Рабочая программа по ТЕХНОЛОГИИ 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами и учебнометодическим комплектом:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 №273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Учебник «Технология. Обслуживающий труд» 7 кл.: учеб. общеобразоват. учреждений/О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. - М.: Дрофа, 2017.-254,[2]с.:ил.
Количество часов на 2018 - 2019 учебный год: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Рабочая программа разработана в целях:
1) определения содержания и структуры учебного материала, последовательности его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся;
2) обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Содержание учебного предмета
Текстильные материалы
Теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства тканей их химических волокон. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.
Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров фигуры человека. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкроек различных изделий и их деталей. Правила безопасной работы ножницами. Порядок соединения деталей в сложных изделиях.
Понятие о моделировании одежды. Получение и адаптация выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, из журнала мод, с CD или из Интернета.
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.
Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх.
Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Уход за швейной машиной.
Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы при раскрое ткани.
Требования к выполнению машинных работ. Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами), стежка изделия
Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.
Подготовка пряжи. Вязание крючком и спицами. Оформление готовой работы.
Практическая деятельность
Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.
Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою. Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.
Упражнение на швейной машине. Работы по настройке и регулированию механизмов и систем швейной машины.
Уход за швейной машиной: чистка и смазка, замена иглы. Устранение дефектов машинной строчки. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия. Проведение влажно-тепловых работ. Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.
Технологии обработки пищевых продуктов
Теоретические сведения
Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи.
Правила безопасной работы при пользовании электрическими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при работе с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями. Питание как физиологическая потребность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.
Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов.
Виды круп, применяемых в питании человека. Технология приготовления крупяных каш. Требования к качеству рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Расчёт расхода круп и макаронных изделий с учетом объема приготовления. Значение молока в питании человека. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к качеству молочных готовых блюд. Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.
Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Составление букета из конфет и печенья.
Практическая деятельность
Приготовление и оформление блюд. Приготовление блюд полуфабрикатов. знакомство с национальной кухней Приготовление домашней выпечки. Приготовление сладких блюд. Сервировка стола.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
Тема урока | Дата | Кол-во часов по плану/по факту | Основные виды деятельности учащихся | Примечание | |||
7 АБЕ | 7 ВГД | ||||||
ВВЕДЕНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫЭЛЕКТРОТЕХНИКИ | |||||||
1. | Введение. инструктаж по технике безопасной работы | Знакомство с правилами поведения в мастерской, инструктаж ТБ на рабочем месте. Технологическая культура как показатель качества и эффективности современного производства. | Материалы РЭШ | ||||
2. | Электроосветительные и электронагревательные приборы. | Знакомство справилами безопасного пользования электроприборами. | |||||
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||||||
3. | Методы дизайнерской деятельности в процессе проектирования продуктов труда | Знакомство с деятельностью дизайнера. изучение различных методов и приемов разработки идей. | Материалы РЭШ | ||||
4. | Метод разработки новых идей в проектной деятельности. | Изучение метода фокальных обьектов. разработка эскизов новых моделей интерьерных изделий | Материалы РЭШ | ||||
5. | Проектная документация. | Знакомство и видами проектной документации. составление технологических карт для изготовления текстильного проектного изделия. Разработка шаблонов и выкроек деталей изделия. | Материалы РЭШ | ||||
6. | Материалы, оборудование и приспособления для изготовления проектного изделия | Определение свойств материалов, которыми должно обладать проектное изделие. определение требований к качеству готового изделия. | |||||
7. | Изготовление проектного изделия | Изготовление изделия с применением полученных ранее умений работать на оборудовании. | |||||
8. | |||||||
ЭЛЕМЕНТЫМАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ | |||||||
9. | Производство химических волокон. | Знакомство с причинами смешивания волокон различного происхождения. Умение отличать пряжу из волокон натурального и химического происхождения | |||||
10. | Свойства тканей из химволокон. | Знакомства с основными свойствами тканей из химволокон. | |||||
11. | Уход за одеждой из химических волокон | Умение отличать материалы натурального происхождения от искусственных материалов. Знать основные символы по уходу за одеждой. | |||||
12. | Контрольное тестирование по разделу "Материаловедение" | Контроль знаний по разделу | |||||
РУКОДЕЛИЕ | |||||||
13. | Вязание крючком. | Иметь представление об истории рукоделия и применение его в современной моде. | |||||
14. | Инструменты и материалы. | Уметь подбирать крючок в соответствии с пряжей. | |||||
15. | Набор петель крючком. | Знать условные обозначения петель и столбиков | |||||
16. | Столбики без накида и с накидом. | Уметь: набирать петли крючком, провязывать столбики с накидом и без. | |||||
17. | Вязание полотен различной формы. | Знать условные обозначения простых петель и столбиков, | |||||
18. | Вязание квадрата и круга. | Уметь вывязывать квадрат и круг правильной формы. | |||||
19. | Вязание по схеме. | Знать условные обозначения сложных петель | |||||
20. | Ажурное вязание. | Уметь вязать по простой схеме. | |||||
21. | Влажно-тепловая отделка и | Знать виды фурнитуры. | |||||
22. | Декоративная отделка вязанного изделия. | Уметь закреплять декоративные детали (пуговицы, паетки. стеклярус, ленты и т.д) на вязанное изделие. | |||||
23. | Контрольно-практическая работа | Уметь выполнить контрольное вязание образца основных петель и столбиков | |||||
24. | Вязание спицами. Т.Б. | Знать ассортимент вязанных изделий, правила техники безопасной работы при вязании. . | |||||
25. | Инструменты и материалы. | Уметь подбирать спицы в соответствии с пряжей | |||||
26. | Набор петель спицами. | Знать условные обозначения в вязании спицами. | |||||
27. | Лицевая и изнаночные петли. | Уметь набирать петли, вязать лицевую гладь. | |||||
28. | Чередование лицевых и изнаночных | Уметь вязать пятью спицами. | |||||
29. | Вязание резинки. | Уметь вязать резинку 1*1 и 2*2 | |||||
30. | Вязание по схеме. | Знать понятие раппорт и орнамент. | |||||
31. | Контрольно-практическая работа | Уметь выполнить контрольное вязание образца основных петель. | |||||
ЭЛЕМЕНТЫМАШИНОВЕДЕНИЯ | |||||||
32. | Инструктаж по ТБ. | Знать правила безопасной работы при работе со швейной машиной, иглами и утюгом | |||||
33. | Приспособления для ШМ | Знать назначение приспособлений швейной машины. Уметь заменить лапку в соответствии необходимыми действиями. | |||||
34. | Выполнение стежки тканей. | Уметь выполнить образец выстегивания ткани | |||||
35. | Контрольно-практическая работа | Уметь выполнить контрольный образец машинного шва | |||||
36. | Одежда и требования к ней. | Иметь представление о видах женского легкого платья и спортивной одежды, силуэте, стиле, отделках, зрительных иллюзиях. | |||||
37. | Практическая работа Снятие мерок. | Знать и уметь применять на практике правила снятия мерок | |||||
38. | Конструирование изделия с цельнокроеным рукавом | Знать правила построения чертежа, назначение чертёжных линий. | |||||
39. | Построение чертежа в масштабе 1:4 | Уметь читать чертёж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. | |||||
40. | Моделирование воротника | Уметь описывать проблему и делать выбор изделия для проекта. | |||||
41. | Построение чертежа воротника | Уметь изменять основу чертежа в соответствии с заданной моделью | |||||
42. | Технологический этап проекта. | Знать структуру пояснительной записки проекта. | |||||
43. | Подготовка выкройки и раскрой изделия. | Знать способы изготовления выкройки. Уметь изготовить выкройку при помощи программы Leko-2 | |||||
44. | Подготовка деталей кроя к обработке. | Знать последовательность проведения примерки. | |||||
45. | Подготовка и проведение примерки | Уметь проводить первую примерку и исправлять дефекты. | |||||
46. | Стачивание деталей воротника | Знать последовательность обработки изделия | |||||
47. | Обработка срезов различными способами. | Знать разные способы обработки среза. Уметь обработать срез швом зигзаг | |||||
48. | Обработка нижнего среза обтачки воротника | Знать способы обработки нижнего среза. | |||||
49. | Обработка прорезных петель | Знать виды петель. Уметь обработать петлю ручным швом. | |||||
50. | Окончательная отделка воротника. | Уметь проводить ВТО изделия. | |||||
51. | Заключительный этап выполнения проекта. | Знать требования к качеству готового изделия. Уметь презентовать свой итог работы. Фотовыставка изделий. | |||||
КУЛИНАРИЯ | |||||||
52. | Инструктаж по ТБ и санитарно-гигиенические требования при работе с продуктами. | Знать о полезных и вредных микроорганизмах, их влиянии на жизнь человека. Иметь представление: о средствах профилактики инфекций и отравлений; первой помощи при них | |||||
53. | Пищевые инфекции и отравления. | Знать о пищевой ценности мяса и субпродуктов. использовании их в кулинарии, признаки свежести мяса. | |||||
54. | Пищевая ценность мяса и субпродуктов. | ||||||
55. | Признаки свежести мяса. | Знать термины и санитарные нормы первичной и тепловой обработки мяса. | |||||
56. | Технология и санитарные условия первичной обработки мяса. | ||||||
57. | Термины и правила тепловой обработки мяса. | Знать определение полуфабрикатов. Особенности и санитарные требования их приготовления | |||||
58. | Инструктаж ТБ. Полуфабрикаты. Блюда из мяса. | ||||||
59. | Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного теста. | Иметь представление о видах теста и разрыхлителей, технологии приготовления теста и изделии из него, видах начинок и украшений для изделий из теста. Знать правила сервировки стола. Уметь приготовить песочное тесто. | |||||
60. | Приготовление блюда из полуфабрикатов | Уметь приготовить блюдо из мясных полуфабрикатов. | |||||
61. | Консервирование сахаром. | Знать правила техники безопасности при заготовке ягод, условия и сроки хранения варенья. | |||||
62. | Национальная кухня. | Иметь представления о традициях семейных застолий разных народов. | |||||
63. | Сервировка праздничного стола. | Уметь сервировать праздничный стол и подавать блюда | |||||
ГИГИЕНА ЛИЧНАЯ И ГИГИЕНА ЖИЛИЩА | |||||||
64. | Гигиена жилища. | Иметь представление о способах чистки мебели. Знать отличительные особенности моющих и чистящих средств для стирки. | |||||
65. | Личная гигиена | Знать общие сведения о волосах, элементах причёски; особенностях разных видов кожи и способах ухода. | |||||
66. | Гигиенические требования по уходу за собственным телом. | ||||||
67. | Итоговая контрольная работа | Контроль качества знаний. | |||||
68. | Работа над ошибками | ||||||
Предметные результаты
в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов;
овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
в мотивационной сфере:
оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
в эстетической сфере: овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;
участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;
в коммуникативной сфере: практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;