Hannibal: Rome vs. Carthage
Reorganized Rules in Russian v1.1
Based on Reorganised Rules v3.0 by Steven McDougall
Перевод с английского, исправления и дополнения: Владимир Филиппов (geomorpholog@gmail.com)
────────────────────────────────────────────────────
Содержание
(здесь и далее по тексту в скобках указаны номера страниц соответствующих разделов
в официальных русских правилах игры)
Подготовка к игре (стр. 7) 2
Порядок хода (стр. 8) 2
Подкрепления (стр. 8) 3
Фаза стратегии (стр. 10) 4
Движение (стр. 12) 5
Перехват (стр. 15) 6
Уклонение (стр. 16) 7
Преследование (стр. 17) 7
Крепости (стр. 23) 7
Племена (стр. 23) 7
Штурм (стр. 23) 8
Покорение (стр. 23) 8
Порядок битвы (стр. 17) 9
Раунд битвы (стр. 18) 10
Подсчет боевых потерь (стр. 19) 10
Отступление (стр. 19) 11
Зимнее изнурение (стр. 24) 12
Фаза политической изоляции (стр. 23) 12
Итоговый подсчет (стр. 25) 12
────────────────────────────────────────────────────
Подготовка к игре (стр. 7)
- Поставьте жетоны римского ПК и римских крепостей (красные) в каждую область карты с красной рамкой.
- Поставьте жетоны карфагенского ПК и карфагенских крепостей (синие) в каждую область карты с синей рамкой.
- Поставьте жетоны племен в области соответствующих цветов.
- Перемешайте отдельно колоды карт стратегии и тактики.
КАРФАГЕН
• 4 ВЧ и Ганнон в Карфагене
• 8 ВЧ + 2 ВЧ Слонов и Ганнибал в Сагунте
• Магон и Гискон в поле подчинения Ганнибала
|
• 2 ВЧ и Гасдрубал в Новом Карфагене
РИМ
• 8 ВЧ и консул Публий Сципион в Риме
• 8 ВЧ и консул Тиберий Лонг в Агригенте
────────────────────────────────────────────────────
Порядок хода (стр. 8)
(1) Фаза подкреплений (кроме 1-го хода)
(2) Сдача карт стратегии
(3) Фаза стратегии
(4) Фаза зимнего изнурения
(5) Фаза политической изоляции
(6) Фаза оценки ситуации
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Подкрепления (стр. 8) ─ ВЧ подкрепления НЕ могут быть выставлены в осажденную крепостью
(1) КАРФАГЕН (4 ВЧ)
• 1ВЧ в Карфагене или с любым полководцем в АФРИКЕ
• 1ВЧ в Новом Карфагене или с любым полководцем в ИБЕРИИ:
─ только если Новый Карфаген находится под контролем КАРФАГЕНА
• 1ВЧ в Новом Карфагене или с любым полководцем в ИБЕРИИ: ─ только если Бетика находится под контролем КАРФАГЕНА
• 1ВЧ в Карфагене или Новом Карфагене или с любым полководцем
• Верните всех смещенных полководцев, выставив их в любую НЕосажденную область с хотя бы одной дружественной ВЧ
|
(2) РИМ (5 ВЧ) ─ необходимо создать хотя бы одну армии из 5 или более ВЧ в случае отсутствия таковой на поле
• 3 ВЧ в Рим или с любым полководцем в ИТАЛИИ
• 2 ВЧ в Рим или с любым полководцем
• На 6-м ходу: Сципион Африканский (как второй проконсул) + 5 ВЧ в ИТАЛИИ или в ИБЕРИЙСКОМ порту:
─ область должна быть дружественной и свободной от вражеских ВЧ;
─ НЕ внутрь крепости
(3) Проконсул
• РИМ ский игрок одного из полководцев на поле назначает проконсулом (по желанию)
(4) Консулы
• РИМ ский игрок удаляет с поля всех своих полководцев (кроме проконсула(-ов))
• РИМ ский игрок вслепую тянет 2 жетона новых консулов (из «банка» предварительно удаляются жетоны консулов прошлого хода)
• Консулы выставляются на поле в области с 5 или более ВЧ:
─ могут быть выставлены в осажденный Рим, если нет других возможностей
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Фаза стратегии (стр. 10)
РИМ ский игрок может ходить первым, если он начинает ход с карты “Малой кампании” или “Большой компании” (играя ее как ОЧ или событие).
В любом другом случае КАРФАГЕН ский игрок решает, кто будет ходить первым
Играйте карты стратегии как ОЧ или событие
|
• как событие можно играть только карту своего цвета
Продолжайте поочередно играть карты стратегии до тех пор, пока они все не будут сыграны или сброшены (лицом вверх)
OЧ
Позволяет сделать одно из следующих действий:
(1) Переместить полководца с рангом стратега ≤ ОЧ (обычно на расстояние до 4-х областей (см. ниже))
(2) Выставить # ПК = # OЧ
• НЕ в область с племенем и НЕ в область с вражескими ПК или ВЧ, но:
• можно перевернуть вражеский ПК (НЕ крепость и НЕ племя), если в области есть дружественные ВЧ
(3) Добавить 1 ВЧ к полководцу в дружественной области дружественной провинции
• только играя карту с ОЧ = 3
• НЕ в осажденную крепость
Событие
РИМ ские события - красные, КАРФАГЕН ские – синие
Переломные события могут быть сыграны в ход противника, если это необходимо
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Движение (стр. 12)
─ ВЧ могут перемещаться только вместе с полководцем
─ В результате движения в консульской армии НЕ может остаться меньше 5 ВЧ
─ После вхождения армии в каждую новую область возможен перехват со стороны неактивного игрока
─ Активный игрок решает, какие ВЧ находятся в крепости, а какие – вне ее стен (если ВЧ находятся в области с крепостью)
Выбор командующего полководца
• если в области находится более чем один полководец, командующим становится полководец с наибольшим рангом тактика
• любой карфагенский полководец подчиняется Ганнибалу
• проконсул подчиняется консулам
• в любом другом случае игрок сам выбирает командующего
• поместите подчиненного(-ых) полководца(-ев) в поле подчинения командующего
• подчиненные полководцы НЕ могу использовать свои особые свойства
Движение сушей
(1) Все армии и полководцы могут (обычно) перемещаться на расстояние до 4-х областей (4 ОП (очка передвижения)):
•вместе с полководцем может перемещаться ≤ 10 ВЧ
• подчиненные полководцы (с армиями или без) могут быть отделены/присоединены по пути движения
• НЕльзя присоединять полководца с более высоким статусом командующего, т. е.:
- ни один карфагенский полководец не может присоединить Ганнибала;
- проконсул не может присоединить консула
• полководец должен иметь армию, чтобы вступить в область с вражескими ВЧ
• полководец без армии может переместиться через область свражеским полководцем без армии
(2) На пересечение перевалов и проливов необходимо затратить 2 ОП:
•при пересечении перевала необходимо сделать бросок по таблице изнурения
•при пересечении не-альпийского перевала к броску на изнурение добавляется модификатор (-2)
•движение через Мессанский пролив возможно только для игрока, который контролирует одновременно Мессану и Регий (при этом движение морем между этими городами разрешено для всех)
(3) Консульская армия может перемещаться, только если она состоит из ≥ 5 ВЧ
(4) Подавление ─ армия из ≥ 5 ВЧ может подавить 1 изолированную ВЧ врага
(5) Полководец смещается, если:
• он находится один в области, в которую входят ВЧ врага, или
• все сопровождавшие его ВЧ потеряны в результате броска по таблице разгрома (стр. 19), в ходе отступления (стр. 19) или морской битвы (стр. 14)
Движение морем (стр. 14)
• необходимо сыграть карту стратегии с изображением корабля (с ОЧ 3 или карту “Кампании”)
• максимум 5 ВЧ (10 ВЧ – для карты “Кампании”)
• считается за 3 ОП
• в случае движения морем КАРФАГЕН ского игрока, РИМ ский игрок должен сделать бросок на морскую битву
• можно начинать/завершать движение морем из/в любого порта (даже если в нем находятся вражеский ПК или вражеские ВЧ), но НЕ из осажденной крепости (хотя движение морем возможно из/в области с осажденной крепостью)
• движение морем непосредственно в крепость возможно только если крепость дружественна и не-осаждена
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Перехват (стр. 15) ─ не-активный игрок может попытаться перехватить армию, которая входит в соседнюю с его армией область
Перехват:
─ дает преимущество в битве;
─ НЕвозможен, если в целевой области находится хотя бы 1 недвигавшаяся ВЧ активного игрока;
─ из одной области в текущем раунде возможно осуществить только 1 перехват;
─ НЕльзя осуществить перехват и сразу же укрыться в крепости;
─ армия, провалившая перехват, в текущем раунде НЕ может уклониться от армии, которую старалась задержать
(1) Не-активный игрок объявляет армию(-и) и полководца(-ев), которые будут участвовать в перехвате:
• полководец(-ы) + часть ВЧ могут быть посланы на перехват вместо целой армии
• с полководцем(-ами), остающимся в исходной области, должна остаться хотя бы 1 ВЧ (консул не может быть оставлен меньше, чем с 5 ВЧ)
(2) Не-активный игрок делает бросок за каждую из армий, участвующих в перехвате:
• бросок успешен, если он ≤ ранг тактика командующего полководца
• к броску добавляется модификатор (+1), если в целевой области находится вражеский ПК и нет дружественных ВЧ
(3) В случае успешного перехвата не-активный игрок перемещает перехватывающую армию в целевую область:
• перехваченная армия может выбрать: отступить на одну область назад (в т. ч. – через море) или принять бой
(4) Через перевалы и проливы перехват НЕвозможен
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Уклонение (стр. 16)
(1) Не-активная армия или полководец могут попытаться уклониться от битвы:
• в самом простом случае можно укрыться в стенах дружественной крепости (это действие НЕ требует бросков на уклонение и последующее преследование)
(2) Не-активный игрок делает бросок на уклонение:
• бросок успешен, если он ≤ ранг тактика командующего полководца
(3) Армия (до 10 ВЧ) может уклониться на 1 область, при этом:
• в исходной области может быть оставлена часть ВЧ/полководцев
• НЕльзя уклониться в область с вражеским ПК, вражескими ВЧ или недружественным племенем, а также в область, из которой пришла атакующая армия
(4) НЕльзя уклоняться через перевал, пролив или море
────────────────────────────────────────────────────
Преследование (стр. 17)
(1) Если не-активная армия успешно уклонятся от битвы, активный игрок может ее преследовать
(2) Активный игрок делает бросок на преследование:
• бросок успешен, если он ≤ ранг тактика командующего полководца
• в случае успеха армия продолжает движение
• в случае неудачи армия должна остановится: при этом она может сделать бросок на штурм/покорение
(3) Преследуемая не-активная армия может впоследствии вновь пытаться уклониться, и так до тех пор, пока у преследующей армии не кончатся ОП или она не провалит бросок на преследование
────────────────────────────────────────────────────
Крепости (стр. 23) ─ особый вид ПК
(1) Должны подвергнуться взятию штурмом (см. ниже) перед сменой влияния
(2) Вмещают до 2 ВЧ (5 ВЧ – в Риме и Карфагене)
(3) ВЧ в крепости НЕ могут быть атакованы обычным образом
(4) ВЧ/полководец(-ы) могут входить в дружественную крепость при уклонении или попытке их подавления армией противника
────────────────────────────────────────────────────
Племена (стр. 23) ─ особый вид ПК
(1) Должны быть покорены (см. ниже) перед сменой влияния
(2) Дружественные КАРФАГЕНу племена приравниваются к его ПК при подсчете количества дружественных областей в провинции.
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Штурм (стр. 23)
(1) Любой активный полководец с ≥ 3 ВЧ, находящийся (в т. ч. завершивший движение) в области с вражеской крепостью может попытаться сделать бросок на штурм
(2) Подчиненный полководец с 3 ВЧ (5 ВЧ - для консульской армии) может отделиться от основной армии и попытаться сделать бросок на штурм
(3) Против каждой крепости за каждую сыграннуюкарту стратегии можно попытаться сделать только 1 бросок на штурм
(4) В случае успеха (по таблице штурма) => положите 1 жетон штурма на крепость
(5) Для захвата крепости необходимо накопить 3 очка штурма. Вражеские ВЧ внутри крепости при захвате уничтожаются
(6) Осажденная армия (если она находится под командованием полководца) может сделать вылазку для атаки противника в области с крепостью (в т. ч. для подкрепления атаковавшей его другой дружественной армии)
(7) Статус “осажденной” крепость приобретает только после того, как на нее помещается первый жетон штурма
(8) Если осаждающая армия покидает область, осада (т. е. все жетоны штурма) с крепости автоматически снимается
────────────────────────────────────────────────────
Покорение (стр. 23)
Покорение племени проводится так же, как штурм крепости
В случае успешного покорения племени, его жетон снимается с поля и заменяется на ПК покорившего игрока
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Порядок битвы (стр. 17)
(1)В случае участия в битве обоих консулов перед битвой может быть сделан бросок на смену командования:
• может быть сделан КАРФАГЕНским игроком перед любой битвой
• должен быть сделан КАРФАГЕНским игроком в случае, если атакующим является КАРФАГЕН
• Результат ≥ 4 => происходит смена командования
(2) I: Атакующий игрок играет с руки “боевые” карты стратегии (по желанию)
(3) II: Обороняющийся игрок играет с руки “боевые” карты стратегии (по желанию)
(4) КАРФАГЕНский игрок может объявить атаку слонов (стр. 21)и сделать бросок:
• успешно, если бросок > ранг тактика римского командующего
• если в битве НЕ участвует римский полководец, бросок считается успешным, если он ≥ 2
• если бросок успешен, то РИМ ский игрок теряет по 1 КТ за каждую участвующую в битве ВЧ слонов
• если бросок = 1, то КАРФАГЕН ский игрок теряет 1 КТ
(5) Раздайте КТ (не более 20 на игрока)
сокращение числа КТ в результате успешной атаки слонов происходит после получения всех возможных карт
# КТ = (ранг тактика командующего)
+ (# ВЧ)
+ 1 КТ в случае успешного перехвата
- 1 КТ в случае неудачного уклонения
+2 КТ для РИМА в случае битвы на территории Лация
+1 КТ для КАРФАГЕНА в случае битвы на территории дружественного племени
+1 КТ за каждую союзную провинцию в данном РЕГИОНЕ (для АФРИКИ, ИБЕРИИ и ИТАЛИИ), НО только если в битве участвует дружественный полководец
• +2 КТ за Восточную Нумидию
• +2 КТ за Западную Нумидию
• в случае битвы на территории ИТАЛИИ РИМ ский игрок получает максимум 2 КТ за союзников (Лаций НЕ дает РИМУ союзников)
• КТ за союзные островные провинции игрок получает только от провинции, на территории которой происходит битва
(6) Разыграйте битву (см. ниже)
(7) Подсчитайте боевые потери и проведите отступление (см. ниже)
────────────────────────────────────────────────────
────────────────────────────────────────────────────
Раунд битвы (стр. 18)
(1) Атакующий игрок играет КТ или делает бросок на отвод войск (стр. 20):
• отвод войск успешен, если бросок ≤ ранг тактика атакующего полководца
• отвод войск может быть отменен, если контрбросок защищающегося игрока ≤ ранг тактика защищающегося полководца
• успешный отвод войск => армия может переместиться в соседнюю область (или вернуться в крепость – для ВЧ, введенных в битву из осажденной крепости):
─ НЕ в область с вражеским ПК, вражескими ВЧ или недружественным племенем;
─ отвод войск НЕвозможен через перевал, пролив или море;
─ отвод войск исходного атакующего возможен только назад в область, из которой пришла его армия;
─ отвод войск исходного защищающегося НЕвозможен в область, из которой на поле битвы пришла армия исходного атакующего;
─ для войск, введенных в битву из осажденной крепости, отвод возможен только назад в крепость;
─ после отвода войск игроки определяют боевые потери по таблице изнурения
• провал отвода войск => защищающийся игрок становится атакующим в следующем раунде битвы
(2) Защищающийся должен сыграть такую же КТ, что и атакующий, или он проигрывает битву (при этом он может проиграть добровольно)
(3) Если защищающийся смог ответить на атаку атакующего, то теперь он может сделать бросок на контратаку:
• инициатива автоматически переходит к защищающемуся, если он сыграл КТ “Двойные клещи”
(4) Бросок на контратаку успешен, если он ≤ ранг тактика командующего полководца:
• чтобы сделать бросок на контратаку, в битве должен участвовать дружественный полководец
(5) В случае успеха броска на контратаку защищающийся игрок становится атакующим в следующем раунде битвы
(6) Атакующий игрок проигрывает битву, если в момент очередной атаки у него на руках не осталось КТ
(7) После битвы колода карт тактики перемешивается
────────────────────────────────────────────────────