Интернет мемы в медийном поле




 

1. Введение

2. Понятие медийного поля

3. Что такое мем? Механизмы его распространения. Специфика мемов

4. Классификация мемов

5. Интернет мем как особый жанр коммуникации

6. Креолизованный текст как инструмент воздействия. Особенности креолизованного текста

7. Топ популярных мемы

8. Топ школьных мемов

 

1. Введение

В настоящее время мы часто сталкиваемся с тем, что современные учащиеся иногда с трудом могут объяснить значение общеизвестных фразеологизмов, а мудрые слова и поговорки русского народа, крылатые фразы из классических произведений все реже звучат в устной речи молодого поколения. Зато сленговые слова и выражения, принятые в интернет-сообществах, социальных сетях, чатах, блогосфере понятны, как говорится, без перевода. Вербальные и невербальные «интернет-вирусы» мгновенно распространяются в сети, зачастую выходя за ее рамки. К подобным социолингвистическим и культурологическим феноменам языка Интернета последнего времени добавились и так называемые мемы.

В настоящее время становятся особенно актуальными вопросы изучения мемов с точки зрения их коммуникативной особенности.


Цель работы - изучить понятие мемов с точки зрения их коммуникативной особенности.

Задачи работы – изучить специфику возникновения и распространения мемов;

- структурировать знания о мемах с точки зрения их возникновения, употребления;

- рассмотреть характерные особенности функционирования интернет-мемов;

- расширить понятия учащихся об особенностях употребления мемов.

 

2. Понятие медийного поля

Если говорить о медиа вообще, то в современном контексте медиа — обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность технологических средств и приёмов коммуникаций, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения в том или ином виде: текст, музыка, изображение. Обычно термин медиа не употребляется самостоятельно, чаще являясь частью сложнообразованных слов, таких как медиатекст, массмедиа, медиапространство, медиакомпетентность, медиаданные, медиасообщение, медиазависимость, новые медиа, альтернативные медиа, социальные медиа и так далее. Они, в свою очередь, порождают свои сферы влияния и особенности коммуникаций.

Не стоит путать медиа со средствами массовой информации, телекоммуникациями и иными смежными понятиями. Два главных различия:
1. Понятие медиа намного шире каждого из таких терминов или их совокупности. Медиа включает в себя предметы, которые в обычном понимании совершенно не относятся к средствам связи. Одежда, архитектура или колесо также могут быть причислены к медиа. 2. Влияние медиа на передаваемое ими сообщение существенно и не менее важно, чем само сообщение. СМИ же рассматривают исключительно как инструмент или канал коммуникации, не влияющий на смысл передаваемого сообщения.

Медиа ставят на первое место удовлетворение потребности в досуге и развлечениях, отодвигая качество информации на задний план.

 

3.История вопроса. Что такое мем? Механизмы его распространения. Специфика мемов

3.1.Сам термин мем впервые появился в 1976 году в книге «Эгоистичный ген» оксфордского профессора Ричарда Докинза и в соответствии с правилами английского произношения должен был произноситься по-русски как «мим».

Докинз определил мем как единицу «культурной информации», сходную с геном, способную хранить информацию и «размножаться». Собственно, эта способность стихийного размножения и позволяет нам называть мем вирусом.

В классическом понимании этого феномена (по Р. Докинзу), мемами могут быть те же афоризмы и поговорки, а они, как известно, являются жанрами народного творчества. Соответственно, мемы в некоторых случаях тождественны фольклору, а интернет-мемы можно назвать современным фольклором или сетевым фольклором. В таком случае, мемы, безусловно, относятся к самодеятельному искусству.

 

Т.Е. Савицкая в статье «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» тоже видит черты фольклора в мемах. Она пишет о том, что мем – явление комплексное и характерное для культуры постмодерности.

 

«В нем объединяются элементы постфольклора электронной цивилизации, впавшей в период «вторичной устности»; субкультур сетевого андеграунда; новой «зрелищной культуры» вошедших в массовый оборот отредактированных фотографий, фотомонтажей и видеороликов».

 

В то же время, по Савицкой, мемы обладают персонализированным характером контента. Автор приводит в пример такие мемы, как свидетель из Фрязино (групповая фотография напротив Фрязинского ЗАГСа, где изображен пожилой мужчина, резко отличающийся от окружающих хмурым видом и спортивной одеждой), а также видео Harlem Shake (на нем группа подростков танцует необычный танец под американскую песню Harlem Shake). Мемы могут носить индивидуализированный, абсурдистский характер оговорок и описок, различных омофонов и т.д. По мнению Савицкой, такой персонализированный и «социально заостренный» комизм мема естественно связывает его с традицией «салонного острословия» и даже обычным анекдотом.

 

На это обращает внимание и А. Ашкеров. Он говорит, что в меме есть что-то от народного анекдота из-за его способности к тиражированию. «Мем – это как бы кульминация анекдота, это наиболее живая его часть, это его пружина, которая приводит его в действие», — резюмирует автор.

 

С предыдущими исследователями согласна А.Р. Кожаринова. Она вспоминает концепцию Рашкоффа, согласно которой медиавирусы вводят в инфосферу завуалированные идеи, являющиеся, по сути, «идеологическими кодами». Медиавирусы, в свою очередь, могут распространяться при помощи коротких семиотических фрагментов — мемов.

Похожее явление, но в более глобальном масштабе, было описано и в книге «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (1994) американского исследователя СМИ Дугласа Рашкоффа.

О необходимости использования мемов в современном маркетинге, в рекламе указывал Джей Конрад Левинсон, решительно заявляя: «В наши дни бесконечного и чрезмерно разросшегося маркетинга необходимо иметь мем, чтобы выделиться в этом рекламном шуме. Необходимо использовать мем во всех маркетинговых мероприятиях, на веб-сайте, на бланках писем, на визитках - везде, где возможно. Использования логотипа (графического знака фирмы) уже недостаточно».

3.2.Что такое мем. Механизмы его распространения.

Исследователь так называемого «олбанского языка» Интернета М. Кронгауз в книге «Самоучитель олбанского» дает такое определение мемов: «... мемы - это речевые клише, связанные с одной конкретной ситуацией или текстом (фильм, роман и т.п.). Становясь модными, они воспроизводятся во множестве других ситуаций, уместно или неуместно. Мемы, имея реальный источник, по мере распространения обрастают новыми подробностями, достоверность которых проверить чрезвычайно сложно. Источники стираются, исчезают, важные фрагменты удаляются, а легенда становится важнее реальности».

Попробуем разобраться в феномене мема. Необходимо различать вербальную и невербальную составляющую мемов, широкое и узкое определение этого явления. В широком понимании к мемам относятся ролики, картинки, рисунки, фотографии, а также фотожабы (фотомонтаж какого-л. изображения с помощью редактора Adobe Photoshop; например, особой популярностью пользуются так называемые демотиваторы на одноименном сайте) и т.п., которые приобрели популярность в сети, набрали огромное количество просмотров;

в узком (вербальном) - слова и фразы, подписи к фотографиям, комиксам, искусственно созданные языки, например, «язык падонкаф» или «олбанский» язык. С языковой точки зрения мемы представляют несомненный интерес. Именно они часто становятся некими смысловыми кодами поколения активных пользователей Интернета.

Таким образом, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Последний критерий является основополагающим, потому что лишь на подражании (репликации) и строится весь механизм возникновения мема. Как единица культурной информации, мем не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Другими словами, мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.

 

В то же время мем является неотъемлемой частью искусства. А интернет-мем в частности — не что иное, как вид сетевого фольклора. Мем пришёл на смену анекдотам. Ведь сейчас при встрече или в компании никто не обменивается шутками из сборников, все обсуждают последние мемасы. И мы должны с этим смириться. Мемы — не плохо! Мемы — часть нашей культуры, атрибут современного цифрового общества.

Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: