Классификация внешнеторговых операций




Вопросы к экзамену

1. Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности предприятия.2. Классификация внешнеторговых операций.3. Содержание экспортно – импортных операций.4. Организация экспортно – импортных операций фирмы.5. Подготовка, заключение и исполнение контракта.6. Структура и содержание контракта купли – продажи.7. Базисные условия поставок (INCOTERMES – 2000).8. Международные встречные операции (бартерные операции, компенсационные операции, операции с давальческим сырьем, выкуп техники, бывшей в употреблении).9. Производственная кооперация.10. Целесообразность использования посредников и их виды.11. Виды международных торгово – посреднических операций.12. Соглашения с посредниками.13. Правовая база государства в отношении таможеннно – тарифного регулирования. 14. Виды таможенных режимов.15. Виды таможенных платежей.16. Таможенные сборы за таможенное оформление.17. Таможенные пошлины и их исчисление.18. Акцизы и их исчисление.19. Налогообложение импорта.20. Основные причины (мотивы) выхода на внешние рынки или расширения внешнеэкономической деятельности.21. Структура стратегии фирмы на внешнем рынке.22. Мировая цена. Виды цен: публикуемые и расчетные.23. Коммерческие поправки к внешнеторговым ценам.24. Механизм определения внешнеторговых цен.25. Виды валютных операций.26. Механизм валютного контроля во внешнеэкономической деятельности.27. Контроль за обязательной продажей части валютной выручки.28. Основные формы расчетов во внешнеэкономической деятельности: банковский перевод, инкассовая форма расчетов, аккредитив, расчеты по открытому счету, покупательский аванс.29. Роль кредита во внешнеэкономической деятельности.30. Факторы, определяющие альтернативы вхождения на зарубежный рынок.31. Транспортное обеспечение внешнеэкономических связей.32. Экспорт транспортных услуг.33. Транспортные операции во внешнеэкономической деятельности.34. Транспортные условия в договорах купли – продажи.35. Логистический подход к транспортному обеспечению ВЭД.36. Анализ экспортных и импортных операций предприятия.37. Порядок расчета экономической эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.38. Мировая валютная система. Валюта и ее виды.39. Валютные курсы и их виды.40. Международные экономические организации.41. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

1. Понятие внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности предприятия.

Ответ: Внешнеэкономические связи - это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а также валютно-финансовых и кредитных отношений между странами с целью рационального использования преимуществ международного разделения труда, возможностей международных экономических отношений для повышения экономической эффективности хозяйственной, предпринимательской деятельности.

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления и формы:
- внешнюю торговлю;
- международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;
- международное инвестиционное сотрудничество;
- международное научно-техническое сотрудничество;
- экономическое и техническое содействие;
- валютно-финансовое сотрудничество;
- международная миграция рабочей силы.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия - этосовокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функцийпредприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.

Различают следующие виды ВЭД:

- внешняя торговля (экспорт, импорт, бартер, компенсационные отношения);

- международное инвестиционное сотрудничество (прямые зарубежные инвестиции, портфельные инвестиции, международный финансовый лизинг, совместное производство в рамках совместного предприятия, кредитные отношения)

- международное производственно-техническое сотрудничество (международные производственные кооперации, совместные сооружения строительства объектов, совместные производственные программы, порядковое сотрудничество)

- международное научно-техническое сотрудничество (купля-продажа патентов и лицензий, оказание технической помощи, обучение персонала, франчайзинг, оказание консультационных и инжиниринговых услуг)

- Международные валютно-финансовые и кредитные отношения (предоставление кредитов и займов, проведение международных расчетов, купля-продажа валюты, ценных бумаг)

2. Классификация внешнеторговых операций.

Ответ: Внешнеторговые операции представляют собой комплекс основных т вспомогательных (обеспечивающих) видов коммерческой деятельности, т.е. набор технических приемов, последовательное применение которых обеспечивает реализацию договора купли-продажи. Основным их видом являются экспортно-импортные операции. При этом экспортная операция - это деятельность, направленная на продажу товара иностранному партнеру с вывозом товара из страны продавца. Импортная операция представляет деятельность, связанную с закупкой у иностранного продавца и ввозом иностранных товаров, технологий и услуг в страну покупателя для последующей реализации на внутреннем рынке.

Классификация внешнеторговых операций

В международной практике различают следующие критерии классификации внешнеторговых операций:

- По направлениям торговли.

- По видам товаров и услуг.

- По степени готовности товара.

- По методам торговли товарами и услугами.

- По формам организации торговли.

3. Содержание экспортно – импортных операций.

Ответ: Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму. При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту; под импортными операциями понимается деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимаются обычно только операции, осуществляемые на коммерческой основе, а именно, на основе заключения и исполнения международных торговых сделок – контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспортно-импортных операций, как правило, не включаются, а учитываются отдельно.

Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных таможенных формальностей и процедур, в числе которых предоставление сведений для статистического учета. Таможенный учет экспортно-импортных грузов – база статистического учета международных товарных потоков. Он кладется в основу национальной внешнеторговой статистики каждой страны и статистики международной торговли в целом, которая ведется и публикуется международными коммерческими организациями системы ООН. Поэтому единообразию ведения таможенного статистического учета, унификации понятий, стандартизации внешнеторговой документации придается чрезвычайно большое значение как на международном, так и на национальном уровнях.

 

4. Организация экспортно – импортных операций фирмы.

Ответ: Организации и предприятия внешнеторговые опера­ции могут осуществлять по собственной инициативе или иници­ативе вышестоящих органов (объединений, ассоциаций) и дру­гих предприятий, занимающихся организацией внешнеторговых операций, путем заключения контрактов с иностранными фир­мами.

В зависимости от объекта заключенных сделок последние делят­сяна три основных типа:
- Сделки купли-продажи товаров.
- Сделки купли-продажи услуг.
- Сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности.
В практике внешнеторговых операций применяются такие формы экономико-финансовых связей между экспортерами и им­портерами товаров, как бартер, клиринг, расчет в СКВ.
Бартер – сделка, предусматривающая обмен определенно­го количества товара на обусловленное количество другого това­ра. Обычно бартерная сделка не сопровождается переводом де­нежных средств со счетов покупателей на счета продавцов.
Клиринг – система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.
В большинстве случаев, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы, т. е. вначале продавать товар, а затем купить нужные изде­лия.

Организация экспортно-импортных операций включает в себя следующие этапы:
- изучение внешнего рынка и его конъюнктуры;
- формирование экспортных ресурсов для их реализации на внешнем рынке;
- поиск и выбор контрагента для заключения контракта,
- заключение и исполнение контрактов.

5. Подготовка, заключение и исполнение контракта. Ответ: Контрактом во внешней торговле называется договор купли-продажи товаров, услуг, работ, информации и результатов интеллектуальной деятельности. Контракт заключается в письменной форме и подписывается сторонами контракта.
В международной практике процесс оформления и содержание контракта в значительной степени типизированы и регламентируются Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (Венская конвенция), к которой присоединилась и Россия. Подписание контракта требует от фирмы целого ряда последовательных действий, каждое из которых связано с подготовкой определенных документов, взаимодействием с различными организациями и выполнения работ, требующих специальных знаний и навыков.Эти действия, исходя из последовательности их проведения, можно разделить на три этапа:

- поиск контрагента и установление с ним делового контакта.

- подготовка и подписание контракта

- исполнение контракта.

Этапы Стадии работы Документы
I этап Поиск контрагента и установление с ним делового контакта 1.1 Поиск потенциальных партнеров-потребителей или производителей нужного товара: - направить инициативное письмо, оферту; - принять и подтвердить заказ покупателя; - участие в выставках, ярмарках; - собрать информацию о фирмах-партнерах из специализированных источников. 1.2 Выбор интересующих фирм и направление им адресных запросов (от импортера) или предложений (от экспортера). Информация о фирмах из следующих источников: - банки данных ВАО, МВЭС отраслевых ВЭО; - торгово-промышленная палата РФ; - торговые отделы Посольств иностранных государств в г. Москве; - специализированные консультационные фирмы (Артур Андерсен, Эрнст&Янг и др.); - другие источники информации от импортера. Письма-запросы сведений о товаре. Письма-ответы на запрос от экспортера: инициативные письма, ответы, оферты, безоговорочный акцепт, контроферта, акцепт, проект контракта.
П этап Подготовка и подписание контракта 2.1 Достижение предварительной договоренности и уточнение условий сделки путем прямых переговоров либо переписки (цена, базис поставки, условия платежа, график поставок, количество и качество товара и т. д.) 2.2 Подписание контракта     проект контракта, контракт
  III этап Исполнение контракта 3.1 Обязанности экспортера: произвести упаковку товара; поставить товар в пункт отгрузки; своевременно уведомить покупателя об отгрузке; оплатить таможенные пошлины; подготовить по просьбе покупателя дополнительные документы для ввоза в его страну; нести риски и расходы до момента передачи товара покупателю в соответствии с базисом поставки; выписать платежные документы. 3.2 Обязанность импортера: принять товар и оплатить его; оплатить ввозные пошлины; получить за свой счет необходимые для ввоза документы. Упаковочный лист. Извещение о готовности товара к отгрузке. Извещение об отгрузке. Таможенная декларация. Сертификат происхождения. Сертификат "черного списка" (в отдельных странах) и т.п. Накладные (коносамент, СМР или др.) Страховой полис. Счет-фактура (инвойс); Подпись о приемке (либо Акт ), указание банку об оплате. Сертификат соответствия. Лицензия (если необходимо) и др.

 

6. Структура и содержание контракта купли – продажи.

Ответ: Внешнеторговые контракты по содержанию индивидуальны, но по структуре похожи. Каждый контракт имеет индивидуальный номер, текст контракта начинается с преамбулы, после чего размещены следующие статьи:

- Предмет контракта.

- Количество товара.

- Качество товара.

- Срок и дата доставки.

- Базисные условия доставки.

- Цена.

- Упаковка и маркировка.

- Порядок сдачи-приема.

- Условия о гарантиях.

- Рекламации.

- Штрафные санкции и возврат потерь.

- Обстоятельства непреодолимой силы.

- Арбитражная заметка.

- Другие условия контракта.

- Юридические адреса сторон.

- Подписи продавца и покупателя. Названные условия могут быть квалифицированы с точки зрения их обязательности для продавца и покупателя и с точки зрения их универсальности.

Содержание договора определяется сторонами соглашения. Формулировки статей они выбирают самостоятельно, в зависимости от предмета договора, торговых обычаев, наличия международных соглашений, а также от продолжительности взаимных деловых контактов.

7. Базисные условия поставок (INCOTERMES – 2000).

Ответ: Целью ИНКОТЕРМС является разработка свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся в во внешней торговле торговых терминов. Тем самым, неуверенность в различном толковании подобных терминов в отдельных странах может быть сведена к нулю или существенно уменьшена.

При заключении внешнеторгового контракта купли-продажи стороны должны четко разделить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю. Базисные условия поставки обычно определяют такие обязанности и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Базисными эти условия называются потому, что устанавливают основу (базис) цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет.

В последней редакции "Инкотермс-90" термины распределены на четыре принципиально различные группы.

• Первая группа состоит всего из одного термина, описывающего ситуацию, когда продавец передает товары покупателю непосредственно в своих помещениях (термины группы "Е" – отправка груза – Eterm-EX Works) – франко-предприятие.

• Термины второй группы относятся к ситуации, когда продавец обязуется предоставить товар в распоряжение перевозчика (должен доставить груз перевозчику), выбранного покупателем (термины группы "F" – основной вид транспортировки продавцом не оплачивается – FCA, FAS и FOB).

• Термины третьей группы определяют случаи, когда продавец обязуется заключить договор перевозки, однако без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товара. Иными словами, продавец отвечает за перевозку груза, но не за его утрату, повреждения, не несет дополнительных расходов, возникших после отправки товара (термины группы "С" – основной вид транспортировки продавцом не оплачивается – CFR, GIF, CPT и CIP).

• Четвертая группа объединяет термины, определяющие условия следования груза вплоть до его доставки в страну назначения. В этом случае продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения (группа "D" – прибытие груза – DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

8. Международные встречные операции (бартерные операции, компенсационные операции, операции с давальческим сырьем, выкуп техники, бывшей в употреблении).

Ответ: В современной классификации встречные торговые сделки - это такие сделки, при которых одна сторона поставляет товары, услуги, технологии или другие экономические ценности второй стороне, и одновременно закупает у нее согласованный объем товаров, услуг, технологий или других экономических ценностей. Основные разновидности встречной торговли таковы:

- бартер, когда предусматривается двусторонний обмен оговоренными товарами, при котором поставка товара в одном направлении полностью или частично заменяет денежный платёж за поставку товара в обратном направлении.

- встречная закупка, при которой стороны в связи с заключением контракта на закупку в одном направлении подписывают соглашение о заключении контракта на продажу в обратном направлении. При этом товары, в рамках первой продажи не должны использоваться в производстве товаров, продаваемых в обмен на них.

- обратная закупка, при которой одна из сторон поставляет производственное оборудование и стороны соглашаются, что поставщик оборудования или назначенное им лицо будет закупать продукцию, произведенную с помощью этого оборудования. При этом поставщик оборудования может поставлять также технологии, запчасти, материалы, а также производить обучение персонала.

- Компенсационные сделки, которые, как правило, связаны с поставками дорогостоящих или технически сложных товаров и могут предусматривать также передачу технологий, упрощение доступа на конкретный рынок. Говоря о преимуществах и недостатках международных встречных сделок, необходимо учитывать разницу между интересами отдельных фирм и интересами государства в целом. С точки зрения конкретных фирм к преимуществам встречных сделок следует отнести возможность исследования новых рынков сбыта продукции и услуг. Западные фирмы часто используют встречные сделки для проникновения на рынки менее развитых стран: имеющих потребность в машинах и оборудовании, но имеющих валютные ограничения.

 

9. Производственная кооперация. Ответ:Производственный кооператив — коммерческая организация, созданная путём добровольного объединения граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц. Учредительным документом производственного кооператива выступает устав, утверждаемый общим собранием его членов. Высший орган управления кооператива — общее собрание его членов.

Член кооператива вправе по своему усмотрению выйти из кооператива, и ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответствующее его паю. Член кооператива может быть исключен из кооператива по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на него уставом, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом кооператива.

Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

10. Целесообразность использования посредников и их виды.

Торговое посредничество – очень важная и неотъемлемая часть рыночной экономики. Указом Президента всем зарегистрированным на территории России предприятиям и объединениям разрешено независимо от формы собственности осуществлять внешнеэкономическую, в том числе и посредническую, деятельность.

Посредники – это лица, соединяющие стороны, желающие заключить сделку. Посредники действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и в других сферах. В качестве посредников могут выступать как отдельные лица, так и учреждения. В отличие от торговцев, которые ведут дело за свой счет и выступают самостоятельно в системе производства и потребления, посредники работают за счет поручителя и получают за это вознаграждение. К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии таких не зависимых от производителей и потребителей товаров лиц, организаций, торговых фирм.

Посредническая фирма – это коммерческое предприятие или организация, стоящая между производителями и потребителями товаров и содействующая реализации товаров. В юриспруденции к посредническим фирмам часто относят только те фирмы и организации, которые содействуют продавцам и покупателям в заключении контрактов и исполнении на их основе посреднических операций.

Посреднические операции, совершаемые по поручению экспортера или импортера независимыми фирмами-посредниками на основе отдельных поручений или специальных соглашений, охватывают подыскание иностранных партнеров, подготовку документации для совершения сделок и их совершение, транспортно-экспедиторские операции, кредитно-финансовое обслуживание, страхование товаров, рекламирование товаров, послепродажное обслуживание, изучение и анализ рынков сбыта, выполнение таможенных формальностей и др.

Цель привлечения посредников – повышение экономичности внешнеторговых операций.

Участие посредников повышает экономичность операций (несмотря на выплату посредникам вознаграждения):

• возрастает оперативность в сбыте товаров, в результате за счет ускорения оборота капитала увеличивается прибыль;

• оперативная и активная реакция посредников на изменение рыночной конъюнктуры дает им возможность успешнее работать в интересах экспортера, реализуя товар на более выгодных условиях. Контактируя с потребителями, посредники являются источником ценной первичной информации об уровне качества и конкурентоспособности товаров;

• техническое обслуживание, предпродажный сервис, осуществляемые посредниками, и сокращение сроков поставок с промежуточных складов способствуют повышению конкурентоспособности;

• создание и развитие сбытовой сети преуспевающими посредниками экономит средства экспортеров;

• специализация посредников обычно на массовом сбыте определенных товаров позволяет снизить издержки обращения на единицу реализуемого товара и дает дополнительную коммерческую выгоду.


 

11. Виды международных торгово – посреднических операций.

В зависимости от характера взаимоотношений между продавцом или покупателем и торговым посредником, а также от функций, выполняемых торговым посредником, можно выделить несколько видов торгово-посреднических операций: операции по перепродаже, комиссионные, агентские и брокерские. Операции по перепродаже. Осуществляются торговыми посредни­ками от своего имени и за свой счет. Это означает, что торговый посред­ник выступает стороной договора как с экспортером, так и с конечным покупателем и становится собственником товара после его оплаты. В ми­ровой торговой практике различают два вида операций по перепродаже. К первому относятся операции, в которых торговый посредник по от­ношению к экспортеру выступает как покупатель, приобретающий товары на основе договора купли-продажи. Он становится собственником товаров и может реализовать их по своему усмотрению на любом рынке и по лю­бой цене. Отношения между экспортером и посредником такого рода пре­кращаются после выполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи.Ко второму виду относятся операции, в которых экспортер предос­тавляет посреднику право продажи своих товаров на определенной терри­тории в течение согласованного срока на основе договора о предоставле­нии права на продажу. Этот договор устанавливает только общие условия, регулирующие взаимоотношения сторон по реализации товаров. Для его исполнения стороны заключают самостоятельные контракты купли-продажи. Торгового посредника в разных странах называют по-разному.

Комиссионные операции. Суть данных операций заключается в со­вершении одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению другой стороны, именуемой комитентом, сделок от своего имени, но за cчет комитента. Комиссионер не покупает товаров комитента, а лишь со­вершает сделки по купле-продаже товаров за счет комитента. Это означа­ет, что комитент остается собственником товара до его передачи в распо­ряжение конечного потребителя.

За свои услуги комиссионеры получают вознаграждение, обозначен­ное в договоре.

Разновидностью комиссионных операций являются операции кон­сигнации. Суть их состоит в том, что экспортер (консигнант) поручает по­среднику (консигнатору) реализацию товара со склада в течение установ­ленного срока. Консигнатор не покупает этот товар в свою собственность, а продает его от своего имени и осуществляет платежи консигнатору по мере реализации со склада товара покупателю.

Консигнационная форма продажи используется при слабом освоении рынка или же при поставках новых товаров, мало известных местным по­купателям. На условиях консигнации реализуются в основном товары массового серийного производства, автомобили, тракторы, запасные час­ти, инструменты и т.п.

Агентские операции. Состоят в поручении одной стороной, именуе­мой принципалом, независимой от нее другой стороне, именуемой торго­вым или коммерческим агентом, совершение фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала.

Агентские операции носят более или менее длительный характер. Минимальный срок агентского соглашения, как правило, два года.

В качестве агентов могут действовать даже физические лица, но в большинстве случаев - это юридические лица, зарегистрированные в тор­говом реестре.

Агенты лишь способствуют совершению сделки купли-продажи, но сами в ней в качестве стороны контракта не участвуют. Они не покупают за свой счет товары и не продают их от своего имени. Агенты действуют лишь как представители принципала в рамках ответственности, возло­женной на них соглашением между сторонами (агентом и принципалом).

Брокерские операции. Данный вид операций состоит в установле­нии через посредника-брокера контакта между продавцом и покупателем. Иначе говоря, они сводят заинтересованных продавцов и покупателей, са­ми при этом не являются стороной в договоре и не участвуют в нем своим капиталом.

В отличие от агента брокер не является представителем, не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основании отдельных поручений.

Брокер подготавливает проект договора и направляет его сторонам для подписания, а затем передает каждой стороне надлежаще подписанный эк­земпляр договора Брокеру могут быть также поручены контроль за исполне­нием заключенного контракта и предъявление рекламаций. Он не становится собственником товара и не уполномочен на получение платежей.

За свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанавли­ваемое торговым обычаем, вознаграждение. Брокеры не имеют права представлять интересы другой стороны в сделке и принимать от другой стороны комиссию или вознаграждении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: