Возникновение и развитие теории логистики




Нередко термин «логистика» отождествляют со словом «логика», даже в книжных магазинах литературу по логике и логистике иногда помещают рядом.

Это не случайно. Ведь произношение этих слов мало отличается друг от друга, а слово «логика» люди употребляют в своей речи намно­го чаще, чем новое, на первый взгляд, слово «логистика», хотя терми­ном «логистика» общество начало пользоваться очень давно.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (в греческом языке logistice — искусство вычислять, рассуж­дать). Специальных государственных контролеров называли логи­стами. Согласно свидетельству Архимеда, в IV в. до н.э. в Древней Греции было 10 логистов.

Другая крупнейшая держава Средиземноморья — Древний Рим — также использовала термин «логистика», подразумевая при этом распределение продуктов.

Позже термин «логистика» начинает встречаться в военных сочи­нениях. Византийский император Леон IV, живший в IX—X вв. н.э., использовал термин «логистика» в учебнике по военному делу в зна­чении «тыл, снабжение войск». Это значение «логистика» сохраняет и до наших дней. Например, в Большом англо-русском словаре слово «Logistics» переводится как тыл, снабжение, материально-техниче­ское обеспечение, организация и осуществление работы тыла.

Можно встретить и другое толкование термина «логистика». Живший в XVII—XVIII вв. немецкий философ-идеалист, математик, физик и языковед Г.В. Лейбниц называл логистикой математическую логику. Такое название математической логики и было официально закреплено в 1904 г. на философской конференции в Женеве.

В России в середине XIX в. согласно Военному энциклопедиче­скому словарю, изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логи­стикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспе­чения.

На рубеже XX в. термин «логистика» в России широкого приме­нения не имел: «...слово „логистика" в новейших военных сочинени­ях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления»,— отмечалось в Энциклопедическом словаре Брок­гауза и Ефрона (1896). В более поздних отечественных энцикло­педических изданиях и в словарях иностранных слов логистика снова трактуется как математическая логика.

В первой половине XX в. о логистике не вспоминали, не говоря уже о ее применении на предприятиях. Но в начале 60-х годов XX в. эта наука вновь заинтересовала практикующих экономистов и менед­жеров различных стран мира.

Масштабное применение принципов логистики в практической экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов объясняется необходимостью сокращения интервалов времени меж­ду приобретением сырья и материалов и реализацией готовой про­дукции конечным потребителям или посредникам. Логистические методы и способы оптимизации движения различных материальных потоков позволяют сокращать излишние материальные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования. Они созда­ют предпосылки для сокращения времени доставки готовой продук­ции, ускорения процесса получения информации, повышения уров­ня предпродажного и послепродажного сервиса.

Обоснованное применение принципов логистики нередко позво­ляет значительно сократить длительность производственно-коммер­ческого цикла (рис. 1.1) и тем самым обеспечить дополнительную прибыль за счет увеличения числа оборотов денежных средств (при условии прибыльности деятельности предприятия).

 

 

Если деятельность предприятия по производству и реализации продукции является убыточной, то сокращение длительности произ­водственно-коммерческого цикла и ускорение оборачиваемости капи­тала может привести к получению прибыли, если происходит увели­чение объема производства реализации продукции.

Логистика сегодня стала жизненно важным компонентом эконо­мики. Деятельность в области логистики многогранна. Она включа­ет управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадра­ми, организацию информационных систем, коммерческую деятель­ность и многое другое. Однако логистическая оптимизация движения материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков наиболее очевидна в рамках производственных предприятий с полным производственно-коммерческим циклом. В торговых орга­низациях также происходит движение материальных потоков, созда­ются запасы и осуществляется складирование и транспортировка. Вместе с тем производственная стадия цикла при этом отсутствует. В некоторых сферах экономики (банковская, страховая деятельность, связь, медицина и т.п.) применение принципов логистики ограниче­но из-за специфики их деятельности.

Принципиальная новизна логистического подхода — органичная взаимная связь, интеграция транспортных, производственных и складских звеньев в единую систему движения материальных пото­ков (материалопроводящая система).

Цель логистического подхода заключается в сквозном и комп­лексном управлении материальными потоками. Главной общей зада­чей логистики считается создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информацион­ных потоков, обеспечивающее высокое качество поставки готовой продукции потребителям, достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятий и организаций к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли, получение преимуществ перед конкурентами. Примером част­ных задач логистики может служить оптимизация производственных и складских запасов, сокращение времени хранения и транспорти­ровки грузов, определение потребности в сырье и материалах, выбор формы снабжения предприятия и т.д.

Управление материальными потоками всегда являлось суще­ственной стороной хозяйственной деятельности многих предприятий и организаций, но лишь сравнительно недавно оно приобрело поло­жение важной функции экономики. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на бы­стро изменяющиеся приоритеты потребителей. В условиях рынка продавца спрос на продукцию значительно превышает предложение: практически все, что производится, быстро продается. У производи­телей не возникает проблем со сбытом, они не ощущают жесткой цено­вой конкуренции и не стремятся к снижению издержек путем опти­мизации движения потоковых процессов. В условиях рынка покупателя последний предъявляет свои требования к качеству и цене продукции. При прочих равных условиях покупается тот товар, кото­рый имеет меньшую цену при одинаковом качестве. Ценовая конку­ренция приводит к необходимости снижать издержки, в том числе и в области управления материальными потоками.

В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов совершенствования материально-технической базы теря­ют свое прежнее значение. Каждый субъект хозяйствования самостоя­тельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, вла­деет ее методами.

Первые проблемы обеспечения процесса производства матери­альными ресурсами появились в 60-х годах XIX в., а причина их воз­никновения связана со значительным ростом затрат на содержание запасов и транспортировку готовой продукции. Поэтому предприя­тия начали проводить исследования в области продвижения матери-алопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортировку продукции. В связи с этим в экономике сформировалась новая наука — логистика.

Применение принципов логистики в российской экономике нача­лось сравнительно недавно. Примерно до начала 70-х годов XX в. производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизиро­вать управление материальными потоками. В 70-х и начале 80-х годов прогрессивные руководители предприятий стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позво­ляет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, около 60—70% составляют расходы на логистику (рис. 1.2), т.е. на транс­портировку, хранение, упаковку и т.д. Постепенно пришло понима­ние того, что в этой области имеется существенный нереализован­ный потенциал снижения издержек и улучшения качества поставок, а значит, и повышения конкурентоспособности как продукции, так и предприятия. Энергетический кризис 70-х годов подтолкнул иссле­дования в этом направлении.

Главные причины, обусловливающие резкое возрастание инте­реса к логистике, заключаются в следующем:

 

■ обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости готовой продукции и улучшения качества поставок;

■ мировой энергетический кризис;

■ научно-технический прогресс, и в первую очередь компьюте­ризация управления, позволившая создавать модели логисти­ческих систем и процессов;

■ превращение рынка продавца в рынок покупателя. Выделяют три этапа развития логистических принципов управ­ления производством.

Первый этап — 60-е годы XX в. — характеризуется объединени­ем складского хозяйства с транспортом и координацией их совмест­ного использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде свя­занные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают взаимные связи. Они начинают «работать» на один экономический результат по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта.

Второй этап — середина 80-х годов. К взаимодействию склади­рования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап осуществляется в настоящее время. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер (рис. 1.3).

История развития российской логистики существенно отлича­ется от западной. В условиях государственного планирования хозяй­ственной деятельности начиная с 30-х годов XX в. в России стави­лись задачи оптимизации мощных грузовых потоков. Для их решения зачастую создавался уникальный методический аппарат.

 

 

В странах с развитой рыночной экономикой логистика развива­лась в основном как хозяйственная деятельность по управлению то­варными потоками в сфере обращения.

 

 

Несмотря на отмеченные различия, ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя (рис. 1.4).

На этой схеме представлено движение двух видов потоков — мате­риальных и информационных. Движение первых на всем пути от источника сырья до конечного потребителя происходит в одном направлении, в то время как информационные потоки движутся в обо­их направлениях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: