Продолжение стабильной практики




Вернувшись в Сонаду с разрешением на большой срок пребывания, мы обрадовались хорошим новостям. Наши почти забытые запросы о допуске в Сикким, поданные два месяца назад, власти удовлетворили, и это было как раз вовремя. Кармапа собирался давать большое посвящение Дол-мы Налджормы. Эта важная передача, которую каждый Кармапа даёт только несколько раз, длится не один день и сопровождается прочими посвящениями. Большинство сонадской группы Калу Ринпоче уже уехало в Румтек, и мы, почти не распаковываясь, направились прямиком туда, взяв с собой двух австралийских друзей, приехавших с нами из Пури. Ничего не зная о Кармапе и почти ничего - о буддизме, они как-то запросили пропуска, будучи в западных Гималаях. Опять всё, связанное с Кармапой, прекрасно совпадало. Мужчина из этой пары занимает сегодня высокий пост на поприще содействия коренному населению Австралии, а женщина поддерживает центр Тхеравады близ Сиднея.

В тот же вечер мы пересекли последний мост и оказались в Сиккиме. Вышли из джипа у дороги в Румтек, на восьмом километре от Гангтока. На этот раз погода была сухой и бодрящей, и последний отрезок пути вверх нам захотелось пройти пешком. Там есть короткая тропа, пересекающая дорогу в нескольких местах. Когда мы приблизились к монастырю, было уже темно, и мы то и дело натыкались на коров и коз, лежащих на дороге. Большинство животных всё ещё таскало за собой верёвки и шесты, к которым они были привязаны. Во дворе перед главным зданием монастыря суетилось много людей в свете нескольких открытых лампочек. Сотни тибетцев и многие высокие ламы со всего региона Гималаев прибыли поучаствовать в этом событии. На этот раз нашлось место только на полу гостевого дома, и Йе-ше, гениальный местный организатор, оправдываясь, произнёс имена внушительной плеяды ринпоче. Комнаты были действительно переполнены, и мы могли себе представить, скольких людей ему уже пришлось разочаровать. На следующее утро Кармапа начал проводить подготовительные церемонии для большого посвящения. Так как мы, люди Запада, были гостями тибетцев, и, к тому же, преодолели такое большое расстояние, - важные факторы в их культуре, - нам предоставили места прямо перед Кармапой, откуда мы беспрепятственно видели его и всё, что он делал, - это можно было чувствовать физически.

 

Главный Махакала, Большой Чёрный Плащ, Защитник линии. Маска в Румтеке

 

Используя небольшой бубен с двойным дном, рог из кости и колокольчик, скандируя и медитируя без остановки, он строил силовое поле вокруг зала. Постепенно коровы и козы, на которых мы наступали вчера ночью, начали ходить по проходам между людьми. Там не было никакой еды, но, очевидно, их привлекало само событие. Все знали, что, когда давались большие посвящения, некоторые животные долины отвязывались и приходили на место действия. В конце концов, их хозяева оставляли свои попытки утащить их назад, поскольку многие всё равно опять убегали, и разрешали животным остаться на церемонии. После посвящений они обычно сами находили обратный путь.

Танцы Лам в Румтеке, "Махакала "

 

Той ночью все были уставшими, но полными благословения. Каждому дали по два стебля травы "куша" от Кармапы. Длинный надо было на ночь подложить под туловище, а короткий под подушку, так чтобы они образовали букву "Т". После этого мы должны были запомнить свои сны, так как они могли иметь важное значение.

Мне приснилось два ярких и подробных сна. В первом мы с одним моим датским другом просматривали стопку очень красивых тханок. Увидев свиток с изображением защитника Чёрный Плащ, я прижал его к себе со словами: "Вот это я хочу". Сильным движением он исчез в моём сердце. Во втором сне я подхватил старую, но статную тибетскую женщину, которая падала со склона, и помог ей взобраться на гору. Я помнил большое сочувствие, которое испытывал к ней, и фантастический вид, открывавшийся с той горы. Ханна тоже видела содержательные сны, и утром мы были довольны.

Посвящение было ещё более впечатляющим, чем подготовка. Долма Налджорма - это защищающий Будда-аспект, полугневная зелёная женская форма с восемью руками. Перед нашим изумлённым взором, Кармапа действительно начал выглядеть как она, обретая и её черты, и её юность. Я не видел только цвет, но к нам, несомненно, текла женская энергия. Пока он поддерживал центр энергетического поля, несколько воплощенцев ходили между рядами.

 

 

Процессия Защитников на выходе из румтекского монастыря

во время танцев Махакалы

Они касались нас заряженными предметами, несущими силу медитации Кармапы, обычно передавая их энергию нашим головам и рукам. Тем самым в нас закладывались семена совершенного Просветления, и мы получали посвящение. Это даёт возможность постичь сущность тела, речи, ума, достоинств и деятельности Будды и проявить его лучезарную неограниченную природу. Сила посвящений Алмазного Пути может привести к состоянию Освобождения после смерти, когда ум не смущают никакие чувственные впечатления. Те, кто доверяет своим потенциальным способностям, могут тогда распрощаться с иллюзией отдельного "я", и всё происходящее приобретёт вкус Освобождения, свободной игры ума. Отсюда нет возврата в низшие формы существования. По мере того как один уровень озарения открывает путь следующему, внезапно воспринимающий, восприятие и его объект образуют одно целое, и мы сами становимся Буддами.

После физической смерти ум не отвлекается на чувственные впечатления, и эти формы мудрости, связанные с посвящениями, возникают из нашего сознания-хранилища в качестве живых полей энергии и света (как, например, особенно эффективная чёрная корона Кармап), и, если мы сохранили контакт с этими отражениями совершенной мудрости, то мы войдём в их силовое поле вне времени и пространства.

В буддизме Великого Пути (знаешь, при сочетании существительных, одно из которых означает более общее понятие, а другое - более конкретное, и нужно обозначить область знаний, то общее ставится первым. Физика твердого тела, философия идеализма...) во время смерти призывается Чистая Страна красного Будды Безграничного Света (Опаме по-тибетски и Амита-ба на санскрите). Поскольку причиной человеческой жизни является преобладание желаний, то их трансформация приносит самые быстрые результаты. Кто не думает, что будет жить вечно, поступит мудро, если будет повторять ОМ АМИ ДЭВА ХРИ, мантру Будды Безграничного Света. Хорошо также принять посвящение в Будду семейства Лотоса от ламы, которому вы доверяете. Вечером второго дня посвящение Долмы Налджормы закончилось, и люди разошлись, чтобы всё это переварить. Почти никто не разговаривал, все были так переполнены ощущениями дня, что даже не хотели о них говорить. По дороге в гостиницу мы встретили безукоризненно опрятного монаха, на вид моего ровесника. Он немного знал английский и хотел наладить контакты с людьми Запада, и мы смогли лучше познакомиться с ним в последующие дни. Его звали Аянг Тулку, и он принадлежал к одной из малых братских линий школы Кагьюпа.

Хотя все три старые школы тибетского буддизма, школы "красных шапок", владеют методами перенесения сознания во время смерти, только эта линия преемственности часто обучала большие группы людей коллективно, проверяя при этом результаты. Эта медитация позволяет силе осознавания ума направленно покинуть тело через макушку головы, место на расстоянии восьми пальцев от первоначального края волос на лбу, и слиться с осознаванием красного Будды Безграничного Света. Внешний признак успеха - это маленькая ранка, прыщик, капелька крови или лимфы в том месте, где энергия ума прорвалась сквозь кожу.

 

 

Аянг Тулку с тремя братьями и монахами в Билакуппе, 1972 год

Внутренние ощущения при умирании бывают намного сильнее, чем во время прохождения практики, но также включают в себя движение вверх по световому тоннелю. Затем происходит вылет из тела, и умирающий оказывается в состоянии блаженства и осо-знавания, абсолютно за пределами всего, что нам известно. Это в высшей степени радостное состояние, сила и смысл которого постоянно растут, вплоть до растворения всех ограничивающих умопостроений, - есть силовое поле Будды Безграничного Света, его так называемая "Чистая Страна". Я обучил этой практике с 1987 по 1997 год 26000 человек в разных странах мира, и это доставило мне огромное удовольствие. Теперь я провожу курсы Пховы примерно 12 раз в год.

Сон Аянга Тулку также был добрым предзнаменованием: он встретил Шамара Ринпоче, эманацию Безграничного Света, попросил у него благословения и поднёс в дар фрукты. После рассказа о своём сне Аянг Тулку пополнил наши знания о тибетских способах толкования снов. Потом он рассказывал о тибетских поселениях между Бенгалуру и Мангалуру, где он жил. Для нас было новостью, что тысячи тибетцев с высокого плоскогорья, выше Гималаев, живут теперь в тропическом климате южной Индии, который для них весьма неблагоприятен. Большинство этих людей составляли кочевники из западного Тибета, которые покинули страну на семь лет позднее других. Оставив юрты, скот и всё имущество, они пришли в Индию в 1966 году, во времена китайской культурной революции. Китайские коммунисты, утверждавшие, что эти безобидные беженцы тоже преступники, требовали у индийцев их выдачи, поэтому их от северной границы переселили в далёкие, в прошлом не населённые южные джунгли. Примерно треть из них умерла, не выдержав шока столь резкой перемены, но оставшиеся получили богатые возможности продемонстрировать свои таланты. Внезапный скачок от жизни арктических кочевников к жизни фермеров в джунглях не так уж прост, но они совершили его с поразительной быстротой и уже показывали местным индийцам, что терпение может заставить землю давать хорошие урожаи. Аянг Тулку был чрезвычайно заинтересован в том, чтобы мы навестили его там и оказали некоторую помощь, и мы пообещали поддерживать с ним контакт и не забыть то, о чём он нас просил.

В следующие дни Кармапа дал ещё несколько посвящений. Появился весьма странный лама-канадец, державший своих учеников «в ежовых рукавицах». Это был первый западный учитель, которого мы видели, и мы с Ханной заметили в нём много показного. Кармапа, однако, никак его не выделял. Кармапа засевал в каждом из нас семена радости, мудрости, сочувствия, активности и защищающей силы всех Будд, приводил в действие энергии, способствующие достижению Состояния Будд. До завершения основополагающих упражнений такие посвящения являются скорее благословением, чем началом практики, но мы знали, что их воздействие будет усиливаться внутри нас и они придадут глубину предстоящим медитациям. По-видимому, на этот раз Кармапа уладил вопрос с властями, и все смогли остаться на те десять дней, которые заняла серия посвящений. Мы были благодарны за то, что избежали общения с индийцами на эту трудную тему. По возвращении в Сонаду настало время для повторений стосло-говой мантры Алмазного Ума (Ваджрасаттвы, Дордже Семпы) и сопутствующей медитации. Так как здесь нужно членораздельно произносить каждый слог, то у тех, кто находится в хорошей физической форме, на эту стадию часто уходит больше времени, чем на простирания. Алмазный Ум является очистительной силой всех Будд, и воздействие этой практики крайне эффективно. По мере того как сознание-хранилище освобождается от вредных впечатлений, наш ум становится всё приятнее сам себе и, наконец, в достаточной степени расслабляется для того, чтобы распознать свою совершенную сияющую природу.

Ничто в обусловленном мире не может даже приблизительно сравниться с совершенным состоянием ума. Непросветлённость сама по себе является изъяном. Будда объясняет этот болезненный факт, который касается буквально всего на свете, следующим образом. Вследствие извечного неведения, омрачающего ум так же, как облака закрывают небо, появляется иллюзия двойственности - разделённости между субъектом, объектом и действием. Ум привязывается к своей пустотной природе, своему "пространству", называя его "я", и ощущает свою природу ясности, то, что происходит в этом пространстве, как "ты" или "не я". Из этого ощущения разделённости появляются основные мешающие состояния: привязанность к тому, что мы любим, и неприязнь к тому, что мы не любим. Когда есть привязанность, появляется жадность, потому что мы, естественно, хотим сохранить то, что нам приятно. Когда есть неприязнь, появляется зависть, - ведь не многие желают добра своим врагам. Наконец, когда есть неведение, появляется глупая, исключающая гордость. Она возникает из иллюзии, что наше настоящее состояние, которое так же преходяще, как и всё остальное, является чем-то реальным. Мы верим в то, что оно в тех или иных аспектах лучше, чем состояния других, -состояния, которые тоже не имеют никакого истинного существа или прочности. Будда говорит о 84 тысячах возможных сочетаний этих мешающих чувств, из которых происходят все негативные действия, слова и мысли, приводя к вредным привычкам и создавая завесы, не позволяющие уму воспринимать свою просветлённую природу. Хотя эти помехи ощущаются такими реальными, когда присутствуют, - на самом деле они никогда не были реальнее, чем пыль на зеркале. По этой причине и иллюзии существ, и вытекающие отсюда страдания могут быть устранены. С этой целью все Будды соединили свою очистительную силу в форме Алмазного Ума. Его сияюще ясное, доброе и неразрушимое осозна-вание способно очищать ум любого, растворяя бесчисленные узлы в подсознании. При трезвом взгляде на нашу жизнь можно сделать вывод, что, даже если не заниматься вышеупомянутой практикой, всё же наиболее разумная привычка, которую можно выработать, - это несколько повторений стослоговой мантры перед сном. Это создаёт ясность для следующего дня.

Процесс очищения будет наиболее эффективен, если мы поймём динамику причины и следствия, кармы, в том числе возможность предотвратить появление нежелательных результатов. Ниже изложена суть многих поучений на эту тему, полученных нами от наших лам, а если кто-то хочет узнать об этом больше, то рекомендую обратиться к моей книге "Каким всё является на самом деле", которая также выпущена издательством "Алмазный Путь". Принцип причинно-следственной связи - её возникновение, проявление и возможность растворения - можно изложить в виде системы из трёх групп, в каждой из которых четыре условия.

Для появления "кармы", то есть для того, чтобы впечатления откладывались в умах существ и вызывали в дальнейшем счастье или страдание, должно соблюдаться хотя бы одно из четырёх условий:

1. Мы должны быть осведомлены о ситуации. 2. Мы должны желать, чтобы действие произошло. 3. Мы должны сделать это сами или способствовать тому, чтобы это сделали другие. 4. Мы должны быть довольны результатом.

Чем больше этих условий соединяется в одном действии и чем больше есть факторов, усиливающих их интенсивность, тем сильнее эффект. Результаты проявляются также четырьмя способами:

 

1. В нашем восприятии после смерти, в отсутствие новых сенсорных поступлений, подсознательные впечатления ума всплывают и создают проекции, которые ощущаются как реальные. Онивызывают радость или страх, жадность или запутанность, ревность или привязанность. Не более чем через семь недель наиболее стойкая схема впечатлений застывает в качестве одного из шести состояний существования.

Когда вновь, часто именно спустя семь недель, ум соединится с человеческим телом, то проявятся остальные три последствия:

2. Тип тела, к которому притянется ум, то есть те гены, которые уму соответствуют; это даёт нам здоровье и долгую жизнь илинечто противоположное.

3. Окружение, в котором мы рождаемся:среди 10% людей планеты, населяющих богатые страны, или среди тех 90%, которые живут в бедных странах, в пригородах и в гетто. Например, нанесение другим сексуального вреда приводит крождению в условиях пустыни, в то время как очень хорошая карма, смешанная с неправильными взглядами, порождает такие условия, как в северо-западной Европе.

4. И, наконец, привычныетенденции, которые заставляют нас производить новую карму: будем ли мы, например, от природы дружелюбными и понимающими или контролирующими и неприятными.

Итак, это был обзор принципа причины и следствия, во власти которого находятся все непросветлённые существа. Как же мы можем разорвать эту безначальную запутанную цепь? Также с помощью четырёх шагов:

1. Мы приходим к убеждению, что не всё удовлетворяет нас в нашей жизни (мы не просветлены, впадаем в болезненные состояния ума, нанесли вред другим или не можем достаточно для них делать, или что-то ещё).

2. Мы очищаем ум, используя для скорейших результатов действенные методы Алмазного Пути, такие как медитации на Алмазный Ум.

3. Мы обещаем впредь не совершать вредных действий и не говорить вредных слов и повторяем обещание при каждом его нарушении.

4. Мы сознательно стараемся совершать только положительные поступки. Есть много радости и облегчения в том, чтобы сводить на нет всё страдание, причины которого мы создали раньше.

"Даже среди самых серьёзных поступков нет таких, которые нельзя было бы очистить с помощью этих четырёх шагов, - часто говорил Калу Ринпоче. - Однако они действуют только тогда, когда мы используем их. Какая вам польза от куска мыла, - продолжал он, - если вы просто носите его в кармане? Даже за сотню лет оно не сделает вас чище. Только намыливаясь им вы получите результат". Не испытывая никаких сомнений по поводу того, что Ринпоче предписывал всем одно и то же лекарство, мы начали стослоговых очищающих мантр. Мы старались как можно лучше осознавать кристальную форму Алмазного Ума над нашими головами и желали очищения нашего сознания-хранилища от всех впечатлений, которые его обременяли. Уже после первых повторений мантры мы почувствовали, как силовое поле Алмазного Ума сгущается и начинает течь сквозь нас. Хотя во время практики всплывали всевозможные мешающие чувства, особенно раздражение, мы понимали, что это - зоопарк, покидающий наш ум. Хорошо было знать, что это лишь верхушка айсберга препятствий, что многие трудности проявились бы позднее, не будучи обезврежены в ходе практики. Сидя на кровати в своей комнате, в открытые окна которой часто заплывали пряди облаков, мы легко проводили в медитации до 16 часов в день, с облегчением сжигая семена будущих неприятностей (хотя поначалу наши колени никак не могли приспособиться сидеть после простираний).

Очищающая мантра убедительно устраняла результаты предыдущих негативных действий. Бесчисленные (но честные) кулачные бои и многие блоки во внутренних каналах, вызванные приёмом наркотиков, растворялись в постоянном потоке нектара, и постепенно роботоподобные реакции сменялись поведением, соответствующим более широкому спектру ситуаций. Незадолго до завершения практики нам приснились яркие сны. Это были хрестоматийные сны: мы боролись с чёрными великанами, пили молоко, и нас рвало чернилами; всё это свидетельствовало об успешном очистительном процессе. Мы чувствовали себя так, будто ходили по воздуху.

 

Глава пятнадцатая

Мы - бодхисаттвы

 

В

это же время мы узнали о том, что получена следующая виза в Сикким, которую мы запросили сразу после возвращения (теперь мы поступали так каждый раз). Таким образом, мы опять прибыли в Румтек накануне чего-то важного. Мы были тогда единственными иностранцами, и впечатления остались особенно незабываемые.

Мы сидели перед Кармапой и отвечали на его вопросы о том, как мы раньше делали весьма передовые медитации по разным книгам. Мы описывали, как чувствовали огромное благословение, даже не зная, что есть такие вещи, как Прибежище и посвящение. На это он отвечал, что, несмотря на такие сильные переживания, эти медитации не могут принести необратимого эффекта без его благословения, и что основополагающие упражнения на этом этапе, фактически, более действенны, и - тут произошло что-то, чего мы сначала не поняли.

По ходу объяснений Кармапа попросил меня сказать время, не глядя на часы, и, так как я ошибся где-то на четверть часа, пояснил, что тот, чьи внутренние каналы полностью очищены, всегда знает точное время. Не успел он договорить, как его глаза внезапно закатились (мы это не раз видели и раньше), и, не говоря ни слова, он встал и вышел в соседнюю комнату. Мы услышали его голос, звуки колокольчика и ручного барабана и поняли, что он сейчас призывает ум кого-то, кто умер, и направляет его к чистому уровню восприятия. "Кто это?" - спрашивали мы себя, и засуетившиеся монахи выглядели не менее удивлёнными. Только через два часа, когда Кармапа всё ещё был один в своей комнате, ответ прозвучал по радио и разнёсся с быстротой ветра. Король Бутана, оказывавший большую поддержку Румтеку, ученик Карма-пы, скончался в Найроби от сердечного приступа. Кармапа, по-видимому, уже переправил его сознание.

Король Бутана (как и тот компетентный правитель, который у власти сейчас) получил образование в Англии. Тогда, забыв о силе своих корней, он принял материалистические взгляды образованного поколения. Но когда он вернулся в свою страну, чтобы принять правление, в Бутане находился Кармапа, и он традиционным способом напомнил королю о потенциале ума.

Кюнзиг Шамар Ринпоче и Джамгён Конгтрул Ринпоче

Он описал приметы, семейные условия, время рождения и прочие подробности, касающиеся трёх воплощений, которых уже несколько лет разыскивали их монастыри. Мальчики переродились в отдалённых долинах Бутана. Король немедленно послал за ними, и вся информация Кармапы, который сам никогда не бывал в той части страны, оказалась точной. Детей проверили согласно традиции: они должны были выбрать из многих одинаковых предметов те, которые принадлежали им в прошлой жизни. Они узнали также нескольких своих старых слуг. Под глубоким впечатлением от того, что такие силы существуют, король принял мудрое решение и стал учеником Кармапы, тем самым сделав сначала свою жизнь значительной и богатой, а теперь получив освобождение после смерти. Напоминанием о нём осталась очень важная активность. Король стал великим спонсором буддизма, щедро используя своё влияние и материальные средства для поддержки трёх "старых" школ тибетского буддизма, которые очень редко получают что-либо из официальных источников. На предположительно "духовном" Востоке эта функция не менее важна, чем сегодня на Западе. В ситуациях, когда ни церковь, ни поддерживающая община не оплачивает счета, может наступить полный штиль и ничего происходить не будет. Нужно использовать средства обусловленного мира, чтобы выбраться из него, и отсутствие щедрости часто становится узким местом в нашей работе повсеместно. Тот, кто выбирает буддизм потому, что идеалисты не устанавливают фиксированных взносов, получает поистине дешёвое благословение! На следующий день Кармапа вместе с пятьюдесятью ламами отправился в Бутан. Он был нужен там для церемонии погребения и должен был также присутствовать при возведении на трон нового короля. Он начисто обрил голову и, как всегда, когда наращивал особые энергии, казался больше, чем обычно, и его голос звучал очень громко. Когда Кармапа пересекал двор по направлению к джипу, защитные энергии вокруг него были почти видимым полем силы. Когда он проходил мимо, край его одежды коснулся меня, и это было как удар током.

Перед отъездом Кармапа посоветовал нам оставаться в Рум-теке с четырьмя молодыми воплощенцами - Кюнзигом Шамар-пой, Ситу Ринпоче, Гьялцапом Ринпоче и Джамгён Конгтрулом Ринпоче - и принять обет бодхисаттвы с Шамаром Ринпоче, старшим среди них.

Теперь мы имели возможность лучше их узнать, а они - задать бессчётное множество вопросов о Западе. Индийцы, казалось, на время забыли о нас, в Румтеке не раздавалось тревожных телефонных звонков. Шамар Ринпоче объяснял нам обет бодхисаттвы, а другие сидели рядом. Объединив их многообещающий английский с нашими не самыми блестящими познаниями в тибетском и непальском языках, мы смогли прояснить основные моменты. Смешение умов с ними в просторном зале, в окружении сотен декламирующих монахов дало нам незабываемый опыт, и, возвращаясь в джипе, мы ощущали их сидящими в наших сердцах и продолжающими объяснения. Это была удивительная поездка!

В то время как внешние обеты помогают избегать неприятностей и освобождают энергию для духовного развития, тайные или "тантрические" обеты, принятые в ходе посвящений, или такие поучения об уме, как Великая Печать, трансформируют наш обычный мир в чистое Будда-поле. Обет бодхисаттвы наводит мост между этими двумя уровнями и даёт нам силу для альтруистической работы. Эффект всех позитивных действий возрастает неизмеримо, когда они совершаются для всеобщего блага, и наше отношение к страданию также глубоко меняется. Неприятные события превращаются теперь из болезненных очищений в часть нашей учёбы; благодаря осознанному восприятию этих событий мы обретаем мудрость, которая позволит нам в дальнейшем помогать другим в подобных ситуациях.

Обет бодхисаттвы состоит из двух частей. Первая касается мотивации. Мы решаем достичь просветления для блага всех существ, избегать злости и не исключать никого из своих добрых пожеланий. Это ни в коем случае не означает подставлять другую щёку. Если мы миримся с вредным поведением, то это всё равно, что давать определённым людям или культурам верёвку подлиннее, чтобы они могли повеситься.

Вместо этого следует без всяких сантиментов работать с причинами боли, а не со следствиями. Сегодня это означало бы помогать бедным странам и слоям общества иметь гораздо меньше детей, а тем детям, которые появляются на свет, обеспечивать образование. Сочувствие в виде разумных дальновидных действий приносит реальные результаты. Оно эффективно удаляет большинство причин для агрессивности и предотвращает страдание в будущем. Чрезвычайно необходимо умело удалять любую причину злости, потому что нет более разрушительного чувства для нашей хорошей кармы. Если же мы теряем высшую мотивацию пустоты и сочувствия и, начиная ощущать происходящее как реальность, реагируем отрицательно, не всё ещё потеряно. Можно всё же очиститься от гнева, и лучше делать это как можно скорее, обезвреживая его разрушительную силу. Тогда мы в скором времени с облегчением начнём замечать, как зависть и ненависть постепенно уменьшаются.

Вторая часть обета относится к нашей действительной жизни. Здесь мы решаем предпочитать те поступки, слова и мысли, которые приносят пользу существам и могут привести их к Просветлению. Название этого - «шесть освобождающих действий». Вот они:

1. Щедрость. Она касается тела, речи и ума, - материальныхвещей, образования и защиты. Щедрость создаёт замечательныймост между нами и другими существами и наполняет ум богатством. То есть мы не стараемся удержать для себя приятные вещи иощущения, но свободно делимся ими, видя дающего, получающего и дар как части одного целого.

2. Правильный образ жизни. Это лучше не называть "моралью", поскольку мораль всегда использовалось церковью и государством для того, чтобы контролировать людей. На протяжениитысяч лет, если в ходе жизни людей не ловило государство, то церковь потом отправляла их в ад. Наш термин означает искусноевладение телом, речью и умом: мы стремимся совершать то, чтоприносит долговременное счастье, и не создавать причин вреда.

3. Терпение. Это значит, главным образом, избегать злости.

Кюнзиг Шамар Риипоче

 

Тогда мы предотвращаем разрушение хороших впечатлений, накопленных двумя предыдущими действиями.

4. Усердие, или радостная энергия. Она помогает постояннорасширять имеющиеся возможности и никогда не удовлетворяться достигнутым, но продолжать развитие.

Полезность этих четырёх пунктов признают любовники, юристы и художники, - их все считают хорошими качествами, даже те, кто мало задумывается о Просветлении.

5. Медитация. В этой системе под медитацией не подразумеваются высшие методы постижения природы ума. Здесьцелью является, скорее, создание дистанции. Благодаря этому мы сможем сознательно выбирать комедии жизни и избегать её трагедий. Теоретическое понимание постепенно углубляется и превращается в полнокровный опыт, приносящий пользу и в практических ситуациях. Такая медитация "успокоения и удержания" ума (шинэ, шаматха) служит основанием для последующих весьма занимательных методов. 6. Освобождающая мудрость. Это тоже пока не «спонтанное проникновение в суть» и всё ещё сопряжено с умопостроениями. Если представить первые пять освобождающих действий как сильные ноги, которые несут нас, то эта глубинная проницательность подобна зорким глазам, показывающим, куда идти. Суть этой мудрости - понимание, что для нас естественно творить добро, поскольку субъект, объект и действие взаимосвязаны и поскольку мы всегда получаем обратно то, что отдаём.

Эти шесть освобождающих действий - отличное начало, и, когда мы осваиваем их в совершенстве, нам открываются следующие четыре, которые редко упоминаются. По-тибетски это - тхаб, мёнлам, тхоб и йеше, и эти термины переводятся как особые методы, сильные добрые пожелания, сила и высшая мудрость. Поскольку сопутствующее им состояние - самовозникшее, недвойственное и непосредственное, то оно делает нас безупречными в принесении пользы всем существам.

В ходе трогательной церемонии, во время которой мы часто тёрли глаза, Кюнзиг Шамарпа принял от нас обет бодхисаттвы. Вначале его было непросто соблюдать. Первое испытание произошло, когда индийцы опять попросили нас удалиться из Сиккима. В течение долгого времени нам иногда приходилось буквально замораживать свои мысли. Постепенно, однако, обет обнаружил своё нескончаемое благословение, предоставив всем агрессивным людям, из которых я имел обыкновение "выбивать пыль", возможность не.попадаться на моём пути. Если "внешние" обеты (не убивать, не воровать, не лгать и т.д.) принимаются всего один раз, - до тех пор пока мы не нарушим их и не понадеемся восстановить, - то "внутренний" обет бодхисаттвы можно укреплять с учителями, которых мы считаем бодхисаттвами. Также следует вспоминать о нём каждый день. Наверняка нет лучшей мотивации для жизни, чем пожелание блага всем существам.

 

Глава шестнадцатая

Первое возвращение

 

 

В

Сонаде мы начали делать дарение мандалы, третью часть основополагающих медитаций. Это было сущее удовольствие. В ходе этой практики, которая повторяется также раз, мы насыпаем семь маленьких горсточек окрашенного риса на металлическую тарелку и представляем при этом, что они являются всем драгоценным, что есть во вселенной. Мы удерживаем перед собой упрощённый образ Прибежища и дарим ему всё это без привязанности. Затем мы смахиваем рис на материю, разложенную на наших скрещенных ногах, и снова строим в воображении совершенный мир, который опять дарим. В этой практике тело, речь и ум тоже работают вместе, и результат - не какое-то интеллектуальное понимание, но, скорее, обогащение всего нашего существа. В Сонаде в то время после каждой сотни таких коротких даров совершалось большое подношение, состоящее из 37 желанных вещей традиционной азиатской вселенной. Сюда включаются слоны, танцующие девушки и опытные генералы, выигрывающие для тебя войны. Насладившись традиционными удовольствиями, можно затем вернуться к мотоциклам БМВ, спортивным автомобилям, модной одежде "Роло", сине-зелёным водорослям, полезным для здоровья, современным девушкам или ночным дискотекам - всему, что наполняет восторгом жизнь людей сегодня.

Дарение мандалы - самая быстрая из практик, и её можно завершить дней за двадцать. Последние десять тысяч повторений мы также делали перед статуей великого Гуру Ринпоче в монастыре Бхутиа Басти. Со зданием этого монастыря связана история, которую мы рассказывали американским миссионерам, пристававшим иногда к нам в автобусах. Мы всегда пытались не тратить на них своё время и говорили, что религию нужно считать лекарством, единственное назначение которого - помогать живым существам, и каждый должен познавать то, что больше подходит ему, и позволить другим искать своё. Что до религиозной ориентации человека не должно быть дела никому, кроме него самого, если только религия не заставляет своих последователей притеснять женщин или устраивать "священные" войны. Наименее образованные миссионеры бывали, однако, настойчивы и продолжали напирать, пока мы не отпугивали их слишком сложными для их понимания фразами или не предлагали им просто заткнуться. В таких ситуациях всегда возникала приятная долгая пауза в разговоре, когда мы рассказывали следующую историю о примере навязчивости в духовных вопросах.

Монастырь Бхутиа Басти, построенный в честь буддийских Защитников, прежде располагался на вершине того холма, на склоне которого он стоит сейчас (это треугольная лесистая возвышенность позади площади Чоу Растра и отеля "Уиндермир" в Дарджилинге). Он был построен там потому, что на этом месте люди несколько раз видели Защитника Махакалу. На рубеже нашего века англичане переместили монастырь туда, где он стоит сейчас, - снесли и возвели его вновь. Они хотели, чтобы на этом отличном месте, с которого открывается вид на Непал, Сикким и Бутан, стояла церковь. Однако, едва закончилось её строительство, как здание рухнуло, непонятно почему. Они опять построили его, и опять оно рухнуло. На третий раз повторилось то же самое. Позже на этом холме опять появилось место Махакалы, но левую сторону открытого помещения заняли индуисты и местные религии. Англичане поставили свою церковь на главной улице Дарджилинга, и сегодня это кинотеатр. Никто не получил вообще никакой пользы.

Кармапа оставался в Бутане долго. После смерти короля многое нужно было сделать, и он воспользовался своим пребыванием там для поиска новых воплощений и проведения посвящений во многих местах. Мы закончили дарение мандалы, а Калу Ринпоче и его племянник Гьялцен тоже выехали в Бутан; перед отъездом они порадовали нас тем, что использовали наш рис от дарения мандал на больших церемониях в своём храме. Незадолго до их отъезда мы стали свидетелями одного из тех трюков, которые учителя порой проделывают с людьми для их же пользы. Несколько шерпов - любителей спиртного регулярно приходили в монастырь, но их участие ограничивалось жалобами. На этот раз они пришли пожаловаться на погоду: дожди задерживаются больше, чем на месяц, и урожай может пострадать. Калу Ринпоче хорошо их знал. Они были по совместительству коммунистами по выходным; пьяные и крикливые, они ходили с демонстрациями по городу. Увидев Калу Ринпоче на улице, они покидали процессию, подбегали для быстрого благословения, а затем возвращались в колонну и продолжали кричать на весь город. Бхокар Тулку, крайне чувствительный ринпоче из северных тибетских кочевых племён, воспитанник Калу Ринпоче, который провёл много времени в уединённой медитации, всегда бледнел, когда дикие шерпы приглашали его к себе провести пуджу. Но Калу Ринпоче не делал ничего, чтобы защитить его. С кривой улыбкой, он посылал его снова и снова на эти пьяные празднества.

 

Монастырь Бхутиа Басти, который был перемещён

вниз с холма Махакалы

 

В окрестностях Дарджилинга, на расстоянии лишь нескольких долин от своей родины, шерпы стали жертвой дешёвых политических лозунгов; те уравновешенные люди, каких мы встречали в Непале, здесь почему-то казались угрюмыми и неприкаянными. Без поддержки со стороны их б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: