Картотека библиографических источников
1. Андрус, [П1] Н.Я. Искусство общения [Текст] [П2] / Л.А[П3]. Андрус, А.Б. Невелев, И.Н. Волотская, – М.: Просвещение, 2003. – 205 с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. – М. [П4]: Просвещение[П5], 2001. – 260 с.
3. Богуславская, Н.Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей у ребенка [Текст] / Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина. – Екатеринбург: АРГО, 2007[П6]. – 280 с.
4. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение: 2003. – 360 с.[П7]
5. Бодалев,[П8] А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] /А.А. Бодалев. – М.: Просвещение: 2002. – 135 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович[П9]. – М.: Просвещение: 1968. – 298 с.
7. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгнер, П.С. Мухина. М.: 1999. – 405 с.
8. Войскунский, А.Е. Я говорю, мы говорим... [Текст] / А.Е. Войскунскии. – М.: Просвещение, 2000. – 380 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
10. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.[П10]
12. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 2001. – 307 с.
13. Дорохов, А.А. Как себя вести: Беседы о вежливости и правилах поведения [Текст] / А.А. Дорохов. – М. Просвещение, 2000. – 308 с.
14. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26–35.[П11]
15. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2005. – Вып. № 11. – С. 3–9.
|
16. Елагина, М.Г. Общение ребенка с окружающими на рубеже раннего и дошкольного детства [Текст] / М.Г. Елагина, Т.В. Гуськова. – М.: Педагогика, 1989. – 88 с.[П12]
17. Запорожец, А.В. Развитие общения у дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. – М.: 1974. – с.
18. Зимняя, И А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зимняя. – Ростов на Дону.: Изд-во "Феникс", 2007. – 480 с.
19. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. – 336 с.
20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
21. Калинина, Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения [Текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2004. – 160 с.
22. Клюева, Н.В. [П13] Учим детей общению. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.[П14] – Ярославль, 2003. – 240 с.
23. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.Д. Кошелева. – М.: Просвещение, 2000. – 176 с.
24. Краткий психологический словарь [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп.– Ростов на Дону.: Феникс, 1999. – 512 с.[П15]
25. Крижан, Э. Как себя вести. О правилах приличия [Текст] / Э. Крижан, Ю. Орлик; пер. со словацкого. – Братислава, 1999. – 365 с.
Картотека диагностических методик
Название методики | Самооценка |
Вид методики | Методика индивидуальных личностных свойств взаимодействия. |
Автор методики | Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн |
Выходные данные | Блейхер, В.М., Крук, И.В. Патопсихологическая диагностика [Текст] / В.М. Блейхер, И.В. Крук. – М.: Киев, 1986. – 126 с. |
Цель методики | Выявить уровень развития адекватной самооценки. |
Материал и оборудование | Бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, фломастер. |
Технология реализации | Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ребенку предлагается одна за другой несколько графических шкал на специальном бланке. Далее ему сообщается инструкция: «Все люди являются либо счастливыми, либо несчастными, либо немного счастливыми и немного несчастными одновременно. Представь себе на одном краю этой линии самого счастливого человека, а на другом краю – самого несчастного. Посередине – среднего человека по количеству счастья. Куда бы ты поместил себя на этой линии?» Ребенку предлагается оценить себя по 10 –ти бальной шкале: уровень «здоровья», «ума», «доброты», «способности», «внешности», «уверенности в себе», «авторитетности у сверстников».На каждого ребенка рассчитывается по 10 минут. |
Интерпретация результатов | Стандартная процедура сбора и анализа данных. Учитывается наблюдение за детьми в процессе экспериментального исследования и беседы с педагогами. Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы дошкольников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам). Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Все данные заносятся в таблицу, где отмечается сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, что позволяет выявить уровень развития адекватной самооценки. 0 – 45 баллов – заниженная самооценка – (3 балла); 45 – 75 баллов – «средняя» и «высокая» самооценка – (2 балла); 75 – 100 баллов – завышенная самооценка – (1 балл). от 15 – до 21 баллов – высокий уровень; от 9 –до 14 баллов – средний уровень; от 1 – до 8 баллов - низкий уровень. |
Преимущества | · Ребенок работает самостоятельно; · наблюдение за каждым ребенком (выявление индивидуальных качеств личности). |
Ограничения | · Возрастные ограничения. Данная методика адаптирована для дошкольников 6 – 7 лет; · проводится в группе или индивидуально. |
|