство и желание научиться тому, что уже умеют делать старшие дети и взрослые. При этом, радуясь успехам детей, ведущий не должен забывать об их праве на ошибки, важно помнить, что именно через пробы и ошибки дети осваивают новое. Искусство ведущего группы состоит в том, чтобы выбирать подходящие игры и упражнения, предоставлять детям возможности учиться, подбадривать группу и радоваться, когда дети преодолевают трудности.
1. Привет, глазки!
Описание. Эта игра — превосходная разминка. У детей появляется возможность сконцентрироваться, сфокусировать взгляд и посмотреть в глаза друг другу. Таким образом дети учатся устанавливать контакт с другими.
Упражнение будет еще более приятным, если в ходе его выполнения будет звучать спокойная, красивая музыка.
Возраст участников: от 4 лет
Инструкция детям. Сядьте в круг на стулья (или на пол).
Я вижу много чудесных, больших, внимательных глаз. Я вижу карие глаза… серые глаза… зеленые глаза… голубые глаза.
Давайте попробуем поиграть в игру, в которой вы сможете разговаривать глазами. Вы знаете, как можно разговаривать глазами? Что вы говорите с их помощью, когда, например, закрываете глаза? А что вы говорите глазами, когда широко открываете их? Что вы говорите ими, когда мигаете? А как ведут себя ваши глаза, когда вы хотите сказать другому ребенку: «Привет, я хочу поиграть с тобой»?
|
Каждый из вас может попробовать посмотреть в глаза кому-нибудь на противоположной стороне круга. Когда этот человек посмотрит на вас в ответ, вы оба встаете и меняетесь местами. Проходя мимо, вы можете поприветствовать друг друга: пожать руку, улыбнуться или сделать что-нибудь смешное, например, потереться носами…
(Количество участников должно быть четным, чтобы возможность поменяться с другим была у каждого.)
Прищепка для белья
Описание. Задача участников — попадать в цель, закидывая прищепки в емкости с разными — маленькими или большими — отверстиями. Важно, что каждый ребенок может выбирать, в какой именно сосуд ему целиться. Таким образом, он может оценить свои возможности и выбрать посильную для себя задачу. Кроме того, в этом упражнении дети тренируются в умении фиксировать цель и следить глазами за движущимся объектом. То обстоятельство, что они могут подниматься со своего места, делает для них задачу особенно привлекательной.
Материалы: вам понадобятся прищепки и емкости с отверстиями разной ширины — например, консервная банка, коробка из-под обуви, корзина для бумаг, цилиндрическая ваза и т.д.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу посмотреть, как хорошо вы умеете целиться.
Один из вас садится на этот стул и получает три (или больше) прищепки. Он должен попробовать закинуть эти прищепки в одну из емкостей. При этом он сам решает, куда будет кидать прищепки — в коробку, банку или вазу. Посчитайте количество попаданий. Каждая прищепка, которая падает в емкость, считается попаданием.
(В начале упражнения вы можете сами поставить перед ребенком одну из емкостей. Спросите у малыша, удобно ли расположена емкость.
Если группа большая или дети уже знакомы с этим упражнением, вы можете разделить ребят на тройки или четверки и поэкспериментировать, перемещая емкости в пространстве.)
Карандаш
Описание. С помощью простых предметов дети могут поучиться концентрировать взгляд и ориентироваться в пространстве.
Материалы: на каждого ребенка два новых, круглых, незаточенных карандаша.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. (Чтобы привлечь внимание детей, начните с упражнений на удержание равновесия.) Можете ли вы удержать карандаш, который лежит поперек вашего указательного пальца? Сможете ли вы удержать его на другом пальце?.. А на другой руке? Сможете удержать его на лбу? Или на носу? Где вы вообще сможете его удержать?
Теперь положите, пожалуйста, карандаш на пол. Покатите карандаш по полу одним пальцем. А теперь покатите другим пальцем. Можете ли вы катать карандаш кончиками пальцев?
Ложитесь на пол и попробуйте катать карандаш с помощью вашего дыхания. Для этого возьмите книгу и положите ее на пол рядом с карандашом. Подуйте на карандаш так, чтобы он попал в цель — дотронулся до книги. Попробуйте увеличить расстояние от карандаша до книги… Еще немного увеличим расстояние. (Это задание вдохновляет детей, но не следует делать более трех попыток — упражнение не должно привести к гипервентиляции.)
А сейчас положите карандаш так, чтобы один его конец смотрел вперед. Покажите мне, как вы двигаете карандаш с помощью больших пальцев вперед, потом назад, в одну сторону, в другую… При этом конец карандаша должен все время указывать одно и то же направление — смотреть вперед.
А сможете ли вы двигать карандаш с помощью других частей своего тела? Можете ли вы при этом следить за тем, чтобы он все время указывал одно и то же направление?
Теперь положите на пол два карандаша рядом, на небольшом расстоянии друг от друга. Карандаши должны лежать параллельно друг другу и смотреть вперед. (Покажите их расположение на примере.) Знаете ли вы, что значит слово «параллельно»? Можете ли вы двигать карандаши вперед только большими пальцами, и при этом следить за тем, чтобы они оставались параллельны друг другу? А можете ли вы двигать их назад? Можете ли вы двигать их как-то еще, чтобы они оставались параллельны?
А теперь снова положите их параллельно друг другу, но на таком расстоянии, чтобы вы могли прыгать между ними…
Прыгните в пространство между карандашами…
Выпрыгните оттуда…
Теперь, прежде чем вы снова прыгните между карандашами, сделайте расстояние между ними больше…
Прыгните между карандашами… и еще раз… Вы можете прыгать на двух ногах одновременно или на одной ноге, как захотите.
Сделайте расстояние еще больше…
Хорошо!
Вокзалы
Описание. Чтобы вызвать у детей интерес, в этой игре мы используем простые истории. Когда дети заинтересованы, они могут выполнять несколько связанных друг с другом заданий одновременно. В первую очередь они должны научиться выстраивать маршрут и следовать ему. Это требует внимания и собранности. Более того, дети могут передвигаться разнообразными способами, а также потренироваться удерживать равновесие и координировать свои движения.
Материалы: вам понадобится один моток клейкой ленты, чтобы обозначать рельсы, и стулья, чтобы обозначать вокзалы. В начале игры прикрепите к полу клейкую ленту, отмечая интересный, изобилующий поворотами путь, так чтобы она образовала одну непрерывную линию. Какие-то участки пути могут быть прямыми, какие-то — извилистыми. Вы можете сделать путь более интересным и увлекательным, соорудив на нем туннель (стол) и сделав объезды углов или крупной мебели. Каждый вокзал обозначается стулом, который расположен над путями. Вокзалов должно быть столько, чтобы с каждого из них могла стартовать группа из двух или трех детей.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям. Когда вы последний раз путешествовали по железной дороге? Смотрите, что здесь построено. Клейкая лента на полу показывает, где находятся рельсы, по которым ходят поезда. Стулья — это вокзалы, на которых поезда делают остановки. А вы будете поездами с пассажирами, которые едут из одного места в другое.
Я хочу, чтобы вы отправлялись с вокзала вдвоем, поэтому станьте так, чтобы у каждого вокзала было по два человека. Теперь нам надо узнать, в каком направлении будут ходить поезда. Вы можете показать мне, в каком направлении вам удобно двигаться. Хорошо!
Сначала вы должны быть прыгающим поездом. Станьте, расставив ноги, над линией и прыгайте до ближайшего вокзала, где мы выйдем из поезда, чтобы купить что-нибудь поесть…
(Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите их, что именно они купили.)
Сейчас поезда отправятся дальше. Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайший вокзал. Теперь поезд должен прыгать только на одной ноге. Вы сможете удержать равновесие и прыгать на одной ножке? Когда вы достигнете ближайшего вокзала, мы сделаем перерыв, и вы сможете купить себе что-нибудь попить…
(Когда все дети прибудут на ближайший вокзал, спросите, что именно они купили себе попить.)
Все на посадку! Покажите мне пальцем, где находится ближайшая станция. Теперь поезд должен добираться до нее, как крокодил, передвигаясь по полу на руках и ногах. Пути находятся между вашими руками и ногами, поэтому вы должны двигаться до ближайшего вокзала медленно. На следующей станции мы сделаем перерыв, чтобы купить что-нибудь, во что вы сможете поиграть.
(Пусть дети сообщат, что именно они купили на этот раз. Дайте им возможность немного поиграть в воображаемую игру с тем предметом, который они купили. При необходимости помогите организовать игру. Затем переходите к завершающему этапу.)
А теперь мы уберем все вокзалы, и у нас получится одна бесконечная железная дорога. Станьте так, чтобы линия была между вашими ногами. Положите руки на плечи ребенка, стоящего перед вами. Первый ребенок — локомотив, остальные — вагоны. Пусть ваши руки будут вытянуты так, чтобы вы могли видеть пол. Теперь покажите мне, как поезд медленно отправится в путь и проедет по всей дороге.
Спички без головок
Описание. Мы можем потренировать зрительную память детей и поучить их удерживать мелкие предметы. Дети должны координировать движения глаз и рук и тщательно контролировать движения тела.
Лучше, если ребята будут босиком.
Материалы: вам понадобится три спички без головок на каждого ребенка, которые следует приготовить до начала игры.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Я хочу посмотреть, можете ли вы играть с совсем мелкими предметами. Я дам каждому из вас по спичке. Сядьте здесь.
Теперь вы можете попробовать, как спичка держится на вашем пальце. Покажите мне, что вы делаете… Хорошо…
Сейчас вы получите вторую спичку. Положите обе спички на два разных пальца той же руки. Вы можете их удержать?…
Я дам вам еще и третью спичку. Можете ли вы удержать все три спички на трех разных пальцах той же руки?… Молодцы!
Теперь попробуем с другой рукой. Сначала одна спичка… потом две… потом три… А сейчас подвигайте рукой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не попадали с пальцев?
Можете ли вы удержать все три спички на руке, на верхней части кисти, на плече, на предплечье?
Попробуйте с другой рукой. Подвигайте ею. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не упали?
Теперь я хочу посмотреть, можете ли вы удерживать спички на ноге. Можете ли вы удержать спички на ступне, на колене или на бедре? Подвигайте ногой. Сколько движений вы можете сделать так, чтобы спички не падали?
Теперь попробуйте с другой ногой. Удерживайте все три спички и покажите мне, как вы будете при этом двигать ногой…
Можете ли вы удерживать три спички между пальцами ног, когда медленно идете? Идите очень осторожно и удерживайте спички пальцами ног…
Теперь попробуйте идти и удерживать спички другой ногой…
А сейчас покажите, как вы сможете удержать три спички на себе, если будете медленно двигаться. Выберите три места, где вы хотите положить спички, и покажите мне, как вы двигаетесь, чтобы спички не падали…
Положите спички на три других части вашего тела. Старайтесь использовать обе стороны тела. Идите медленно, чтобы спички не упали… Хорошо.
Кого нет?
Описание. В этом упражнении тренируется зрительная память детей. Для его выполнения участники группы должны быть знакомы друг с другом более двух месяцев. За это время развивается определенное чувство единения, и они с интересом реагируют на вопрос «Кого нет?».
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Все вместе сядьте в круг на пол. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Кого нет?».
Один ребенок выходит за дверь примерно на минуту и ждет. Другой ребенок в это время прячется в комнате. Затем первый ребенок возвращается и осматривает всю группу, чтобы понять, кто отсутствует. Когда он определяет, кого нет, он должен его назвать. Если он не может вспомнить имя, он может описать этого ребенка.
Если угадывающий ребенок не понимает, кто спрятался, то спрятавшийся ребенок может помочь ему, сказав, например, следующее:
«Так звучит мой голос.
Я ношу очки.
Я подруга Яны».
Потом другой ребенок прячется за дверь…
Сильный ветер
Описание. В этой игре дети тренируют чувство пространства и регулировать силу и ритм дыхания.
Важно, чтобы игра не длилась слишком долго, так как это может привести к гипервентиляции легких. Чтобы дети играли осмысленно, во время пауз давайте им необходимые указания.
Материалы: вам понадобятся три спички без головок и цель (книга или большой деревянный предмет).
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Ложитесь, пожалуйста, на живот на пол.
Я дам каждому по три спички без головок и цель (книгу или деревяшку). Положите книгу перед собой на расстояние вытянутой руки. Затем положите спичку, примерно в 30 см от книги, ближе к себе. (Помогите детям отмерить это расстояние. Чем старше дети, тем большим оно может быть.)
Я буду считать до пяти. Вы должны пять раз дунуть на спичку так, чтобы, когда я скажу: «Пять», она достигла книги. Можете ли вы дуть так, чтобы она достигла ее не раньше и не позже?… На старт, внимание, марш: один... два... три... четыре... пять… Хорошо. Теперь попробуем еще раз: один… два… три… четыре… пять…
Теперь пусть первая спичка лежит на книге. Возьмите вторую спичку и положите ее на пол. В этот раз я буду считать до трех. Можете ли вы так дунуть на вторую спичку, чтобы она достигла цели в три приема: один… два… три… Хорошо… Положите на книгу вторую спичку.
Теперь возьмите третью спичку и положите ее на пол. Попытаетесь дунуть так, чтобы спичка попала в цель с одного вздоха. На старт, внимание, марш! Хорошо у вас получается!
Подвижная игрушка
Описание. Дети должны обращать внимание на движения других и согласовывать с ними свои собственные движения. Одновременно это хорошая возможность для ребят проявить свою фантазию. Малыши очень любят эту игру.
Игра больше подходит для маленьких групп, для больших групп потребуется помощь двух или большего количества взрослых.
Материалы: каждому ребенку потребуется игрушка на колесиках, которую можно возить на веревочке, например, игрушечный автомобиль.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям. Я хочу, чтобы кто-нибудь из вас дал мне подвижную игрушку.
Теперь я буду ходить по комнате, и игрушка будет следовать за мной. (Походите по комнате и при этом показывайте детям, как вы наблюдаете за игрушкой: вы можете вернуться на прежнее место, затем пройти по дуге и т.п.)
Посмотрите, как я замечательно двигаюсь, при этом игрушка не опрокидывается и движется так же быстро, как и я…
Теперь покажите мне, как вы двигаетесь по комнате с вашими игрушками. Следите, чтобы они не отставали от вас и не бежали вперед. Время от времени смотрите на других детей и их игрушки, чтобы ни с кем не столкнуться…
Теперь сядьте, пожалуйста, на пол и положите игрушку рядом с собой. Посмотрите на меня, как я буду играть с каждым из вас.
Мария, сядь здесь, как будто ты — подвижная игрушка. Я как будто привязываю тебя за веревочку и медленно тяну за собой. Ты можешь двигаться так, как хочешь; ты можешь идти, ползти, прыгать, передвигаться на четвереньках… Смотри на меня внимательно, чтобы знать, в каком направлении двигаюсь я.
(Следите за движениями детей, чтобы согласовывать свой темп со способом передвижения ребенка. Синхронность ваших движений придает очарование этой игре. Походите по комнате с каждым ребенком примерно по минуте, при этом доброжелательно и радостно смотрите на него.)
Теперь ваша очередь. Я буду подвижной игрушкой, а каждый из вас сможет «повозить меня по комнате на веревочке».
(Можно вносить изменения в игру, например, вас могут водить двое или трое детей одновременно. Все-таки вы — сложная игрушка.)
География комнаты
Описание. Эта интересная игра дает детям возможность потренировать зрительную память. Ребята показывают на объекты, которые они упоминают, рукой. Играя, они могут оставаться на своих местах.
Условие игры: дети уже пробыли некоторое время в этой комнате.
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Я хочу взять вас с собой в фантастический рейс. Для этого закройте глаза и представьте, что мы тихо движемся по комнате и останавливаемся, чтобы посмотреть на предмет, который я называю. Можете ли вы с закрытыми глазами представить место, где я сейчас сижу? Я думаю, вы сможете.
Давайте начнем. Закройте глаза и пару раз глубоко вдохните. Когда мы глубоко вдыхаем, мы собираемся и концентрируемся. Я хочу услышать, как вы дышите. Хорошо.
Теперь вспомните, где находится дверь нашей комнаты для занятий. Можете ли вы поднять руку и показать на дверь, не открывая при этом глаза… Замечательно!
Вспомните, где находится окно, и покажите мне его рукой….
Вспомните, где находится полка с играми, и покажите мне, где она, с закрытыми глазами …
(Таким же образом попросите показать еще три-четыре значимых для детей предмета.)
Где находится ваше любимое место в комнате? Представьте себе его точно. Покажите рукой на ваше любимое место. Хорошо.
Теперь вы можете открыть глаза и взять парочку цветных карандашей и бумагу, чтобы нарисовать вещи, которые вы увидели в своем любимом месте.
Охота на дракона
Описание. Это живая игра, в ходе которой дети должны следить глазами за выбранной целью. Они получают возможность потренировать координацию рук и глаз. Групповая динамика способствует снижению агрессии и раздражения.
Дети наверняка будут совершать резкие движения, попросите их, чтобы они постарались быть осторожными и не сталкиваться друг с другом. Если комната не очень велика, лучше играть на улице.
Материалы: два очень легких больших мяча или две подушки размером примерно 30 х 30 см.
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Возьмитесь за руки и станьте в круг. Теперь вы отпустите руки. Я хочу предложить вам игру, которая называется «Охота на дракона». Слушайте внимательно, когда я буду объяснять ее правила.
Двое детей изображают дракона. Один из них — голова дракона. Он становится прямо здесь. Другой — хвост дракона. Он становится за первым, держа его за бедра и образуя руками кольцо.
Дракон встает в середину круга.
У нас есть два мяча. Дети в кругу кидают мячи и пытаются поразить дракона — попасть в образованное кольцо. Когда мяч «убегает» из круга, его нужно вернуть, а потом опять кинуть в кольцо. Но помните, что не следует держать мяч в руках более трех секунд.
Когда дракон поражен, его делают снова: голова дракона возвращается в общий круг, хвост становится новой головой, а поразивший дракона — хвостом.
(Вариант: можно добавить в игру второго дракона, но в этом случае надо существенно увеличить круг.)
Запомни и покажи
Описание. В этой игре дети могут потренироваться выделять объекты из фона и с закрытыми глазами находить их место в пространстве. Позднее они должны научиться вызывать эти изображения в памяти.
Возраст участников: от 5 лет.
Инструкция детям. Каждый из вас не задумываясь замечает, где находится та или иная важная для него вещь. Вы знаете, где найти свою курточку; знаете, где лежит ваша любимая игрушка, где хранится любимое печенье.
Я хочу посмотреть, как вы запоминаете, где находятся вещи.
Пройдите по комнате. Потрогайте вещи, которые вы встретите на своем пути. Потрогайте, пожалуйста, дверную ручку… корзину для бумаг… радиатор… пол… полку с игрушками… (Называйте любые объекты, которые есть в комнате для занятий.)
Теперь остановитесь и закройте глаза. С закрытыми глазами покажите мне пальцем на ту вещь, которую вы только что ощупали. Покажите на полку с игрушками… на пол… на радиатор… Покажите мне, где корзина для бумаг… где дверная ручка… Хорошо.
Останьтесь там, где стоите, и откройте на секундочку глаза… Теперь снова закройте глаза. Сейчас вы должны другим способом показать мне, где находятся предметы. Не показывайте их рукой, а развернитесь в их направлении всем телом.
Повернитесь в направлении полки с игрушками… радиатора… корзины с бумагами… в сторону пола…
(Старайтесь, чтобы дети поворачивались в различных направлениях.)
А теперь откройте глаза, я хочу посмотреть, можете ли вы перемещаться в те места, которые я вам называю. Сядьте на стулья… Теперь станьте позади стула… Теперь поставьте ногу на стул… Ложитесь на стул… Станьте между двумя стульями… Станьте у стены… Станьте в противоположной стороне комнаты… Ложитесь на пол… Станьте рядом с другим ребенком… Станьте позади другого ребенка… Ложитесь рядом с другим ребенком… Как вы должны встать, чтобы каждый из вас стоял позади другого?
(В последнем задании возможны вариации: например, дети не сами перемещаются в разные места, а переставляют какой-нибудь предмет — книжку, коробочку и т.п.)
Заколдованный круг
Описание. В этом упражнении дети могут потренировать свой пространственный интеллект. Дети чувствуют себя увереннее, когда знают, что в комнате есть все необходимые им вещи.
Чтобы ввести дополнительный элемент напряжения в игру, прежде чем в конце предложения назвать соответствующий объект, вы можете сделать небольшую паузу. Этот эффект можно усилить, если произнести предложение в нормальном темпе и лишь слово после паузы — быстро и выразительно. Чтобы поддержать напряжение, придумывайте все более и более интересные движения.
Возраст участников: от 3 лет.
Инструкция детям. Я хочу узнать, смогут ли ваши глаза найти в комнате вещь, которую я назову. Когда я скажу, к примеру: «Покажите мне, пожалуйста, где дверь», я хочу, чтобы вы развернуться всем телом в направлении двери. Вы поняли, что нужно делать? (Дайте детям время подумать, чтобы у них возникло чувство, что они могут выполнить это непростое задание.)
Покажите мне, пожалуйста, где находится коробка с кубиками…
Покажите мне, пожалуйста, где хранятся цветные карандаши…
(В дальнейшем называйте детям типичные для этой комнаты и значимые для ребят объекты.)
Теперь мы сделаем немножко по-другому. Когда я спрашиваю у вас, например, «Где находится в нашей комнате корзина для бумаги?», вы должны очень быстро добежать до нее.
Где в комнате детские книжки?
Где в нашей комнате мячи?
(Перечислите и другие знакомые детям объекты.)
А теперь возьмите каждый по игрушке и положите их на пол как можно дальше друг от друга. (Помогите детям в этом.)
А сейчас вы должны указать мне, где находится игрушка, особым образом. Когда я спрашиваю «Где находится красный автомобиль?», вы должны добежать до него и все вместе создать вокруг него заколдованный круг. Тогда я буду знать, что вы все нашли красный автомобиль.
Где медведь Марка?
Где качающаяся лошадь?
(Назовите еще несколько игрушек, которые дети положили на пол.)
Бумага и карандаш
Описание. В этой игре для решения поставленной задачи дети должны задействовать оба полушария головного мозга. Главным образом здесь отрабатывается координация «глаз—нога» и тренируются мелкие мышцы голени и щиколоток. Когда у ребят появляется чувство успеха, игра доставляет им большое удовольствие.
Материалы: на каждого ребенка по квадратному листу бумаги 50х50 см и два коротких, не очень острых карандаша, примерно по 8—10 см.
Возраст участников: от 4 лет.
Инструкция детям. Снимите обувь и носки. Я хочу посмотреть, насколько ловкие ваши ноги. Возьмите, пожалуйста, два коротких карандаша и положите их между пальцами ног. Сделайте так, чтобы пальчики смотрели вниз. Теперь попробуйте пройтись по комнате на пятках. Поднимите носочки настолько высоко, чтобы карандаши не оставили следов на полу...
Хорошо у вас получается.
Теперь попробуем сделать что-нибудь другое... Возьмите лист бумаги и положите на пол. Держите карандаш между пальцами ног. Неважно, между какими пальцами вы его разместите. Попробуйте что-нибудь нарисовать на листе.
А сейчас попытайтесь сделать то же самое другой ногой…
Давайте посмотрим на эти «ножные рисунки».