Глава 6. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЛИЧНОСТИ ОБВИНЯЕМОГО
Экспертиза личностных свойств (особенностей личности) направлена на дачу общего психологического портрета личности. Обычно при производстве любого вида психологической экспертизы психологические свойства выявляются и учитываются. Более того, в ряде европейских стран это обязательное требование к психологическому экспертному исследованию. Однако возможны случаи самостоятельного применения такого вида экспертизы.
Эксперт характеризует структуру личности, ее особенности в эмоциональной, познавательной, волевой сферах, а также психологические черты характера, установки, потребности, способы принятия решений (в том числе в конфликтных ситуациях).
Такая экспертиза может дать доказательственный материал по тем категориям гражданских дел, которые предполагают учет личности сторон (что чаще всего бывает при квалификации спорного правоотношения оценочными нормами права, например, в делах, возникающих из брачно-семейных отношений, в спорах о праве на воспитание детей).
Следует обратить внимание, что оценка личности, даваемая психологом, по содержанию качественно отличается от социальной оценки, даваемой судом. Психолог дает обобщенную интерпретацию данных о личности, им установленных, оперируя при этом категориями и законами науки психологии (выявляя потребности, установки, мотивации, ведущий мотив и пр.), а суд, используя заключение эксперта как судебное доказательство, дает социально-юридическую оценку определенного субъекта гражданского процесса.
Поводами к проведению данного вида экспертизы могут служить данные об асоциальном поведении лица, о непонимании или неадекватной оценке субъектом социальной значимости и сущности совершенных им действий, о несоразмерных ситуации способах действия в конфликтных ситуациях, об особенностях эмо-циально-волевой сферы (агрессивность или равнодушие, апатичность, неспособность изложить мотивы поведения, кажущаяся безмотивность действий).
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Цель занятия. Получение навыков подготовки и написания судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний.
Оснащение. Выписка из материалов уголовного дела и результаты экспериментально-психологического исследования обвиняемого.
Порядок работы.
1. Основываясь на имеющихся материалах уголовного дела и результатах проведенного экспериментально-психологического исследования обвиняемого, самостоятельно подготовить заключение судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний с четкой формулировкой ответов на поставленные вопросы.
2. Оформить заключение судебно-психологической экспертизы в соответствии с необходимыми требованиями.
Приложение 1.
Постановлением следователя прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Сидорова С.П. от 2 октября 2003 года назначено производство судебно-психологической экспертизы Ковалева В.Н., 1977 года рождения, русского, обвиняемого по ст. 105,ч. 1 УК РФ в умышленном убийстве.
Вопросы, вынесенные на разрешение экспертизы:
1. Находился ли обвиняемый в момент совершения им криминальных действий в состоянии физиологического аффекта?
2. Находился ли обвиняемый в момент совершения им криминальных действий в ином непатологическом эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность?
|
***
Анамнестические данные по материалам уголовного дела. Обвиняемый Ковалев – единственный ребенок в семье. Мать - сторож в школе, отец - слесарь. Раннее развитие подэкспертного без особенностей. В школу пошел с 7 лет. Учился средне: на «4» и «3». После окончания 10 классов был призван в ряды СА, однако через год был комиссован (черепно-мозговая травма, полученная в драке). За два года до криминальных событий была еще одна черепно-мозговая травма (ограбили на улице), в результате которой Ковалев целый месяц лежал в неврологической клинике. В настоящее время работает электриком на заводе. По работе характеризуется положительно, но коллеги отмечают повышенную конфликтность поведения Ковалева, его склонность быстро прибегать к насилию.
Обстоятельства дела. Из материалов уголовного дела и со слов подэкспертного известно следующее: Вечером, после работы Ковалев зашел к приятелю. Вместе выпили бутылку водки («под хорошую закуску и разговор»). Примерно в 23-00 часов Ковалев стал собираться домой и, не желая вступать в конфликт с родителями по поводу позднего возвращения в нетрезвом состоянии, попросил приятеля проводить его домой и поговорить с родителями. Войдя в свой подъезд, Ковалев (он шел первым) столкнулся с двумя незнакомыми парнями. Один из них, взял его за воротник и нецензурно выругался ему в лицо. Ковалев оттолкнул его, тогда второй ударил Ковалева. Тот ответил. В подъезде было тесно, поэтому приятель Ковалева ничем не мог ему помочь. Один из парней выхватил нож. Ковалев закричал приятелю: "Зови наших, а то убьют". Кого он имел в виду, впоследствии объяснить не мог: «Просто нужна была помощь». Когда приятель убежал, Ковалев сумел вырваться, выскочил из подъезда и попытался убежать. Парни догнали его, повалили на землю и били ногами. Ковалев уже не мог оказывать активное сопротивление, только пытался прикрыть руками наиболее чувствительные места. Когда и как он сумел отобрать нож у нападавшего, не помнит. Снова сумел вырваться и побежал. Парни снова его догнали и снова били. В какой-то момент Ковалев «раскрылся и получил удар в челюсть, из глаз искры посыпались». С этого момента события помнит плохо. По показаниям свидетелей, он набросился на высокого парня с криком «Падаль, тебе тоже больно будет» и нанес несколько ударов ножом. Второй парень закричал и стал убегать. Ковалев повернулся и, не обращая больше внимания на раненого, погнался за убегавшим. Соседи кричали, многие вышли на балконы. Ковалев догнал потерпевшего, повалил его на землю и нанес 12 ударов ножом. Потерпевший скончался до приезда скорой помощи. Приятель Ковалева показал, что с трудом смог оттащить его от потерпевшего. Сбежались люди. Ковалев пошел проводить приятеля: «Была одна мысль, что по одиночке ходить нельзя». Как провожал, где простились, вспомнить не может. Когда вернулся домой, был задержан работниками милиции.
|
В ходе беседы и в экспериментально-психологическом исследовании Ковалев спокоен. Держится свободно. Речь правильная, суждения логичны, запас слов достаточный. На вопросы отвечает подробно, распространенными ответами, но сам беседу не инициирует. При неудаче обнаруживается аффект неадекватности: резко отказывается от выполнения задания.
Работоспособность невысокая с тенденцией к дальнейшему снижению по мере нарастания утомления. Обнаруживается отвлекаемость внимания, проблемы концентрации внимания.
Результаты экспертно-психологического исследования
ТАБЛИЦЫШУЛЬТЕ: 0,41 - 1,00 - 0,57 - 1,35 - 1,0 (сек/мин)
ТЕСТ ЗРИТЕЛЬНОЙ РЕТЕНЦИИ БЕНТОНА:
ОШИБКИ: пропуск малых фигур - 2
деформация фигуры - 2
контаминация фигур - 1
ЗАПОМИНАНИЕ 10 СЛОВ: Динамика непосредственного запоминания вербального материала 6-7-8-6-9-8-10, ретенция - 6.
ПРЕДМЕТНЫЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. Слон, гусь, ведро, бабочка – ЖИВОТНЫЕ
2. Портфель, книга, чемодан, сумка – СУМКИ
3. Зонтик, фуражка, пистолет, барабан - ТО, ЧТО ВСЕГДА НОСЯТ
4. Нитки, трубка, ножницы, наперсток – ДЛЯ ПОРТНОГО
5. Конькобежец, мяч, конки, лыжи - ЗИМНИЕ ВИДЫСПОРТА
6. Нож, бритва, ножницы, перо - РЕЖУЩИЕ ПРЕДМЕТЫ
7. Очки, часы, весы, градусник — ПРЕДМЕТЫБЫТА (весы медицинские– О.М.).
8. Лампочка, клещи, лопата, карандаш - отказ "ТУТ ВСЕ РАЗНОЕ"
9. Солнце, свеча, лампочка, керосиновая лампа – ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ
Примечание: Жирным подчеркнутым шрифтом выделены слова, обозначающие исключенные предметы. КРУПНЫМ ШРИФТОМ приведены обобщения, сделанные потерпевшей