Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
По Л. С. Выготскому: необратимое изменение системы, вызванное разрешением его внутренних противоречий. Переход системы в сторону усложнения структуры и функций – прогрессивный, регрессивный – путь к упрощению, сужению функций. В широком смысле – совершенствование. Способность к развитию – важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. Различают:
· физическое развитие (изменение роста, веса и др.),
· физиологическое (изменение функций организма в области ССС, пищеварения и т.д.),
· психическое развитие – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, память, мышление, чувства, воображения, мышления, а также более сложных психических образований (потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций); это целостное развитие всей личности (Л.С. Выготский),
· социальное – постепенное вхождение в общество, в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые отношения.
· духовное – осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Признаки психического развития (по Л.С. Выготскому):
· дифференциация (расчленение единого на множество элементов, например: дифференциациию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления),
· появление новых элементов в развитии (возникновение знаковой функции сознания – речь и правило) и перестройку связей между сторонами объекта (изменение строения сознания, появление значения).
|
Частными показателями психического развития считаются совершенствование (линии психического развития):
· познавательной сферы (становление интеллекта, развитие механизмов познания),
· психологической структуры и содержания деятельности (практической деятельности) - (становление целей, мотивов и их соотношения, освоение способов и средств деятельности),
· личности (эмоционально-потребностной сферы) (направленности, ценностных ориентаций, самосознания, самооценки, взаимодействия с социальной средой).
Развитие психики – это закономерные изменения психических явлений во времени, выраженные в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики нельзя рассматривать как простое уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменения уже существующих форм психики.
Условия развития человека:
1. Морфофизиологические особенности мозга и общения – приводятся в движение деятельностью самого субъекта (А.Н. Леонтьев);
2. Реальность природы и созданная человеком реальность культуры.
Под культурой обычно понимают совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исторический момент.
Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая её материальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.
|
Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека:
1. Реальность предметного мира – предметы природы и рукотворные предметы. Человек не только научился создавать, использовать и сохранять предметы (орудия труда и др.), он сформировал систему отношений к предмету. Человеку свойственно отчуждение от вещи (использование вещи) и одухотворение вещи (антропоморфизм) Мир вещей – мир человеческого духа: мир его потребностей, его чувств, его образа мышления и образа жизни (побуждающая сила вещи).
2. Реальность образно-знаковых систем. Знак – любой материальный чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами этого материального образования. Знак включается в познавательную и творческую деятельность человека, в общение людей. Человек создал системы знаков, которые воздействуют на внутреннюю психическую деятельность, определяя её, и одновременно детерминируют создание новых предметов материального мира. Знаковые системы (классификация) – языковые и неязыковые.
3. Природная реальность во всех своих ипостасях в сознании человека входит в реальность предметного мира и в реальность образно-знаковых систем культуры. Природная реальность для человека всегда была условием и источником его жизни и жизнедеятельности. Человек в процессе своего развития в своём отношении к природе постепенно переходил от приспособления к ней через придание ей антропоморфных свойств к обладанию ею (человек – царь природы). Являясь изначальным условием существования человека, природа вместе с развитием его сознания принимает на себя многообразные функции, которые приписываются ей людьми.
|
4. Реальность социального пространства – это материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду с основными видами деятельности человека (общение, игра, ученье, труд – определяют вхождение в социальное пространство) и системой прав и обязанностей. Сюда следовало бы отнести все реальности существования человека.
Эти реальности в каждый исторический момент проявляются по-разному. В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в пространство современной ему культуры (деятельность как компонент и достояние культуры, и деятельность как условие развития человека).
Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей культуры в двух видах: а) «в условиях открытой коллективности – среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; б) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром».
Предпосылки развития (предварительные условия): природные свойства организма (врожденные свойства организма и процессы созревания), которые не порождая психических качеств, создают предпосылки для их образования. Ребенок проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.