Пути выхода из теневого кризиса России и модернизация экономики.




Актуальность этой темы заключается в том, чтопереход России к рыночной модели жизнедеятельности не дал ощутимых позитивных результатов для основной части населения России, негативно сказался на состоянии многих сфер общественной жизни. Прежде всего, переход к рынку в значительной степени криминализировал российскую экономику, на территории Федерации сформировался негативный для любой страны теневой сектор экономики.

Теневой экономикой называют хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отображается в официальной статистике. Масштабы и характер деятельности в сфере теневой экономики варьируется в широких пределах – от огромных доходов, извлекаемых из преступных предприятий (например, в наркобизнесе), до бутылки водки, которой «награждают» водопроводчика за починенный кран. Различные виды теневой деятельности имеют качественные отличия. Поэтому для правильного понимания теневой экономики необходимо выделить ее основные сегменты и секторы. Можно выделить три сектора теневой экономики:

· «вторая» («беловоротничковая»);

· «серая» («неформальная»);

· «черная» («подпольная»).

Более тесновато с «белой» экономикой связана теневая (скрываемая) деятельность самого законного бизнеса. «Вторая» теневая экономика - это неофициальная (скрываемая, нефиксируемая) финансовая деятельность работников «белой» экономики, прямо и конкретно связанная с их официальной проф. деятельностью. Она не производит (исходя из убеждений общества в целом) никаких новых продуктов и услуг, ведет к сокрытому перераспределению ранее сделанного государственного дохода.

В современной литературе внимание концентрируется, прежде всего, на экономике организованной преступности, деятельности профессиональных преступников. Предложенную типологию не следует абсолютизировать. Между разными формами теневой экономической деятельности нет резкой грани. Например, организованные преступные группы могут «собирать дань» с предприятий неформального сектора и использовать контакты с легальными предпринимателями для «отмывания» своих доходов. Все «теневики» находятся вне легальных законодательных норм и охотно сотрудничают друг с другом, что в известной степени объединяет их в противостоянии официальному миру. Развитие теневой экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования. Регулирование невозможно без ограничений, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это выгодно. Многие виды теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно недостатками государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т. д. Однако следует ясно отдавать себе отчет, что даже самая лучшая система централизованного управления может уменьшить масштабы теневой экономики, но никак не ликвидировать ее. И при самых минимальных налогах какая-то доля налогоплательщиков обязательно будет уклоняться от их уплаты. С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений. Рыночное хозяйство построено на фетишизации прибыли, обожествлении дохода. «Протестантская этика» и прочие виды социального самоограничения могут приглушить эту жажду наживы, но не устранить. Поэтому, когда возникает возможность «сорвать куш», отдельные лица (или группы людей) часто отбрасывают в сторону долгосрочные общественные интересы ради сиюминутной своекорыстной выгоды. Такое поведение тем более вероятно, чем менее развиты в обществе этические нормы, осуждающие конфронтацию с законом. Жажда наживы любой ценой особенно характерна для «второй» и «черной» теневой экономики.

Таким образом, теневая экономика в целом - это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как теневая экономика:

1. Является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности.

2. Препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики.

3. Формирует коррупционные отношения во всех без исключения сферах своего присутствия.

4. Разрушает государственную систему справедливого распределения национального богатства (если, конечно, такая система сформирована).

5. Не обеспечивает правовой защитой права и интересы исполнительных участников теневого сектора экономики, не дает им социальных гарантий и помощи.

Следовательно, на уровне государства должны приниматься действенные меры, противодействующие росту теневой экономики.

Пути преодоления теневой экономики Российской Федераций

   

Теневая экономика на сегодняшний день является неотъемлемой составляющей рыночной экономической системы в России и играет роль некого стабилизатора. Очевидно, любые крайности в этом вопросе нежелательны. Принцип оптимизирующего поведения в данном случае требует, чтобы минимизировались совокупные издержки преступности, включающие и потери общества от совершенных преступлений, и расходы общества на предотвращение преступлений. Таким образом, общей целью правоохранительной деятельности должно быть не «искоренение» преступности, а сдерживание ее на оптимальном с точки зрения общества уровне. Сам этот криминальный оптимум достаточно подвижен и зависит как от эффективности использования правоохранительными органами отпущенных им ресурсов, так и от «эффективности» деятельности преступников.

Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными их усилиями.

Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики (эти причины были отмечены в первой главе работы). Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:

1. Проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим не насильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы).

2. Введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно).

3. Установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения.

4. Стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом.

5. Проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса).

6. Введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора.

7. Проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков).

8. Формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы.

9. Ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере.

В настоящее время в России действуют два основных подхода к решению проблем теневой экономики. Первый подход - либерально- попустительский - обозначился в начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса – с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.

Другой подход – репрессивный. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля.

Конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью

Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

Модернизация экономики.

Модернизация экономикиэто вид экономической деятельности, главной целью которого является развитие российской экономики до уровня развития западных стран. По сути, модернизация заключается в стремлении экономикиРоссии побороть отставание путем усовершенствования всех сфер экономики внутри страны

Разрешается выделить следующие уровни интерпретации понятия «модернизация»:

- технико-экономическая модернизация предприятий и учреждений, быта россиян. Это означает, что следует внедрять новые технологии, усовершенствования, достижения научно-технического прогресса, современные компьютерные и информационные технологии

- социальная модернизация, достижение которой требует существенных изменений в сфере общественных отношений, в первую очередь, производственных, перестройки образовательной системы, развития частного коммерциала и ограничения роли государства в экономике, усиления конкурентности во всех сферах занятости, реформирования всей социальной сферы, большей части общественных институтов. При всем при том самая важная количество данного модернизационного сценария - замена культуры межличностной договоренности (что у нас зачастую называют системной коррупцией) на правовую.

- политическая модернизация, которая предполагает достаточно радикальные перемены в политической системе страны, ее демократизации и либерализации, в интерпретации одной части общества, в создании мобилизационного режима - в интерпретации другой.

Необходимость перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития - это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. Перспектива стать сырьевым придатком мировой экономики является не очень впечатляющей. Нефть и газ остаются ключевыми статьями российского экспорта, обеспечивающими основной приток валюты в страну и налогов в бюджет. Этот факт не позволяет говорить о сформированной системе экономической безопасности и возможности завоевания более существенных позиций в мировом пространстве.

Итак, стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы можно назвать комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. А это требует проведения структурной модернизации экономики страны, технико-технологического перевооружения производств, борьбы с теневой экономикой, криминализацией и коррупцией, выработки нового законодательства в сфере экономической и инновационной деятельности.

Главным ресурсом для всех технологических и модернизационных преобразований в инновационной и экономической сферах России должна стать не топливно-энергетическая отрасль страны, а научная и образовательная сфера. Именно интеграция власти, управления, образования и науки в самом ближайшем будущем способна ускорить процессы восстановления инновационных производств практически на всей территории страны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: