Понятие, функции и основные черты международного права




ЛЕКЦИЯ

Тема: Понятие и принципы современного международного права

Цель лекции: Рассмотреть понятие, функции, этапы, систему и принципы современного международного права.

Учебные вопросы:

1. Понятие, функции и основные черты международного права.

2. Система международного права.

3. Международное публичное право и международное частное право.

Понятие, функции и основные черты международного права

Термин «международное право» сложился исторически. В средние века, когда возникла идея создания права, регулировавшего отношения между государствами, юристы обратились к авторитету римского права, которое, однако, не знало подобного понятия. В нем имелось понятие «jus gentium» (право народов), к которому относили нормы, регулировавшие отношения римских граждан с иностранцами и последних между собой на территории Рима, а также нормы, общие для многих стран. Позднее он приобрел более широкое значение «jus inter gente»s в качестве комплекса общепринятых норм во взаимоотношениях Рима с другими государствами («общее для всех народов право»).

Отсюда можно сделать вывод, что термин «международное право» не вполне адекватен истинному значению понятия. Реально МП создается не народами, а государствами как суверенными политическими организациями, и направлено на регулирование межгосударственных отношений. Наверное, правильнее было бы называть это право межгосударственным.

Согласно общепринятому определению, международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Сущность международного права раскрывается в его сопоставлении с внутригосударственным правом. Обе эти правовые системы имеют довольно много сходных черт и отличий. Сходства между международным и внутригосударственным правом заключаются в том, что они:

* представляют собой совокупность юридических принципов и норм – обязательных для субъектов правил поведения, выполнение которых может быть обеспечено принудительно;

* обладают сходной структурой (принципы – отрасли – подотрасли – институты – нормы);

* используют практически одни и те же юридические конструкции и определения, но поскольку каждая правовая система обладает своей спецификой, понятия и категории МП не всегда идентичны применяемым в национальном праве.

В то же время своеобразие международного права проявляется в различных аспектах.

Во-первых, две правовые системы различаются по объекту регулирования, поскольку международное право охватывает своей регламентацией общественные отношения исключительно с участием публичного иностранного элемента, тогда как внутригосударственное право регулирует отношения с участием международных аспектов только «в том числе», отдавая приоритет внутренним отношениям в данном обществе.

Во-вторых, если субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, то субъектами международного права – главным образом образования, имеющие публичный характер на международной арене (государства, нации и народы, государственно-подобные образования и т.д.).

В-третьих, внутригосударственная и международная правовые системы различаются по доминирующим формам источников. Если в первой преобладает нормативный акт в виде закона, то во второй предпочтительнее обычаи и договоры.

В-четвертых, различен механизм нормотворчества в двух этих правовых системах. Поскольку в межгосударственной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств и других субъектов МПП. Другими словами, если внутригосударственные нормы создаются «сверху вниз», то международноправовые нормы – «горизонтально».

В-пятых, в отличие от локальных норм национального права, характер которых находится в зависимости от социальной природы данного государства, нормы международного права имеют в основном общедемократический характер.

В-шестых, поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах, функционирование международного права и, прежде всего его применения существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

Функции МП:

Функции МПП – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

По своим внешним признакам они делятся на две группы:

1. социально-политические функции (их роль заключается в упрочении существующей системы международных отношений):

* функция поддержания в системе международных отношений должного стабильного порядка;

* функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (предотвращение конфликтов, запрещение угрозы и применения силы и т.д.);

* функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами и укреплении тем самым международного сообщества;

* информационно-воспитательная функция, смысл которой заключается в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям (особенно касательно государств, недавно вставших на путь интеграции в мировое сообщество).

2. юридические функции (осуществляют правовую координацию межгосударственных отношений):

* регулирующая функция, которая проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение;

* обеспечительная функция, содержание которой состоит в том, что МПП имеет нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения;

* охранительная функция, заключающаяся в наличии у МПП механизмов, которые защищают законные права и интересы государств (при этом не существует надгосударственных механизмов принуждения, в случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка).

Основные черты (признаки) МП:

1. Современное МП функционирует в сложной среде, т.к. формирующие его государства имеют значительные различия в общественно – политическом строе и в своих внешнеполитических взглядах. Поэтому МП призвано юридическими средствами обеспечить поддержание международного мира и безопасности и развивать дружеские отношения между государствами.

2. Современное МП носит универсальный характер, в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства (отказ от концепции «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны).

3. Современное МП декларирует запрет захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных конфликтов, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества.

4. Современное МП выработало достаточно действенный механизм решения межгосударственных споров мирными средствами.

5. Современное МП носит нормативный характер, т.к. имеет сложную нормативную структуру, включающую в себя как единые для всех государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенным государствам и именуемые локальными нормами.

6. Современное МП является общим для всех государств, вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, поскольку каждое государство создает и свою международно-правовую сферу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: