Итоговое занятие по разделам «Гигиена питания»,




Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего образования

Башкирский государственный медицинский университет

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра гигиены

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему

Итоговое занятие по разделам «Гигиена питания»,

«Гигиена воздуха», «Военная гигиена»

 

 

 

Дисциплина Гигиена

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

Курс 2

Семестр 4

Количество часов 3

 

 

Уфа 2017

 


Тема: «Итоговое занятие по разделам «Гигиена питания»,

«Гигиена воздуха», «Военная гигиена»

на основании рабочей программы учебной дисциплины «Гигиена» по специальности «Лечебное дело», утверждённой 3июля 2017 г.

 

 

Рецензенты:

1. Зав. кафедрой общей гигиены РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заслуженный деятель науки РФ, академик РАМН и МАНЭБ д.м.н., проф. Пивоваров Ю.П.

 

2. Зав. кафедрой общей и коммунальной ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации д.м.н., профессор Боев В.М.

 

 

Автор: к.м.н., доцент Зулькарнаева А.Т.

 

ст. преподаватель Ялаева Э.Т.

 

Утверждено на заседании №1 кафедры гигиены от 31 августа 2017 г.

 

1. Актуальность темы. В процессе обучения студентов на кафедре большое значение имеет контроль их знаний. Контроль – это проверка того, что достигли студенты к определённому моменту. Это важнейший элемент подготовки будущих специалистов, овладевающих в данный момент основы профилактики заболеваний. Контроль выполняет ряд функций: контрольную (выясняется глубина полученных студентами знаний); обучающую (выявляются ошибки, которые преподавателем исправляются и доводятся до студента); развивающую (при подготовке к контролю студент расширяет ранее полученные знания и приобретает новые); повторительную (осуществляется повторение материала); обобщающую (обобщаются знания, полученные на лекциях, практических занятиях и при самостоятельной работе); воспитывающую (при проведении контроля происходит воспитание выдержки, самообладания и критического отношения к собственным успехам и достижениям товарищей); организующую (касается и студентов, и преподавателей: для студентов – это умение своевременно и правильно подготовиться к итоговому занятию; для преподавателей - это умение правильно организовать учебный процесс). На итоговом занятии проводится письменный контроль знаний студентов. Он позволяет одновременно проконтролировать знания студентов всей группы, экономит время, развивает активное самостоятельное мышление. В результате контроля выставляется оценка, которая должна быть объективной и комментированной, так как имеет образовательной и воспитательный смысл.

2. Учебные цели: Проконтролировать знания и умения студентов по разделам «Гигиена питания», «Гигиена воздуха», «Военная гигиена».

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

· гигиену питания

· гигиены воздушной среды.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

· применять методы исследования и гигиенической оценки, используемые в гигиене питания и гигиене воздуха;

· осуществлять основные мероприятия по оптимизации питания населения и улучшения качества воздушной среды;

· пользоваться нормативной документацией.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен в ладеть:

· методами исследования и гигиенической оценки, используемыми в гигиене питания и гигиене воздуха;

· основными мероприятиями по оптимизации питания населения и улучшения качества воздушной среды;

· навыками применения нормативной документации.

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Рациональное питание, определение, принципы. Характеристика физиологических норм питания.

2. Особенности питания детей, лиц пожилого возраста, беременных и кормящих женщин.

3. Пищевой статус, определение, виды, характеристика. Методы оценки пищевого статуса.

4. Последствия недостаточного и избыточного питания.

5. Значение белков, источники, потребность.

6. Значение жиров, источники, потребность.

7. Фосфатиды, стерины, значение, источники.

8. Значение углеводов, виды, источники, потребность.

9. Клетчатка, пектиновые вещества, значение, источники.

10. Минеральные соли, классификация, значение, источники.

11. Макроэлементы пищи (Са, Р, К, Мg, Nа, Сl), значение, источники, потребность.

12. Микроэлементы пищи (Fе, Сu, Zn, Sе, I, F), значение, источники, потребность.

13. Энергозатраты, виды, методы определения.

14. Витамины, значение, классификация.

15. Виды витаминной обеспеченности. Стадии витаминной недостаточности.

16. Причины гипо-, гипер- и дисвитаминозов. Методика приготовления настоя хвои.

17. Профилактика а-, гипо- и гипервитаминозов.

18. Витамины А и Д, значение, источники, потребность.

19. Витамины Е и К, значение, источники, потребность.

20. Витамин В1, значение, источники, потребность.

21. Витамины В2, РР, значение, источники, потребность.

22. Витамины В6, В12, значение, источники, потребность.

23. Витамин С, значение, источники, потребность.

24. Понятие о доброкачественных, условно-годных, недоброкачественных, фальсифицированных продуктах и суррогатах (примеры).

25. Молоко, гигиеническая характеристика, значение в питании здорового и больного человека.

26. Алиментарные заболевания, связанные с употреблением молока; меры их профилактики.

27. Молочно-кислые продукты, гигиеническая характеристика, значение в питании здорового и больного человека.

28. Кумыс, характеристика, значение в питании.

29. Гигиеническая характеристика мяса, значение в питании здорового и больного человека.

30. Алиментарные заболевания, связанные с употреблением мяса; мероприятия по их профилактике.

31. Рыба, гигиеническая характеристика, значение в питании здорового и больного человека.

32. Алиментарные заболевания, связанные с употреблением рыбы; меры их профилактики.

33. Исследование доброкачественности молока.

34. Оценка доброкачественности мяса. Исследование мяса на паразиты.

35. Значение консервов и концентратов в питании человека. Методы исследования консервов.

36. Пищевые отравления, определение, классификация.

37. Пищевые токсикоинфекции и их профилактика.

38. Стафилококковый токсикоз и его профилактика.

39. Ботулизм и его профилактика.

40. Микотоксикозы, виды, профилактика.

41. Отравления продуктами, ядовитыми по своей природе; их профилактика.

42. Пищевые отравления продуктами, приобретшими ядовитые свойства при определенных условиях; их профилактика.

43. Пищевые отравления солями тяжелых металлов, их профилактика. Гигиенические требования, предъявляемые к посуде.

44. Пищевые отравления продуктами, содержащими ядохимикаты; их профилактика.

45. Чужеродные химические вещества в продуктах питания (минеральные удобрения, пищевые добавки), влияние на здоровье, меры профилактики.

46. Пищевые отравления неустановленной этиологии.

47. Роль врача лечебного профиля в расследовании и профилактике пищевых отравлений. Виды материала и правила его забора на исследование.

48. Организация питания военнослужащих в полевых условиях в военное время.

49. Особенности организации питания военнослужащих при применении ОМП.

50. Медицинская экспертиза продовольствия в военно-полевых условиях, этапы.

51. Табельные средства, используемые при медицинской экспертизе продовольствия; их характеристика.

52. Дезактивация, дегазация, дезинфекция тары и продовольствия в полевых условиях в военное время.

53. Расчетный метод определения калорийности суточного рациона питания.

54. Значение воздушной среды, гигиеническая оценка.

55. Значение барометрического давления. Погода, типы. Метеотропные и сезонные заболевания, профилактика.

56. Заболевания, связанные с воздействием повышенного атмосферного давления; профилактика.

57. Заболевания, связанные с воздействием пониженного атмосферного давления; профилактика.

58. Температура воздуха, значение для организма, профилактика неблагоприятного воздействия, нормативы для помещений.

59. Влажность воздуха, виды, значение, профилактика неблагоприятного воздействия, нормы для помещений.

60. Скорость и направление движения воздуха, значение для организма. Роза ветров, определение, построение. Нормы скорости движения воздуха для помещений.

61. Комплексное влияние температуры, влажности, движения воздуха на организм человека. Пути теплоотдачи и их изменения в различных условиях.

62. Электрическое состояние воздушной среды.

63. Гигиеническое значение электромагнитных полей.

64. Холодный климат, характеристика, особенности акклиматизации, меры профилактики заболеваний.

65. Жаркий климат, характеристика, особенности акклиматизации, меры профилактики заболеваний.

66. Кратность воздухообмена, определение, расчет, нормы.

67. Приборы для определения барометрического давления и скорости движения воздуха, принципы устройства и работы.

68. Приборы для определения температуры и влажности воздуха, принципы устройства и работы. Методика определения температурного режима помещений.

69. Гигиеническая характеристика инфракрасной радиации, меры профилактики неблагоприятного воздействия.

70. Гигиеническая характеристика видимой части солнечного спектра, меры профилактики неблагоприятного воздействия.

71. Гигиеническая характеристика ультрафиолетовой радиации, меры профилактики неблагоприятного воздействия.

72. Гигиенические требования к естественной освещенности различных помещений, нормативы.

73. Гигиенические требования к искусственной освещенности различных помещений, оценка, нормативы.

74. Значение азота и кислорода.

75. Значение углекислого газа.

76. Обоснование потребной величины воздухообмена и норм жилой площади.

77. Газовые примеси в воздушной среде, общие закономерности действия на организм.

78. Угарный газ, действие на организм.

79. Сернистый газ, действие на организм.

80. Окислы азота, действие на организм.

81. Пыль атмосферного воздуха, влияние на здоровье населения.

82. Меры по охране атмосферного воздуха.

83. Гигиенические регламенты загрязняющих химических веществ для атмосферного воздуха населённых мест.

84. Определение углекислого газа методом Гессе.

4. Вид занятия: Практическое занятие.

 

5. Продолжительность: 4 часа

 

6. Оснащение:

приборы по разделу «Гигиена питания» и «Гигиена воздуха».

Содержание занятия

.

Контроль конечного уровня усвоения темы.

Литература

Основная:

1. «Гигиена с основами экологии человека» /Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.

2. Гигиена с основами экологии человека [Электронный ресурс]: учебник / под ред. П.И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 752 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413951.html.

3. Глиненко В.М. с соавт. «Гигиена и экология человека». – М.: МИА, 2010. – 552 с.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 509 с.

4. Мельниченко П.И., Огарков П.И., Лизунов Ю.В. Военная гигиена и военная эпидемиология: Учебник. - М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. – 400 с.

5. Мельниченко П.И. Военная гигиена и военная эпидемиология [Электронный ресурс]: учебник / П.И. Мельниченко, П.И. Огарков, Ю.В. Лизунов. - М.: Медицина, 2006. - 400 с. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225048498.html.

6. Госпитальная гигиена: санитарно-эпидемиологические требования к устройству и эксплуатации ЛПУ (учебное пособие). /Под ред. Ю.В. Лизунова. – СПб: Фолиант, 2004. – 233 с.

Дополнительная:

1. «Гигиена» /Под ред. Румянцева Г.И. (учебник).- М.: Гэотар-Медицина, 2001. – 607 с.

2. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html

3. Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс]: у чебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html

4. Кича Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс]: руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 288 с.

Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html

5. Королев А.А. Гигиена питания. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.

6. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Петухов А.Б. Питание человека (основы нутрициологии). – М.: ГОУ ВУНМЦ РФ, 2002. – 576 с.

7. Гигиена питания: руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» - 060101(65). – Уфа: БГМУ, 2010. – 51 с.

8. Гигиена питания [Электронный ресурс]: руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Лечебное дело"- 06.01.01.(65) / Башк. гос. мед. ун-т; сост. Т. Р. Зулькарнаев [и др.]. - Уфа: БГМУ, 2010. - 51 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: https://92.50.144.106/jirbis/.

9. Гигиена воздуха: Руководство к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело» - 06.01.01(65). –Уфа: Изд-во БГМУ, 2007. – 34 с.

10. Гигиена воздуха [Электронный ресурс]: руководство к практическим занятиям по разделу "Гигиена воздуха" для студентов, обучающихся по специальности "Лечебное дело" - 06.01.01 (65) / Т.Р. Зулькарнаев [и др.]; Башк. гос. мед. ун-т. - Уфа: БГМУ, 2007. - 34 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2012. – Режим доступа: https://92.50.144.106/jirbis/.

11. Словарь гигиенических терминов и понятий/Под ред. Мурысевой Е.Н. – Уфа, 2000. – 72 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: