Закономерности развития психики в онтогенезе.




Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

По Л. С. Выготскому: необратимое изменение системы, вызванное разрешением его внутренних противоречий. Переход системы в сторону усложнения структуры и функций – прогрессивный, регрессивный – путь к упрощению, сужению функций. В широком смысле – совершенствование. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Различают:

· физическое развитие (изменение роста, веса и др.),

· физиологическое (изменение функций организма в области ССС, пищеварения и т.д.),

· психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображения, мышления, а также более сложных психических образований (потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций); это целостное развитие всей личности (Л.С. Выготский),

· социальное – постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые отношения.

· духовное – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Признаки психического развития (по Л.С. Выготскому):

· дифференциация (расчленение единого на множество элементов, например: дифференциациию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления),

· появление новых элементов в развитии (возникновение знаковой функции сознания – речь и правило) и перестройку связей между сторонами объекта (изменение строения сознания, появление значения).

Частными показателями психического развития считаются совершенствование (линии психического развития):

· познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания),

· психологической структуры и содержания деятельности (практической деятельности) - (становление целей, мотивов и их соотношения, освоение способов и средств деятельности),

· личности (эмоционально-потребностной сферы) (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой).

Развитие психики – это закономерные изменения психических явлений во времени, выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики нельзя рассматривать как простое уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменения уже существующих форм психики.

Условия развития человека:

1. Морфофизиологические особенности мозга и общения – приводятся в движение деятельностью самого субъекта (А.Н. Леонтьев);

2. Реальность природы и созданная человеком реальность культуры.

Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент.

Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая её материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека:

1. Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы. Человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (орудия труда и др.), он сформировал систему отношений к предмету. Человеку свойственно отчуждение от вещи (использование вещи) и одухотворение вещи (антропоморфизм) Мир вещей – мир человеческого духа: мир его потребностей, его чувств, его образа мышления и образа жизни (побуждающая сила вещи).

2. Реальность образно-знаковых систем. Знак – любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей. Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя её, и одновременно детерминируют создание новых предметов материального мира. Знаковые системы (классификация) – языковые и неязыковые.

3. Природная реальность во всех своих ипостасях в сознании человека входит в реальность предметного мира и в реальность образно-знаковых систем культуры. Природная реальность для человека всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности. Человек в процессе своего развития в своём отношении к природе постепенно переходил от приспособления к ней через придание ей антропоморфных свойств к обладанию ею (человек – царь природы). Являясь изначальным условием существования человека, природа вместе с развитием его сознания принимает на себя многообразные функции, которые приписываются ей людьми.

4. Реальность социального пространства – это материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду с основными видами деятельности человека (общение, игра, ученье, труд – определяют вхождение в социальное пространство) и системой прав и обязанностей. Сюда следовало бы отнести все реальности существования человека.

Эти реальности в каждый исторический момент проявляются по-разному. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры (деятельность как компонент и достояние культуры, и деятельность как условие развития человека).

Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей культуры в двух видах: а) «в условиях открытой коллективности – среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; б) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром».

Предпосылки развития (предварительные условия): природные свойства организма (врожденные свойства организма и процессы созревания), которые не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: