ТЕМА: Чрезвычайные ситуации военного времени.




Методические рекомендации по подготовке

К семинарским заняТиям для студентов ОДО

Безопасность жизнедеятельности

Педагогика и психология инклюзивного образования,

Психология и педагогика образования

1 курс, 1семестр

 

Семинар № 1-2

ТЕМА: Средства индивидуальной защиты людей (СИЗ).

Вопросы для обсуждения.

1. Классификация СИЗ.

2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).

3. Средства защиты кожи (СЗК).

4. Медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ).

 

Задания.

 

1. Раскрыть классификацию СИЗ по назначению, по принципу защитного действия, по способу изготовления.

2. Рассмотреть виды СИЗОД, их назначение, принцип действия.

2.1. Рассмотреть структуру фильтрующих противогазов, назвать типы гражданских противогазов и их отличие, типы детских противогазов. Роль дополнительных патронов в работе противогаза. Дать характеристику промышленным противогазам. Определить личный размер фильтрующих противогазов.

2.2. Назначение защитной детской камеры.

2.3. Рассмотреть виды респираторов, их назначение.

2.4. Рассмотреть варианты простейших средств защиты органов дыхания, их назначение. Освоить изготовление ВМП.

2.5. Рассмотреть назначение, структуру, принцип работы изолирующих дыхательных аппаратов.

3. Раскрыть вопрос об организации обеспечения населения средствами защиты.

4. Дать определение СЗК, рассмотреть виды СЗК по принципу действия, дать им характеристику.

5. Дать определение МСИЗ, рассмотреть виды и их комплектацию. Зарисовать схему расположения медицинских средств защиты в АИ-2 (на занятии).

 

 

Литература.

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Я.Д. Вишняков и др. – М.: Академия, 2008.

2. Атаманюк В.Г. и др. Гражданская оборона. - М.: Высшая школа,1986.

3. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. ФАИР-ПРЕСС, 2000.

4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 2001.

5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. - Ростов - на-Дону: Феникс, 2000.

7. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. Л.А. Муравья. – М.,2003.


Дополнительная:

8. Новиков В.Н. Экология чрезвычайных ситуаций. Практикум по курсу БЖ для вузов всех специальностей - Калуга; Облиздат,1997г.

9. Обеспечение защиты персонала и населения в ЧС: Справочник в 2-х томах. - М.: Штаб ГО РСФСР, 1993г.

Семинар № 3

ТЕМА: Средства коллективной защиты людей.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Классификация средств коллективной защиты.

2. Характеристика убежищ.

3. Противорадиционные укрытия (ПРУ).

4. Правила содержания и использования убежищ.

5. Простейшие укрытия. Повышение защитных свойств помещений (квартиры).

Задания.

 

1. Определить предназначение средств коллективной защиты. Раскрыть классификацию защитных сооружений с учетом их конструкции.

2. Дать характеристику убежищ, раскрыть их классификацию, назначение убежищ и требования к ним.

3. Дать характеристику быстровозводимых убежищ.

4. Дать определение ПРУ. Порядок приспособления помещений под ПРУ, требования к ним.

5. Требования к содержанию убежищ, функции звена по обслуживанию убежищ и укрытий.

6. Назначение простейших укрытий, их характеристика.

 

Литература.

 

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Я.Д. Вишняков и др. – М.: Академия, 2008.

2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академия, 2008.

Дополнительная:

3. Новиков В.Н. Экология чрезвычайных ситуаций. Практикум по курсу БЖ для вузов всех специальностей - Калуга; Облиздат,1997г.

4. Обеспечение защиты персонала и населения в ЧС: Справочник в 2-х томах-М., Штаб ГО РСФСР,1993г.

5. Журналы «Военные знания», «Гражданская защита» за 1998-2004 г.


Семинар № 4

ТЕМА: Характеристика чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Общая характеристика ЧС природного происхождения.

2. ЧС геологического характера (землетрясения, вулканическая деятельность, оползни, сели, лавины и др.).

3. ЧС метеорологического характера (ураган, буря, смерч и др.).

4. ЧС гидрологического характера (наводнения, цунами и др.).

5. Природные пожары.

6. Биологические ЧС (эпидемия, эпизоотия, эпифитотия).

7. Космические ЧС.

Задания.

1. Изучить предложенную литературу.

2. Дать характеристику ЧС геологического, метеорологического, гидрологического, биологического характера, природных пожаров и космических ЧС.

 

Литература.

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Я.Д. Вишняков и др. – М.: Академия, 2008.

3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академия, 2008.

Дополнительная:

4. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Сдаём экзамен». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Семинар № 5

ТЕМА: ЧС техногенного происхождения.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Классификация ЧС техногенного происхождения.

2. Радиационно-опасные объекты (РОО).

3. Приборы радиационной, химической разведки и дозконтроля.

4. Химически опасные объекты.

5. Электрический ток, статическое электричество.

6. Электромагнитные поля.

7. Ионизирующие излучения.

Задания.

1. Дать характеристику радиационно-опасных объектов.

2. Рассмотреть назначение и действие приборов радиационной, химической разведки и дозконтроля.

3. Обозначить виды химически опасных объектов.

4. Подготовить сообщения о действии электрического тока, статического электричества, электромагнитных полей, ионизирующих излучений на человека.

Литература.

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 496 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / Я.Д. Вишняков и др. – М.: Академия, 2008.

3. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – М.: Академия, 2008.

Дополнительная:

4. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для студ. вузов / под общ. ред. В.С. Белова. – 3-е. изд., испр. и доп.. И доп. – М.: Высшая школа, 2001. – 485с.

5. Русак О.Н., Малякин К.Р., Зенько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 7-е изд., стер. / Под ред. О.Н. Русака. – СПб.: Лань, М.: Омега-Л, 2004г. – 448с.

Семинар № 6

ТЕМА: Первая медицинская помощь.

 

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Правила оказания медицинской помощи при травмах, ранениях.

2. Первая медицинская помощь при ожогах.

3. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.

 

 

Задания.

 

1. Раскрыть понятия: первая медицинская помощь, травма, ранение.

2. Рассмотреть правила оказания первой медицинской помощи при переломах.

3. Рассмотреть правила оказания первой медицинской помощи при кровотечении.

4. Ознакомиться с правилами обработки ран.

5. Освоить правила наложения некоторых стерильных повязок.

6. Рассмотреть основные правила действия при ожогах.

7. Разобрать механизм искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

 

Литература.

Источники по основам медицинских знаний.

 

Семинар № 7

ТЕМА: Организация противопожарного режима в учреждении.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Основные документы в области пожарной безопасности

2. Знаки пожарной безопасности

3. Пожарно-профилактические требования в учреждении

4. Виды огнетушителей

5. Средства пожаротушения

6. Правила поведения при пожаре

 

Задания.

1. Изучить литературу по теме и подготовиться к обсуждению вопросов.

2. Выполнить зарисовку наиболее часто встречающихся в образовательном учреждении знаков пожарной безопасности.

3. Определить пожарно-профилактические мероприятия для образовательногоучреждения.

4. Разработать образец плана действий при возникновении пожара в учебном заведении.

 

Литература.

Основная:

1. Правила пожарной безопасности ППБ 01-03.

2. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. - ФАИР-ПРЕСС, 2000.

3. Журнал «Основы безопасности жизни» № 4,5,6,7,10, 2004. - №7, 2002.

 

Дополнительная:

4. Новиков В.Н. Экология чрезвычайных ситуаций. Практикум по курсу БЖ для вузов всех специальностей - Калуга; Облиздат, 1997.

5. Обеспечение защиты персонала и населения в ЧС: Справочник в 2-х томах-М., Штаб ГО РСФСР,1993г.

6. Журналы «Военные знания», «Гражданская защита» за 1998-2004.

 

Семинар № 8

ТЕМА: Защита здоровья детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и во время войны.

 

Вопросы для обсуждения

1. Обязанности взрослых по защите здоровья детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и во время войны.

2. Защита детей в детских дошкольных учреждениях.

3. Обязанности учителей, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школ по защите детей.

4. Средства индивидуальной защиты детей

-защита органов дыхания: (ватно-марлевые повязки, противопыльная тканевая маска)

-табельные средства индивидуальной защиты органов дыхания детей (респиратор Р-2, Камера защитная детская КЗД-4, противогаз)

5. Средства защиты кожи детей.

6. Медицинские средства индивидуальной защиты.

 

Задания

1. Изучить литературу по теме и подготовиться к обсуждению вопросов.

2. Выписать обязанности учителей, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школ по защите детей.

3. Охарактеризовать некоторые особенности детского организма, влияющие на оказание медицинской помощи.

Литература.

 

Орешкин В.К. Защита здоровья детей при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и во время войны: Учебное пособие. – Архангельск, 1992. – 91 с.

 


Семинар № 9

ТЕМА: Чрезвычайные ситуации военного времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: