Билет. Представители Гнесинской исполнительско-педагогической школы старшего поколения. Е.Ф.Гнесина, Т.Д.Гутман, А.Л.Иохелес, Б.М.Берлин, М.И.Гринберг и др.
Елена Фабиановна Гнесина – пианистка, педагог, основатель и бессменный руководитель комплекса учебных заведений имени Гнесиных, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор.
Биографические сведения.
Родилась Елена Фабиановна в семье Фабиана Осиповича Гнесина, казённого раввина Ростова-на-Дону, и Беллы Исаевны Флетзингер -Гнесиной. В многодетной семье (12 детей) постоянно звучала музыка, Белла Исаевна пробуждала своей игрой и пением музыкальные таланты детей. Обучались они изначально на дому в Ростове, но впоследствии родители задумались о серьезном образовании.
Так, в Московскую консерваторию поступила сначала старшая дочь, Евгения, а вслед за ней и Елена. На младшем отделении она училась у Э.Л.Лангера, но, услышав исполнение Еленой Концерта ре-минор Моцарта, В. И. Сафонов взял её в свой класс сразу на старшее отделение. Спустя два года Елена переходит к приглашённому в консерваторию Ферруччо Бузони, который считал ее единственной своей талантливой ученицей и пророчил большую пианистическую карьеру за границей. Работа в его классе была очень интенсивной, были пройдены многие произведения повышенной трудности. Далее Гнесина занимается у П. Ю. Шлёцера, в классе которого заканчивает консерваторию с малой серебряной медалью. В консерватории Е.Ф.Гнесина крепко сдружилась с С.В.Рахманиновым и А.Н.Скрябиным, также общалась с И. А. Левиным, Л. В. Николаевым, Г. Н. Беклемишевым, А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым. Также Гнесина занималась композицией и вокалом. В последний период обучения в консерватории Е.Ф.Гнесина начинает преподавать фортепиано в Интернате гимназии Арсеньевых.
|
Педагогическая и общественная деятельность.
Педагогическая деятельность Гнесиной продолжалась 75 лет (более 70 – в созданных ею учебных заведениях имени Гнесиных). Также 25 лет она концертировала, выступая в многочисленных благотворительных концертах, просветительских мероприятиях, концертах различных художественных обществ. Некоторые из них: "Кружок любителей русской музыки" А. М. и М. С. Керзиных, "Общество по распространению камерной музыки", лекции-концерты Народной консерватории. Чаще всего играла в ансамбле с такими певцами, как П. А. Хохлов, Л. В. Собинов, А. И. Книппер, виолончелистами М. Е. Букиником, А. А. Крейном, своей сестрой – скрипачкой Елизаветой Гнесиной, с коллективом Московской симфонической капеллы под руководством В. А. Булычева (участие в исполнении "Реквиема" Моцарта – партия органа, 1906) и др. Также играла с с братьями И. И. и М. И. Пресс (скрипач и виолончелист) и с Пабло Казальсом (московская премьера Сонаты-баллады М. Гнесина). Также Гнесина тесно общалась со
многими выдающимися деятелями искусства: О. Л. Книппер-Чехова, Д. Д. и В. К. Гончаровы, Р. М. Глиэр, М. А. Бихтер, Ю. Д. Энгель, Л. О. Пастернак, М. О. Штейнберг и многими другими.
В 1895 году Елена Фабиановна вместе с сёстрами открывает Училище Е. и М. Гнесиных. С самого начала она становится главой учебных заведений, ведёт все административные и организационные дела. Вела огромный фортепианный класс (численность учеников достигала 36 человек). С 1899 года организовала обязательный хоровой класс (женский и смешанный хор), которым руководила до 1927 года. Также Гнесина разработала и вела курс методики преподавания и пед.практику (изначально – кружок курса методики).
|
Вскоре училище стало одним из самых лучших частных учебных заведений, которое выпустило огромное количество отличных музыкантов. Председателем выпускной комиссии неизменно являлся А.Б.Гольденвейзер, а выпускники училища поступали в различные консерватории, главным образом, в Московскую. Лучшие ученики Гнесиной поступали в классы К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, А. В. Шацкеса и С. Е. Фейнберга, Г. Г. Нейгауза.
Учебное заведение продолжило существовать и после революции, получив государственную поддержку. С 1920 года школа имеет двухступенную структуру: детская школа и техникум, где Ел.Ф.Гнесина являлась директором.
Ел.Ф.Гнесина активно включалась в деятельность различных образовательных организаций (Московский отдел народного образования, Музыкальный отдел Наркомпроса, отдел художественного образования при Профобреи др.). Также преподавала в трудовых колониях А. А. Луначарской, в Первой Кремлевской школе ВЦИК. Она активно разрабатывала учебные планы, шефские программы, оказывала помощь открывающимся школам.
После кампании РАПМа (Российской ассоциации пролетарских музыкантов) против Гнесиной и последующей его ликвидации, в конце 30-х годов она добивается начала строительства нового здания для училища на улице Воровского (ныне Поварской), одновременно хлопочет об организации нового вуза на базе училища.
|
Во время войны Гнесина лишь три месяца находилась в эвакуации в Казани. В январе 1942 года вернулась в Москву, где организовала активную работу училища, множество мероприятий в помощь фронту. В 1944 году был открыт Государственного музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, где Елена Фабиановна была директором и заведующей фортепианной кафедрой. В 1946 году была открыта спецшкола-десятилетка, что позволило окончательно сформировать четырехступенчатый комплекс учебных заведений имени Гнесиных. Также в ВУЗе были созданы факультеты народных инструментов, народного хора, создана заочная система образования.
С 1953 года пост директора возглавлял Ю.Муромцев, а Елена Фабиановна оставалась художественным руководителем до конца жизни. Ел.Ф.Гнесина всегда стремилась улучшить условия обучения и проживания воспитанников: благодаря ее дипломатическим шагам были выстроены вторая очередь здания института и Концертный зал, общежитие для студентов и кооперативный дом для педагогов-гнесинцев, новые здания обеих школ, начато строительство 13-этажного здания училища.
Количество учеников, воспитанных Гнесиной, не поддаётся подсчёту, так как многие учились у нее, не получая дипломов. Окончивших же училище с дипломом – 100 человек, институт – 25, также были окончившие и спецшколу, и аспирантуру. Среди этих воспитанников известны такие пианисты, композиторы и педагоги, как Л. Н. Оборин, А. А. Чичкин, М. В. Мильман, Б. А. Чайковский, А. А. Бабаджанян; дирижёрами стали Г. Н. Рождественский, Е. А. Акулов, хормейстером – К. П. Виноградов, музыковедами – С. С. Скребков, Л. Л. Рыцлин, Б. С. Ионин, О. Б. Степанов и другие. Ведущие профессора Академии имени Гнесиных – Л. Б. Булатова, В. Е. Зверева, А. В. Малинковская, педагоги училища и школ (в их числе – первая выпускница Елены Фабиановны, ее сестра О. Ф. Александрова-Гнесина, а также Т. С. Герасимович, С. В. Девенишская, И. С. Родзевич и другие). Среди лучших учеников Гнесиной были также её преемники – будущие руководители учебных заведений – Ю. В. Муромцев, З. И. Финкельштейн, Е. В. Давыдова.
Ел.Ф.Гнесина в своей педагогической работе также внесла огромный вклад в создание детского учебного репертуара: «Фортепианная азбука», «Подготовительные упражнения у различным видам ф-нной техники» (Пособие для педагогов. Подготовка к гаммам, арпеджио, легато, полифонии и т.д. 11 разделов с комментариями), сборники детских пьес, в т.ч. «4 тетради этюдов для начинающих».
Ел. Ф. Гнесина общалась с самыми выдающимися людьми своей эпохи, такими как В. И. Духовская, И. П. Яунзем, А. А. Яблочкина, С. Т. Рихтер, К. А. Эрдели, Е. А. Бекман-Щербина, М. В. Юдина, И. С. Козловский. Также Гнесина являлась депутатом Моссовета, членом Союза композиторов, награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.
Педагогические принципы Елены Фабиановны Гнесиной.
Являясь превосходной пианисткой и педагогом, Елена Фабиановна занималась с учениками всех возрастов. Но особый вклад она внесла в развитие детской педагогики и детского фортепианного репертуара. Елена Фабиановна вела курс методики преподавания фортепиано в Техникуме имени Гнесиных, и, основываясь на ее конспектах, можно сделать выводы о некоторых принципах работы.
1. Движения и посадка: игра должна быть пальцевая, весовая, комбинированная. Важны мышечные ощущения и движения. Плечи, предплечья, локти и кисти свободные. Анализировать движения. Для достижения свободы и лучшего ощущения тела проводить гимнастику. Также проводить гимнастику пальцевую.
Важность посадки: точки опоры – корпус, руки, ноги (для маленьких ставить скамеечку под ноги)
Отдельная часть отводится работе с начинающими:
1. Преподаватель знакомится с природными данными ученика для освоения фортепианной игрой.
ü Физические данные: строение рук, пальцев, локтей (задатки)
ü Музыкальные данные: испытание слуха, памяти, ритма, муз.инстинкта
2. После этого ученика можно знакомить с инструментом, клавиатурой и звуковысотностью.
Уроки с начинающими проводятся в таких направлениях, как:
a) Развитие слуха и ритмических навыков: пение отдельных звуков, легчайшие элементы ритмической гимнастики.
b) Постановка рук на основе естественных свободных движений: поднимать легко и свободно от локтя руку, при свободно висящей кисти, и переносить ее с одного звука на другой (отрабатывать на крышке). Сначала правильные движения достигаются отдельно каждой рукой, затем по очереди: левая рука берет звук, а правая в это время поднимается от локтя с висящей кистью и легко падает на клавиши в тот момент, когда левая таким же образом поднимается. Этими упражнениями достигается самостоятельность рук с самого начала обучения. «Держать рояль кончиком пальца», опираться на суставы пальцев. Умение освобождать руку во время движения. Подготовка к легато: подмена пальцев с переносом опоры. Следить за свободным положением руки с слегка закругленными пальцами близ черных клавиш. Развитие 1-го пальца - следить, чтобы не прогибался сустав. Слегка закруглен, опускается на клавишу ближе к концу без толчка и переноса на него веса всей руки. Важна экономия движения, игра близко к клавишам. Фиксированное положение кисти при сильных пальцах. Важно дыхание кисти при разделении фраз.
c) Ознакомление ученика с теоретическими понятиями: изучение звуков сначала первой октавы, потом – всех остальных. Изучение записи звуков и их длительности на нотном стане. Пение по нотам звуков 1-й октавы.
d) Игра по нотам начинается после достижения постановки рук в простейших примерах, после выучивания нот в пределах первой октавы и их длительностей. Очень важно научить ребенка правильно читать нотный текст, бережно относиться ко всем деталям, оттенкам, штрихам.
Следующий этап быстрейшего овладения инструментом - развитие самостоятельности каждой руки.
1. Пальцевые упражнения на легато, ритмические – стаккато.
2. Маленькие упражнения и этюды в виде секвенций и имитаций в 2, 4 и 8 тактов. Маленькие упражнения на 2-х точках опоры. (изложены в Фортепианной азбуке Гнесиной, Маленькие этюды для начинающих.)
3. Воспитание внимания и укрепление музыкальной памяти. Важность приучения к правильной аппликатуре и всем обозначениям.
4. Систематическая читка с листа.
5. Проработка преподавателя с учеником элементарных упражнений. Упражнения для укрепления 1-го и 5-го пальцев. Ознакомление ученика с характером звука.
6. Звукоизвлечение: разнообразная сила звука, развитие ровной звучности всеми пальцами. Важность артикуляции: не допускать шлёпанья пальцами, следить за культурой звукоизвлечения. Необходимо добиваться нужной продолжительности звука. Это изложено в трех закономерностях:
a. Длительность звука прямо пропорционально влияет на массу звучания. Выдерживать длительности, соотносить голоса в двухголосии.
b. Смысловое значение соотношения голосов, слушать голоса «по вертикали» (выбрать ведущий голос, вести их равноправно при несовпадении вершин).
c. Слышание пауз в голосах. Не терять смыслового наполнения голоса, пауза – продолжение музыки.
Далее начинается работа над элементарной фразировкой. Подготовительные упражнения к гаммам и ознакомление с различными тональностями, маленькие аккорды и подготовительные упражнения к арпеджио, хроматической гамме. На протяжении первых двух лет обучения гаммы во всех мажорных тональностях проходятся только в виде подготовительных к ним упражнений.
Когда подготовительный этап освоен, начинается знакомство с педагогическим репертуаром, проработка каждого этюда и пьески. Выбирать репертуар следует в строгом соответствии с продвинутостью ученика и с его индивидуальностью; выбирать только лучшие образцы классических и современных сочинений для музыкально-художественного воспитания молодежи. Для детей лучше всего выбирать программную музыку для развития воображения и интереса («Пьесы-картинки»). Для старших существовал «обязательный репертуар»: инвенции Баха и «Песни без слов» Мендельсона – основа воспитания слышания линий, рельефа и пространственного звучания, туше. Также в них происходит работа над штрихами, сопровождением (соотношением). Слова Елены Фабиановны: «считаю, что обязательно нужно начинать с западной классики и воспитывать главным образом на Бахе. Попутно можно давать сочинения русской классики и лучшие образцы советских пьес.
Вырабатывать хорошую кантилену и хорошую педализацию рекомендую на "Песнях без слов" Мендельсона, и только после хорошо сыгранных нескольких "Песен без слов" Мендельсона можно перейти к Шопену». Также проходились сочинения эпохи барокко (Скарлатти), виртуозные этюды (Шопен, Лист, Рахманинов, Скрябин). Елена Фабиановна уделяла особое внимание ансамблевому исполнительству (ученики аккомпанировали друг другу концерты, играли многие произведения для двух фортепиано) и изучению новых сочинений с привлечением автора (на занятия часто приглашались известные композиторы того времени)
Также особое внимание уделялось вопросом интонации и фразировки. Певучесть – основа интонирования, мелодия – основа музыки. Важен «рельеф тона» – эмоциональная окраска, характер, степень и интенсивность звучания. Необходимость «слышать вперед». Основа интонирования на начальном этапе – исполнение двух звуков легато и выразительное исполнение затактовых построений. Применялся прием подмены пальцев для протяженности звука.
К вопросу педализации Елена Фабиановна подходила с двух сторон: «педальная интуиция», которая была практически у всех учеников за редким исключением, и координационный навык движения. Основа – принцип запаздывающей педали. Важно правильное положение ног на педали, бесшумное нажатие. Далее упражнения со звуком – координировать несовпадающие движения рук и ног. Елена Фабиановна говорила: «очень придирчиво отношусь к небрежностям в тексте и особенно к неряшливой педализации, – к плохой привычке постоянно нажимать педаль, не понимая, что все время пользоваться педалью нельзя, что нельзя все красить одной краской».
Мелизмы должны соотноситься со стилем и темпом. «Украшения должны звучать». Важно чувство меры в вопросах темпа и туше.