Александр Львович Иохелес




(27 февраля [11 марта] 1912, Москва — 19 июня 1978, там же) — советский пианист и музыкальный педагог. Брат архитектора Евгения Иохелеса.

Профессиональное обучение музыке Иохелес начал с 8 лет под руководством Э. Г. Гельмана. В 1925 году поступил в Муыкальный. техникум им. Гнесиных, который окончил за 3 года. В 1928 году был принят сразу на 2-й курс Московской консерватории в класс К. Н. Игумнова (специальное фортепиано) и класс А. Ф. Гедике (камерный ансамбль). С 1931 года, по предложению Гедике, начал работать в косерватории в качестве ассистента кафедры камерного ансамбля. В 1932 году кончил Московскую консерваторию с занесением его имени на мраморную доску выдающихся выпускников. В 1932–42 годах преподавал в Московской консерватории специальное фортепиано и камерный ансамбль. С 1934 года — артист Московской филармонии, гастролировал во многих городах СССР, записывался на радио, выступал по ЦТ.

Был известен как сторонник расширения репертуара за счёт редких и сложных произведений; впервые в России исполнил Фантазию Клода Дебюсси, Концертино Артюра Онеггера, «Негритянскую рапсодию» Франсиса Пуленка. Нередко выступал с собственными транскрипциями — в частности, в 1947 г. исполнил Сонату № 29 «Хаммерклавир» (op. 106) Людвига ван Бетховена в переложении для фортепиано с оркестром. В 1940-50-е гг. играл в составе фортепианного трио с Марком Затуловским и Герцем Цомыком.

С 1946 года — профессор Тбилисской консерватории. С 1956 года до конца жизни преподавал в ГМПИ им. Гнесиных, заведовал одной из фортепианных кафедр института (1965—72). Среди учеников: Ф. Айзенберг, Е. Ашкенази, А. Бергнардт, Т. Загоровская, О. Майзенберг Австрия), М. Маршак, А. Мдонянц, В. Рухман, Л. Саникидзе. Широкую известность получили педагогические комментарии Иохелеса с последующим исполнением сочинений, которые представляли собой некий моноспектакль. На их основе возник ряд исследований Иохелеса — «Эволюция сонатной формы в творчестве Бетховена», «Забытые произведения И. С. Баха» (рукописи).

«Иохелес был музыкант Божьей милостью. <…> У него был совершенно сумасшедший слух, гениальная память, он мог неожиданно подойти к роялю и сыграть всю Третью симфонию Скрябина от начала до конца (наизусть)»[1].

 

Борис Моисеевич Берлин

Пианист, педагог, композитор.

Родился 23 февраля 1906 года в Минске. Его отец был служащим банка; мать — пианисткой. Первым учителем игры на фортепиано был толстовец М.М. Клечковский. В 1922 году Берлин поступил в Московскую консерваторию на 2 факультета: композиторский (класс Г. Э. Конюса, М. Ф. Гнесина, Н. Я. Мясковского) и фортепианный (сначала класс А. Ф. Гедике, затем — К. Н. Игумнова). Одновременно работал в Камерном театре А. Я. Таирова и в синематографе «Малая Дмитровка» (ныне здание Московского театра им. Ленинского комсомола), где импровизациями на рояле сопровождал немые фильмы. В 1931 году окончил консерваторию, став ассистентом Игумнова (до 1934). С 1935 года — доцент, вел собственный класс (до 1944). Среди учеников — К. Аджемов, И. Михновский, В. Подольская, В. Самолётов, Т. Юрова. Много концертировал, выступал на радио. В репертуаре преобладали произведения Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса и А. Н. Скрябина. В 1933 году участвовал в 1-м Всесоюзном конкурсе, прошёл в финал, но из-за болезни рук выступить не смог. Впоследствии был вынужден отказаться от концертирования.

С первых дней Великой Отечественной войны находился в народном ополчении, затем с группой педагогов и студентов Московской консерватории был эвакуирован в Саратов. В 1942 году в Большом зале Саратовской консерватории состоялся вечер студентов класса Берлина, в котором участвовали А. Бабаджанян, И. Белоконь, Г. Богино, А. Каплан, З. Лихтман, М. Поркшеян, А. Франк. С 1944 года и до конца жизни работал в ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных, подготовив свыше 200 пианистов, в 1973–75 годах возглавлял кафедру специального фортепиано. Выработал оригинальную систему преподавания. Будучи блестящим исполнителем и импровизатором, привлекал аудиторию образным мышлением, ярким темпераментом, незаурядной техникой и особенно красочной звуковой палитрой. Автор многих фортепианных произведений, в том числе, Этюд (изд. — М., 1950), Поэма (М., 1955), Две прелюдии (М., 1955), Два вальса (в сб.: Пьесы советских композиторов. М., 1956), «8 картин на русскую тему памяти Игумнова» (М., 1957).

Профессор Б. М. Берлин был необыкновенной личностью. Фортепианная педагогика была главным делом его жизни (более 200 учеников). Но Борис Моисеевич оказывал огромное влияние не только на своих собственных студентов, но и многих других музыкантов, так или иначе попавших в его орбиту. Он обладал необычайно оригинальным, ярким представлением (и слышанием!) музыки. Все, кто присутствовал на его занятиях с учениками, да это и слышно по сохранившимся немногочисленным записям, отмечали, что урок превращался в необыкновенное действо, напоминавшее театральную постановку под руководством вдохновенного артиста — режиссёра и одновременно дирижера оркестра. Однако, при всей кажущейся импровизационности и театральности проведения уроков Берлиным, в их основе была четкая оригинальная система подготовки музыканта — исполнителя, которая, будучи очень самобытной, тем не менее, своеобразно преломила и продолжила лучшие традиции русской фортепианной школы.

Система Б. М. Берлина включала в себя обязательные упражнения на умение слышать звук и сочетания звуков («собирание гармоний»); упражнения на укрепление пальцев для нужного звукоизвлечения и фразировки (секрет виртуозности — в «стальных» пальцах при свободной руке и плече, отсюда и требование особой посадки за инструментом, отчего, даже внешне за роялем, его студенты отличались от других); упражнения на выработку исполнительских приемов. Главным было воспитание образного мышления и умения прочесть музыкальный текст, исходя из стиля композитора. Система отрабатывалась на обязательном репертуаре, который проходили все новые ученики (иногда одновременно) — I скерцо Шопена, Ноктюрн Листа Ми мажор… Удивительно, что Берлину удавалось сделать ученика талантливее, заставляя работать интеллект и эмоции, расширяя представление о композиторе и о возможностях инструмента.

Имя Б. М. Берлина по праву входит в золотой фонд отечественной музыкальной педагогики.

К 100-летию со дня рождения ученики и кафедра специального фортепиано РАМ им. Гнесиных подготовили книгу (составитель А. М. Аксенов)
«Режиссура игры на фортепиано» (Б. М. Берлин — музыкант, личность, педагог).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: