Скульптура разделяется по назначению:
монументальная скульптура это памятники, монументы в память выдающихся событий, а так же надгробия. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины) и долговечностью материала.
Монументально-декоративная скульптура включает в себя все виды архитектурного убранства зданий и садово-парковую скульптуру.
Станковая скульптура не связана ни с архитектурным сооружением, ни с парковым ансамблем, она предназначена для музейных и выставочных залов, общественных и жилых помещений.
декоративно-прикладная пластика. Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фарфора, фаянса, терракоты, пластмассы и дерева, предназначенные для украшения интерьера
По форме:
на круглую скульптуру и рельеф. Существует два основных вида рельефа. Это барельеф (низкий рельеф) в котором изображение выступает менее чем на половину своего объема и горельеф (высокий рельеф) в котором изображение выступает более чем на половину объема..
Первобытная скульптура | Возникновение скульптуры, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическим верованиями. В палеолитических стоянках, обнаружены разнообразные скульптурные изображения животных и женщин (палеолитические Венеры). | |
Древний Египет | Скульптура древневосточных государств, которая служила выражению всеобъемлющей идеи деспотизма, увековечению строгой общественной иерархии, прославлению власти богов и царей, заключала в себе имеющее объективную общечеловеческую ценность влечение к значительному и совершенному. Такова скульптура Древнего Египта: огромные неподвижные сфинксы, полные величия; статуи фараонов и их жён | |
Древняя Греция | Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции, обращенная к массе свободных граждан и во многом сохраняющая связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощают идеал гармонично развитой личности.Период Архаики (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) Образцы ранней круглой скульптуры еще далеки от совершенства, они грубоваты, статичны.В основном это куросы — мужские фигуры и коры — женские фигурыКлассика (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)Скульптура становится динамичной, реалистичной, основанной наточном знании анатомии В классическую эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол» Эллинистическая скульптура (IV-I ВВ.ДО Н.Э.) более реалистична и сложна композиционно. Художников привлекают новые темы: старость, страдание, борьба («Лаокоон с сыновьями», «Ника Самофракийская») | |
Древний Рим | Изначально римские скульпторы подражали грекам, Но в отличие от них, которые изображали богов и мифологических героев, римляне начинают работать над скульптурными портретами конкретных людей. Считается, что римский скульптурный портрет является выдающимся достижением скульптуры древнего Рима. Если сравнить его с портретами греческих скульпторов, то можно наблюдать некоторые отличия. В скульптуре древней Греции, изображая образ великих деятелей, греческие мастера стремились создать образ идеальной, прекрасной, личности. А в скульптуре древнего Рима мастера, когда создавали скульптурный портрет, акцентировали внимание на индивидуальном образе человека. Во 2 веке получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на площадь Капитолия в Риме) | |
Средние века | романский стиль, характерный для X—XII. В отличие от ваятелей античности мастера раннего средневековья стремились передать не телесную красоту человека, а возвышенные чувства его души. Христианская религия как основная форма миросозерцания во многом определила характер европейской скульптуры средних вековВедущее место в средневековом искусстве занимала архитектура, и как необходимое звено скульптура входит в архитектурную ткань романских соборов, подчиняясь суровой торжественности их тектонического строя. Обилие архитектурных плоскостей обусловило распространение монументальной скульптуры в форме рельефа (одна из особенностей романского стиля). Плоскостное, двухмерное изображение росписей и скульптуры романского стиля, обобщенность форм, нарушение пропорций, монументальная значимость образов символизировали вневременное, вечное в понимании мира.Готика (XII—XV века). Готическая скульптура так же подчинена архитектуре, но имеет более самостоятельное значение, чем романская. В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры. Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наряду с помещенными в нишах или прикрепленными к колоннам существовали и свободно стоящие монументальные статуи (т.е. скульптура уже в современном понимании этого слова). Таким образом, готическое искусство возродило собственно скульптуру, неизвестную средневековой культуре со времен античности. Подобно романским храмам, в готическом соборе часто встречаются изображения чудовищ и фантастических существ (химер). Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика (хотя рельеф не исчезает). Одним из самых распространенных сюжетов в готике остался "Страшный суд". Для готической скульптуры характерен и чрезмерный натурализм в изображении страданий (в готической пластике доминирует образ Христа в терновом венке, на кресте), и стремление утвердить человеческое достоинство. Такова знаменитая статуя из фасада Амьенского собора - "Благословляющий Христос". Если скульптурные образы романики - это прежде всего символы, в которых запечатлена некая идея, абстрактное начало, то готические образы более человечны. Например, готическую Богоматерь скульпторы чаще изображали в образе юной матери, играющей с младенцем. | |
возрождение XIV—XVII века | Главным очагом раннего Возрождения была Флоренция.Произведения мастеров этой эпохи проникнуты идеалами гуманизма. Они героизируют и возвеличивают человека, поднимают его над уровнем обыденности. Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. В этот период сознательно и целенаправлено изучаются античное искусство.Однако влияние античности наслаивается на многовековые и прочные традиции Средневековья, на христианское искусство. Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. Донателло. Скульптура Давида показывают юношу в момент победы над Голиафом. Хотя в трактовке образа автор опирается на античные традиции, но еще прослеживается довольно сильное влияние средневекового готического искусства. В скульптурах (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реапистически портретный бюст, конный монумент. Одной из вершин искусства Возрождения явилисьскульптурные произведения Микеланджело, полные титанической мощи и напряжённого драматизма.(Давид, скорчившийся мальчик) Преимущественный интерес к декоративным задачам отличает скульпторов маньеризма (Б. Челлини и др.). Из скульпторовВозрождения в других странах приобрели известность Клаус Слютер(Бургундия), Ж. Гужон и Ж. Пилон (Франция), М. Пахер (Австрия), П. Фишер и Т. Рименшнейдер (Германия). | |
Барокко XVII—XVIII | В скульптуре барокко ренессансная гармония иясность уступают место стихии изменчивых форм, подчёркнуто динамичных,нередко исполненных торжественной пышности. Стремительно нарастают декоративные тенденции: скульптура буквально сплетается с архитектурой церквей, дворцов, фонтанов, парков. В эпоху барокко создаются такжемногочисленные парадные портреты и памятники. Крупнейшие представители скульптуры барокко - Л. Бернини в Италии (алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1645—1652, Рим, церковь Санта-Мария делла Виттория)), А. Шлютер в Германии, П. Пюже во Франции, Б.К. Растрелли(Портрет Петра первого, Анна Иоанновна с арапченком) | |
Классицизм | Принципы классицизма, заново осмысленные в эпоху Просвещения, сыграливажную роль в развитии западно-европейской скульптуры 2-й половины 18 - 1-й трети 19 вв., в которой наряду с историческими, мифологическими иаллегорическими темами большое значение приобрели портретные задачи (Ж. Б.Пигаль, Э. М. Фальконе, Ж. А. Гудон во Франции, А. Канова в Италии, Б. Торвальдсен в Дании). | |
Отечественная скульптура | В допетровское время искусство в России имело своим призванием служить исключительно религиозным целям, а так как православная церковь гнушается изваяниями человеческих фигур, то скульптура, в настоящем смысле слова, не могла в древней Руси полноценно развиваться.В русской скульптуре с начала 18 в. совершается переход от средневековых религиозных форм к светским; развиваясь в русле общеевропейских стилей - барокко и классицизма, она сочетает пафос утверждения новой государственности, а затем и просветительских гражданских идеалов с осознанием новооткрытой пластической красоты реального мира.Величественным символом определившихся в петровскую эпоху новыхисторических устремлений России стал памятником Петру I в Петербурге работы Э. М. Фальконе. Прекрасные образцы парковой монументально-декоративной скульптуры, деревянной резьбы, парадного портрета появляются уже в 1-й половине 18 в. (Б. К. Растрелли и др.) Во 2-й половине 18 - 1-й половине 19 вв. складывается академическая школа русской скульптуры,которую представляет плеяда выдающихся мастеров. Патриотический пафос, величавость и классическая ясность образов характеризуют творчество: И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демут-Малиновского, С. С. Пименова, И. И. Теребенёва. Тесная связь с архитектурой, равноправное положение в синтезе с ней, обобщенность образного строя типичны для скульптуры классицизма. Б. И.Орловский ангел на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором),(П. К. Клодт(,«Укротители лошадей») Русская скульптура второй трети 19 - начала 20 века Развитие русской скульптуры тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве. - утрата монументальности, потеря связи с архитектурой, преимущественное развитие станковой скульптуры. - монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. - установка монементов личностям имеющим большое общественное занчение - деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям. - в станковой скульптуре - подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки. Каменский Ф.Ф. (1838-1913) "Первый шаг (ГРМ, мрамор), портретные бюсты Антокольский М.М. (1842-1902) - "Петр 1" (1872, ГРМ), созерцательная, философская направленность-"Мефистофель" (мрамор, ГРМ, 1883), "Умирающий Сократ" (мрамор, ГРМ, 1878)М. А. Чижов (группа «Крестьянин в беде») |
|