К вопросу о сделках, совершенных с целью, противной основам нравственности и правопорядка




Ростовщичество в современном мире

Опубликовано: 10 ноября 2010

Функционал

 

 

К вопросу о сделках, совершенных с целью, противной основам нравственности и правопорядка

 

Проблемы деловой этики являются максимально важными как показатель соответствующей традиции, то есть как индикатор сложившихся обычаев и традиций делового стиля ведения бизнеса. Общество и деловая общественность не могут игнорировать те проблемы, которые влияют на характер формирования бизнеса. В целом, безусловно, здесь есть и историческая, и моральная подоплёка, которая заключается в то, что бизнес, фактически, обречён на вырождение или тяготеет к разрешению проблем вне юридического поля их решения. Подход к рассмотрению нравственности как фактора правового пространства и рассмотрения сущности современных проблем является неким интегративным и междисциплинарным аспектом, к которому необходимо, что очень важно, найти не морализаторский характер рассмотрения. Мораль олицетворяется с определённым социальным носителем. Но сегодня является образцово-показательным совокупность фактов моральной ответственности руководителей практически всех уровней. В этом проявляется соответствующая моральная норма для подражания как руководителей более низкого звена, так и всего общества. Учитывая, что фактически открыто обсуждается вопрос о том, какие чиновники обладают особым правовым статусом, можно задать очень простой вопрос: насколько корректной является ситуация негласного наличия такого особого правового статуса чиновников? Моральные нормы исполняются в силу их общего признания социальным большинством. Но общество, всё же является неодномерным в моральном плане. Известно, что непризнание общей системы моральных норм присуще криминальной культуре. Но парадоксально, что чиновники могут являться носителем латентной криминальной культуры. Здравый смысл и адекватный социальный разум диктует необходимость отказаться от двойных моральных стандартов.

Как отмечается в литературе, нравственность – термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики. В более узком значении нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле –в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида (см., напр.: 1, 2).

К сожалению, в широкий обиход в России и в других странах СНГ в последние 20 лет прочно вошли сделки, которые совершаются с целью, весьма противной основам нравственности наших народов.

Речь идет о сделках ростовщических. Чтобы не возвращаться впоследствии к понятию этого противного основам нравственности явления, сразу дадим его определение. Ростовщичество (или более древнее – лихоимство (см. 3)), то есть занятие ростовщика - требование и взимание процентов со ссуды. Таким образом, ростовщическая сделка – это ссуда денег с условием возврата не только этой же суммы, но и денег (процентов) за ее получение. С точки зрения экономической – это отдача капитала в ссуду за вознаграждение.

В двадцатом веке значение слова «ростовщичество» под влиянием могущественных лиц, которые им занимались, несколько изменилось, не изменив его сущности. Так, «умная» Википедия гласит: «Ростовщи́чество – предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Заметим, что Википедия и целый ряд других словарей уже не определяют, что ростовщичество – это предоставление денег в долг подпроценты, а только при условии - «под «чрезвычайно высокий» процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Выражение – «чрезвычайно высокий» – Википедия излагает в кавычках, да еще и с оговоркой – «в современном языке». И это далеко не случайно, так как этот термин – «чрезвычайно высокий» – чрезвычайно оценочный и не поддающийся точному определению. Но самое главное – такие «ангажированные» словари фактически оправдывают такое опасное явление «как предоставление денег в долг под проценты (в рост)», не называя его ростовщичеством. Суть ростовщичества не меняется от того, что процент «считается чрезвычайно высоким», так же как женщине нельзя быть чрезвычайно беременной, а воде нельзя быть чрезвычайно мокрой, а вору – чрезвычайно вороватым. Оговорка - «под «чрезвычайно высокий» процент» - призвана ввести людей в заблуждение и оправдать теорию и практику ростовщичества.

Теперь давайте проанализируем, каково отношение нравственности в России к ростовщической сделке. Начнем с религиозной нравственности, поскольку в России влияние четырех мировых религий весьма велико. И все они… порицают ростовщичество. И это еще мягко сказано, так как они относятся к ростовщичеству с ненавистью.

В истории одним из главных противников ростовщичества выступила и выступает христианская церковь, позиционирующая себя первоначально как религия бедных. В Евангелии от Луки читаем: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо он благ и к неблагодарным и злым» (Лук. 6: 34-35).

В Библии ростовщичеству уделено огромное внимание. В книге Сирах читаем: «Хлеб нуждающихся есть жизнь бедных: отнимающий его есть кровопийца. Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание <…> Когда один строит, а другой разрушает, то что они получают для себя кроме утомления? Когда один молится, а другой проклинает, чей голос услышит владыка? Когда один умывается от осквернения мертвым и опять прикасается к нему, какая польза от его омовения?» (34: 21-25).

«Строящий дом свой на чужие деньги- то же, что собирающий камни для своей могилы» (21: 9).

«Если ты выгоден для него, он употребит тебя, если обеднеешь, он оставит тебя. Если ты достаточен, он истощит тебя, а сам не соболезнует <…> Своими угощениями он будет пристыживать тебя, доколе два или три раза не ограбит тебя, не насмеется над тобою, наконец» (13: 1, 8).

«Какое общение у волка с ягненком?.. Какой мир у гиены с собакой? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у льва - дикие ослы в пустыне. Так и пастбища богатых - бедные» (13: 21-23).

Из Ветхого Завета (Второзакония) видно, что люди знали о воздействии процентной системы на социальные механизмы угнетения и власти, их чрезмерность от роста процентов. Об этом говорит Неемия (наместник Иудеи 445 до Р.Х.): «Мы желали либо достать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, которые говорили: <…> поля свои, виноградники свои, и дома свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода <…> Мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших <…> Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля и виноградники наши в руках у других <…> Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?»

Поэтому раз в семь лет признавался «Святой год» - год прощения долгов, под контролем старейшин общины.

В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: «Кто берёт проценты, должен быть отлучён от церкви, и приниматься обратно может только после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов нельзя хоронить по христианскому обычаю». В 1179 г. папа Александр III запрещает процент под страхом лишения причастия. В 1274 г. папа Григорий X применяет более строгое наказание - изгнание из государства. В 1311 г. папа Климент V вводит в качестве наказания отлучение от церкви.

В дальнейшем, в течение многих веков подряд церковь строго запрещала ростовщичество и объявляла взимателей процентов опаснейшими еретиками. Свой вклад в это богоугодное дело внесли такие представители церковной мысли как святой Фома Аквинский (1225-1274), святой Бернардин Сиенский (1380-1444), святой Антонин Флорентийский (1389-1459).

Святой Хризостом (Chrysostom), присоединяясь к мнению Отцов церкви, говорил: «Что может быть более безрассудным, чем засеивать без земли, без дождя, без плугов? Все, кто это творит, должны пожинать только пустоту. Давайте же остановим это чудовищное рождение золота и серебра, давайте остановим этот отвратительный обычай!»

«Деньги детей не рожают и не должны это делать - формула, которую столько раз будет повторять Фра Бернардино и повторит Тридентский собор в 1563 г: деньги не порождают деньги (pecunia pecuniam non parit) <…> Борьба, которую вели папство и церковь, велась со всей суровостью, тем более что ростовщичество, конечно, не было воображаемым злом» (Ф. Бродель).

Фома Аквинский осуждал ростовщичество («постыдное ремесло»): «Если ты <…> владеешь каким либо товаром, то ты можешь искать честной прибыли; но только в такой мере, чтобы это было по-христиански, и чтобы твоя совесть была чиста, и чтоб не было вреда душе твоей». Давая деньги в рост, кредиторы, стремясь представить сделку честной, требуют проценты как плату за время, предоставляемое им заемщику. Время, считает Ф. Аквинский, это всеобщее благо, данное Богом всем в равной степени. Таким образом, ростовщик обманывает не только ближнего, но и Бога, за дар которого он требует вознаграждения.

Реформация провозгласила в лице Лютера новые подходы в борьбе с ростовщичеством, в том числе церковным. В 1543 году основатель немецкого протестантизма Мартин Лютер написал трактат «О евреях и их лжи», где глубоко затронул проблемы ростовщичества.

До XVI в. взимание процентов было осуждено 17 римскими папами и 28 соборами, в том числе 6-ю вселенскими. В Англии на ростовщическую деятельность был наложен запрет светских властей в 1341 г., во Франции — в 1312 г. В 1286 г. в Пизе постановлением городской общины было запрещено ростовщикам проживать в городе, судьям — выслушивать их жалобы, а гражданам — давать им у себя приют. Статут города Вероны гласил: «...ростовщикам вход в город и его окрестности запрещается». В Голландии вплоть до 1657 г. ростовщики не допускались к причастию, то есть церковь отделяла их от сограждан (Кулишер М. И. Очерки сравнительной этнографии и культуры. СП б., 1887. С. 232).

В Кельнский собор был запрещен вход «горбатыми, согбенными, одноглазыми, хромыми, глухими, заиками, паралитиками или отмеченными каким-либо другим физическим пороком, убийцами или клятвопреступниками, или когда-то объявленными вне закона, или ростовщиками» (Постановление кёльнского епископа по поводу спора между бургграфом и фогтом Кёльна (1169 г.). [1164 г.] // Средневековый город. №7, 1983).

В христианском мире нового времени папа Бенедикт XIV подтвердит в булле Vix pervenit от 1 ноября 1745 года старинные запреты по поводу займов под проценты. А в 1769 году ангулемским банкирам, затеявшим судебный процесс, было отказано в иске к недобросовестным должникам под тем предлогом, что «они ссужали тем деньги под процент». В 1777 году постановление Парижского парламента запрещало «любой вид ростовщичества, осуждаемый священными канонами», и французское законодательство будет неустанно его официально запрещать как преступление вплоть до 1789 года.

Рассмотрим ислам. Его религиозные догматы напрямую направлены на борьбу с ростовщичеством. В Коране находим аяты, осуждающие ростовщиков, лихву (риба). Коран выступает против процентов, когда за одалживаемую монету берут две, а то и четыре. С этим он обращается и к тем ростовщикам, которые приняли ислам: «О вы, которые уверовали! – читаем в 3-й суре. - Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха, - может быть, вы окажетесь счастливыми!» (3: 125). И далее: «...бог позволил прибыль в торговле, а лихву запретил <...> Верующие, бойтесь бога и оставьте то, что достается вам лихвой, если вы верующие. Если не сделаете того, то знайте, что у бога и посланника его война с вами. Но если вы покаетесь, то в ваших руках останется капитал» (2: 276, 278-279).

Эти мотивы, связанные с осуждением ростовщичества, взимания лихвы, прибыли, есть и в других аятах. Так, читаем: «Давай же близкому его право, и бедняку, и путнику. Это - лучше для тех, которые желают лика Аллаха. <…> То, что вы даете с прибылью, чтобы оно прибавлялось в имуществе людей, - не прибавится оно у Аллаха. А то, что вы даете из очищения (по-арабски «заката» - своего рода подоходного налога с мусульман), желая лика Аллаха, - это те, которые удваивают» (30: 37-38) (свою посмертную «долю»).

«Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: “Воистину торговля - то же, что и лихва”. Но торговлю Аллах дозволил, лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха, и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи» (Коран, Сура 2: 275).

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Увлекла вас страсть к умножению, пока не [чтобы] навестили вы могилы. Так нет же, вы узнаете! Потом нет же, вы узнаете! Нет же, если бы вы знали знанием достоверности. <…> Вы непременно увидите [адский] огонь! Потом непременно вы увидите его оком достоверности!» (Коран, Сура 102. Охота к умножению).

Осуждение ростовщичества находим и у Конфуция: «Благородный человек знает только долг. Низкий человек знает только выгоду», и в буддизме: «Царь. Проститутка, демон, огонь. Вор. Юноша и нищий не могут понять страдания других. Восьмым в этой категории является сборщик налогов и ростовщик» (Афоризмы мудреца Чанакьи, М.: Иамуна Пресс, 1996.)

И даже в иудаизме ростовщичество порицается в отношении своего народа и рассматривается, ни много ни мало … как средство для захвата власти в иностранном государстве или другом народе:

«Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Второзаконие, 23: 19);

«…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать] (Второзаконие 28: 12);

«Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их служить тебе, народ и царства, которые не захотят служить тебе — погибнут, и такие народы совершенно истребятся» (Исайя 60: 10-12).

В дохристианский период на Руси (точнее – в Рассении) лихоимство также осуждалось. Весьма показательно в этом отношении «Слово Мудрости Волхва Велимудра» – одно из древнейших pyкописных источников, coкровенного Славяно-Арийского Ведического Знания, сохранившееся до наших дней, благодаря многим Славянским и Арийским Родам исповедующих Старую Веру Первопредков – Инглиизм (которая сейчас называется славянским язычеством).

Существует несколько вариантов записи «Слова Мудрости», это Глаголические Харатьи, то есть тексты на пергаменте, записанные глаголицей; Словенские Харатьи, то есть тексты на пергаменте, записанные полуруническим словенским уставом; Святорусские Волхвари, то есть тексты на дoщeчкax из дуба, березы, кeдpa или ясеня, записанные святорусским руническим письмом, ныне почему-то называемого Велесовицей, очевидно из-за того, что этим письмом записана «Книга Велеса».

«Слово Мудрости» хранится и передается из поколения в поколение среди Православных Староверов-Инглингов, не только для постижения бесценного Древнего Жизненного Родового Опыта и Уклада наших Предков, а для того, чтобы лучше понять современную действительность, ибо прошлое миллиардами нитей связано с настоящим, из кoтоpoгo берет начало будущее.

В данном памятнике сказано: «Самыми непростительными поступками для человека являются оговор, предательство, зависть, желание чужого добра и лихоимство».

На Руси с приходом христианства, ростовщичество считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди русских ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди, в эпоху расцвета культуры и мощи Киевской Руси и оживленной торговли с Византией и Западом, в Киеве появилось большое количество чужих купцов, которые очень быстро разбогатели. Киевские ростовщики брали до 50% годовых!!!

Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий протест. Так, весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены дома ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. «Народ, истомленный финансовой политикой Святополка, взял с бою дворец крупнейшего киевского боярина, тысяцкого Путяты Вышатича (брата Яна), и разгромил дома ростовщиков, которые пользовались какими-то льготами великого князя <...> Восстание, несомненно имело успех (в этом отрывке речь идет о восстании киевлян 17 апреля 1113 года, когда устав от непосильных поборов со стороны ростовщиков и бояр, народ взялся за оружие – Авт.), так как Владимир немедленно издал новый закон - “Устав Володимерь Всеволодича”, облегчающий положение городских низов, задолжавших ростовщикам, и закрепощенных крестьян-закупов, попавших в долговую кабалу к боярам» (Татищев, Василий Никитич (1686-1750.) История Российская: [В 3 т.] Василий Татищев М.: АСТ, 2003).

Подобное отношение имело место и на более поздних этапах развития российского государства. Так, в Уголовном Уложении Российской Империи (1903 г.) ростовщичество считается преступлением. В нем приводятся следующие признаки ростовщических сделок: 1) если заемщик вынужден своими известными заимодавцу стеснительными обстоятельствами принять крайне тягостные условия ссуды; 2) сокрытие чрезмерности роста включением его в капитальную сумму под видом неустойки, платы за хранение; 3) ссуда в виде промысла на чрезмерно обременительных условиях «сельским обывателям» за вознаграждение частью хлебом, а также скупка хлеба у крестьян по несоразмерно низкой цене при заведомо тяжелых обстоятельствах продавца. Ростовщики наказывались тюрьмой или исправительным домом.

Крайне негативное отношение к ростовщичеству и ростовщикам мы встречаем в трудах классиков русской литературы и других великих русских мыслителей, в том числе и современников; произведения большинства из них включены в программы обучения школьников и студентов в России, таких как: Г.Р. Державин (1743-1816 гг.), В.И. Даль (1801-1872 гг.), А.Д. Кантемир (1708-1744 гг.), А.С. Пушкин (1799-1837 гг.), М.Ю. Лермонтов (1814-1841 гг.), Н.В. Гоголь (1809-1852 гг.), В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), А.И. Герцен (1812-1870 гг.), И.А. Гончаров (1812-1891 гг.), А.К. Толстой (1817-1875 гг.), И.С. Тургенев (1818-1882 гг.), Н.А. Некрасов (1821-1878 гг.), Ф.М. Достоевский (1821-1881 гг.), А.Ф. Писемский (1821-1881 гг.), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889 гг.), Н.С. Лесков (1831-1895 гг.), Н.Г. Помяловский (1835-1863 гг.), В.В. Крестовский (1840-1895 гг.), Г.И. Успенский (1843-1902 гг.), Н.Е. Каронин (1853-1892 гг.), А.П. Чехов (1860-1904 гг.), В.В. Розанов (1856-1919 гг.), М.О. Д.С. Мережковский (1865-1941 гг.), Меньшиков (1859-1918 гг.), А. Белый (1880-1934 гг.), М. Семенова (род. 1958 г.), Б. Акунин (род. 1956 г.) и многие, многие другие.

В русском фольклоре мы не найдем ни одной пословицы и поговорки, которые одобрительно относятся к ростовщичеству. Напротив, известный лексикограф, писатель, собиратель народного фольклора В.И. Даль, который изучил и собрал огромное количество русских народных пословиц и обобщил собранный материал в труде «Пословицы русского народа», приводит ряд примеров этого малого жанра, осуждающих ростовщиков и лихоимство:

«Грехов много, да и денег вволю.

В аду не быть - богатства не нажить.

Не отвернешь головы клячом, не будешь богачом.

Ростовщики на том свете каленые пятаки голыми руками считают.

Деньги - оселок.

Изведай человека на деньгах.

Богатый совести не купит, а свою погубит.

От трудов праведных палат каменных не наживешь.

Где говорят деньги, там молчит совесть.

Не солгать – так не продать (вариант: Не обманешь – не продашь).

Деньги искус любят» и пр.

Также совершенно очевидно, что образ ростовщика в контексте мировой культуры уже давно приобрел подлинно мифологическую сущность, благодаря чему получил возможность существовать больше чем в одной медиальной среде. Будучи одним из феноменов реальной жизни, постепенно получив распространение в качестве объекта порицания и осуждения в сакральных текстах разных народов различных культурно-исторических эпох (см. выше), в произведениях фольклора, в качестве персонажа художественных книг русской литературной традиции, фигура ростовщика во второй половине ХХ в. обрела популярность на радио, теле- и киноэкране, в глобальной сети Интернет. Любопытно, что смысл этого образа при его перемещении из одной медиальной среды в другую фактически не изменяется (чего нельзя сказать о прочих культурных героях, иногда заметно подвергающихся различным трансформациям). Возможно, такое «постоянство» в негативной трактовке образа ростовщика объясняется единой идеологической интерпретацией, сохраняющейся на протяжении этих миграций.

Так, например, стоит указать фильмы «Смерть ростовщика» (1966, реж. Т. Сабиров), «Сватовство гусара» (1979 г., реж. С. Дружинина), «Петербургские тайны» (в частности, образ ростовщика Осипа Морденко в роли М. Филиппова, 1944, реж. В. Зобин, Л. Пчелкин).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: