мотивирующие агитационные




По специфике выделяются общие и специализированные (локальные). Носителями последних являются представители различных профессий или субкультур, например, специалисты IT-индустрии или медики, рокеры или любители электронной музыки.

Наконец, по источнику возникновения мема можно рассматривать как прообраз феномена конкретное событие, историю, персону, цитату, конкретную фотографию и т.д. Мемы-события это такие мемы, как заснувший на церемонии открытия Олимпиады в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев или вице-премьер Дмитрий Рогозин, простреливший себе ногу в тире. Мемы-цитаты возникают из высказываний публичных лиц: яркий пример – фраза «Это норма», принадлежащая ведущей телепрограммы о здоровье.

Среди мемов выделяются по структурным типам следующие виды.

Двусоставные – двухчастное высказывание, состоящее из завязки и панчлайна. В большинстве случаев это картинка с обрамляющим ее текстом. К такому типу относятся, например, демотиваторы – изображения с подписями, формально направленными «на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий».

Персонажные – мемы, основанные на изображении какого-либо специфического персонажа, где визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Например, мем, изображающий актера Роберта Дауни-младшего, закатывающего глаза, – даже в отрыве от контекста он несет в себе определенный посыл (отношение ретранслятора к предмету речи, выраженное усталостью и обреченностью).

Синтаксические – мемы, основанные на повторяющейся структуре текста, в которой по смыслу меняются отдельные элементы. Например, популярный афоризм «Можно бесконечно смотреть на три вещи…» становится мемом, если последнюю часть выражения заменить чем-то другим.

Ситуативные – мемы-комиксы, которые, подобно синтаксическим, представлены типовой схемой, в которой меняются отдельные элементы. Например, комикс в виде квадрата, разделенного на четыре части, в которых обыгрывается четырехчастная сценка с политиком Владимиром Жириновским.

 

Компаративные – мемы, основанные на сопоставлении двух или трех изображений (мем «Ты и тот парень»).

 

5. Интернет мем как особый жанр коммуникации

Будучи частью виртуальной коммуникации, интернет-мем выступает разновидностью «естественной письменной речи» и обладает такими признаками, как неофициальность (зачастую социальные рамки в Интернете полностью стираются); спонтанность (между возникновением желания/необходимости довести до собеседника какую-либо информацию и его осуществлением проходит незначительный промежуток времени; часто смысл отправленного сообщения, наличие в нём грамматических и/или стилистических, речевых ошибок осознаётся уже после его отправки); непрофессиональность (авторы интернет-мемов являются обычными пользователями, как и миллионы других), а также характеризуется «непринуждённостью, непосредственностью, вписанностью в конситуацию, в психологическое и социальное бытие автора».

Важной особенностью рассматриваемых текстов выступает отсутствие каких-либо требований к оформлению информации: выбор используемой лексики (в том числе нецензурной), стиля, художественных средств, темы и способов её преподнесения зависит исключительно от желания автора и его ориентированности на ту или иную аудиторию. Таким образом, можно выделить следующие особенности интернет-мема как жанра:

– спонтанность;

–стремление заинтересовать и охватить как можно большее количество пользователей;

–«кратко-живучесть», но при этом наличие большого потенциала для дальнейшего развития и распространения;

–развлекательный характер;

–нацеленность на привлечение и удержание внимания;

–быструю распространяеместь (при условии высокой популярности).

Стоит отметить, что процесс коммуникации с помощью интернет-мемов внешне проявляет себя как односторонний. Автор интернет-мема публикует своё творение, а пользователи (получатели информации) просматривают материал, оценивая его комментариями, «лайками» (от англ. to like – «нравиться») или «дислайками» (от англ. dislike – «не нравиться»), «репостами» (от англ. repost – «переотправка»). Реципиент имеет также возможность не оценивать сообщение ни положительно, ни отрицательно.

Таким образом, характерные особенности функционирования интернет-мемов подтверждают, что они являются самостоятельным жанром коммуникации. Дальнейшее изучение интернет-взаимодействия с помощью мемов позволит выявить динамику этого феномена и особенности его влияния на коммуникантов.

 

6. Креолизованный текст как инструмент воздействия. Особенности креолизованного текста.

В современном медийном пространстве активно используются разнообразные средства, возникшие и функционирующие в рамках интернет-общения. Одним из инструментов воздействия выступают интернет-мемы, в частности, такая их разновидность, как креолизованный текст, совмещающий в себе визуальный и вербальный компоненты. Данный жанр привлекателен тем, что оперативно отражает события социальной, политической и культурной жизни, реализуя креативные и игровые функции автора и адресата. При помощи визуального образа в меме не только задается тема сообщения, но и формируется особая эмоционально-экспрессивная тональность коммуникации.

Современный облик электронных СМИ невозможно представить без визуальной составляющей. Использование фотографий, инфографики, рисунков не только ускоряет, упрощает восприятие информации, но и позволяет акцентировать внимание на определенных элементах сообщения, выделить наиболее важные, на взгляд автора, смыслы.

При всем многообразии текстов, предлагаемых сегодня электронными изданиями, интерес читателя неизбежно определяется двумя факторами: наличием броского заголовка и сопровождающего статью изображения. Если читатель изначально не был ориентирован на определенную рубрику, его внимание скорее привлекут статьи с ярким визуализированным сопровождением.

Стремление к визуализации информации объясняется и такой особенностью интернет- коммуникации, как затрудненность в использовании эмоционального компонента общения при одновременной тяге к эмоциональному наполнению текста. Учитывая высокую скорость передачи информации и ее распространения, а также нацеленность на оперативное понимание читателем и желание автора донести максимально насыщенный текст, использование визуализированного текста становится способом компенсации недостающих паралингвистических средств.

Существует множество исследований, посвященных креолизованному тексту и его воздействию на людей. Например, Ю. А. Сорокин и Е. Ф. Тарасов в работе «Креолизованные тексты и их коммуникативная функция» утверждают, что «креолизованный текст характеризуется облигаторным наличием в своей структуре визуального (иконического) элемента, который интегрирован в вербальное сообщение в содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом аспектах».

Визуальный элемент служит для того, чтобы полнее раскрыть вербальное сообщение или же придать ему новое значение. Если мем удачен, он непременно получает отклик и дальнейшую жизнь в интернет-среде. В дискурсе СМИ такой мем, будучи узнаваемым, без сомнения, привлечет внимание и интерес читателей к тексту.

В качестве примера приведем мемы с изображением Дженнифер Псаки, официального представителя Государственного департамента США, получившие популярность в интернет-пространстве с вербальным текстом типа: «Я обязательно уточню (эту информацию в офисе)», «Так говорят», «Эти фотографии обошли все мировые СМИ», «Я с радостью разберусь с этим вопросом» и т. д.

Отметим, что в сети Интернет имя Псаки стало нарицательным и используется в значении ‘ерунда’, ‘бред’, на что повлияло широкое хождение фразы ‘No psaking’ на фоне ее фотографии в красном круге (русский перевод: ‘Хватит нести чушь’).

Как правило, мемы подобного рода деактуализируются вместе с утратой популярности объекта их внимания. В частности, можно отметить, что ажиотаж, который возник вокруг фигуры Псаки в связи с освещением событий, относящихся к Украине и России, в настоящее время пошел на спад в сравнении с пиком в июле-августе 2014 года. Судя по всему, тема некомпетентности сотрудников Госдепа пользователям наскучила, следовательно, данный мем в скором времени отправится в своеобразный архив.

Интернет, будучи самым популярным медиаканалом, значимость которого неизменно растет (поскольку знакомство с ним и погружение в его информационную среду начинается чуть ли не с раннего детства), помимо информативной, выполняет также рекреативную функцию. В связи с этим весьма актуальным становится использование в новостной ленте изображений, имеющих эмоционально-экспрессивный характер. Чем эпатажней картинка, тем больший интерес она может вызывать у пользователей, при этом самые популярные изображения могут в дальнейшем перейти из ранга недолговечных в ранг «долгоживущих», многократно репродуцируемых мемов. У читателей закрепляется определенная реакция на тот или иной визуальный образ и возникает вполне закономерное желание просмотреть сообщение на предмет подтверждения своих ощущений, ожиданий. Так, например, практически все значимые события, происходившие и происходящие до сих пор на Украине, оперативно осмысляются в Интернете посредством размещения фотографий (с текстом или без него) либо в виде мемов, предлагающих субъективную трактовку событий. Среди них наиболее популярными стали «Хто не скачет, той москаль!», где «скачущие» представлены в весьма ироническом ракурсе; «Вопрос от американских налогоплательщиков. Мистер Обама, почему 5 млрд. $, предназначенных для развития демократии в Украине, пошли на развитие патриотизма в России?»; ситуация с Крымом и множество других.

Важная особенность современного интернет-пространства состоит в том, что оно превращается в место реализации творческого потенциала рядовых носителей языка: здесь размывается оппозиция элитарное – массовое. Не случайно исследователи все увереннее говорят о становлении «гражданской» журналистики как нового самостоятельного направления в российских медиа. Сама возможность запечатлеть какое-либо событие при помощи доступного цифрового устройства (чаще всего – камеры сотового телефона) с дальнейшим выкладыванием его на страничке в социальных сетях или «залитием» на видеохостинги типа YouTube или RuTube привела к тому, что практически каждый пользователь Интернета при желании может стать автором сюжета о том, что оказалось незамеченным для традиционных СМИ и профессиональных журналистов.

Подобные сюжеты часто становятся популярными и обрастают всевозможными пародиями, мутируют (что является одной из отличительных особенностей мемов) через повторение. Попытка воссоздать сюжет того или иного мема означает, что он обрел определенную популярность, и его автор может рассчитывать на позитивное восприятие своих будущих творений. То же справедливо по отношению к мемам представленным в виде изображений (картинок, демотиваторов, комиксов) к печатным текстам. Интернет-мем, размещенный в медиапубликации, по сути, является оформлением ситуации социального взаимодействия между автором и читателем, иконический элемент в нем выполняет функцию средства максимально быстрой и точной передачи не только информации как таковой, но и отношения к ней автора.

Для возникновения интернет-мемов, используемых как элемент медиапространства, актуально следующее правило: чем короче и оригинальнее по содержанию некоторый вербальный текст, чем он злободневнее, тем больше у него шансов стать мемом и получить дальнейшее развитие. Примерами таких мемов могут служить нашумевшие в свое время «Язь!!!», «Опа ганга стайл», «Очки нннада?», «Чупакабра» и т. д. В частности, «Чупакабра» стал популярным с легкой руки официальных СМИ Центральной и Южной Америки и получил распространение по всему миру, в том числе и в России. Именно благодаря первым сюжетам отнюдь не мифические животные, а вполне реальные лисы, койоты, дикие собаки и прочие представители зоомира, как правило, изменившие свой облик в результате разных болезней, мутаций, воспринимались как нечто непонятное, загадочное и опасное. Ажиотаж, раздутый СМИ, поддерживался за счет фото- и видеоподтверждений, на поверку оказывающихся провокационными (искусственно созданными чучелами). Продолжительность жизни упомянутых мемов, как и большинства других, связана с их востребованностью аудиторией: как только она сходит на нет, мемы перестают реплицироваться, уходят в архив.

Чтобы создать новый, оригинальный мем, нужно выбрать актуальную новость и представить ее в нетривиальном ракурсе. Так, в начале ноября 2014 года в Пекине прошел саммит АТЭС, на который приехали лидеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе президенты РФ и США. На многих новостных лентах появилась информация о том, что второй день саммита ознаменовался высадкой деревьев. Там же размещались фотографии с этой церемонии, в том числе снимок, где В. В. Путин присыпает землей свое дерево, а Б. Обама стоит с лопатой около своего. Фотография с президентом Российской Федерации, где он закапывает что-то, тут же разошлась в Интернете с подписью-комментарием: «В Пекине закончилась встреча Владимира Путина и Барака Обамы». Реакция пользователей оказалась вполне ожидаемой: через некоторое время изображение российского президента получило широкое распространение, «обросло» демотиваторами и мемами. Надо отметить, что в интернет-пространстве ранее уже функционировал мем с сюжетом закапывания под названием «Дядя Федор копает» («Дядя Федор ищет клад»), представляющий собой серию четырехпанельных мемов, где в последней панели Дядя Федор что-то или кого-то закапывает. Не прошло и дня, как фотография с Владимиром Путиным трансформировалась в двухпанельный мем: на первом изображении представлена своеобразная завязка – комментарий одного из политиков в адрес В. В. Путина: «Нас смущает Ваша внешняя политика», а на втором развязка (президент РФ с лопатой якобы закапывает автора комментария, приговаривая: «Политика его наша внешняя смущает»). Таким образом, данный мем, по сути, стал продолжением, модификацией уже известного мема про Дядю Федора и наглядно реализовал типичную модель воспроизводства («реанимации») сюжета через его неточное копирование. Отметим также, что синтез визуального и вербального компонентов в меме делает сообщение не только привлекательным, но и легко усваиваемым.

Креолизованные тексты подобного рода могут буквально «впечатываться» в память человека, в дальнейшем позволяя декодировать другие сходные сообщения на основе имеющихся и адекватно их воспринимать. В целом, использование визуализированных сообщений становится неотъемлемой чертой преподнесения информации в интернет коммуникации, облегчающей ее восприятие и обработку. В условиях, когда интернет-пользователям приходится принимать и декодировать огромное количество информации, во много раз превышающей то, что воспринимается людьми, находящимися вне Интернета, вверно подобранное изображение способствует выделению той или иной новости в пространстве интересов пользователей сети. Очевидно, что большинство из них гораздо скорее заинтересуются визуально подкрепленным текстом, чем сухой словесной информацией.

Само явление визуализации следует рассматривать как одну из сущностных характеристик виртуальной коммуникации в сети Интернет. С его помощью компенсируются недостатки опосредованного контакта, а через взаимодействие визуального и вербального компонентов текста формируются разнообразные смыслы, значимые для участников коммуникации.

 

7. Топ популярных мемов

После изучения понятия мемы мною были проведено исследование -топ самых известных мемов среди 9-11 классов. В ходе исследования были получены следующие результаты:

 

 

 

9. Топ школьных мемов

Учащимся 9-11 классов было предложено составить свои любимые мемы про школу. В ходе опроса были выявлены следующие результаты:

 

 

 

 

В связи с тем, что данная тема вызвала большой интерес, мной было предложено придумать мемы самим учащимся. Привожу примеры созданных учащимися школы мемов:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Само явление МЕМОВ следует рассматривать как одну из сущностных характеристик виртуальной коммуникации в сети Интернет. С его помощью компенсируются недостатки опосредованного контакта, а через взаимодействие визуального и вербального компонентов текста формируются разнообразные смыслы, значимые для участников коммуникации.

 

 

Литература

1. Горяйнова, А. В. Инфографика – современный подход к визуализации журналистских материалов / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010.

2. Интернет-мем [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем.

3. О. А. Змазнева, Н. В. Исаева. ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТ-МЕМА. https://naukarus.com/fenomen-internet-mema.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: